Конспект мероприятия НОД по образовательной деятельности «Речевое развитие» тема: Пересказ рассказа «Домашний воробей» (в подготовительной группе)
план-конспект занятия по развитию речи

Писарева Людмила Викторовна

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Формирование активного зрительного контроля правильности составления пересказа.

Развитие связной монологической речи.

Закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashniy_vorobey.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» Г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА»)

Конспект

мероприятия НОД по образовательной деятельности

«Речевое развитие»

тема: Пересказ рассказа «Домашний воробей»

(в подготовительной группе)

Воспитатель: Писарева Л.В.

Программное содержание:

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Формирование активного зрительного контроля правильности составления пересказа.

Развитие связной монологической речи.

Закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.

Методические приемы:

Чтение, беседа, лексико-грамматические упражнения по тексту, картина-трансформер, рассматривание графических схем, составление графического плана рассказа.

Оборудование:

Графические схемы, картина-трансформер, предметные картинки с изображением воробья (6 шт.), мяч, магнитная доска, магниты (10 шт.).

Предварительная работа:

Чтение рассказа М. Богданова «Домашний воробей». Рассматривание иллюстраций.

Повторение лексической темы «Птицы». Отгадывание загадок

Дидактические игры: «Угадай, кто это?», «Кто больше подберет действий (признаков)?»

Упражнение в составлении предложно-падежных конструкций.

Лексический  материал

Части речи

Слова, сложные по семантике

Слова, сложные

по слоговой структуре

Существительные

корм, аллея, кучка

воробьята, птенчики, гусеницы, воробьенок, гнездышко

Глаголы

снуют, оперятся добывать

проглотить, оперятся занимаются, чирикают

Прилагательные

вешние, пискливые жесткое, сочные

пискливые, крошечные ближайшие

Предлоги

между

Ход организованной образовательной деятельности:

1.Организационный момент. Развитие слухового внимания, мышления.

Педагог загадывает загадку: 

Озорной мальчишка В сером армячишке По двору шныряет, Крохи собирает.

2.Подготовка к восприятию текста. Развитие долговременной памяти.

   Педагог: Вспомните рассказ писателя Модеста Богданова «Домашний воробей».

О чем говорится в рассказе? (О воробьиной жизни.)

Вспомните время года, описанное в рассказе? (Весна.)

Что происходит весной? (Птицы весной строят гнезда, откладывают и высиживают яйца, выводят и кормят птенцов.)

3.Чтение адаптированного рассказа «Домашний воробей» (по М. Богданову). Развитие речевого слуха, внимания, восприятия.

Послушайте отрывок из рассказа Модеста Богданова «Домашний воробей».

...Пришла весна... Еще не успели прилететь последние вешние птицы, а в гнезде воробья вместо яичек уже сидят пискливые крошечные воробьята.

С утра до вечера снуют взрослые воробьи около дома, по огороду, в саду, в полях — ищут корм. Птенчики еще малы и слабы, они не в силах проглотить жесткого зерна. Им нужны мягкие, сочные гусеницы.

Поймав гусеницу, воробей летит к гнезду, сует ее в рот голодному воробьенку и снова летит добывать корм.

Ловлей гусениц занимаются воробьи две-три недели, пока воробьята вырастут и оперятся.

Вот, наконец, детки выросли, оперились, вылетели из гнездышка. Веселой кучкой сидят они на заборах, в аллеях садика, между грядок огорода и чирикают, чирикают...

4.Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. На вопросы дети отвечают полными предложениями.

- Когда в гнезде появились пискливые, крошечные воробьята? (Весной, когда еще не прилетели последние вешние птицы.)

- Где ищут корм воробьи с утра до вечера? (Воробьи ищут корм около дома, в огороде, в саду, в полях.)

- Почему птенчикам нужны мягкие, сочные гусеницы, а не жесткое зерно? (Потому что они еще малы и слабы, не могут проглотить жесткое зерно.)

- Как долго воробьи занимаются ловлей гусениц? (Ловлей гусениц воробьи занимаются две-три недели, пока воробьята вырастут и оперятся.)

- Что происходит, когда воробьята оперятся? (Они вылетают из гнездышка и кучкой сидят на заборах, в аллеях садика, между грядок огорода и чирикают.)

5. Игра «Трудные слова».

Уточнение и объяснение значения слов.

- Ребята, что означает слово «кучка»? Подойдите ко мне. Мы стоим кучкой. Так и воробьи сидят кучкой на дорогах, на ветках дерева, на заборе.

- «Снуют» — двигаются вперед-назад, из стороны в сторону. Покажите, как воробьи снуют около дома.

- Сначала воробьята слабенькие, беспомощные, голенькие, затем у них появляются перышки. Значит воробьята... «оперились».

- Воробьята «пискливые» — значит у них очень тоненький голосок.

- «Аллея» — это дорожка в саду или парке между двумя рядами деревьев.            - «Добывать корм» — доставать, искать, еду.

- «Жесткое зерно» — твердое зерно.

- «Сочные гусеницы» — полные сока.

- «Вешние птицы» — весенние птицы, которые возвращаются и домой из теплых стран.

Слово «между» обозначает положение предмета среди чего- либо.

(Педагог предлагает ребенку встать между двумя детьми.)

6.Лексико-грамматические упражнения.

а) Игра с мячом «Подбери действия». Активизация глагольного словаря

-Что делают воробьи? (Летают, высиживают, снуют, добывают, ловят, сидят, прыгают, чирикают.)

  б)Игра с мячом «Назови родственные слова». Упражнение в                                    словообразовании:

- Один воробей, а если их много, то это ... (воробьи).

- Птенцы воробья называются ... (воробьята), а один ... (воробьенок,           воробышек).

- Мама воробья ... (воробьиха.)

    - Гнездо воробья чье? (Воробьиное.)

- Назовите воробья ласково. (Воробышек, воробьишко, воробейчик)

в)Игра «Где находится воробей?» Упражнение в составлении предложно-падежных
  конструкций.

Педагог предлагает детям взять по предметной картинке с изображением воробья и, поставив ее на картину-трансформер, составить красивое предложение.

Примерные предложения: Старый воробей сидит на ветке. Голодный воробьенок пищит в гнезде. Серый воробышек сидит на заборе. Шустрый воробей снует около дома. Маленький воробьеныш прыгает между грядок огорода. Испуганная воробьиха летает над гнездом.

Повторное чтение рассказа. Развитие слухового внимания и памяти.

Внимательно послушайте еще раз рассказ и постарайтесь запомнить.

Составление графического плана рассказа. Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти.

Педагог знакомит детей с графическими схемами и предлагает самостоятельно составить графический план рассказа.

Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи.

Дети пересказывают рассказ индивидуально, парами, по цепочке.

10.Итог. Оценка работы детей.

Кто автор рассказа «Домашний воробей?»

Что нового вы узнали о воробьиной жизни?

Чей рассказ понравился больше?

Закрепление изученного материала вне занятия:

Упражнять детей в выстраивании графического плана рассказа.

Повторить рассказ с опорой на графический план (выборочно).

Предложить детям нарисовать воробья. Устроить выставку рисунков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие". Тема: "Пересказ рассказа "Бабочка"

Данный материал может быть использован воспитателями при обучении дошкольников пересказу в подготовительной группе....

Технологическая карта мероприятия НОД по образовательной деятельности «Речевое развитие» Тема «Пересказ русской народной сказки «Три медведя» (средняя группа)

Образовательная область: «Речевое развитие», художественная литература.Педагогическая цель: познакомить с русской народной сказкой «Три медведя», помочь оценить поступки героев...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область - речевое развитие Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» старшая группа

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область - речевое развитие. Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» для старшей гру...

Конспект мероприятия НОД по образовательной деятельности «Речевое развитие» Тема: «Сказочные приключения» в средней группе

Развитие социально-коммуникативных навыков детей. Активизация знаний детей о русских народных сказках. Познакомить детей с интерактивной доской....

Конспект мероприятия НОД по образовательной деятельности «Познавательное развитие» Тема: «Математическое путешествие по сказкам» в старшей группе.

Продолжать учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Закрепить умение отвечать на вопросы: Сколько? Который по счету? .Совершенствовать представление о частях...

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область-речевое развитие Тема: "Пересказ рассказа В.Бианки "Купание медвежат" старшая группа.

Конспект организованной образовательной деятельности.Образовательная область-речевое развитие Тема: "Пересказ рассказа В.Бианки "Купание медвежат".старшая группа....

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Тема: Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»

Цель: формировать умение детей пересказывать текст с помощью приемов мнемотехники, с  использованием интерактивного стола. Образовательные задачи:-Продолжать учить детей  передавать сод...