Откуда хлеб пришел?
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Иванова Надежда Владиславовна

конспект занятия по развитию речи "Откуда хлеб пришёл?" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_r.r.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте ребята, здравствуйте взрослые! Я рада, что мы сегодня здесь собрались. Вы стали совсем большими, многому научились, пришла пора поделиться своими знаниями. Мы с вами поиграем, посоревнуемся, поучимся друг у друга. 
Сегодня к нам в детский сад пришли гости.
- Попробуйте подобрать слова для определения выражения их лиц(варианты ответов: добрые, спокойные, улыбающиеся, светлые, открытые, внимательные).Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. И пусть это пожелание будет теплым и искренним.

Н. Красильникова «Доброе утро».
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро»
-Доброе утро- нам птица поет (ви-вить),
-Доброе утро- скажет нам кот (мяу),
-Доброе утро- жужжит нам пчела (з-з-з),
-Доброе утро – как ваши дела?
-Доброе утро – лягушка сказала (ква-ква-ква),
-Доброе утро –нам мышь пропищала (пи-пи-пи),
-Доброе утро – шумят тополя (ля-ля-ля),
-Доброе утро, родная земля!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель. После таких теплых, искренних слов стало еще больше радостных и светлых лиц. Вот что может сделать доброе слово.

Загадка:
Оно может быть ласковым, может быть грубым,
Оно может быть тихим, может быть громким.
Оно может обидеть, может рассмешить.
Его можно сказать, а можно взять и написать,
Но для этого надо буквы знать. Что это? (слово)

Воспитатель.
-А сейчас я хочу проверить, много ли вы знаете слов?
-Какое сейчас время года? (зима).
-Подберите слова, обозначающие признак предмета, к слову «зима» (холодная, морозная, снежная, скрипучая, серебристая). 
-На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признак предмета? (какой, какая, какое)
-На какие вопросы отвечают слова, обозначающие действие предмета? (что делает?).
-Подберите слова, обозначающие действие предмета, к слову «снег»(, падает, кружится, идет, блестит, искрится, скрипит, сверкает).
-Из чего состоят слова, когда мы их произносим? ( из звуков).
-Какие бывают звуки? (гласные и согласные).

Воспитатель. Я расскажу вам сказку.
В звонком городе на певучей улице
Звуки жили гласные,
Пели песни разные.
А, О,У,Ы,Э,И вместе жили
И давно дружили. 
Первым просыпался А.
А - вставать уже пора (ребенок).
Отвечал ему звук У.
У – ну я же не хочу (ребенок).
Вслед за ним стонал звук О.
О – как рано- то еще? (ребенок).
Дальше ныл ленивый Ы.
Ы – разве были мы должны? (ребенок).
Вдруг ну как из- под земли
Появились Э и И.
Э – проснитесь побыстрей,
Собирайтесь в путь скорей.
Чтобы было веселей,
Надо нам найти друзей (ребенок).
И – тогда не будет грустно,
И не будем мы скучать,
И с друзьями вместе будем
И петь песни и играть (ребенок).

Воспитатель. Гласные звуки пошли искать друзей.
- Кто дружит с гласными звуками? (согласные).

Воспитатель. Они так и называются – согласные, потому что дружат с гласными звуками.
Слушайте дальше сказочную историю.
В этом же городе, но на другой улице живут 2 гнома с необычными именами – Тим и Том.
Тим – любит все мягкие звуки –ль, -мь, -дь.
Том – любит все твердые звуки – р, -ж, -д.
Живут они в одном доме и окружают их разные звуки.
Тим любит играть с мягкими звуками, а Том с твердыми звуками.
Комната Тима зеленая, он выбирает предметы, которые начинаются на мягкий звук.
Комната Тома синяя, он выбирает предметы, которые начинаются на твердый звук.
Воспитатель. Кто-то звуки им смешал, все картинки разбросал.
- Давайте поможем гномам разобрать картинки.
Для Тома нужны картинки с предметами, названия которых начинаются на звуки… какие?(твердые - барабан, роза, самолет, машина).
Для Тима нужны картинки с предметами, названия которых начинаются на звуки… какие? (мягкие –белка, лиса, велосипед, пила).

Дети выделяют звук, на который начинается название предмета, изображенный на картинке, х – арактеризуют – твердый он или мягкий).

Воспитатель. Названия этих предметов начинаются на мягкие звуки – они для Тима. А эти начинаются на твердые звуки – они для Тома.
Звуки гласные и согласные дружат между собой. Наши дети тоже умеют дружить.

Физкультурная пауза «Дружно за руки берись». 
Дружно за руки берись (встают в хоровод),
Друг за другом повернись.
Будем веселиться, прыгать и кружиться.
Много радостных людей
Добрых, верных нам друзей (сжимают и разжимают кулачки).
1-2-3-4-5 –всех никак не сосчитать (загибают пальцы рук) .
Хмуриться не будем (хмурое лицо),
Про печаль забудем (печальное лицо),
Станем улыбаться (улыбка),
Весело смеяться (заборчик),
Улетели все печали, 
Лица радостными стали (ходят по кругу).

Воспитатель. Я вижу, что вы дружные ребята. Есть пословица – нет друга, так ищи, а нашел, так береги. 
Вы знаете много пословиц о слове, о языке. (дети называют пословицы о слове, о языке)
- Язык без костей;
- Язык до Киева доведет;
- На языке мед, а под языком лед;
- Языком мели, а рукам воли не давай;
- Бери хлеб на обед, а слово на ответ;
- Не спеши языком, торопись делом;

Воспитатель. Молодцы, назвали много пословиц о слове, о языке, о нашей речи.
- Из чего состоит наша речь? (из предложений);
- Из чего состоит предложение? (из слов);
- Из чего состоит слово, когда мы его пишем или читаем? (из букв)

Воспитатель. А сейчас я хочу проверит, знаете ли вы буквы.
Дидактическая игра «Где буква? Где цифра?» 
(на магнитной доске необходимо убрать цифры, остаются только буквы, слово «СКАЗКА»)

Драматизация сказки «Рукавичка».

Игра «Пожелания»:
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу на прощанье 
Мы подарим пожелания. (дети говорят друг другу пожелания)

Воспитатель: - Ребята, кто скажет, какое сейчас время года? (Весна)

-Назовите, пожалуйста, весенние месяцы? (Март, апрель, май)

-Какой по счёты месяц весны сейчас идёт? Как он называется?  (Второй. Апрель)

-А что происходит весной в природе? (Дети называют признаки весны).

Правильно, вот и в нашей группе расцвёл необычный цветок.

- Посмотрите внимательно, что в нём необычного? (Цветок с лепестками разного цвета и на каждом лепестке нарисована цифра).

3 лепесток – 3 задание  «Страна Словария»

Воспитатель: Лепесток приглашает нас в страну Словарию.

- Как вы думаете, почему страна так называется? (Потому что там живут слова).

Воспитатель: Посмотрите, на доске нарисована схема предложения.

- Сколько слов в этом предложении?  (Четыре слова).

- Сколько предлогов? (Один предлог).

Правильно! Придумайте, пожалуйста, предложения по схеме.

Воспитатель: Давайте оторвём  следующий лепесток. Какой по счёту?

4 лепесток – 4 задание

Воспитатель: Звуковой анализ слова «белка». Гласные звуки заменяем буквами.

Воспитанники проводят звуковой анализ слова. После один воспитанник разбирает слово у доски, остальные проверяют. Определяют ударный слог и звук.

Воспитатель: Молодцы! Отрываем лепесток, какой по счёту?

5 лепесток – 5 задание               Игра «Вырасти словесное дерево»

На  мольберте лист с нарисованным деревом без листьев.

Воспитатель: Ребята посмотрите, беда случилась с деревом. Все листья осыпались. Нам нужно вернуть листья. Надо подобрать однокоренные слова. Каждое слово – это один листочек, который вернётся на дерево.

 Воспитанники образовывают однокоренные слова к словам: вода, лёд, снег, воз, гора, лес, соль, сад, звон.

Заключительная часть: 

Воспитатель: Посмотрите, на цветке не осталось ни одного лепестка. Мы выполнили все задания, которые приготовил нам цветок. Давайте вспомним, какие задания мы выполняли. Какое задание для вас было самым интересным? Какое сложным? Почему? Какое самое лёгкое?

Воспитатель: Я думаю, что нам помогла справиться со всеми заданиями дружба.

Давайте все встанем и передадим свою дружбу друг другу, рукопожатием.

Игра «Эстафета дружбы»

Начинает воспитатель: «Я передам вам свою дружбу, и она идёт от меня к Диме, от Димы к Милане и …т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб на стол пришёл"

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб на стол пришёл" Программное содержание: Познакомить детей с трудом хлеборобов. Закрепить знания ...

Конспект занятия по развитию речи на тему: « Откуда хлеб пришел».

      I.            Чтение стихотворения А. Балина «Хлеб»      II....

Интегрированное игровое занятие в подготовительной логопедической группе "Откуда хлеб пришёл?"

Итоговое занятие по теме "Хлеб". Содержит экспериментальную и трудовую деятельность....

Конспект занятия по познавательному развитию "Откуда хлеб пришёл"

В старшей группе 28.09.12. состоялась экскурсия в краеведческий музей. В музее проходил праздник "Каравай, каравай, лёгкий хлеб не выбирай". Дети старшей группы активно учавствовали в празднике: читал...

Презентация "Как хлеб на стол попал"(приложение к конспекту занятия "Откуда хлеб пришел")

Презентация состоит из 18 слайдов, последовательно рассказывающих о долгом пути хлеба от поля до нашего стола....

Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"

Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных представлений о хлебе у детей старшего дошкольного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".

Итоговое занятие по формированию целостной картины мира о хлебе у детей старшегог дошкошьного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".....