Главные вкладки

    ООД развитие речи детей посредством художественной литературы в подготовительной группе
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    заманова надежда александровна

    ООД развитие речи детей посредством  художественной литературы в подготовительной группе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ood_poskazkam_chukovskogo.docx30.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    ООД развитие речи детей посредством  художественной литературы в подготовительной группе:

    «Путешествие по сказочной стране Корнея Ивановича Чуковского».

    Образовательная область: речевое развитие.

    Цель: закрепить и расширить знания по произведениям детского писателя К.И.Чуковского.

    Задачи:

    Образовательные: 

    - учить детей эмоционально и активно воспринимать произведения К.И.Чуковского;

    - закрепить у детей умение правильно и внятно произносить слова и словосочетания;

    -  развивать у детей интерес к выразительному чтению наизусть отрывков из произведения К.И.Чуковского.

    Развивающие: 

    - расширить и активировать словарный запас детей.

    - развивать умение отвечать полными развернутыми предложениями;

    - развивать координацию движений с речью.

    Воспитательные: 

    - воспитывать бережное отношение  к книгам;

    - прививать любовь и уважение к художественной литературе и к творчеству детских писателей.

    Методы: 

    - словесный (постановка проблемных вопросов);

    - наглядный (использование картин и ТСО);

    - игровой.

    Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная образовательная область.

    Словарная работа: Айболит, Федорино горе, Мой Додыр, Бармалей.

    Ход ООД.

    Воспитатель:

    «Ребята сегодня мы с Вами отправимся в сказочную страну.  В этой сказочной стране растет «Чудо - дерево».

    Педагог читает отрывок:

    Как у наших у ворот,

    Чудо – дерево растет.

    Чудо, чудо, чудо, чудо,

    Расчудесное.

    Не листочки на нем,

    Не цветочки на нем,

    А  что же растет на нашем дереве?

    Ответы детей: Сказочные герои. Герои из сказок. (Перечисляют героев: Муха Цокотуха, Таракан, умывальник и т.д.)

    В.: Ребята, подумайте, а герои, которых вы сейчас перечислили, это герои сказок какого писателя?

    Ответы детей: это герои сказок К. Чуковского.

    В.: Ребята давайте вспомним, какие это сказки?

    Дети подходят к «Чудо-дереву» снимают по очереди картинки с героями и отвечают, из  какого произведения данный герой.

    В.: Ребята, Вы молодцы, справились с заданием. А кто мне скажет, что же такое сказка?

    Ответы детей: Сказки – это волшебные истории, в которых есть необыкновенные герои, волшебные предметы и волшебные превращения.

    В.: Ребята, Вы правильно сказали, что в сказках происходят волшебные превращения. Сейчас я Вам зачитаю отрывки из сказок, а Вы должны сказать, как называется эта сказка и какие волшебные превращения в ней происходят.

    А с ним и зайчиха-мать,
    Тоже пошла танцевать.
    И смеется она и кричит:
    «Ну, спасибо тебе, … (Айболит)!» «Айболит»

    А за нею вилки,
    Рюмки да бутылки,
    Чашки да ложки
    Скачут по … (дорожке). «Федорино горе»

    Подошел Медведь тихонько,
    Толканул его легонько:
    «Говорю тебе, злодей,
    Выплюнь солнышко … (скорей)!» «Краденое солнце»

    Вдруг откуда-то летит
    Маленький Комарик,
    И в руке его горит
    Маленький … (фонарик). «Муха-Цокотуха»

    А потом позвонили зайчатки:
    – Нельзя ли прислать … (перчатки)?
    А потом позвонили мартышки:
    – Пришлите, пожалуйста, … (книжки)! «Телефон»

    Вдруг из маминой из спальни,
    Кривоногий и хромой,
    Выбегает умывальник
    И качает … (головой). «Мойдодыр»

    Но однажды поутру
    Прискакала кенгуру,
    Увидала усача,
    Закричала сгоряча:
    «Разве это великан?
    (Ха-ха-ха)

    Это просто … (таракан)!
    (Ха-ха-ха) «Тараканище»

    Долго, долго крокодил

    Море синее тушил

    Пирогами, и блинами,

    И сушёными грибами. («Путаница»)

    В.: Ребята, Вы отлично справились с очередным заданием. Но в сказочной стране, чудесным образом случилось непредвиденное. Кто-то переставил буквы в названиях к сказкам, и теперь сказочные герои не могут найти дорогу в свою сказку. Давайте мы исправим названия к сказкам и поможем героям найти дорогу домой. 

    1. Арболит (Айболит)

    2. Гадость (Радость)

    3. Крашеное солнце (Краденое солнце)

    4. Кармалей (Бармалей)

    5. Федорино море (Федорино горе)

    6. Худо-дерево (Чудо-дерево)

    7. Пуганица (Путаница).

    В.: Ребята Вы большие молодцы, что помогли навести порядок в сказочной стране К.Чуковского.

    А теперь ребята, обратите внимание, на столе у меня лежат предметы из сказок К.Чуковского, все они перемешаны между собой. Из  какой сказки каждый предмет, предстоит определить вам. Но для этого  мы поделимся на три команды. Ваша задача собрать разрезную картинку, назвать произведение К.Чуковского по данной картинке и выбрать из путаницы предметов, именно те предметы, которые относятся к вашей сказке.

    1-я команда – сказка «Мойдодыр» (мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце, расческа).

    2-я команда – сказка «Федорино горе» (тарелка, блюдце, кастрюля, ложка, вилка).

    3-я команда – сказка «Айболит» (градусник, предметы аптечки, халат врача, банки).

    Ответы детей: у нас сказка «Мой До дыр». Мы собрали предметы: зубная щетка, полотенце, зубная паста, мыло.

    В.: Молодцы, ребята! Вы отлично справляетесь с заданиями, но каждому путешественнику нужен отдых. Сейчас и мы с вами немного отдохнем.

    Физминутка:

    «Сказка даст нам отдохнуть,

    Отдохнем и снова в путь.

    Вот Федорины слова:

    Чтобы спина была пряма,

    Поднимайтесь на носочках,

    Словно тянетесь к цветочкам.

    Ай Болит нам даст совет

    Станет талия осиной,

    Если будем наклоняться

    Влево, вправо десять раз.

    Бармалея тут совет

    Проживешь ты много лет,

    Если будешь приседать

    1,2,3,4,5.

    Дала нам сказка отдохнуть-

    Отдохнули снова в путь»

    В.: Ребята у Корнея Чуковского очень интересные и сложные названия сказок. Чтобы выговаривать их Корней Иванович каждый день проводил зарядку для язычка. Давайте и мы с вами попробуем проговорить чистоговорки. Слушайте и повторяйте за мной:

    Он-он-он – у меня зазвонил телефон.        
    ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр.
    Ил-ил-ил – Крокодил солнце в небе проглотил.
    Ца-ца-ца – нынче Муха-Цокотуха именинница.
    Ит- ит –ит – добрый доктор Айболит.

    В.: Ребята, следующее задание у нас очень интересное, а называется оно «Конкурс знатоков». Сейчас мы с вами будем разгадывать кроссворд по произведениям К.Чуковского. Сначала я вам зачитаю вопрос, а затем кто-нибудь из вас прочтет отрывок из этой сказки. Разгадав весь кроссворд, мы с вами узнаем как называется первая сказка писателя.

    Описание: http://festival.1september.ru/articles/518574/img1.gif

    По горизонтали:

    1. Имя акулы в сказках Чуковского.

    И акула Каракула
    Правым глазом подмигнула
    И хохочет, и хохочет,
    Будто кто её щекочет. (Айболит)

    1. Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.

    Вот и стал Таракан победителем,

    И лесов и полей повелителем.

    Покорилися звери усатому.

    (Чтоб ему провалиться, проклятому!)

    А он между ними похаживает,

    Золоченое брюхо поглаживает:

    "Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,

    Я сегодня их за ужином скушаю!" (тараканище)

         

    1. Имя мухи – именинницы.

    Муха, Муха-Цокотуха,
    Позолоченное брюхо!
    Муха по полю пошла,
    Муха денежку нашла.

    1. Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.

    Вдруг навстречу мой хороший,
    Мой любимый Крокодил.
    Он с Тотошей и Кокошей
    По аллее проходил

    1. Умывальников начальник и мочалок командир.

    Я - Великий Умывальник,
    Знаменитый Мойдодыр,
    Умывальников Начальник
    И мочалок Командир!

    1. Кто вернул краденое солнце?

    Не стерпел Медведь,
    Заревел Медведь,
    И на злого врага налетел Медведь.

    Уж он мял его и ломал его:
    "Подавай сюда наше солнышко!"

    Испугался Крокодил,
    Завопил, заголосил, а из пасти
    Из зубастой солнце вывалилось,
    В небо выкатилось!
    Побежало по кустам,
    По берёзовым листам.

    1. Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?

    И встал Айболит, побежал Айболит.
    По полям, но лесам, по лугам он бежит.
    И одно только слово твердит Айболит:
    "Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!" (Айболит)

    1. Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.

    Наш бегемот провалился в болото...
    - Провалился в болото?
    - Да!
    И ни туда, ни сюда!
    О, если вы не придете -
    Он утонет, утонет в болоте,
    Умрет, пропадет
    Бегемот!!! (телефон)

    В.: Разгадав весь кроссворд, мы видим с вами ребята, что первая сказка К.Чуковского называется «Крокодил». Кто мне скажет, какой первый звук в слове крокодил? Сколько слогов в данном слове. Молодцы, вы настоящие знатоки сказок К.Чуковского.

    Ребята, давайте поиграем в игру «Кто есть кто».

    Айболит - (доктор)

    Федора - (бабушка)

    Мойдодыр - (умывальник)

    Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)

    Цокотуха - (муха)

    Бармалей - (разбойник)

    Рыжий, усатый великан - (таракан)

    Каракула - (акула) .

    В.: Ребята, вот и подходит наше путешествие по сказочной стране К.Чуковского к концу. Вы показали, что Вы настоящие знатоки сказок К.Чуковского.  Каждый из вас прочитал множество сказок, и вы даже нарисовали рисунки по любимой сказке. Пожалуйста, Ксюша скажи какая у тебя любимая сказка К.И.Чуковского? Ответь, пожалуйста, а чему нас учит эта сказка?....Ответы детей.

    В заключении я хочу вам прочитать шутливое стихотворение:

    Нам жалко дедушку Корнея:
    В сравненье с нами он отстал,
    Поскольку в детстве “ Бармалея ”
    И “ Крокодила” не читал,
    Не восхищался “Телефоном”
    И в “Тараканище” не вник.
    Как вырос он таким учёным,
    Не зная самых главных книг
    ?

    В.: Ребята, скажите,  по сказкам какого писателя мы сегодня путешествовали?

    Какие испытания мы проходили?

    Какое испытание Вам больше всего запомнилось?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе на учебный год

    Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой  в подготовительной группе на учебный год....

    Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе на учебный год

    Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой  в подготовительной группе на учебный год....

    Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе на учебный год

    Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой  в подготовительной группе на учебный год....

    Сказки А.С.Пушкина.Итоговое занятие по развитию речи и художественной литературе в подготовительной группе

    Данный конспект НОД является итоговым занятием по сказкам великого сказочника и поэта А.С.Пушкина. Он направлен на развитие творчества и артистизма у детей, а педагогу представлена возможность выявить...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА).

    Овладение речью - это сложный, многосторонний  психический процесс: её появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слу...

    Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе

    Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой  в подготовительной группе....

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

    консультация для родителей по развитию речи детей 6-7 лет...