Семинар-практикум для воспитателей дошкольных отделений «Совершенствование образовательного процесса через использование мнемотехники»
материал по развитию речи (средняя группа)

Семенова Зифа Равильевна

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей дошкольных отделений

«Совершенствование образовательного процесса через использование мнемотехники»

Цель семинара: распространение опыта работы по совершенствованию образовательного процесса через использование мнемотехники.

План семинара:

1. Приветствие участников семинара. Вступительное слово.

2. Сообщение в виде презентации «Совершенствование образовательного процесса через использование мнемотехники»

3. Показ непосредственно образовательной деятельности в средней группе пересказ русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»

4. Практическая работа с педагогами.

5. Обсуждение, подведение итогов мероприятия.

Ход семинара

МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Древнегреческую богиню памяти звали  Мнемози́на   , именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

      Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.        Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. А также помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному

Сенсорно-графическая схема (Воробьёва Валентина Константиновна)

Блок –квадрат (Глухов Вадим  Петрович.)

Предметно-схематическая модель (Ткаченко Татьяна Александровна.)

Схема составления рассказа (Ефименкова Людмила Николаевна.)

Коллаж (Большева Татьяна Васильевна.)

Цель: «Совершенствование образовательного процесса через использование мнемотехники» 

Задачи:

- развитие у детей психических процессов: память, мышление, внимание, воображение.
- развитие всех сторон речи.

- развитие логики

- способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).

- развитие у детей сообразительности, умения сравнивать, выделять существенные признаки.

- развитие мелкой моторики  рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

- способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
- развитие культурно-гигиенические навыков и навыков самообслуживания.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.  Начинается работа с простейших мнемоквадратов, последовательно переходит  к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Мнемоквадрат (опорная картинка) – это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения или предложение.

Мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Для младших дошкольников необходимо давать цветные мнемотаблицы, в старшем возрасте можно использовать так же и черно-белые мнемотаблицы.

При работе с мнемотаблицей выделяют следующие этапы:

1. Рассматривание таблицы и разбор изображений.

2. Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Воспроизведение информации сначала взрослым, затем ребенком.

Мнемоколлаж- это дидактическое пособие, в структуру которого входят различные картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры, кодирующие определенную информацию.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово, словосочетание или предложение придумывается картинка (изображение), таким образов весь текст зарисовывается схематично. Глядя на схемы –рисунки, ребенок легко воспроизводит информацию. В мнемосхемах изображать можно практически все. В мнемосхемах производиться графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным.

Мнемотаблицы-схемы можно использовать:

  • при воспитании культурно-гигиенических навыков
  • при воспитании навыков самообслуживания
  • для ознакомления детей с окружающим миром
  • при обучении составу числа
  • при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности
  • при развитии связной речи

В нашей работе мнемотаблицы-схемы мы, в основном, использовали, как дидактический материал для развития связной речи детей.

Актуальность: На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, составление рассказов по картине, заучивание стихотворений, загадок, чистоговорок и скороговорок.

Факторы, облегчающие процесс становления связной речи это – наглядность и план высказывания

Мнемотехника -это система методов и приемов, которые позволяют использовать эти два важных фактора для формирования связной речи дошкольника.

- при обучении составлению рассказов;

- при пересказах художественных произведений;

- при проговаривании чистоговорок и скороговорок;

- при отгадывании и загадывании загадок;

- при заучивании стихотворений.

- при составлении предложений.

В результате проделанной работы мы пришли к заключению, что использование метода мнемотехники приносит хорошие результаты:

- повысился уровень связной речи у детей;

- активизировался интерес к заучиванию стихов, к НОД по развитию речи;

- обогатился словарный запас;

- повысилось внимание, усидчивость, наблюдательность, логическое и образное мышление, творческое воображение.

Мое сообщение хотелось бы закончить словами великого педагога Константина Дмитриевича Ушинского

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». К. Д. Ушинский

Спасибо за внимание!

А теперь мы вам покажем, как мы это применяем на практике.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию к семинару на тему: «Совершенствование образовательного процесса через использование мнемотехники»

Пересказ русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»

Цель: развивать связную речь по средствам мнемотаблиц.

Задачи:

Обучающие задачи:

-учить внимательно слушать произведение и отвечать на вопросы воспитателя по тексту.

-учить детей пересказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей;

- учить применять для пересказа мнемотаблицу.

Развивающие задачи:

- развивать связную речь детей;

- развивать внимание, память, воображение.

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая;

- воспитывать дружеские отношения.

Предварительная работа:

- рассматривание лаптей, колосьев, соломы, мыльных пузырей;

- чтение русской народной сказки «Пузырь. Соломинка и лапоть»

- рассматривание иллюстраций к сказке.

     Материалы и оборудование:

- Посылка с предметами (колосок, лапоть, мыльные пузыри), презентация.

Вводная часть: Организационный момент

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей, давайте будем вежливы, поздороваемся с гостями и поприветствуем друг друга.

Здравствуй, Небо!           (Руки поднять вверх)

Здравствуй, Солнце!       (Руками над головой описать большой круг)

Здравствуй, Земля!         (Плавно опустить руки на ковер)

Здравствуйте, гости        (руки к сердцу)

Здравствуйте, все мои друзья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх) 

– Я вижу у вас хорошее, радостное настроение и это замечательно. Раздается стук в дверь (почтальон принес письмо) 

Почтальон: – Здравствуйте, это группа №2 Вам посылка. Получите, пожалуйста и распишитесь.

Воспитатель:

- Посмотрите, к нам пришла посылка, от кого она может быть? Давайте узнаем.

Открываем посылку, (фото Незнайки) достаёт письмо от Незнайки: «Ребята, помогите разгадать загадку, из какой сказки эти предметы?»

Воспитатель:

Достаёт мыльные пузыри. Интересуется у детей, что это.

- Правильно, пузыри, а из чего они? (Ответы детей).

- какие пузыри, тяжёлые или лёгкие? Ещё какие?

Дети: лёгкие, воздушные, большие и маленькие, красивые, прозрачные.

Достаёт следующий предмет – соломинка. Спрашивает: - а это что?

Это соломинка. Из чего она? Когда то она росла в поле и была колоском. Колосок созрел, его срезали. Из зёрнышек намололи муку, а стебелёк засох и стал соломинкой. Посмотрите на соломинку, какая она?

Дети: тонкая, длинная, лёгкая, хрупкая.

Воспитатель достаёт последний предмет, что лежит в посылке. Что это?

- это лапти. В старину это была очень распространённая обувь. Каждый житель деревни носил лапти.

Посмотрите, какие они?

Дети: жёсткие, твёрдые, не удобные.

Воспитатель: давайте же вспомним, из какой сказки все эти персонажи

Дети: «Пузырь, лапоть и соломинка»

Воспитатель: Молодцы, правильно, есть такая сказка. А много ли вы знаете сказок? Давайте назовём сказки с помощью пальчиковой игры.

Основная часть:

Пальчиковая игра: «Посчитаем сказки»

Раз, два, три, четыре, пять – будем сказки называть.

Царевна-Лягушка, Конек-Горбунок, Мышка-норушка и Колобок.

Курочку Рябу назвать еще надо – Героев из сказок вспомнить мы рады.

Воспитатель: -Ребята, вы уже слушали сказку «Пузырь, лапоть и соломинка», а сегодня я предлагаю вам запомнить сказку и рассказать её гостям. Поможет нам в этом специальные картинки.

- Слушайте внимательно и смотрите на экран.

- Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается.

Воспитатель читает детям сказку «Пузырь, соломинка и лапоть»

Жили-были Пузырь, Соломинка и Лапоть (1 слайд)

 Пошли они в лес дрова рубить (2 слайд)

Дошли до реки и не знают: как через реку перейти? (3 слайд)

Лапоть говорит пузырю:
 — Пузырь, давай на тебе переплывем! (4 слайд)
 — Нет, Лапоть, пусть лучше Соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней (5 слайд)

Соломинка перетянулась, Лапоть пошел по ней, она и переломилась (6 слайд)

Лапоть в воду упал, намок и утонул (7 слайд)

А Пузырь хохотал-хохотал, да и лопнул (8 слайд)

 Вопросы по содержанию сказки.

- Про кого эта сказка, кто её персонажи? ( Пузырь, Соломинка и Лапоть)

- Куда пошли герои сказки?  (в лес)

- Что делать в лесу?  (дрова рубить)

- Что помешало им дойти до леса? (река)

-Что предложил Лапоть Пузырю? (Переплыть на нем через реку.)

-Что ответил Пузырь? (Чтобы Соломинка перекинулась с берега на берег)

- Смог ли лапоть перебраться по соломинке на другой берег? (нет, она сломалась)

-А почему Соломинка сломалась? (Потому что она тонкая и хрупкая, а Лапоть тяжелый.)

- А что сталь с пузырём?  (Пузырь хохотал, хохотал и лопнул.)

- Пузырь хорошо поступил? (Нет, над другими смеяться невежливо)

- А что нужно было Пузырю сделать? (Помочь Соломинке и Лаптю)

- Скажите, можно ли Пузырь, Лапоть и Соломинку назвать дружной командой?

Конечно, нет. О дружбе говорит вот такая пословица: «Помогай другу везде, не оставляй его в беде»

- Молодцы, ребята, внимательно слушали сказку и на все вопросы хорошо ответили. Давайте немного отдохнем и поиграем с вами.

Колокольчик вас зовёт, поиграть со мной ведёт.

Дай мне руку, ты – мой друг, встанем вместе в дружный круг.

Игра «Надувайся, пузырь»

C:\Users\Tимурка\Desktop\мнемотехника\2 год задача фото\фото 2 год задача\1550066750130.jpg

Воспитатель:

 -Отдохнули немного. А теперь, чтобы вспомнить и рассказать сказку гостям, мы

 сделаем зарядку для язычка.

Артикуляционная гимнастика:

Захотел язычок пойти погулять.  Высунулся в окно, а на улице дождь. Язычок обратно спрятался. Высунулся – обратно (язык высунуть, убрать за зубы).

А время идёт, часы тикают (язык вправо – влево)

Друг, видит язычок, идёт пузырь (надуть щёки),

А за ним, соломинка (втянуть щёки),

А за ними, Лапоть (вытянуть губы).

Посмотрел на них язычок, да и побежал их догонять (цокаем языком)

Воспитатель: - Молодцы! Хорошо язычок размяли. Теперь пора рассказать сказку нашим гостям. А поможет вам вот эта табличка. Смотрите, все картинки, которые нам помогали, сложились в таблицу по порядку. С помощью этой таблицы мы и попробуем рассказать сказку.

C:\Users\Tимурка\Desktop\мнемотехника\ВТОРОЙ ВАРИАНТ.jpg

 Сначала начинает один ребенок, продолжает второй, а заканчивает третий - таким образом, дети внимательно следят за рассказами других детей, не отвлекаются и все могут поучаствовать в пересказе.

Воспитатель:

- Ребята, а вы заметили, что у этой сказки грустный конец? Давайте придумаем другой. Дети, как надо было поступить, чтобы герои попали на другой берег реки?

Ответы детей: построить плот, лодку, мостик и т.п.

- Молодцы. Чтобы дружба была крепкой всегда нужно приходить друзьям на помощь, не бросать в беде, поддерживать в трудную минуту.

Заключительная часть:

Воспитатель:  предлагаю поиграть в игру «Умеем мы дружить»

Я буду задавать вопрос.  А вы, если согласны – хлопаете в ладоши и говорите «да – да – да», а если не согласны, то топаете ногами и говорите «нет – нет – нет».

Игра «Умеем мы дружить»

Будем крепко мы дружить?
(да-да-да)
Дружбой нашей дорожить?
(да-да-да)
Будем друга обижать?
(нет-нет-нет)
И игрушки отбирать?
(нет-нет-нет)
Будем мы игрой делиться?
(да-да-да)
Вместе петь и веселиться?
(да-да-да).

Ярче солнечных лучей
Дружба в целом свете.
Ведь с друзьями веселей
на любой планете.

Воспитатель: Сегодня мы познакомились с героями, какой сказки? Ещё мы рассказывали сказку с помощью таблицы, вспоминали свои любимые сказки, поиграли в интересные игры. Вам понравилось, дети? А вам, гости дорогие, понравилось наше занятие?

Скажем гостям до свидания, приходите к нам ещё.

C:\Users\Tимурка\Desktop\мнемотехника\2 год задача фото\фото 2 год задача\1550046364951.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пересказ русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» с использованием мнемотехники

Слайд 2

Жили-были пузырь, соломинка и лапоть.

Слайд 3

Пошли они в лес дрова рубить.

Слайд 4

Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.

Слайд 5

Лапоть говорит пузырю: – Пузырь, давай на тебе переплывем! – Нет, лапоть! Пусть лучше соломинка перетянется с берега не берег, мы по ней перейдем.

Слайд 6

Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по соломинке…

Слайд 7

Она и переломилась. Лапоть упал в воду.

Слайд 8

Пузырь хохотал, хохотал…

Слайд 9

И лопнул!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый просмотр занятия на городском семинаре-практикуме «Внедрение федеральных государственных требований в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»

Тематическое итоговое игра - занятие "В мире животных", позволяющее выявить уровень усвоения знаний детьми по определенной теме с использованием игровых приемов...           ...

Групповой семинар-практикум для педагогов ДОУ. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И КОНФЛИКТЫ. ПРАВИЛА БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ»

Групповой семинар-практикум для педагогов ДОУ«Взаимодействие с участниками образовательного процесса и конфликты. Правила бесконфликтного общения»Цель: формирование у педагогов  представлений о п...

Выступление на педсовете "Участие в семинаре-практикуме «Проектная деятельность в дошкольном отделении»"

Выступление на семинаре-практикуме «Проектная деятельность в дошкольном отделении»...

Семинар-практикум на тему: «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ»

Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала в условиях многонаци...

Семинар-практикум для воспитателей дошкольных отделений "Совершенствование образовательного процесса через использование мнемотехники"

Семинар-практикум для воспитателей ДО - это распространение опыта работы по совершенствованию образовательного процесса через использование мнемотехники. Прилагается конспект НОД с ИКТ по развитию реч...

Семинар-практикум «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»

Приобщение дошкольников к культурному наследию своего народа необходимо для воспитания уважения, гордости за свою малую Родину, что в дальнейшем поможет с уважением и интересом относи...

презентация к семинару-практикуму «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»

Цель: формирование интереса педагогов к поиску новых методов и технологий в работе с воспитанниками и их родителями.Задачи:Показать педагогам практическую значимость использования «музейной педа...