Главные вкладки

    План-конспект занятия по развитию речи:
    Конспект занятия "Путешествие с осенью"

    Галкина Елена Владимировна

    Конспект занятия "Путешествие с осенью"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_osen_4.doc42 КБ

    Предварительный просмотр:

            Конспект занятия: «Путешествие с осенью»

    Програмное содержание

    1. Активизировать знания детей детей по лексическим темам: « Осень», «Деревья», «Овощи», «Фрукты».
    2. Совершенствовать грамматически правильную речь детей: умение правильно употреблять предлоги, пользоваться приемами словообразования и словоизменения.
    3. Развивать физиологический и фонематический слух, речевое дыхание, силу голоса, темп речи.
    4. Развивать навыки элементарного звукового анализа и синтеза.
    5. Развивать связную речь.
    6. Закреплять названия различных овощей и фруктов. Сформировать обобщающие понятия «овощи» и «фрукты» Закрепить отличительные особенности овощей и фруктов.
    7. Закреплять  знания о деревьях, как представителях флоры Земли.
    8. Закрепление знаний об осени, как времени года.
    9. Воспитывать любовь к природе, развивать любознательность.
    10. Развивать память, зрительное и слуховое внимание, тактильные ощущения, мышление в игровой форме.
    11. Формировать мелкую и общую моторику, тренировать координацию движений и речи.

    Оборудование:

    1. Игрушки и модели предметов для сюрпризных моментов (солнышко, дятел, колобок, незнайка).
    2. Мольберты.
    3. Изображения осенних деревьев (клен, дуб, рябина, осина).
    4. Осенние листья разных размеров.
    5. Модели разных настроений солнца;
    6.  Вырезанные из ковролина части лица для самостоятельного составления изображений настроений солнца.
    7. Спортивные атрибуты: скамейка, полочки, мешочки, сенсорная тропа.
    8. Подносы для овощей и фруктов.
    9. Овощи и фрукты разных цветов и размеров.
    10. Символы — картинки звуков « А» и «У».
    11. Пипетки, гуашь в бутылочках, салфетки, подносы, заготовки открыток с готовыми изображениями.
    12. Музыкальный диск с записями шумов и  звуков дождя, ветра, стук дятла, шуршание листвы.
    13. Костюм  для осени.

    Предварительная работа

    1. Чтение и заучивание пальчиковых игр.
    2. Рассматривание иллюстративного и наглядного материала по темам: «Осень», «Деревья», «Овощи», Фрукты».
    3. Словарная работа по данным лексическим темам.
    4. Тренировка памяти, внимания, мышления.

    1 этап   Мотивационно - побудительный

    Ведущий

    • « Ребята, какое сейчас время года?» (осень)
    • «Давайте позовем в гости осень»
    • «Осень, осень в гости просим. А теперь позовем все вместе» (дети повторяют вместе с педагогом).

    Осень

    • « Здраствуйте ребята, здраствуйте взрослые. Я осень,  пришла к вам в гости, принесла много интересного, а еще я приглашаю вас в осеннее путешествие».
    • «Хотите ребята отправиться в путешествие с осенью? Тогда в путь.

    2 этап  Организованно - поисковый  раздел

    Осень       -  « Первой встанет Олеся, перед Олесей Яша, за Яшей Андрей, а Оля      встанет между Яшей и Олесей».

    Ведущий  - « Мы идем тропинками, мы идем дорожками, ручейки мы перейдем в лес осенний  попадем

    Осень       -  « Вот мы и пришли в мой сказочный лес. Как хорошо в лесу! Какой чистый и свежий воздух, давайте подышим  носом  -  вдох, а выдох  - ртом. Дышим глубже, а потом марш на месте не спеша. Как погода хороша!

    • «Ребята, если погода хорошая, то что на небе светит? (солнышко)
    • « А какое у нас солнышко?»  ( теплое, ласковое, доброе, круглое, желтое, лучистое, золотистое)

    Ведущий -солнышко - «Здраствуйте ребята. Я увидела вас и захотела с вами поиграть в игру. Отгадайте, какие у меня  бывают настроения.

    Когда на небе нет туч, я сияю ярко. Какое у меня настроение? (радостное, веселое, улыбчивое).  Покажи Олеся, где у нас радостное и веселое солнышко.

    Осень  - « Давайте покажем солнышку, как мы умеем улыбаться и  радоваться».

    Ведущий - солнышко « Ребята, но вдруг подул ветер и на небе показалась туча» (показать тучку). Какое у меня настроение? (грустное, печальное, расстроенное).  Покажи Андрюша, где у нас грустное солнышко».

    Осень -  « Давайте и мы подуем, как ветерок на тучу и покажем, какие мы стали грустными (уголки губ опустили вниз, брови опущены). Вот какие мы печальные».

    Солнышко - «А теперь подул сильный ветер и туча совсем меня заслонила. Какое у меня стало настроение?» (сердитое, хмурое).

    Осень   -  « Покажи Яша, какое хмурое и сердитое стало солышко. А теперь ребята подуют сильно на тучку и покажут, какое у нас стало сердитое солнышко

    (губы надо плотно сжать и сдвинуть к переносице, к носику)».

    Солнышко - «Ну вот ветерок подул сильнее и тучка стала убегать. Какое у меня стало настроение. Я очень удивилось».

    Осень -    « Покажи Оля, где наше солнышко удивилось. А теперь ребята покажут, какое какое удивленное стало солнышко (ротик приоткроем, брови  высоко поднимем вверх)».

    Солнышко - « А теперь я вам улыбаюсь, радуюсь». Ребята, а теперь попробуйте собрать и показать мои настроения».

    Осень  -   « Оля покажет удивленное солнышко, Яша покажет сердитое солнышко, Олеся нам покажет радостное солнышко, Андрюша печальное солнышко» ( дети выкладывают  на ковролин разные изображения).

    Солнышко - « Спасибо ребята, вы меня порадовали. Теперь я вас всегда буду радовать и согревать. Я с вами прощаюсь».

    Осень  - « А теперь ребята присаживайтесь на полянку и мы будем слушать лесные звуки». ( проводится игра « Что мы услышали» ( звучит  диск с  записями шумов и звуков дождя,  ветра, стук дятла, шуршание листвы).

    Ведущий - дятел - « Здравствуйте ребята! Я дятел, я лечу деревья от вредных жуков и гусениц. А вы хотите мне помочь?».

    Осень - « Конечно дятел, сейчас мы тебе поможем лечить деревья. Правая рука у ребят будет деревом, а левый указательный палец клювом. Сейчас Яша будет лечить дерево и повторит стук дятла ( да - до - ду ). Теперь Олеся (ды - да - ды).

    Оля (ды- да - ду), Андрей (ды - до - ды)».

    Дятел - « Хорошие у меня помощники. Спасибо ребята, я полечу дальше лечить деревья».

    Осень - « Ребята посмотрите, сколько деревьев в моем лесу. Как они называются?» ( ответ детей ). Я рузукрасила листья деревьев в разные цвета . Какого цвета стали листья на деревьях?».

    Осень - «Ребята, а что происходит с листьями осенью, когда дует ветер? (листочки опадают). Ветер срывает листья с веток. Как это называется?(листопад). Посмотрите, какой красивый листок ветер сорвал с осинки. Давайте посмотрим, куда он полетит, смотреть будем только глазами, голову поворачивать не будем (дети следят глазами за листочком вправо, влево, вверх, вниз, круговые движения глаз).

    Ведущий - «Осень, а наши дети знают игру про ветерок и листопад. Давайте поиграем (пальчиковая игра)

                                  Ветер по лесу летал

                                  Ветер листики срывал

                                  Вот дубовый, вот кленовый,

                                  Вот рябиновый резной.

                                  Вот последний лист осинки

                                  Ветер бросил на тропинки.

    Осень - « А теперь ребята превратятся в ветерок и подуют на листочки. Все листочки разлетелись по полянке, помогите мне их собрать. Яша собирает листочки с клена. Как они называются? (кленовый). Оля с осинки (осиновый). Олеся с рябины (рябиновый). Андрюша с дуба (дубовый)».

    « Молодцы ребята, спасибо! Найдите свое дерево и сложите букеты под дерево». Во время выполнения задания спросить: где росли листочки ( на дереве), откуда их сорвал ветер (с дерева), куда упали листочки (на  землю),

    какого цвета и размера. Что ты делаешь?  - « Я собираю кленовые листочки» (ответ детей) и т. д ( совместная работа осени  и ведущего).

    Осень - « Спасибо ребята, вы мне помогли. А теперь мы отправляемся дальше. Осенью часто идут дожди.  Что образуется на дорогах после дождя? (лужи).

    По камушкам пойдем, в лужи мы не попадем» (дети преодолевают препятствие).

    Ведущий - « Я слышала, что кто-то заблудился в лесу и зовет на помощь».

    Осень - «Ребята, посмотрите это человечки они просят, чтобы вы спели их песенки. « А» - « У».  Какой первый звук мы спели, а второй? Сколько звуков мы спели? Давайте ответим тихо «ау», а теперь погромче «ау», а теперь громко «ау».

    Ведущий - колобок - «Здраствуйте ребята, это я вас звал, я хочу с вами поиграть. Посмотрите на мой  большой язычок, он очень любит играть».

    Осень - «Хотите ребята поиграть с колобком? Садитесь на стульчики». Далее проводится  артикуляционные упражнения

                              1. Солнышко -  язычок греется.

    1. Дождик  -  язычок спрятался в домик.
    2. Подул ветер и листочки упали на дорожки - пошлепывание по языку зубками.
    3. « Грабельки» - собираем все листочки с дорожки.
    4. Листочки растут на деревьях  - чистим верхние зубки, на кустиках  -  нижние  зубки.
    5. « Часики»  

     Осень - « Спасибо вам ребята, нам пора отправляться дальше. Пойдем по дорожке и расскажем про наши ножки ( большие ноги идут по дороге топ - топ- топ; маленькие ножки бегут  по дорожке топ- топ-топ-топ-топ)».

    Ведущий -  Незнайка - « Здравствуйте ребята, здравствуй осень! Я Незнайка, а куда вы идете?»

    Осень - « Мы идем с ребятами собирать урожай в сад и огород».

    Незнайка - « А что растет в саду? (ответ детей). На чем растут фрукты? (ответ детей) Какие вы знаете фрукты?  А в огороде, что растет? Где растут, на чем растут овощи? Какие вы знаете овощи?».

    Незнайка - « Хорошо, хорошо  я  все понял!»

    Детям предлагается игра « Незнайкины ошибки».  - «Яблоки растут под кустом».

    Осень - « Правильно сказал Незнайка? Нет, яблоки растут на дереве (ответ детей) Дети, поднимите руки вверх.

    Незнайка - «Огурцы растут на дереве (груша созрела на грядке, морковь выросла на кусте, перец созрел в болоте)

    Осень - «Ребята, я приготовила для вас сюрприз. Хотите узнать, что в этой корзине? Я вам покажу, если вы угадаете, чем я вас буду угощать. Садитесь на стулья, закройте глаза и пробуйте мои угощения». (осень угощает детей)

    Осень - « Молодцы ребята! А теперь посмотрите, что у меня в корзине» (осень показывает корзину с овощами и фруктами).   Дети  вместе  с  осенью  рассматривают овощи и фрукты. Проводится работа над грамматическими формами ( тыква - тыковка, морковь - морковка, лук- лучок, яблоко - яблочко,

    огурец - огурчик);  (яблоко какое по цвету? морковь какая? огурец какой?);

    (какие фрукты и овощи ? круглые -овальные). Осень показывает круг и овал.

    Осень - «Ребята, у меня на подносе овощи и фрукты их надо разделить - овощи на красный поднос, а фрукты на желтый поднос»

    Далее проводится игра « Разложи овощи и фрукты»

    Незнайка - «Ребята, я тоже сейчас соберу фрукты» Проводится игра «Четвертый лишний» (яблоки, груша, слива - огурец ).

    Осень - « Правильно ребята? (нет - почему?)

    Незнайка - «Ладно, тогда я соберу овощи» (морковь, картофель,тыква - апельсин). Дети дают правильный ответ.

    Ребята, а зачем нам овощи и фрукты? (ответы детей). Я понял, из овощей я приготовлю компот».

    Осень - «Ребята, давайте расскажем,  что можно приготовить из овощей»

    (ответ детей). Суп, салат - какой? Пюре из моркови - какое? Запеканка из картофеля - какая?

    Незнайка - «Из фруктов я сварю суп!» (ответы детей).

    Осень - «Незнайка, ребята знают игру из чего можно сварить компот»

    Далее проводится игра « Будем мы варить компот»...

    Незнайка - « Спасибо ребята, теперь я знаю,  где растут овощи и фрукты

    и что из них можно приготовить. До свидания ребята и осень!

    Осень - « Ну вот и заканчивается наше путешествие».

    Ведущий - «Осень, ты много подарков принесла ребятам, а наши дети хотят подарить тебе на память красивые открытки. Ребята, у вас на столах лежат открытки для осени, вы сейчас их разукрасите разноцветными красками».

    (дается инструкция  выполнения работ по системе Монтессори «капельки».

    Дети с помощью пипеток  капельками заполняют изображения на открытках.

    Ведущий - «Осень, посмотри какие открытки мы тебе приготовили».

    Осень - «Спасибо ребята, за ваши  подарки, а я вам оставляю угощение, сливовое и яблочное варенье к чаю. До свидания, до новых встреч!»

    3 этап  Рефлексивно  - коррегирующий

    Ведущий - « Ребята, понравилось вам путешествие с осенью?

                        « Что больше всего вам понравилось?

                        « Какое задание осени было самым интересным?

                        « Молодцы ребята!»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия с детьми раннего возраста. Тема:Аппликация из осенних листьев" Осенний букет"( коллективная работа).

    Цель: развивать у детей художественно-творческие способности, воспитывать терпение, усидчивость и фантазию....

    Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя с детьми подготовительного возраста с общим недоразвитием речи с использованием ИКТ и элементов сказкотерапии . ТЕМА: "Встреча с Осенью"

    Логопедические цели.Неречевые:1. Развитие слухового восприятия и  динамического праксиса: воспроизведение    ритмической структуры.2. Развитие слухового внимания и памяти, вербальн...

    Конспект НОД с использованием ЭОР "Дары прекрасной осени" (с Презентацией)

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ЭОР Тема: «Дары прекрасной осени»Средняя группа Цели:закрепить знания детей об овощах и фруктах, умение их различа...

    Методическая разработка: конспект занятия с детьми с ОНР по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием технологии "Дидактический синквейн" по теме "Деревья осенью"

    Методическая разработка: конспект занятия с детьми с ОНР по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием технологии "Дидактический синквейн" по теме "Дере...