«Использование средств речевой деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»
статья по развитию речи

Лярская Ирина

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ir.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

        Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

        В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Работая с детьми разных возрастных групп и проводя обследования речи  детей, стало понятно, что дети не могут  выразить полностью свою мысль, скованно их творческое воображение,  плохо развиты навыки связной речи, выразительной речи, моторика, отсутствуют коммуникативные навыки, у них не богатый запас слов, дети отвечают на поставленный вопрос кратко, не объясняя ответа, не умеют составлять описательные, творческие и коллективные рассказы, не могут пересказать содержание только что прочитанной сказки.

Для решения этих проблем я поставила перед собой следующие задачи:

1. Подбор наиболее эффективных методов, приёмов, средств, способствующих создать интерес к речевой деятельности у воспитанников.

2. Обогащение и активизация словаря.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Развитие образной и лексической стороны речи.

5. Развитие интонационной и звуковой культуры речи.

6. Развитие воображения, внимания, памяти, творческого мышления, мелкой моторики

7. Вызвать у родителей интерес к связной речи детей.

Считаю, что необходимо использовать в своей работе такие методы и приемы, которые способствовали бы  развитию речи детей. В первую очередь к ним относится создание предметно-развивающей среды в группе. Создавая предметно-развивающую среду, я постаралась сделать её информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей. В группе имеется практически все необходимое для решения проблемы речевого развития детей: собраны картотеки по экологии, развитию речи, включающие в себя различные стихи, загадки, потешки, считалки, заклички и др. Имеется в наличии достаточно наглядного дидактического и методического материала, детской художественной литературы, книг с иллюстрациями.

В группе есть уголок «Библиотека», где также много детских книг. Их запас регулярно обновляется и пополняется. Выставляются книги в соответствии с тематикой занятий, праздниками.

Свою работу по решению данной проблемы веду с использованием различных средств, методов и видов речевой деятельности и выразительности: посредством театрализованной деятельности, произведений народного творчества, использование фольклора на занятиях и вне занятий, в режимных моментах, в играх (дидактические игры, игры-забавы, пальчиковые игры, хороводные игры, подвижные народные игры, игры инсценировки), чтение сказок и потешек, рассматривание к ним иллюстраций, заучивание стихов, работа с родителями.

Чрезвычайно полезным для развития речи является совместное чтение детских книг и рассматривание иллюстраций. Сначала показываю  картинку, выразительно читаю текст, рассказываю, что нарисовано. Когда дети внимательно рассмотрят иллюстрацию, читаю текст повторно. Стараюсь, чтобы чтение мое  было живым, выразительным. Слушая произведения дети пополняют словарный запас.

        Широко использую в своей работе загадки. Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают её отличным приёмом дидактического воздействия на детей. Предлагаю загадки в начале занятия, наблюдения, бесед, с целью мотивации на предстоящую деятельность и поддержание интереса. Использую загадки как средство проверки и закрепления знаний в занимательной форме, в завершении деятельности.

Использую фольклорные произведения и в продуктивной деятельности. Например, малыши коллективно лепили зернышки для цыплят. Курочка созвала и накормила цыпляток зернами. Дети, сразу подхватывая игру, вспоминают хорошо знакомую потешку «Вышла курочка гулять…». На занятиях по конструированию дети строили разнообразные домики-теремки. При обыгрывании постройки отвечали на вопросы: «Кто постучался в твой теремок?», «Как он попросился жить в твой теремок?». Дети самостоятельно переносили действия и разговор персонажей хорошо знакомого произведения на совершенно другие игрушки: куклы, матрешки, уточки. При повторном строительстве домика, обыгрывали постройку потешками: «Кошка в окошке рубашку шьёт», «Курочка в сапожках избу метёт».

Перед детьми ставлю задачу не только слушать, запоминать, эмоционально прочитать, но и самим обыгрывать. Мы вместе с детьми учились двигаться, говорить, как лисичка-сестричка, зайчик, медведь, в зависимости о ком говорится в потешке.  

Далеко не все дети могли передать характер персонажа, его особенности, и я стала использовать театр. Считаю, что особое значение в дошкольном учреждении  нужно уделять  театрализованной  деятельности и  всем видам детского театра, потому что они помогают: сформировать правильную модель поведения в современном мире; повысить общую культуру ребенка, познакомят с музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, но самое главное совершенствовать все стороны речи. Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон речи детей:

словаря;

грамматического строя;

диалогической и монологической речи;

совершенствованию звуковой стороны речи.

В уголке театрализованной деятельности мы используем разнообразные кукольные театры (пальчиковый, настольный, театр теней, театр масок) для драматизации знакомых сказок и придумывания новых.

В своей работе по развитию речи детей в театрализованной деятельности использую следующие методы и приёмы: - игровые, сюрпризные моменты, словесные,  вопросы, наглядные. В театрализованных играх знакомлю детей с окружающим миром через образы, краски, звуки; обогащаю новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развиваю интерес к литературе. У детей активизируется речь, они активно вступают в диалог со сверстниками и взрослыми. Чтобы не угасал интерес детей к театрализованным играм, придерживаюсь определённых требований: - содержание и разнообразие тематики - постоянное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса.  Дети очень любят игры-инсценировки. Их  мы разыгрываем по подгруппам: одна группа играет спектакль, другая – зрители, а потом наоборот. Для инсценировок использую потешки, небылицы, короткие сказки, героями которых являются животные и дети. Игры-инсценировки способствуют развёртыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи. Дети не только проговаривают прибаутки, потешки, но и передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста. Показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, осторожно ходит котик, как музыканты играют на разных музыкальных инструментах.

Сначала обыгрываю отдельные эпизоды из знакомых сказок, использую разные литературные персонажи, с помощью которых активизирую речевую активность детей. Предлагаю вспомнить, из какой сказки персонажи, какие действия, взаимоотношения героев характерны для данной сказки. Затем дети самостоятельно обыгрывают содержание знакомых сказок, песенок, потешек («Три медведя», «Маша и медведь», «Курочка ряба» и т. д.).

В дошкольном образовании становится все более актуальным использование информационно-коммуникационных технологий (мультимедийного оборудования, компьютера, музыкального центра). Во время НОД, вне занятий и в ходе режимных моментов использую прослушивание в аудиозаписи сказок, песенок и др.

        Также в своей работе я использую такие формы: мероприятия по развитию связной речи (праздники, развлечения, выставки), придумывание и отгадывание загадок, составление творческих рассказов, сказок, рифмованных текстов, игры-драматизации, решение проблемных ситуаций, пальчиковые и речевые игры, игровые упражнения, работа с картиной.

Все умения и навыки, которые дети приобретаю во время НОД и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, стараюсь закреплять во время самостоятельной деятельности.

Большое значение для развития навыков самостоятельной речи, я придаю рассказам по сериям сюжетных картинок. Серии картинок помогают ребёнку разобраться в последовательности событий. Он учится выделять основные моменты в содержании рассказа, уточняет значение известных ему слов и усваивает новые. Новые слова запоминаются не механически, а в процессе их активного использования. В ходе работы над рассказами по серии сюжетных картинок дети овладевают навыками диалогической речи.

Работу по обогащению словарного запаса детей стараюсь включать в любую форму физкультурно-оздоровительных мероприятий. Двигательная активность не будет интересна для ребенка без использования в утренней гимнастики, в подвижных  играх, в самостоятельной двигательной деятельности, при выполнении оздоровительных процедур считалок; словесных игр; без подвижной игры со стихотворным текстом.

В работе по формированию самостоятельной речевой деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста и использую такие приемы, как:

1.  Обращение к усвоенному материалу. С этой целью в книжный уголок вношу прочитанные детям произведения.

2.  Внесение в книжный уголок новых книг с яркими иллюстрациями. Они привлекают внимание детей. Дети пытаются придумать содержание к той или иной иллюстрации.

3.  Слушание в аудиозаписи музыкально-литературных  инсценировок по знакомым сказкам. Здесь закрепляются с детьми сказочные обороты, выражения, сравнения, запоминаются песни, интонации персонажей, которые дети стараются затем воспроизвести при пересказе, драматизации.

4.  Создание ситуаций, способствующих развитию самостоятельной речевой деятельности детей. Например, на прогулке, при наблюдении за явлениями природы, обращаю  внимание на деревья, на небо, солнце и т.д. Читаю строчки из стихотворений. Дети подключаются, получается коллективная декламация.

5. Целенаправленно направляю самостоятельную речевую деятельность. С этой целью предлагаю детям играть в загадки, в настольный театр, обращая внимание на фигурки сказочных персонажей.

6. Самостоятельное изготовление детьми персонажей знакомой сказки, рисование масок и т.д.

7.  Провожу  с детьми развлечения типа литературных викторин. Читаю  отрывки из произведений. Дети должны сказать его название и автора, узнать по иллюстрации сказку и передать, о чём в ней говорится, отгадать загадку и прочитать стихотворение на эту же тему.

8.  Провожу  разнообразные игровые упражнения:

·  придумай загадку о животном;

·  придумай слово, одинаковое по значению, скажи наоборот.

9.  Творческие речевые задания:

·  придумай конец знакомой сказки;

·  продолжи сказку дальше, но с новым вариантом;

·  придумай сказку по названному герою;

·  придумай сказку по предложенным персонажам;

·  сочини сказку по рисункам, по опорным словам.

        В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. Особое место в работе по развитию речи детей занимают дидактические игры с предметными и сюжетными картинками. Они способствуют расширению словарного запаса, формированию обобщенного значения слов, развитию грамматического строя речи, стимулирует активное использование речи. Рассматривая их вместе с воспитателем, дети узнают персонажей, изображенных на картинке, охотно называют их, вспоминают то, что знали раньше. Например, в игре «Узнай сказку» дети по предложенной картинке вспоминают сказку, показывают и называют персонажей. В игре «Отгадай загадку» дети учатся узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие предметов.

В процессе занятий с детьми игра приобретает особое значение: она служит средством для привития детям новых положительных речевых навыков. Так играя с детьми в дидактические игры с игрушками и предметами, такие как: «Кукла Маша проснулась», «Магазин игрушек» помогаю детям закрепить знания о названии одежды, столовой посуды, активизирую речь. Использую в работе настольно – печатные игры: «Парные картинки», «Лото» и т.д. В таких играх формирую речь, закрепляю знания детей о растениях, животных и их детёнышах, овощах и фруктах. С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель, игрушки, животные). В играх: «Больше – меньше», «Чудесный мешочек» учу детей видеть особенности предметов и выделять характерные признаки и качества, закрепляю у детей знания о цвете и величине, обогащаю словарь прилагательными. В игре «Чего не стало?» дети учатся образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных. В этих играх я использую игрушки и реальные предметы. Регулярно предлагаю детям составление разрезных картинок и кубиков. В данном виде игр решаю задачу – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение составлять целый предмет из отдельных частей. Но перед тем как дать задание сложить картинку из её частей, даю детям рассмотреть целую картинку. Обогащаю словарь детей и в дидактических играх: «Отгадай и назови», «Отгадай, кто к нам пришёл», «Кто что делает», «Назови животных и скажи, кто как кричит, кто где живет» и т.д.

Самое главное ее предназначение дидактической игры – развитие моторики. Поэтому обучение застегиванию и расстегиванию пуговиц, завязыванию шнурков, надевать и снимать одежду очень важно и способствует развитию моторики ребенка.

Поделки тоже очень важное занятие. Дети с удовольствием занимаются лепкой, вырезанием, склеиванием поделок из бумаги. Важно чтобы поделки не казались ребенку слишком сложными и не пугали его. Очень интересно детям рисовать. Они передают на бумаге свои чувства и впечатления, рассказать о которых не всегда могут. Часто использую игровое упражнение «Беседа по картинке». Задаю вопросы, на которые дети должны ответить, но не «да» или «нет», а полноценно и четко. Для этой игры употребляю вопросы Что? Где? Когда? Откуда? С кем? Зачем? Почему?

        Также использую подвижные и малоподвижные игры с текстовым сопровождением: «Пузырь», «Карусель», «Гуси-лебеди», «Угадай, чей голосок?» и др. Хороводные игры: «Бабка Ежка», «Колпачок», «Березка», «Дедушка Водяной».

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношение людей друг к другу, их отдых, развлечения и т.д.), т.е. сюжетно-ролевые игры. В таких играх, как «Парикмахерская», «Больница», « Магазин» знакомлю детей с названиями профессий, учу брать на себя роль, выполнять соответствующие действия (постригать, причёсывать, лечить, делать уколы и т.д.). Изначально дети подражают тому, что им показала я, со временем они начинают самостоятельно организовывать игру, вступают в диалог, переносят действия с одного предмета на другой. В ходе игр побуждаю детей к называнию предметов, используемых ими, проговариванию действий, которые они выполняют. В процессе речевого общения с детьми использую и невербальные средства (жесты, мимика, пантомимические движения).

        Одним из основных средств речевого развития является обучение. Обучение на занятиях позволяет дошкольникам освоить наиболее сложный программный материал, обеспечивает формирование необходимых речевых умений, которые затем совершенствуются вне занятий. Занятия по развитию речи детей проводятся еженедельно. Для лучшего усвоения материала использую такие приемы, как:

- чередование хоровых и индивидуальных ответов. Чередование разнообразных хоровых и индивидуальных ответов позволяет вовлечь в работу всех детей, обеспечивает каждому ребенку хорошую речевую нагрузку. Хоровыми могут быть ответы всех детей и по подгруппам.

- использование разнообразных игровых ситуаций. Так, например, составлению рассказа об игрушке часто предшествует игра-инсценировка. Участвуя в ней, дети охотно и легко запоминают слова и выражения, которые позже смогут использовать в своем ответе.

- использование физкультурных пауз.

-вопросы к детям.

- договаривание детьми слов, преднамеренно пропущенных в литературном произведении.

На занятиях использую наглядный дидактический материал, доступный пониманию детей.

Из выше сказанного можно сделать вывод:

- развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию «Наши помощники». Тема: Использование тренажеров в работе с детьми дошкольного возраста.

В конспекте предложен один из  вариантов построения образовательной деятельности по физическому развитию  детей старшего дошкольного возраста с использованием тренажеров в условиях ДОУ....

Мастер-класс инновационной деятельности "Использование «мандал» в работе с детьми дошкольного возраста.

Инновационно – исследовательская деятельность «Использование мандал в работе с детьми дошкольного возраста».Цель: повышение уровня профессионального мастерства  при изучении метода мандалы, ...

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста" "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации"

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив...

Опыт работы по теме «Использование пуговиц в работе с детьми дошкольного возраста»

   «Использование пуговиц в работе с детьми дошкольного возраста»Современное образование направлено на ребенка и его потребности, а так же на создание в дошкольном учрежде...

Статья из опыта работы "Использование "Бизибордов" в работе с детьми дошкольного возраста".

Главное преимущество данной технологии заключается в том, что ребенок может решать любую познавательную задачу в своем собственном темпе, без авторитарного вмешательства со стороны взрослого. Э...

Опыт работы педагога дополнительного образования на тему: «Использование нейрогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста»

Участие педагога в дошкольной образовательной организацииКаждое утро, приходя на работу, я вижу глаза своих детей. Какие они разные! У каждого свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо ...