презентация к семинару-практикуму «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»
презентация для интерактивной доски

Казакова Лидия Владимировна

Цель: формирование интереса педагогов к поиску новых методов и технологий в работе с воспитанниками и их родителями.

Задачи:

Показать педагогам практическую значимость использования «музейной педагогики», как инновационной технологии для стимулирования познавательно-исследовательской активности и личностного воспитания детей, способ взаимодействия с родителями;

Расширить представления педагогов о мини-музеях в ДОУ как форме организации развивающей предметно-пространственной среды;

Познакомить педагогов с основными принципами, этапами создания мини-музея (на основе личного опыта).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1.pptx1.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» г. Бабушкин МО «Кабанский район» Республики Бурятия Семинар-практикум «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства» Старший воспитатель Казакова Л.В. г. Бабушкин 2024

Слайд 2

Цель: формирование интереса педагогов к поиску новых методов и технологий в работе с воспитанниками и их родителями. Задачи: Показать педагогам практическую значимость использования «музейной педагогики», как инновационной технологии для стимулирования познавательно-исследовательской активности и личностного воспитания детей, способ взаимодействия с родителями; Расширить представления педагогов о мини-музеях в ДОУ как форме организации развивающей предметно-пространственной среды; Познакомить педагогов с основными принципами, этапами создания мини-музея (на основе личного опыта).

Слайд 3

От старины до наших дней хранит реликвии музей, А кто музей сей посещает, тот, несомненно, много знает. Музей - не просто дом, где вещи дышат, Музей - хранитель тайн, всего святого, Биенье сердца каждого услышит, Он - мост в долину самого родного. Анна Леун .

Слайд 4

Проведение игры «Ассоциации ». Педагоги передают игрушку-матрёшку и называть слова, которые у вас ассоциируются со словом «музей». (Подсказки: картина, экспонат, выставка, история, искусство, экскурсия, галерея, экскурсовод, скульптура, Эрмитаж, смотреть, билет, статуя, здание, древность, художник, динозавр, культура, вещи, старина, мумия, гид, живопись, зал, люди, память, экспозиция, фигуры, красота, раритет, посетители, ночь, кости, Лувр, дети, театр, Москва, архитектура, деньги, творчество, археология, кунсткамера, реликвия, воск, знания, тишина, витрина, коллекция, Ленин, архив, мамонт, скелет, помещение, антиквариат, дом, муза, Питер, город, книги, наука, скука, дворец, красиво, артефакт и т.д.)

Слайд 5

Всем нам известно, что в дошкольной педагогике в последнее время происходит ряд изменений. Одно из важных изменений - это внедрение федеральной образовательной программы дошкольного образования. Приобщение к национальной культуре и традициям народа, воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста - одно из главных направлений ФОП ДО. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Национальная культура и народные традиции – это многовековая истории развития, накопленная народом. Изучение этой истории может значительно обогатить содержание воспитания и обучения детей в области патриотического воспитания.

Слайд 6

Приобщение дошкольников к культурному наследию своего народа необходимо для воспитания уважения, гордости за свою малую Родину, что в дальнейшем поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Именно в ДОО в доступной и разносторонней для детей форме формируется интерес к национальной культуре. В дошкольном возрасте духовно-нравственные и общечеловеческие ценности ребенок усваивает через культуру родного края, народа при ознакомлении с родным языком и окружающим его природным и социальным миром. В подборе методов, форм и средств освоения народных традиций дошкольниками обязательно должен присутствовать творческий компонент, который включает в себя, интеграцию по пяти основным образовательным областям; продуктивную, игровую, совместную деятельность; ознакомление с художественной литературой и народным фольклором.

Слайд 7

Именно в ДОУ в доступной и разносторонней для детей форме формируется интерес к национальной культуре, поэтому очень важно создать вокруг ребёнка одухотворённую среду, подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию исторического прошлого. Поэтому к предметно-развивающей образовательной среде ФОП ДО предъявляет определённые требования. П режде всего, и самое главное - предметно-пространственная развивающая среда в дошкольном учреждении важна для ребёнка своей информативной функцией - каждый элемент несет определенные сведения об окружающем мире, т.е. она становится средством приобретения социального опыта . Таким образом, ФОП ДОО предлагает создавать условия для позитивной социализации и личностного развития каждого ребенка, а также развития у воспитанников инициативы и творческих способностей. Как раз одной из инновационных технологий в сфере личностного воспитания детей является музейная педагогика. Она создает условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду.

Слайд 8

Основная цель работы по внедрению музейной педагогики в образовательный процесс ДОО – это формирование познавательного интереса и духовно-нравственного развития дошкольников. Таким образом, музейную педагогику можно рассматривать как технологию исследовательской деятельности. Давайте обратимся к «Энциклопедическому словарю», и мы узнаем, что Музей – от греческого «museion» (мусейон) – Храм муз; учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и экспонированием памятников истории и культуры . Музей - научное и научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культуры первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества»

Слайд 9

Понятно, что не всегда и не у всех есть возможность посещать музеи. Но дети, да и большинство взрослых не посещали его ни разу. В этом случае на помощь приходит организация мини-музеев в дошкольном учреждении. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, поэтому собственно их и называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики. Мини-музей - особое, специально организованное пространство, часть предметно-пространственной среды для социализации и развития личности дошкольников, их приобщения к вечным ценностям, привития чувства патриотизма. Основная задача педагога - помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять , делать выводы.

Слайд 10

Назначение мини-музея – художественно-эстетическое и патриотическое воспитание дошкольников. Его задачи – обогащение предметно-развивающей среды детского сада, формирование у дошкольников представлений о музее, расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных способностей и формирование проектно - исследовательских умений и навыков, формирование активной жизненной позиции. Реализация положений ФГОС и примерных образовательных программ дошкольного образования и дополнительных образовательных программ; Формирование у дошкольников представлений о музее; Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами; Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ; Расширение кругозора дошкольников; Социализация ребёнка; Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности; Формирование проектно-исследовательских умений и навыков; Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания; Развитие творческого мышления и воображения; Формирование активной жизненной позиции .

Слайд 11

В процессе создания мини-музея учитываются следующие принципы: Принцип интеграции Содержание мини-музея, как правило, позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т.п. Кроме того, мини-музей способствует реализации интегрированного подхода в обучении и созданию системы детской деятельности. Принципы деятельности и интерактивности Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в мини-музее. Например, в музее кукол можно делать кукол из предложенного материала, в музее природы — поделки из природного материала/ Необходимо выделить уголок в мини-музее для самостоятельной деятельности ребенка. Принцип научности Несмотря на то, что мини-музеи создаются для дошкольников, их экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне. Однако следует быть осторожными! Стремление к избыточной научности, слабая адаптация материалов к уровню развития дошкольника делают мини-музей неинтересным для ребенка. Принцип природосообразности При организации мини-музеев необходимо учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка. Принцип культуросообразности Мини-музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям (отношение к природе, к культуре, к другим людям и к себе) через освоение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры .

Слайд 12

Принцип гуманизации Мини-музей ориентирован на создание условий для всестороннего развития ребенка, поддержки его инициативы, творческой деятельности и индивидуально-ориентированный подход в образовании. Реализация принципа гуманизации требует создания условий для новых отношений в системе «ребенок — педагог» и перехода на диалоговую форму обучения. Принципы динамичности и вариативности Эти принципы тесно связаны с принципами интерактивности и деятельности. Мини-музей детского сада периодически меняется: по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности и т.д. Если мини-музей расположен в группе, его содержание обновляется каждый год с учетом возрастных особенностей дошкольников. Одни экспонаты можно убирать, другие — добавлять в экспозицию. Принцип разнообразия Независимо от темы мини-музея, его экспонаты должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам и т.п. Принцип экологичности Важно, чтобы в экспозиции преобладали экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения. Принцип безопасности Оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника. Он должен свободно доставать до любого уголка мини-музея.

Слайд 13

Принципы глобализма и регионализма Музейные экспозиции позволяют знакомить дошкольников как с глобальными проблемами природы и культуры, так и с региональной тематикой. Например, в музее камня могут быть собраны разнообразные образцы из самых разных регионов земного шара и местные образцы горных пород и минералов, в музее кукол — куклы разных народов и тех народов, которые проживают в данной местности. Такой подход, с одной стороны, помогает детям усвоить идеи устойчивого развития, формирует основы толерантности, с другой — способствует реализации регионального компонента, формированию чувства патриотизма. Принцип креативности Этот принцип проявляется в содержании, в оформлении мини-музея, в поддержке творчества детей и взрослых. Принцип непрерывности Мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он связан с НОД, самостоятельной детской деятельностью, а деятельность ребенка в нём отражает тематику экскурсий, прогулок, праздников и т.п. Принцип партнерства. Мини-музей детского сада является результатом сотрудничества взрослых и детей. Этот принцип связан, в частности, с реализацией прав ребенка. Кроме того, мини-музей дает возможность детскому саду наладить контакты с социумом.

Слайд 14

Создание мини-музея можно разделить на несколько этапов: 1. Подготовительный этап «Планирование музея»: коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения. 2. Практический этап «Создание музея»: непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировку, оформление; изготовление игр, макетов; разработка тематики и содержаний экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях, разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматриваются не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки; выбор экскурсоводов. 3. Заключительный этап, деятельностный «Функционирование музея»: Начинается после завершения создания мини – музея. На этом этапе проводится торжественное «официальное» открытие мини – музея. На этом этапе сами дошкольники могут проводить для ребят из других групп ознакомительные экскурсии . По своей тематике мини-музеи могут быть разнообразными: фольклорные, исторические , краеведческие, литературные, географические, природы, искусства и т.д.

Слайд 15

Следует помнить, что мини – музей в группе – это не просто выставка предметов по определенной теме, это одна из форм образовательной работы с детьми, поэтому в нем организуются - беседы; - рассказ педагога; - «беседы – пятиминутки» (короткие беседы, когда вся информация разделена на несколько подтем); - дидактические игры; - викторины; - ручной труд по изготовлению отдельных экспонатов, поделок; - игры – экспериментирования; - чтение и обсуждение произведений; - продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка, аппликация); -упражнения по развитию речи, формированию математических представлений, обучению грамоте; - экскурсии по мини – музею; - рассматривание экспонатов, иллюстраций, книг; - вечера загадок; - народные праздники; - слушание, разыгрывание сказок и других фольклорных произведений; - музыкальная деятельность (игра на детских музыкальных инструментах); -занятия по ознакомлению с окружающим; развитию речи; экологии; изобразительной деятельности и др.; -«экспресс - выставки» (кратковременные или однодневные); - самостоятельная творческая и игровая деятельность детей.

Слайд 16

Особенности мини музеев в ДОУ: В мини-музее, прежде всего, следует собрать экспонаты, которые позволят ребёнку больше узнать о своём и других народах, их быте, искусстве, народном творчестве, костюмах, игрушках, орудиях труда, о вехах истории, о природе и достопримечательностях. Предлагая ребёнку такие экспонаты, необходимо развивать в нём познавательные интересы, социальные чувства и на их основе закладывать основы патриотизма и толерантного отношения к людям других национальностей. Второй особенностью музея в дошкольной образовательной организации является то, что каждый экспонат музея доступен ребёнку. Он может его не только рассматривать, но и трогать. Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов чувств. Ему недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмёт её в руки, может быть, подвигается с нею. Увеличивается полнота восприятия, прочность запоминания. Поэтому, приходя в музей, дети, конечно, с помощью воспитателя имеют возможность взять с полки заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть, например, посвистеть в свистульку, сложить матрёшку, примерить на себя украшения из сундучка…

Слайд 17

Практическая часть семинара с педагогами: Дискуссия с воспитателями о содержании и значении мини-музеев в нашем ДОУ ( мини-музей «Русская горница», мини-музей природы, мини-музей «Россия Родина моя») Презентация новой технологии «Музей в чемоданчике» Одна из технологий музейной педагогики – «Музей в чемодане». «Музей в чемодане» выступает как эффективная форма патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Это необычный мобильный музей, в который можно не только заглянуть, но и познакомиться с его экспонатами. Необычность нашего музея в том, что он может перемещаться из группы в группу, а его экспонаты можно потрогать. Он мобилен и легко трансформируем, не предполагает скучной и затянутой беседы, позволяет использовать активные формы познания, где ребенок может свободно высказывать свое мнение и выполнять творческие задания, что способствует, помимо патриотического воспитания, формированию нравственной готовности дошкольников, где ребенок стремится к активному участию в социальных преобразованиях, а знакомство с миром народной культуры строится с учетом собственного внутреннего мира. Благодаря использованию технологии «Музей в чемодане » создаётся эффект таинственности, заинтересованности , удивления от происходящего; усиливается любознательность, яркость эмоций, создаётся атмосфера обучения с увлечением.

Слайд 18

Целью создания «Музея в чемодане» является организация вокруг ребёнка особенной среды, приобретение дошкольником личного опыта слияния с реалиями истории и культуры через познание предметного (вещного) мира. Задачами становятся следующие направления: Знакомить дошкольников с музеем, его значением и коллекциями. Формировать у детей чувство истории, чувство времени, ощущение неразрывной связи прошлого с настоящим и будущим. Формировать и развивать у воспитанников дошкольного учреждения нравственные ориентиры и патриотические чувства. Развивать творческое мышление, воображение, фантазию. Повышать роль культурно-просветительской работы музеев в образовании и воспитании . Технология «Музей в чемодане» используется во всех образовательных областях: – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое. Данный музей не требует отдельного помещения, не статичен, живой, так как каждый экспонат ребенок может взять и посмотреть, прикоснуться к истории и культуре своего народа. Можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Можно делать перестановку и даже менять дизайн. Так же ребята самостоятельно могут изготавливать предметы кухонной утвари и расставлять её по своему усмотрению. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор и творец.

Слайд 19

Одна из любимых тем детей «Музей русского быта». Данный музей не требует отдельного помещения, не статичен, живой, так как каждый экспонат ребенок может взять и посмотреть, прикоснуться к истории и культуре своего народа. «Музей в чемодане» по возможности и с помощью родителей, наполняется подлинными деталями. Русский быт – богатейшая тема для организации и проведения тематических занятий для детей в соответствии с их возрастом. Можно организовать выставки «Русский самовар», «История платка», «Народный (русский, бурятский) костюм», дети знакомятся с многообразием старинной посуды, одежды, с традиционными цветами и орнаментами. В зависимости от возраста детей можно используем иллюстративный материал или презентации. «Музей в чемодане» - это эффективная форма работы по воспитанию у детей патриотизма и нравственных установок . Возможности такого музея безграничны, сама по себе форма удобна для применения в жизнедеятельности любого детского сада.

Слайд 20

«Музей в чемодане» по возможности и с помощью родителей, наполняется подлинными деталями. Работа с экспонатами строится по следующим принципам: – наглядности (коллекции содержат обширный наглядный материал); – интеграции образовательных областей (с учетом содержания основной образовательной программы МА ДОУ детский сад «Тополек»); – научности (экспонаты рассказывают о жизненных явлениях в выбранной тематике доступным для ребенка языком); – мобильности (коллекции экспонатов можно перемещать в любое помещение); – доступности (все экспонаты доступны для детей). «Музей в чемодане» по своему содержанию может представлять сюжетно-ролевую игру, направленную на включенность в познавательную, исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста в самых разных активных социальных позициях. Например, «Железнодорожник – профессия наших родителей». Педагог должен находиться в постоянном творческом поиске решения задач создания «Музей в чемодане».

Слайд 21

Темы для создания «Музея в чемодане» - «Музей русского быта», «Русский самовар», «История платка», «Народный (русский, бурятский) костюм», «Народная кукла», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Наша Армия родная», «История одного подвига» и др.

Слайд 22

«Музей в чемодане» помогает практически притворить в жизнь инновационные педагогические идеи и методики, становится одним из интереснейших способов организации образовательной среды и деятельности педагогов совместно с семьями воспитанников при приобщении дошкольников к национальной культуре

Слайд 23

Важное место в работе мини-музея занимают экскурсии (занятия-экскурсии). Большое значение уделяется обзорным и тематическим экскурсиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Такая работа помогает решить следующие задачи: выявление творческих способностей детей; расширение представлений о содержании музейной культуры; развитие начальных навыков восприятия музейного языка; создание условий для творческого общения и сотрудничества. В оформлении мини-музея преобладают экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения, и оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника. Так же можно определить и правила поведения в мини-музее: Экспонаты в мини-музее разрешается трогать руками; Экспонаты нужно возвращать на место и ставить красиво и аккуратно; Экспонаты нельзя ломать и забирать домой; Можно и нужно: задавать вопросы об экспонатах, составлять рассказы и сочинять истории; Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами и творческими работами.

Слайд 24

Практическое задание для педагогов А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю перейти к практической части нашего семинара. Предлагаю вам разделиться на две группы, каждая творческая группа будет создавать свой мини-музей. Необходимо будет дать название мини-музею, определить к какой образовательной области по содержанию он относится, и предложить какие виды деятельности совместно с детьми можно организовать в вашем мини-музее. Вам предлагаются различные экспонаты, все необходимы материалы. Пожалуйста, творите! (Работа педагогов в подгруппах по созданию мини-музеев). Презентация мини-музеев, созданных педагогами.

Слайд 25

Рефлексия: Итак , сегодня мы с Вами познакомились с организацией мини-музеев в дошкольном образовательном учреждении, научились их создавать. Надеюсь, что полученные знания, данную технологию Вы будете использовать при организации работы в детском саду Мини-музей — это «живой организм», где постоянно должна вестись поисковая работа. Экспозиция должна расширяться, обновляться на основе новых материалов. В результате использования мини-музеев в работе ДОУ дети приобщаются к культуре, приобретут интерес к настоящему музею, воспитывается у детей способность самостоятельно изучать окружающий мир. Возникающий интерес у детей к посещению музея оказывает влияние на расширение их общего кругозора, желание узнать о других, существующих музеях. Небольшой музей на территории ДОУ может стать началом большого пути человека в мир всемирной культуры, оказать влияние на формирование его личности, воспитать достойного гражданина .

Слайд 26

Решение: Продолжать поиск новых методов и технологий в работе с воспитанниками и их родителями (ответственные - педагоги, срок- течение года). К итоговому педсовету создать и презентовать один из музеев по технологии «Музей в чемодане» или «Музей в коробке» (ответственные- педагоги, срок- май) Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства.

           В настоящее время мы наблюдаем повсеместно возрождение интереса к народной культуре и национальным традициям и обычаям.И это правильно, ведь воспитание ...

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»...

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»

          Приобщение к национальной культуре и традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для раскрытия в...

Консультация для педагога «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»

Культурное наследие народа – это многовековая истории развития, накопленная народом. Изучение этой истории может значительно обогатить содержание воспитания и обучения детей ...

Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства».

В дошкольном возрасте духовно-нравственные и общечеловеческие ценности ребенок усваивает через культуру родного края, народа при ознакомлении с родным языком и окружающим его природным ...

Семинар-практикум «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»

Приобщение дошкольников к культурному наследию своего народа необходимо для воспитания уважения, гордости за свою малую Родину, что в дальнейшем поможет с уважением и интересом относи...