"Роль сказки в развитии связной речи у детей раннего возраста"
статья по развитию речи (младшая группа)

Помазова Валентина  Юрьевна, воспитатель

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st._rol_skazki_v_raz._rechi.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

Роль сказки в развитии связной речи у детей раннего возраста

(статья, обобщение педагогического опыта)

Помазова В.Ю., воспитатель

МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок»

Современное время – время преобразований, но трудно найти лучший способ воспитания и обучения детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству, так как русская народная сказка – это удивительное явление устного народного творчества. Пришло время, когда быстро развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира.

С развитием эпохи телекоммуникационных систем и компьютерных сетей сказка видоизменилась, но её роль в нравственном и эстетическом воспитании по-прежнему сохранилась, так как мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям.

Русская народная сказка даёт детям младшего дошкольного возраста нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет социально - жизненный опыт ребенка. Простая русская народная сказка незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому.

В мир сказок дети вступают в самом раннем детстве, как только начинает говорить. Однажды придя к ним, сказка остаётся с ними навсегда как чудо, как радость, как память, как мечта.

Русская народная сказка способна развивать у детей образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает у детей раннего возраста любовь к Родине, она знакомит их с природой родного края, традициями и обычаями русского народа. Слушая сказки, детей учат слышать и слушать звуки родной речи, её неповторимую мелодию и чем старше становятся дети, тем больше они чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникаются её поэзией.

Маленький, но уже человечек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к истокам и мудрости русского народа. Через восприятие народной сказки закладываются основы нравственного сознания детей раннего возраста. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. И ни для кого не секрет, что именно через сказку сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что сказка – это педагогический опыт и творческий гений русского народа.

Русская народная сказка – незаменимый инструмент формирования личности детей раннего возраста. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его воображение и фантазия. Поэтому русские народные сказки способствуют развитию в детей творческого, логического мышления, воображения.

Хочется обратить особое внимание педагогов, родителей на тот факт, что если сказка подбирается без учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и рассказчик не пользуется приемами эмоционального подкрепления, это ведет к нарушению эстетической ценности восприятия. Не менее важен и способ преподнесения детям русской народной сказки.

Таким образом, русская народная сказка является составляющей субкультуры детей раннего возраста, в то же время она теряет свою значимость, так как теряется культура ознакомления с ней, ведь чтение сказки было особым ритуалом, который тщательно хранили и передавали из поколения в поколение.

Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему моего исследования - выявление наиболее эффективных условий формирования восприятия русской народной сказки детьми дошкольного возраста.

В дошкольный период у детей интенсивно развивается воображение, способность действовать в образном плане, умение понимать читаемый текст и осуществлять элементарный анализ, поэтому в детстве роль сказки велика.

Поэтому русские народные сказки – совершенно необходимый этап для всестороннего развития личности детей дошкольного возраста. В качестве основного метода ознакомления детей со сказкой выделяется – рассказывание, так как сказочный жанр изначально допускал свободное обращение рассказчика с сюжетом и был рассчитан на устное исполнение.

Русские народные сказки для детей младшего возраста просты, носят цикличный характер – многократное повторение сказочного сюжета с небольшими изменениями позволяет детям лучше запомнить её, побуждает интерес к слову. Сказка является эффективным средством развития речи у детей младшего дошкольного возраста, поэтому я активно использую их в своей педагогической деятельности.

Восприятие сказки идет успешнее, если с детьми младшего дошкольного возраста проводится предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций, беседа с объяснением незнакомых или малознакомых детям этого возраста слов и выражений, показ предметов или действий, которые они обозначают. Только после этого происходит непосредственное знакомство с русской народной сказкой, где важную роль играет речь рассказчика. Для ребёнка младшего возраста предпочтительно утрированное выразительное рассказывание, при котором голосом «рисуются» образы и картины происходящего, чтобы помочь детям глубже воспринять её, после его рассказывания советую плавно перейти к беседе. Включаю в беседу разные группы вопросов:

- на выявление эмоционального отношения детей к содержанию сказки и её героям, о мотивах поступков персонажей, средствах языковой выразительности.

Для большего эффекта восприятия сказки, необходимо при рассказывании использовать предметными или сюжетными картинками. В тоже время следует не забывать, что детям не свойственна однообразная деятельность, от которой они быстро устают, поэтому при повторе сказки советую использовать: настольный кукольный или магнитный театр.

Русскую народную сказку необходимо использовать, как в образовательном процессе, так и в индивидуальной работе с детьми и повседневной жизнедеятельности.

Система работы по развитию связной речи у младших дошкольников включает в себя: предварительную работу, непосредственное знакомство со сказкой, организацию творческой деятельности на её основе.

Мой педагогический опыт работы с детьми раннего возраста составляет более пяти лет, как педагога не более трёх лет и я считаю, что роль русской народной сказки в развитии речи детей велика, а на сегодняшний день данная тема очень актуальна.

Сказки создают словесные картины человеческой жизни, мира животных и оживляют детскую фантазию. Поступки, чувства, мысли персонажей, их взаимоотношения, события, которые с ними происходят, предметы, которые их окружают, - все это отражено в слове, несущем в себе номинативно-образное и эмоциональное значение. Дети верят всему, о чем говорится в сказке, становятся как бы соучастниками событий, волнуются за персонажей, радуются их успехам, печалятся неудачам. Пересказ сказки, ее разыгрывание, оказывают большое влияние на познавательно - исследовательское и духовно - нравственное развитие личности детей. Образность и яркость сказочных персонажей, олицетворение ими добра и зла, способствуют развитию у ребенка внутреннего содействия, сопереживания героям, в которых воплощены определенные нравственные качества человека.

Хочу поделиться и обобщить хоть не большой, но личный опыт педагогический опыт работы со сказкой. Первоначально мною была поставлена цель: развитие интереса к русской народной сказке, создание условий для активного использования сказок в игровой деятельности детей и вовлечение детей в активную речевую работу. Для осуществления поставленной цели решались следующие педагогические задачи:

- развивать познавательный интерес к русскому народному творчеству;

- формировать у детей раннего возраста умение слушать, сопереживать, анализировать поступки сказочных героев;

- побуждать к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности;

- работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие связной, выразительной речи.

Приемы и методы (рассказываем сказку):

Рассказчица (бабушка-загадушка, тетушка Арина и т.п.).

Герой сказки (игрушка).

Волшебный сундучок ("рассказывают" предметы).

Фланелеграф (рассказываем и показываем).

Игры-драматизации (разные виды театров).

Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Многочисленное количество раз дети могут пересказывать одну и ту же сказку, и каждый раз открывает в ней что-то новое. В сказочных образах - первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному.

Благодаря сказке дети познают мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости.

Во время непосредственной деятельности, я наблюдаю, как дети реагируют на те или иные поступки героев, для того, чтобы выявить ценностные представления, страхи; отследить позы ребенка, движения, мимику. Кроме комментариев детей истолковываю невербальные сигналы, чтобы выявить наиболее значимые места.

Особо обращаю внимание на шутки и смех детей, на тревогу, на те моменты, которые вызывают особый интерес или, наоборот, не привлекли внимания детей, на их комментарии по ходу рассказа.

Хочу отметить, что с кем из героев сказки себя идентифицировал ребенок, догадаться об этом нетрудно по личностным реакциям, то есть проявляемым эмоциям.

Работа со сказкой строится следующим образом:

Чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все, что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.
2) Рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка.

Драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны. Каждый этап обсуждается, т.к. важны чувства ребенка.

Завершающим этапом формирования связной речи у детей дошкольного возраста является умение рассказывать и одновременно показывать сказку. В этом мне помогает настольный театр, игры-инсценировки, игры-драматизации, мини-спектакли.

Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность развиваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку, дети учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи.

Язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям даны определения – это также позволяет ребенку обогатить свой словарь и лучше запомнить и понять содержание сказки. С развитием речи у ребенка развиваются мыслительные процессы. Включение сказки во все виды детской деятельности, использование традиционных и нетрадиционных методов и приёмов работы существенно влияют на всестороннее развитие речи детей.

Цель обобщения личного педагогического опыта в систематизации и обобщение накопленного опыта по созданию целостной системы работы педагогов в группе, направленной на достижение положительных результатов в педагогической деятельности.

Практическая значимость представленного мною педагогического опыта состоит в возможности применения его в повседневной практике любого дошкольной образовательной организации.

Представленный мною опыт по применению в работе современных подходов в проведении разных форм организации занятий позволит повысить интерес детей к устному народному творчеству, увлечь их в игру, эффективно развивать у детей связную речь.

В заключение мне, хочется отметить, что благодаря использованию русских народных сказок – образцов литературного и народного наследия, в образовательном процессе у детей прививается любовь к родному языку и гордость за его богатство, совершенствуется монологическая речь, повышается интерес к словесному творчеству, самостоятельность при отборе «образных средств родного языка», способность выражать свои мысли.

Сказки способствуют обогащению детей знаниями об окружающем мире, влияют на нравственное воспитание. Дети учатся видеть взаимосвязь различных видов искусства. У них развиваются актёрские и художественные возможности, творческое воображение, логическая память; также развивается детская активность, познавательно - исследовательские навыки, наблюдательность, любознательность и другие способности.

Таким образом, я считаю, что русские народные сказки – прекрасный источник сюжетов, примеров для сочинения собственного повествования.

Список используемой литературы

Венгер Л.А. О чем рассказывает сказка. Дошкольное воспитание. № 5. 1991.

Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.. 1961.

Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками.- СПб.: Речь, 2008.-240с.

Калунина Е. Воспитание сказкой. // Ребенок в детском саду. – 2002. - № 5. – с.73.

Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993, №6.

Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л-д, 1986.

Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978

Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника //Вопросы психологии. -1989. - №3.

Смирнова О. Д. Приобщение дошкольников к литературе: традиции и современность. Метод рек. Мурманск. 2007.

Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю. А. – Владос, 2001. 

Сказки, придуманные детьми. // Ребенок в детском саду. – 2002. - № 4. –с.51.

Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. Где бывает волшебство? стр. 89. – Москва, 1991.

Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) – М.. 1967

Тухта Л. С. Сочини сказку. // Газета «Начальная школа», 1996, №46.

Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М., 2001.

Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. –Харьков: Фолио, 1996.

Фесюкова Л. Б. От трех до семи: Кн. для пап, мам, дедушек и бабушек. Харьков: Фолио; Ростов н/Д: Феникс, 1997.

Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: учеб.-метод. пособие/ О.Л. Князева, М. Д. Маханёва. – Спб.: Детство-Пресс,1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль фольклора в развитии связной речи у детей раннего возраста.

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире....

Развитие связной речи у детей раннего возраста.

В данном материале освещены условия, от которых зависит успешное решение главной задачи речевого развития дошкольников - развитие связной речи, выделены направления работы педагога по формированию свя...

Опыт работы по теме: Развитие связной речи у детей раннего возраста посредством ознакомления с художественной литературой.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 27 – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГОВИДА Г. ТУЛЫ  БАЗОВАЯ МОДЕЛЬОБОБЩЕННОГО ОПЫТА Валуевой Галины Петровны ВОСПИТАТЕЛЯ ...

Роль сказки в развитии связной речи у детей

Знакомство детей со сказками...

Роль сказки в развитии связной речи у детей раннего возраста

Роль сказки в развитии связной речи у детей раннего возраста...

Консультация для родителей на тему: «Роль сказки в развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей на тему: «Роль сказки в развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста»...

План Самообразование во второй группе раннего возраста "Развитие связной речи у детей раннего возраста"

План Самообразование во второй группе раннего возраста "Развитие связной речи у детей раннего возраста"...