Главные вкладки

    Конспект занятия "Путешествие с осенью"
    план-конспект занятия по развитию речи

    Галкина Елена Владимировна

    Конспект занятия "Путешествие с осенью"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_osen_4.doc42 КБ

    Предварительный просмотр:

            Конспект занятия: «Путешествие с осенью»

    Програмное содержание

    1. Активизировать знания детей детей по лексическим темам: « Осень», «Деревья», «Овощи», «Фрукты».
    2. Совершенствовать грамматически правильную речь детей: умение правильно употреблять предлоги, пользоваться приемами словообразования и словоизменения.
    3. Развивать физиологический и фонематический слух, речевое дыхание, силу голоса, темп речи.
    4. Развивать навыки элементарного звукового анализа и синтеза.
    5. Развивать связную речь.
    6. Закреплять названия различных овощей и фруктов. Сформировать обобщающие понятия «овощи» и «фрукты» Закрепить отличительные особенности овощей и фруктов.
    7. Закреплять  знания о деревьях, как представителях флоры Земли.
    8. Закрепление знаний об осени, как времени года.
    9. Воспитывать любовь к природе, развивать любознательность.
    10. Развивать память, зрительное и слуховое внимание, тактильные ощущения, мышление в игровой форме.
    11. Формировать мелкую и общую моторику, тренировать координацию движений и речи.

    Оборудование:

    1. Игрушки и модели предметов для сюрпризных моментов (солнышко, дятел, колобок, незнайка).
    2. Мольберты.
    3. Изображения осенних деревьев (клен, дуб, рябина, осина).
    4. Осенние листья разных размеров.
    5. Модели разных настроений солнца;
    6.  Вырезанные из ковролина части лица для самостоятельного составления изображений настроений солнца.
    7. Спортивные атрибуты: скамейка, полочки, мешочки, сенсорная тропа.
    8. Подносы для овощей и фруктов.
    9. Овощи и фрукты разных цветов и размеров.
    10. Символы — картинки звуков « А» и «У».
    11. Пипетки, гуашь в бутылочках, салфетки, подносы, заготовки открыток с готовыми изображениями.
    12. Музыкальный диск с записями шумов и  звуков дождя, ветра, стук дятла, шуршание листвы.
    13. Костюм  для осени.

    Предварительная работа

    1. Чтение и заучивание пальчиковых игр.
    2. Рассматривание иллюстративного и наглядного материала по темам: «Осень», «Деревья», «Овощи», Фрукты».
    3. Словарная работа по данным лексическим темам.
    4. Тренировка памяти, внимания, мышления.

    1 этап   Мотивационно - побудительный

    Ведущий

    • « Ребята, какое сейчас время года?» (осень)
    • «Давайте позовем в гости осень»
    • «Осень, осень в гости просим. А теперь позовем все вместе» (дети повторяют вместе с педагогом).

    Осень

    • « Здраствуйте ребята, здраствуйте взрослые. Я осень,  пришла к вам в гости, принесла много интересного, а еще я приглашаю вас в осеннее путешествие».
    • «Хотите ребята отправиться в путешествие с осенью? Тогда в путь.

    2 этап  Организованно - поисковый  раздел

    Осень       -  « Первой встанет Олеся, перед Олесей Яша, за Яшей Андрей, а Оля      встанет между Яшей и Олесей».

    Ведущий  - « Мы идем тропинками, мы идем дорожками, ручейки мы перейдем в лес осенний  попадем

    Осень       -  « Вот мы и пришли в мой сказочный лес. Как хорошо в лесу! Какой чистый и свежий воздух, давайте подышим  носом  -  вдох, а выдох  - ртом. Дышим глубже, а потом марш на месте не спеша. Как погода хороша!

    • «Ребята, если погода хорошая, то что на небе светит? (солнышко)
    • « А какое у нас солнышко?»  ( теплое, ласковое, доброе, круглое, желтое, лучистое, золотистое)

    Ведущий -солнышко - «Здраствуйте ребята. Я увидела вас и захотела с вами поиграть в игру. Отгадайте, какие у меня  бывают настроения.

    Когда на небе нет туч, я сияю ярко. Какое у меня настроение? (радостное, веселое, улыбчивое).  Покажи Олеся, где у нас радостное и веселое солнышко.

    Осень  - « Давайте покажем солнышку, как мы умеем улыбаться и  радоваться».

    Ведущий - солнышко « Ребята, но вдруг подул ветер и на небе показалась туча» (показать тучку). Какое у меня настроение? (грустное, печальное, расстроенное).  Покажи Андрюша, где у нас грустное солнышко».

    Осень -  « Давайте и мы подуем, как ветерок на тучу и покажем, какие мы стали грустными (уголки губ опустили вниз, брови опущены). Вот какие мы печальные».

    Солнышко - «А теперь подул сильный ветер и туча совсем меня заслонила. Какое у меня стало настроение?» (сердитое, хмурое).

    Осень   -  « Покажи Яша, какое хмурое и сердитое стало солышко. А теперь ребята подуют сильно на тучку и покажут, какое у нас стало сердитое солнышко

    (губы надо плотно сжать и сдвинуть к переносице, к носику)».

    Солнышко - «Ну вот ветерок подул сильнее и тучка стала убегать. Какое у меня стало настроение. Я очень удивилось».

    Осень -    « Покажи Оля, где наше солнышко удивилось. А теперь ребята покажут, какое какое удивленное стало солнышко (ротик приоткроем, брови  высоко поднимем вверх)».

    Солнышко - « А теперь я вам улыбаюсь, радуюсь». Ребята, а теперь попробуйте собрать и показать мои настроения».

    Осень  -   « Оля покажет удивленное солнышко, Яша покажет сердитое солнышко, Олеся нам покажет радостное солнышко, Андрюша печальное солнышко» ( дети выкладывают  на ковролин разные изображения).

    Солнышко - « Спасибо ребята, вы меня порадовали. Теперь я вас всегда буду радовать и согревать. Я с вами прощаюсь».

    Осень  - « А теперь ребята присаживайтесь на полянку и мы будем слушать лесные звуки». ( проводится игра « Что мы услышали» ( звучит  диск с  записями шумов и звуков дождя,  ветра, стук дятла, шуршание листвы).

    Ведущий - дятел - « Здравствуйте ребята! Я дятел, я лечу деревья от вредных жуков и гусениц. А вы хотите мне помочь?».

    Осень - « Конечно дятел, сейчас мы тебе поможем лечить деревья. Правая рука у ребят будет деревом, а левый указательный палец клювом. Сейчас Яша будет лечить дерево и повторит стук дятла ( да - до - ду ). Теперь Олеся (ды - да - ды).

    Оля (ды- да - ду), Андрей (ды - до - ды)».

    Дятел - « Хорошие у меня помощники. Спасибо ребята, я полечу дальше лечить деревья».

    Осень - « Ребята посмотрите, сколько деревьев в моем лесу. Как они называются?» ( ответ детей ). Я рузукрасила листья деревьев в разные цвета . Какого цвета стали листья на деревьях?».

    Осень - «Ребята, а что происходит с листьями осенью, когда дует ветер? (листочки опадают). Ветер срывает листья с веток. Как это называется?(листопад). Посмотрите, какой красивый листок ветер сорвал с осинки. Давайте посмотрим, куда он полетит, смотреть будем только глазами, голову поворачивать не будем (дети следят глазами за листочком вправо, влево, вверх, вниз, круговые движения глаз).

    Ведущий - «Осень, а наши дети знают игру про ветерок и листопад. Давайте поиграем (пальчиковая игра)

                                  Ветер по лесу летал

                                  Ветер листики срывал

                                  Вот дубовый, вот кленовый,

                                  Вот рябиновый резной.

                                  Вот последний лист осинки

                                  Ветер бросил на тропинки.

    Осень - « А теперь ребята превратятся в ветерок и подуют на листочки. Все листочки разлетелись по полянке, помогите мне их собрать. Яша собирает листочки с клена. Как они называются? (кленовый). Оля с осинки (осиновый). Олеся с рябины (рябиновый). Андрюша с дуба (дубовый)».

    « Молодцы ребята, спасибо! Найдите свое дерево и сложите букеты под дерево». Во время выполнения задания спросить: где росли листочки ( на дереве), откуда их сорвал ветер (с дерева), куда упали листочки (на  землю),

    какого цвета и размера. Что ты делаешь?  - « Я собираю кленовые листочки» (ответ детей) и т. д ( совместная работа осени  и ведущего).

    Осень - « Спасибо ребята, вы мне помогли. А теперь мы отправляемся дальше. Осенью часто идут дожди.  Что образуется на дорогах после дождя? (лужи).

    По камушкам пойдем, в лужи мы не попадем» (дети преодолевают препятствие).

    Ведущий - « Я слышала, что кто-то заблудился в лесу и зовет на помощь».

    Осень - «Ребята, посмотрите это человечки они просят, чтобы вы спели их песенки. « А» - « У».  Какой первый звук мы спели, а второй? Сколько звуков мы спели? Давайте ответим тихо «ау», а теперь погромче «ау», а теперь громко «ау».

    Ведущий - колобок - «Здраствуйте ребята, это я вас звал, я хочу с вами поиграть. Посмотрите на мой  большой язычок, он очень любит играть».

    Осень - «Хотите ребята поиграть с колобком? Садитесь на стульчики». Далее проводится  артикуляционные упражнения

                              1. Солнышко -  язычок греется.

    1. Дождик  -  язычок спрятался в домик.
    2. Подул ветер и листочки упали на дорожки - пошлепывание по языку зубками.
    3. « Грабельки» - собираем все листочки с дорожки.
    4. Листочки растут на деревьях  - чистим верхние зубки, на кустиках  -  нижние  зубки.
    5. « Часики»  

     Осень - « Спасибо вам ребята, нам пора отправляться дальше. Пойдем по дорожке и расскажем про наши ножки ( большие ноги идут по дороге топ - топ- топ; маленькие ножки бегут  по дорожке топ- топ-топ-топ-топ)».

    Ведущий -  Незнайка - « Здравствуйте ребята, здравствуй осень! Я Незнайка, а куда вы идете?»

    Осень - « Мы идем с ребятами собирать урожай в сад и огород».

    Незнайка - « А что растет в саду? (ответ детей). На чем растут фрукты? (ответ детей) Какие вы знаете фрукты?  А в огороде, что растет? Где растут, на чем растут овощи? Какие вы знаете овощи?».

    Незнайка - « Хорошо, хорошо  я  все понял!»

    Детям предлагается игра « Незнайкины ошибки».  - «Яблоки растут под кустом».

    Осень - « Правильно сказал Незнайка? Нет, яблоки растут на дереве (ответ детей) Дети, поднимите руки вверх.

    Незнайка - «Огурцы растут на дереве (груша созрела на грядке, морковь выросла на кусте, перец созрел в болоте)

    Осень - «Ребята, я приготовила для вас сюрприз. Хотите узнать, что в этой корзине? Я вам покажу, если вы угадаете, чем я вас буду угощать. Садитесь на стулья, закройте глаза и пробуйте мои угощения». (осень угощает детей)

    Осень - « Молодцы ребята! А теперь посмотрите, что у меня в корзине» (осень показывает корзину с овощами и фруктами).   Дети  вместе  с  осенью  рассматривают овощи и фрукты. Проводится работа над грамматическими формами ( тыква - тыковка, морковь - морковка, лук- лучок, яблоко - яблочко,

    огурец - огурчик);  (яблоко какое по цвету? морковь какая? огурец какой?);

    (какие фрукты и овощи ? круглые -овальные). Осень показывает круг и овал.

    Осень - «Ребята, у меня на подносе овощи и фрукты их надо разделить - овощи на красный поднос, а фрукты на желтый поднос»

    Далее проводится игра « Разложи овощи и фрукты»

    Незнайка - «Ребята, я тоже сейчас соберу фрукты» Проводится игра «Четвертый лишний» (яблоки, груша, слива - огурец ).

    Осень - « Правильно ребята? (нет - почему?)

    Незнайка - «Ладно, тогда я соберу овощи» (морковь, картофель,тыква - апельсин). Дети дают правильный ответ.

    Ребята, а зачем нам овощи и фрукты? (ответы детей). Я понял, из овощей я приготовлю компот».

    Осень - «Ребята, давайте расскажем,  что можно приготовить из овощей»

    (ответ детей). Суп, салат - какой? Пюре из моркови - какое? Запеканка из картофеля - какая?

    Незнайка - «Из фруктов я сварю суп!» (ответы детей).

    Осень - «Незнайка, ребята знают игру из чего можно сварить компот»

    Далее проводится игра « Будем мы варить компот»...

    Незнайка - « Спасибо ребята, теперь я знаю,  где растут овощи и фрукты

    и что из них можно приготовить. До свидания ребята и осень!

    Осень - « Ну вот и заканчивается наше путешествие».

    Ведущий - «Осень, ты много подарков принесла ребятам, а наши дети хотят подарить тебе на память красивые открытки. Ребята, у вас на столах лежат открытки для осени, вы сейчас их разукрасите разноцветными красками».

    (дается инструкция  выполнения работ по системе Монтессори «капельки».

    Дети с помощью пипеток  капельками заполняют изображения на открытках.

    Ведущий - «Осень, посмотри какие открытки мы тебе приготовили».

    Осень - «Спасибо ребята, за ваши  подарки, а я вам оставляю угощение, сливовое и яблочное варенье к чаю. До свидания, до новых встреч!»

    3 этап  Рефлексивно  - коррегирующий

    Ведущий - « Ребята, понравилось вам путешествие с осенью?

                        « Что больше всего вам понравилось?

                        « Какое задание осени было самым интересным?

                        « Молодцы ребята!»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект индивидуального занятия "Осень"

    конспект индивидуального занятия по обучению татарскому языку детей с ЗПР в подготовительной к школе группе...

    Конспект занятия "Золотая осень" подготовительная группа (изобразительная деятельность

    учить детей передавать в рисунке характерные особенности осенней природы, используя определенную цветовую гамму, передающую ее настроение,  использовать для создания выразительного рисунка  ...

    конспект по изо "Осенний дождик"

    конспект занятия во 2младшей группе.Тема недели "Осень"...

    Конспект оздоровительного занятия "Осенняя палитра"

    Задачи: Формировать выразительность движений, умение ориентироваться на слова при построении действий. Подводить детей к элементарным выводам о влиянии объектов и явлений природы на настроение, самочу...

    Конспект Вот и осень наступила

    Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе....