Театрализованная игра как средство развития связной речи дошкольников.
статья по развитию речи (младшая группа)

Гузева Елена Викторовна

Театрализованная игра -  один из самых эффективных способов развития связной речи дошкольников. Дети адекватно используют вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление и воображение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованная игра как средство развития связной                                    речи дошкольников.

Возможность говорить, общаться - это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей, так как именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи. Связная речь есть высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и в целом умственного развития ребёнка.

Методика обучения связной речи детей в отечественной педагогике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, а затем нашедших своё продолжение в работах А М.  Леушиной, Л.А. Пеньевской,  Е.И. Тихеевой, В.В. Гербовой, О.С. Ушаковой.

 В системе обучения родному языку формирование связной речи выступает во взаимосвязи с основанием звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя языка, семантического компонента речи. Взгляд на проблему связной речи и в том виде, как она представлена в литературе, даёт нам основание говорить, что от уровня овладения связной речью во многом будет зависеть успешное обучение ребёнка в школе, умение общаться и адаптироваться к условиям жизни.

 Основу связной речи составляет интеллектуальная деятельность передачи или приема сформированной и сформулированной мысли, направленной на удовлетворение коммуникативно-познавательных потребностей людей входе общения. Немало исследований посвящено проблемам развития связной речи у дошкольников.

 В своей работе  я применяю методику формирования связной речи средствами театральной игры. Игры - диалоги, которые ведут между собой взрослые и дети в театрализованной игре, представляют собой, по выражению В.В. Гербовой, прекрасное средство развития всех сторон речи, так как в них ведущая роль принадлежит воспитателю, а ребёнок учится речевому взаимодействию, имея перед собой превосходный речевой образец. Игра - один из основных видов детской деятельности, очень привлекательной для дошкольников. Среди разнообразных детских игр игра – драматизация (театрализованная игра) выделяется как своеобразный и самостоятельно существующий вид игровой деятельности. Источником для неё служат литературные произведения, содержание которых дети воспроизводят, изображая их героев и происходящие с ними события. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменённые детской фантазией - сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребёнка во многом предопределена текстом произведения.

Актуальность данного метода я вижу в том, что театрализованная игра помогает решить одну из важнейших задач - развитие речи, так как в процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребёнка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

В нашем дошкольном  учреждении развивающий потенциал театрализованной игры используется очень широко. Я уверенна,  что развитие связной речи у дошкольников через театрализованные игры будет ещё эффективнее в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Я считаю, что процесс развития связной речи дошкольников будет протекать наиболее успешно при соблюдении следующих педагогических условий:

  • использование разнообразных форм, методов и приемов развития связной речи;
  • использование комплекса театрализованных игр и игр-драматизаций, соответственно возрасту детей.

Театрализованная деятельность организационно пронизывает  все режимные моменты: включается  во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляется  в самостоятельной деятельности детей.

 Во время занятий театрализованная игра включается  как игровой приём и форма обучения детей. В занятие вводятся  персонажи, которые помогают  детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Это способствует  активизации речи детей.

Театрализованная игра в совместной свободной деятельности взрослых и детей используется с огромным успехом.  Я применяю игровые ситуации на прогулках ,  в игровой  комнате , при чтении художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов, игры вне занятий в течение  дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.

 Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей – обычное у нас  явление. Самостоятельная игра дошкольников возникла  под воздействием тех впечатлений, которые они получали из окружающей среды, от совместной деятельности с взрослым.

Я  побуждаю детей к неформальному общению в игре, творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности: мимика, жеста, позы, движения, тренинги и упражнения, которые развивают навыки театрально - игровой деятельности. Этюды - это эмоционально - игровые ситуации, в которых ребёнок по предложенной взрослым теме создаёт определенные художественные образы.

Мною использовались диалоги для вовлечения детей в ролевое взаимодействие. Для этого я брала стихи с ясно выраженной формой диалога. Вопросно-ответные интонации легко усваиваются детьми,  вопросы и ответы дети могут использовать по очереди, меняясь. В играх использовались сюжеты, близкие сюжетно - ролевой игре «В магазине», «В зоопарке» …

Анализируя в дальнейшем уровень связной речи у детей можно сказать, что он значительно повысился, дошкольники осмысленно строят связные высказывания, соблюдая логическую последовательность( начало, середина, конец). У них сформировались умения понимать и осмысливать тему текста, определять её границы. Увеличился объём рассказа, уменьшилось количество пауз и повторов. Дети хорошо различают жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение), понимают их специфические особенности. Это позволяет сделать выводы, что у детей сформировались навыки связной речи под влиянием театрализованной деятельности.

 Как итог хочется отметить, что театрализованная игра:

  • учит ребёнка нести ответственность за свои действия; проявлять эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким- либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять;
  • позволяет ребёнку брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт;
  • позволяет совершенствовать коммуникативные навыки и культуру;
  • является прототипом будущей серьезной деятельности - жизни;
  • способствует познанию реального мира, приобщению ребёнка к нормам и требованиям общества; полноценному , разнообразному развитию личности ребёнка;
  • является полезным и интересным времяпрепровождением детей.

Таким образом, я считаю, театрализованная игра - один из самых эффективных способов развития связной речи дошкольников. Дети адекватно используют вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театрализованная игра как средство развития речи дошкольников»

Театрализованная  игра позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительной речи ребёнка....

Театрализованная игра - как средство развития речи дошкольников

Консультация для родителей дошкольников....

Театрализованная игра, как средство развития у дошкольников математических представлений

Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд – вот основные ступени, являющиеся основными для развития ребенка.Основной ...

Педагогический опыт "Театрализованная игра как средство развития речи дошкольников»

Актуальность: Особенность периода дошкольного возраста – обеспечение общего психического развития, что в дальнейшем будет служить основой для приобретения знаний в различных областях. С качестве...

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Игра является ведущей деятельностью, потому что даёт ребёнку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, с которыми в реальной жизни ребёнок вступить не может.Театральные игры – это игр...

Мастер-класс «Театрализованные игры как средство развития речи дошкольников»

Цель: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной игры в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей....