Проект по развитию речи в старшей группе «Путешествие по сказкам»
проект по развитию речи (старшая группа)

 Воспитание любви к книгам начинается в раннем детстве и способствуют  этому сказки. Сказки передаются из поколения в поколение на протяжении веков. Сказки играют большую роль в становлении личности ребенка, играют большую роль в модели его поведения. Сказки научат ребёнка отличать добрые поступки от плохих, учат детей быть добрее и справедливее. Сказка для ребенка – это не только захватывающие истории, сказка несет в себе педагогическое действие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по развитию речи в старшей группе

«Путешествие по сказкам»

Разработала: Шайхулова Е.Н. воспитатель

        Актуальность:

Воспитание любви к книгам начинается в раннем детстве и способствуют  этому сказки. Сказки передаются из поколения в поколение на протяжении веков. Сказки играют большую роль в становлении личности ребенка, играют большую роль в модели его поведения. Сказки научат ребёнка отличать добрые поступки от плохих, учат детей быть добрее и справедливее. Сказка для ребенка – это не только захватывающие истории, сказка несет в себе педагогическое действие.

 Рассказывая сказку можно покормить ребёнка, успокоить его и уложить спать, скучное занятие можно превратить в игру. Самое главное, чему учит нас сказка - оставаться в душе чуть-чуть Волшебником. Чтобы повысить интерес к сказкам, любви к книгам мной был разработан проект «В гостях у сказки».

Данный проект способствует созданию благоприятной дружеской атмосферы в группе, а также использованию игровых методов, направленных на развитие связной  речи с учётом таких характеристик личности, как активность, самостоятельность, эмоциональная устойчивость, творчество.

Проблема: В век компьютерных технологий, прогресса, занятости родителей очень часто мы сталкиваемся с тем, что наши дети, к сожалению меньше общаются с книгами, исчезает интерес к истокам художественной литературы – устному народному творчеству.

И поэтому в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Нарушения речи сказываются на последующем развитии и обучении ребенка, на общении со сверстниками и взрослыми.

Именно, средством развития речи, общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, обогащения словаря детей, использования в речи разнообразных языковых средств, эмоциональной отзывчивости и сопереживания героям произведений служит чтение народной художественной литературы - сказок.  

Цель проекта:  Развитие связной речи детей через знакомство со сказками.

Задачи проекта:

1.Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.

2.Обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь, воспитывать умение использовать в речи разнообразные языковые средства.

3.Развивать эмоциональную отзывчивость и сопереживание героям литературных произведений.  

Тип проекта: познавательно - творческий.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), воспитатель, родители.                              

По количеству участников: коллективный

По продолжительности: средне - срочный  (01.11.18 по 10.12.18гг.)

Предполагаемый результат:

  • воспитанники знают и хорошо ориентируются в художественной литературе, определяют жанровую принадлежность;
  • владеют расширенным словарным запасом;
  • владеют навыками продуктивной деятельности;
  • владеют выразительными способами общения.
  • получают удовольствие от совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;
  • пользуются выразительными средствами речи;
  •  имеют устойчивый интерес к художественной литературе;
  • способны выражать эмоции, поддерживать диалог.

Этапы реализации проекта 

1. Подготовительный этап (аналитический): 

- обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

-определение цели, задач проекта;

-выявление первоначальных знаний детей о русских народных сказках;

-подбор литературы, пособий;

- чтение  русских народных сказок дома и в саду;

- рассматривание иллюстраций русских народных сказок;

- информирование родителей воспитанников о предстоящем проекте;

- составление плана работы.

2. Основной (реализация намеченных планов): 

Практическая работа (создание условий для социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической деятельности):

-  беседа по прочитанной сказке; проблемные ситуации;

- проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр;

- продуктивная, изобразительная деятельность (конструирование, лепка, рисование);

- консультации, памятки для родителей;

- консультации, памятки для педагогов;

3. Заключительный этап (продукт деятельности):

- выставка  совместно творческих работ родителей с детьми: «В мире сказок» (рисование);

- конструирование из цветной бумаги «Герои любимых сказок» (ручной труд);

- открытый показ ООД «Путешествие в мир сказок»;

 - викторина «Путешествие по сказкам».

 - Обобщение результатов работы.

Технологическая карта  

Образова-

тельная область

Тема

Программное содержание

Совместная деятельность родителей и педагогов

Социально – коммуникативное развитие

 Беседа по прочитанным сказкам:  «Сказка ложь – да в ней намек»

воспитание морально-нравственных качеств дошкольников: доброты, взаимопомощи, сочувствия посредством сказок

 

 

Консультации для родителей: «Почему полезно читать ребенку на ночь»

Выставка книг русской народной сказки (совместно с  родителями)

«Моя любимая сказка»

 

Проблемные ситуации: «Чему учат сказки?»

Углублять, расширять и закреплять знания детей о добре и зле

Словесно-дидактическая игра

«Сазочные клубочки»

Развитие памяти, речи детей

Игра - фантазирование:

 «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?»

 Развивать умение придумывать свои рассказы, развивать фантазию

 Рассказывание сказки «Курочка ряба» в трёх вариантах

Упражнять детей в рассказывание сказки с использованием мнемотаблицы 

 Игра-драматизация по русской народной сказке «Теремок»

Продолжать развивать и поддерживать интерес  детей к театрализованной игре, по сюжету знакомой сказки. Совершенствовать пластическую выразительность, воображение

Познавательное развитие

Путешествие в библиотеку

 «В гости к книге»

 

Формировать навыки сотрудничества, воспитывать любовь к книге; умение слушать.  Воспитывать бережное отношение к книге

Прослушивание интерактивной сказки «Золушка»

Развивать интерес интерактивной  сказке

Викторина: «Путешествие по сказкам» 

Обобщить знания детей о сказках; активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к чтению, любовь.   Формировать умение узнавать сказки, их героев

Развитие

речи

 Живые мнемотаблицы для разучивания стихотворений: «Сарафанчик», «Штанишки для Мишки», «Тише Мыши, кот на крыше» 

 Развивать речь детей, логическое мышление.

Задачи: Способствовать развитию связной речи. Расширять и обогащать словарный запас детей. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации).  Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.

Консультации для родителей:

«Как организовать игры по развитию речи ребенка дома»

Составление памяток для родителей и педагогов: 

«Не забывайте читать детям сказки»

Пересказ сказки  «Кошкин дом»

 Учить пересказывать с опорой на воображаемый план

Дидактическая игра «Разноцветные гусеницы. Собери сказку»

Развитие логического мышления.  

 Презентация «Составление рассказа «Снежный ком» по серии сюжетных картинок

 Развивать умения у детей составлять последовательный рассказ, используя серию сюжетных картин

Художественно  - эстетическое развитие

 Нетрадиционный способ рисования русской народной сказки «Заюшкина избушка»

 Учить детей рисовать животных методом тычка

Оформление выставки рисунков:

«В мире сказок» (творческие работы детей и родителей по сюжетам сказок)-

учить детей рассматривать работы других, высказывать свое мнение, уважать труд других.

Конструирование из цветной бумаги «Герои любимых сказок»  (ручной труд)

Лепка сказочных персонажей из русской народной сказки на выбор детей       (коллективная работа) из пластилина

  Формировать у детей умения лепить по представлению героев литературных произведений

Изготовление альбома: «Герои сказок»

Конструирование из цветной бумаги «Герои любимых сказок»  

 Совместная  работа  детей и родителей по конструированию с использованием бумаги

Открытый показ ООД:  игра по развитию речи «Путешествие в мир сказок»

 

Вывод:

  В процессе ознакомления со сказками, у детей активизировался словарь, развивалась связная речь.

   Способствовало развитию продуктивной деятельности.

  У детей большой интерес к играм, драматизациям. Групповая библиотека пополнилась новыми книжками.

  В результате совместной деятельности с взрослыми, дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях,  сопереживать героям, различать добро и зло.

 

 Приложение 1

                                                                 Чему учат сказки

  Детство каждого из нас непрерывно связано с добрыми сказками. Они формировали нашу картину мира, из них мы впервые узнали о добре и зле, о преданности и коварстве, о дружбе и предательстве. Придя к нам из глубины веков, сказки передавались из поколения в поколение. Большинство сказочных героев пришли к нам практически без изменений, некоторые с годами прошли литературную обработку. Традиционно сказки делят на: Волшебные. Сказки о животных. Бытовые. Хотя чёткой границы между ними нет. В волшебных часто главные герои животные, социально-бытовые содержат элементы волшебства. В каждой истории есть свой скрытый смысл, который нужно увидеть, тогда чтение сказки будет интересным и полезным занятием. Сказки не только развлекают, но и учат. Давайте разберемся: чему учат сказки?

Красная шапочка: «Красная шапочка» учит слушаться старших, особенно родителей. Нельзя уходить далеко от дома без взрослых и разговаривать с незнакомцами, иначе можно попасть в беду. 

Дюймовочка:  Сказка учит своих читателей быть отзывчивыми и добрыми. Если человек отличается от других, он всегда может найти таких же, как он.   Счастье дается только добрым людям, которые помогают другим, как Дюймовочка, которая ухаживала за ласточкой. 

Снежная королева: «Снежная королева» о том, что любовь и добро могут растопить даже самое холодное сердце.   Она учит преодолевать ради чувств все преграды, никакое колдовство не сможет противостоять силе любви.

Из сказки можно извлечь полезные уроки. А вот какие?

Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают свою биографию.
           Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.
           Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.
            Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство “полцарства в придачу”.
         
Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.

       Самое главное, чему учит нас сказка - оставаться в душе ребёнком даже взрослых, а значит, чуть-чуть Волшебником. 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Путешествуем по сказкам вместе с Красной Шапочкой"

Развитие речи и творческого воображения детей старшей группы с использованием приемов Д.Родари и кругов Луллия....

Интегрированное занятие по математике и развитию речи в старшей группе «Путешествие по сказке К.И. Чуковского «Доктор Айболит»

Цель:Образовательная:- закрепить знание цифр и счет до 10 прямом и обратном порядке;- закрепить пространственные положения (впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу);- закрепить названия геометрич...

Конспект занятий по развитию речи в старшей группе:"Путешествие в сказку".

Цель: упражнять детей в умении пересказывать художественные произведения при помощи моделирования; развитие у детей речевого творчества.Задачи: речевое развитие- обогащение речевого словаря; развитие ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествия по сказкам"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествия по сказкам"...

Проект по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"

В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души»....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по сказкам Чуковского».

Программное содержание:1) Учить детей давать развернутые ответы, использовать в ответах на вопросы оригинальный текст автора. Развивать словотворчество и творческие способности детей. Р...

Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"

Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....