Конспект занятия по развитию речи детей старшей группы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект занятия по развитию речи детей старшей группы

Тема:

Лексическая: "Зимующие птицы"

Грамматическая: "Образование сложных прилагательных"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи детей старшей группы

Лексическая зима: «Зимующие птицы»

Грамматическая тема: «Образование сложный прилагательных»

Фонетическая тема: «Звук [Р] и буква Р»

Задачи:

Образовательные:

1) развивать навыки словообразования сложных прилагательных (путем сложения основ и путем сложения независимых слов);

2) развивать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами);

3) развивать связную речь;

4) закреплять знания о характеристике звука;

5)развивать фонематический анализ;

6)развивать фонематические представления;

Развивающие:

7) актуализировать словарь по теме «Зимующие птицы»;

8) продолжать упражнять детей в анализе слогов;

9) развивать слуховое и зрительное внимание;

10) развивать логическое мышление;

11) развивать слуховое и зрительное внимание;

12) развивать общую моторику;

Воспитательные:

13)воспитать уважение друг к другу.

Оборудование: предметные картинки, листочки, карандаши цветные.

Ход занятия

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Давайте с вами поприветствуем друг друга.

Сядут сначала девочки, а потом мальчики.

II. Введение в тему

2.1. Прежде чем начать наше занятие, давайте вспомним какое сейчас время года?

Какие признаки зимы мы с вами знаем? (Не выкрикиваем с места, а поднимаем руку).

2.2. (Аудиозапись «Зимующие птицы»)

       Слышите? Что вы услышали?

Каких птиц мы можем услышать зимой?

О каких птицах мы сегодня поговорим?

      Но как же они выглядят эти зимующие птицы? Давайте мы с вами попробуем отгадать загадки и узнаем, как выглядит каждая зимующая птица. (Перед каждой загадкой на доске вывешивается определенная птица для наглядного примера)

1.С желтой грудкой у окошка

Собирает шустро крошки

Отгадайте что за птица?

Называется … (СИНИЦА)

2. Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды

С первым снегом тут как тут! (СНЕГИРЬ)

3. Кар-кар-кар! – кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут ее? … (ВОРОНА)

4. Скачет бойко по дорожке,

Подбирает с земли крошки.

Не боится голубей...Что за птичка? (ВОРОБЕЙ)

III. Изучение материала по теме занятия

3.1. Давайте внимательно рассмотрим наших зимующих птиц. Какой у них яркий окрас. Каждую птицу можно различить по своему особенному окрасу.

Давайте посмотрим, какие цвета присутствуют в их окрасе.

Например: У Синицы желтая грудка и синие перья, значит она желто-синяя.

А какой Снегирь?

А Сорока?

А Воробей?

А Дятел?

3.2. Ребята, сейчас я буду показывать на часть тела  птички, а вы мне будете ее назвать?

А теперь давайте назовем ласково

Перо- … (перышко)

Крыло — … (крылышко)

Хвост — …(хвостик)

Клюв — …(клювик)

3.3. Ребята, давайте подумаем и закончим предложение.

Например: у нашей синички желтая грудка, поэтому ее называют? (Желгогрудая)

У снегиря красная грудка, поэтому его называют?

У сороки белые бока, поэтому ее называют?

У вороны черные крылья, поэтому его называют?

У сороки острый клюв, поэтому его называют?

У вороны длинный клюв, поэтому его называют?

У сороки длинный хвост…

А у воробья короткий клюв, как мы его назовем?

У синицы короткий хвост, поэтому она?

Физкультминутка

Скачет шустрая синица,

(Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится,

(Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок,

(Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок.

(Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку,

(Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки – на плетень,

(Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

3.4. Ребята, посмотрите на зимующих птиц. Назовите тех, в названии который есть звук [Р] – ворона, сорока, воробей.

Давайте вспомним, что же мы с вами знаем про этот звук:

       1.Звук [Р] согласный или гласный?

       2. Звук [Р] звонкий или глухой?

       3. Каким цветом будем обозначать?

            Почему синим?

        4. Он мягкий или твердый?

А теперь давайте обозначим на доске символами звук [Р].

(У доски 1 ребенок, остальные проверяют)

Ты сказал, что он твердый, звонкий и твердый.

Верно мы обозначили, ребята?

Молодцы!

3.5. Давай приклеим язычок наверх (за зубки) и произнесем слоги:

РА – РА – РА – РА

РЫ – РЫ – РЫ – РЫ

РО – РО – РО – РО

РУ – РУ – РУ - РУ

Молодец!

А теперь даваем в «Кубик».

Произнеси слоги столько раз, сколько сосчитаешь точек на кубике.

(Ребенок подкидывает кубик; считает сколько точек на той стороне кубика, которая выпала и называет слог столько раз, сколько точек сосчитает).

3.6. Давайте теперь посмотрим на наши картинки, которые появились у нас на доске.

Сколько у нас всего картинок?

Давайте назовем их по порядку.

Все вместе хором: роса, ворона, сорока, зефир, воробей, крошки.

А теперь послушайте вопрос –

О каких картинках мы можем сказать, что на них нарисовано что-то? (про какие предметы мы можем сказать «что»)

 «Это кто или это что?»

По порядку называются все картинки.

А теперь скажите пожалуйста, про какие предметы, мы сказали «это кто?» Чем они отличаются от остальных предметов? Почему мы к этим картинкам задаем вопрос «кто», а к этим «что»?

На краю парты у вас лежит листочек, возьмите его, возьмите тот цвет (синий карандаш), которым будет будем отмечать букву Р.

Давайте посмотрим, как мы правильно должны будем напечатать букву Р.

(На доске изображение буквы Р со стрелочками в верном направлении)

Какое направление палочки, которая располагает вертикально? Снизу вверх или сверху вниз?

А теперь нужно сверху палочки с правой стороны дорисовать дугу.

Все запомнили?

Напечатайте букву Р.

Сначала сверху вниз, а затем сверху с правой стороны рисуем дугу.

Не забывайте, как мы пишем: сверху вниз, а затем сверху с правой стороны рисуем дугу. Будьте внимательны!

Вы все молодцы, уберите листочки на край парты.

IV.Подведение итогов занятия

1.О каких птицах мы сегодня говорили?

2. Назовите одну зимующую птицу, которую вы запомнили?

3. С каким звуком мы сегодня работали?

4. Что вам сегодня понравилось больше всего?

Вы сегодня все хорошо работали, выполняли все задания, молодцы!

Я вас отпускаю, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пересказ адаптированного текста рассказа «Ёж» (по Е. Чарушину) (конспект занятия по развитию речи детей старшей группы)

Целью данного занятия является обучение детей составлению предложений из 3-х и более слов с использованием графических схем. Материал будет полезен как логопедам, так и воспитателям коррекционны...

Конспект занятия по развитию речи детей старшей группы на тему "Праздник "8 Марта"

Знакомство детей с историей праздника 8 Марта. Воспитание уважительного отношения ко всем женщинам....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятия по развитию речи детей старшей группы. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Клубок»

Цель: Создание условий для развития связной речи у детей (обучение рассказыванию по восприятию)....

Конспект занятия по развитию речи детей старшей группы. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Клубок» 4.04.23

Конспект занятия по развитию речи детей старшей группы. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Клубок»...

Конспект занятия по развитию речи детей старшей группе

Использование мнемотаблиц в развитии речи детей получило достаточно широкое распространение среди специалистов и педагогов. Применение данной технологии позволяет значительно облегчить процесс обучени...