Рабочая программа кружка «Ладушки» для развития связной речи средних дошкольников на 2018-2019 учебный год
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Лучкина Ольга Геннадьевна

Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее активный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник  становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения  родному языку в начальной,  а затем и в средней школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_sr_gr_nov_avtosohranennyy.docx39.46 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Василек» р.п. Мулловка»

Муниципального образования

«Мелекесский район» Ульяновской области

Принята:                                                                                                                                          Утверждена:

На педагогическом совете                                                                                                            Заведующий     МДОУ

(установочный) № 1                                                                                                                       С.В.Бабушкина

Протокол №1 от 29.08.2018                                                                                                           Приказ № 78     от 29.08.2018

Рабочая программа кружка

«Ладушки» для развития связной речи

средних  дошкольников

на 2018-2019 учебный год

                                                                                         

                                                                                         

                                                                                         Руководитель кружка: воспитатель: Лучкина О.Г.

Составители: воспитатель: Лучкина О.Г.

Пояснительная записка.

Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее активный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник  становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения  родному языку в начальной,  а затем и в средней школе.

Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном  возрасте.  В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок.

Речь–это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Удовлетворять потребность детей в речевом общении – одна их важнейших педагогических задач.

Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие связной речи.

Задачи:

-  развивать умение говорить и слушать;

- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;

-  обогащать активный и пассивный словарь;

-  развивать артикуляционный аппарат;

-  совершенствовать интонационную выразительность  речи;

-  формировать навыки самоконтроля и самооценки,

-  развивать мелкую моторику;

-  воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Пути и методы реализации:

1.Правильный образец педагога.

2.Пальчиковая гимнастика, словесные подвижные игры, считалки, потешки.

3. Показ слов, стихов, сказок, загадок руками.

4. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.

5. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).

6. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.

Табель посещаемости

2018 / 2019 уч. год      СЕНТЯБРЬ  ОКТЯБРЬ     НОЯБРЬ        ДЕКАБРЬ   ЯНВАРЬ  ФЕВРАЛЬ       МАРТ          АПРЕЛЬ    МАЙ

Ф.И.РЕБЁНКА

1

2

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

1

Баранова  Диана

2

Воробей  Миша

3

Горячев  Влад

4

Гарифуллов Эмиль

5

Куманяев Артем

6

Краев  Семен

7

Мясникова  Эвелина

8

Назаров Ваня

9

Пятерикова Карина

10

Шикина  Вика

ПРИСУТСТВУЕТ:

ОТСУТСТВУЕТ:

Время проведения кружка: среда 16.00-16.20

Перспективный план работы кружка «Ладушки»

Сентябрь.

Занятие

Цель

Методические приемы

1.

Знакомство с многообразием слов.

Учить понимать и употреблять термин "слово". Познакомить с многообразием слов. Формировать интерес к речевой деятельности.

Игровое упражнение "Повтори за мной"

Физкультминутка. Игра с мячом «Тихо-громко»

2.

Заучивание стихотворения Евгения Трутнева «Осень»

Учить детей запоминать стихотворение, понимать его содержание, развивать память, мышление, речь.

Беседа с детьми об осени. Отметить, что изменилось в природе

Октябрь.

Занятие

Цель

Методические приемы

1.

«У Лариски - две редиски»

Работа над темпом и ритмом речи.

Пальчиковая игра «У Лариски - две редиски»

Игра с палочками «Домик» (квадрат, треугольник)

2.

Составление рассказа «Моя комната»

Учить детей при составлении рассказа связывать предложения между собой по смыслу. Развивать творческое воображение. Предложить детям, отметить, что больше им нравится в своей комнате.

3.

д\упр. «Скажи, что слышишь?»

Учить отчетливо произносить отдельные звукосочетания. Укреплять голосовой аппарат, обогащать словарь детей. Формировать интерес к речевой деятельности, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Игра «Скажи, что слышишь?»

4.

 Театр игрушек «Репка»

Учить детей понимать и оценивать характер и поступки героев сказки. Продолжать учит отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивать интонационную выразительность речи. Учить пересказывать сказку, говорить голосами героев.

Беседа с детьми по содержанию сказки. Отметить характерные особенности героев сказки.

Ноябрь.

Занятие

Цель

Методические приемы, оборудование

1.

«Маланья».

Работа над темпом и ритмом речи.  Формировать интерес к речевой деятельности.

Пальчиковая игра «Маланья»

Игра "Подскажи словечко"

2.

Составление рассказа «Моя любимая мгрушка»(Герб.44)

Учить детей составлять небольшой рассказ о своей любимой игрушке.

Любимые игрушки детей

3.

Знакомство с многообразием слов, игра Д.упр "Подбери слово",

(Губ.132)

Знакомить с протяжностью слов. Учить внимательно слушать, подбирать прилагательные.

Игровое упражнение "Подбери слово"

4.

Инсценировка сказки «Лисичка со скалочкой».

Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым произведениям. Развивать внимание,  интонационную выразительность речи. Учить высказывать свое мнение объяснять, почему именно я выбрала эту роль для инсценировки.

Атрибуты для разыгрывания сказки.

Декабрь.

Занятие

Цель

Методические приемы

1.

«Невероятные истории»

Предложить детям сочинить какую-нибудь интересную историю из личного опта. Развивать связную речь, мышление, фантазию, воображение. Воспитывать желание делиться своим историями. Учить давать характеристику интересным историям.

Рассказы  оформляются рисунками детей

2.

«Снежок»

Работа над темпом и ритмом речи.

Пальчиковая игра «Снежок»

3.

Сказка-импровизация «Петушок и бобовое зернышко» (Губан.66)

Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым произведениям, использовать выразительные средства: интонацию, жесты, мимику.

Атрибуты для разыгрывания сказки.

4.

Дидактическая игра «Что в мешке у Буратино» (Ушак. 50)

Учить детей правильно употреблять в речи названия качеств предметов. Воспитывать желание придумать короткий рассказ.

Д.игра «Что в мешке у Буратино»

Атрибуты для игры.

Январь.

Занятие

Цель

Методические приемы

1.

«Братцы»

Работа над темпом и ритмом речи.

   Пальчиковая игра «Братцы»

2.

Д.игра «У Кати день рождение» (Ушак.62)

Учить составлять короткий рассказ об игрушках.

Д.игра «У Кати день рождения»

Игрушки к игре

3.

«Мои любимые животные»

Работа над темпом и ритмом речи.

Пальчиковая игра «Животные»

Февраль.

Занятие

Цель

Методические приемы

1.

Драматизация сказки «Колобок»

Продолжать учить детей распределять роли между собой, вживаться в образы сказочных героев, использовать разную интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и уважение к художественному творчеству.

Атрибуты для драматизации сказки.

2.

Составление рассказа о зиме.

Упражнять детей в составлении рассказа из личного опыта. Развивать воображение, мышление, связную речь.

Рассказы  оформляются рисунками детей

3.

«Весёлый Снеговик»

Работа над темпом и ритмом речи.

Пальчиковая игра «Снежок»

4.

Д.игра «Закончи предложение» Ушак.78

Учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по тексту, развивать связную речь, формировать интерес к речевой деятельности.

Чтение рассказа А. Максакова " Цыпленок Цып"

Игра " Закончи предложение"

Март.

Занятие

Цель

Методические приемы

1.

Заучивание потешки «Мышки»

Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи.

Потешка «Мышки»

2.

Пальчиковая игра «Цветочек»

Работа над темпом и ритмом речи.

Пальчиковая игра «Цветочек»

3.

Дид. игра «Гуси-гуси»

Учить активно сопровождать свою деятельность речью, развивать внимание, следить за выразительностью речи.

Импровизация  д.игры.

4.

Инсценировка сказки «Три медведя»

Продолжать учить разыгрывать несложные представления по знакомым произведениям. Развивать внимание, интонационную выразительность речи.

Атрибуты для разыгрывания сказки.

Апрель.

Занятие

Цель

Методические приемы

1.

Д.игра Магазин игрушек» Герб.37

Учить составлять описание игрушек, пользуясь планом, предложенным воспитателем.

Игра «Магазин игрушек»

2.

Заучивание потешки «Чики-чики»

Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание. Воспитывать интерес к художественному слову.

Потешка «Чики-чики»

3.

Инсценировка сказки «Теремок»

Продолжать учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым произведениям. Развивать речь. Учить использовать выразительные средства: мимику, жесты, интонацию.

Атрибуты к сказке.

4.

Чтение сказки

 С.Маршака «Красная шапочка»

Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, пересказывать ее содержание, различать положительных и отрицательных героев. Развивать умение понимать содержание сказки, сопереживать героям сказки. Продолжать работу по формированию интереса книге.

Иллюстрации к сказке.

Май.

Занятие

Цель

Методические приемы

1.

Составление необыкновенной, интересной истории о лесных жителях весной.

Учить использовать в речи наиболее потребительские прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Развивать связную речь, воображение, фантазию. Активизировать словарь детей.

Использование картинок с дикими животными для составления рассказа.

2.

Пальчиковая игра «Наш красивый петушок»

Работа над темпом и ритмом речи. Формировать интерес к речевой деятельности.

Пальчиковая игра «Наш красивый петушок».

3.

«Чудесный вечер»

Вспомнить с детьми все, что мы узнали за весь учебный год. Развивать речь, память.

Зарисовки своих рассказов.

  4.

Д.игра «Выставка автомашин» Герб. 91

Учить детей составлять рассказы-описания различных автомашин. Развивать речь, память.

Игрушки-машинки

Месяц

Занятия

Сентябрь

  1. Игровое упражнения «Повтори за мной»                                                                                                  
  2. Стихотворение Е.Трутнева «Осень»

Стало вдруг светлее вдвое, двор как в солнечных лучах-

Это платье золотое у березы на плечах.

Утром мы во двор идем, листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят и летят…летят…летят…

Пролетают паутинки с паучками в серединке.

И высоко от земли пролетели журавли.

Все летит!

Должно быть это улетает наше лето.

Октябрь

  1. Пальчиковая игра «У Лариски-две редиски»
  2. Составление рассказа «Моя комната»
  3. Д.упр. «Скажи, что слышишь?»

На столе у воспитателя стоят различные предметы, при действии которых издается звук: звенит колокольчик, Шуршит книга, играет дудочка… За ширму приглашается один ребенок, который там играет. Дети, услышав звук отгадывают. А тот, который за ширмой, выходит с тем предметом в руках. Ребята убеждаются, что они не ошиблись. С другим инструментом будет играть другом ребенок, выбранный первым ребенком.

  1. Театр игрушек «Репка» (см. сказку «репка»)

Ноябрь

  1. Пальчиковая игра «Маланья»

У Маланьи у старушке –хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.

Жили в маленькой избушке - сложить руки углом, показать избушку.

Семь сыновей, - показать семь пальцев.

Все без бровей – очертить брови пальцами.

Вот с такими ушами, - растопыренные ладони поднести к ушам.

Вот такими носами – показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.

Вот с такими усами, - очертить пальцами длинные  «гусарские усы»

Вот с такой головой, - очертиьб большой круг вокруг головы.

Вот с такой бородой! – показать руками большую окладистую бороду.

Они не пили, не ели, - одной рукой поднести ко рту « чашку», другой – ложку.

На Маланью все глядели – держа руки у глаз, похлопать пальчиками, как ресницами.

И все делали вот так… - дети показывают загаданные действия.

  1. Составление рассказа «Моя любимая игрушка»
  2. Д.упр. «Подбери слово» см.Н.Ф.Губанова. «Развитие игровой деятельности», с.132
  3. Инсценировка сказки «Лисичка со скалочкой»

Декабрь

  1. Невероятные истории».
  2. Пальчиковая игра « Снежок»

Белый снег пушистый – ритмично, плавно опускать руки вниз

В воздухе кружится –    круговые движения кистями рук

И на землю тихо –          плавно опускать руки вниз.

Падает, ложится.

А потом, а потом –          имитация сгребания снега

Мы из снега слепим ком. – выполнять движения «лепим пирожки»

Ух!   -                               бросить снежок вперед.

  1. Сказка – импровизация «Петушок и бобовое зернышко» см.Н.Ф.Губанова. «Развитие игровой деятельности», с.66
  2. Д.игра «Что в мешке у Буратино» см. О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет»,с. 50

Январь

  1. Пальчиковая игра «Братцы»

Засидевшись в избушке братцы – поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы  сомкнуты.

Захотел меньшой прогуляться – отвести вбок мизинец (строго в плоскости ладони) и задержать  его в этой позиции на 2-3 секунды.

Да скучно ему гулять одному – мизинец чуть покачивается, затем возвращается на исходную позицию.

Зовет он братца вдвоем прогуляться – в бок отвести два прижатых друг к другу пальца: мизинец и безымянный; задержать их в этой позиции на 2-3 сек.

Да скучно им гулять двоим- мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем возвращаются в исходную позицию.

Зовут братца втроем  прогуляться-отвести вбок три прижатых друг к другу пальца: мизинец, безымянный и средний. Задержать их в этой позиции на 2-3 сек.

Грустно старшим сидеть в избе- большой и указательный пальцы 4 раза соединяются кончиками.

Зовут они братцев домой  к себе-все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется.

2.Д.игра «У Кати день рождение»,О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», с.62

3. «Мои любимые животные» пальчиковая игра «Животные»

За мамой слонихой  шагает слоненок,

За кракодилихой – крокодиленок,

За львицей шагает маленький львенок,

За верблюдицей бежит верблюженок,

За зеброй спешит полосатый  зебренок.

За кем же торопится каждый ребенок?

(Поочередно из кулачков разжимают пальцы то левой, то правой руки, начиная с больших)

Февраль

1.Драматизация сказки «Колобок»  (см. сказку «Колобок»

2.Составление рассказа о зиме.

3. «Веселый снеговик» пальчиковая игра «Снежок»

Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять  (идут пальчиками)

Бабу снежную лепили (лепят комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили (крошащие движения всеми пальчиками)

С горки мы потом катались (ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись (кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли (отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли (движения воображаемой ложкой)

4.Д.игра «Закончи предложение», О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», с.78

Март

1.Заучивание потешки «Мышки»

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот,

Тише мыши не шумите

Кота Ваську не будите.

(Дети водят хоровод, взявшись за руки)

Вот проснется Васька кот

Разобьет весь хоровод.

2.Пальчиковая игра «Цветочек»

Утром рано он закрыт, но к полудню ближе - кисти рук находятся в исходном положении

Раскрывает лепестки - ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам              указательных, кисти рук напоминают полуоткрытый бутон.

Красоту их вижу – кисти рук у запястья соединены пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшейся цветок.

К вечеру цветок опять закрывает венчик – пальцы сомкнуты, как нераскрывшейся цветок.

А теперь он будет спать до утра, как птенчик. – кисти рук кладут под щеку, имитируя сон.

3.Д.игра «Гуси_Гуси»

Гуси – гуси                                Дети: Га – га – га

Есть хотите?                               Да – да – да

Ну, летите!                                  Нам нельзя!

Почему?                                      Серый волк под горой, не пускает нас домой

Ну, летите как хотите, только крылья берегите!

4.Инсценировка сказки «Три медведя» см. сказку «Три медведя»

апрель

1.Д.игра «Магазин игрушек» В.В. Гербова, 37

2.Заучивание потешки «Чики –чики»

Чики – чики, чикалочки,

Едет Ваня на полочке,

А Дуня в тележке,

Щелкает орешки.

3.Инсценировка сказки «Теремок», см.сказку «Теремок»

4.Чтение сказки «Красная  шапочка»

Май

1.Составление необыкновенной истории о лесных жителях весной.

2.Пальчиковая игра «Наш красивый петушок»

Наш красивый петушок -  (обе руки  сжаты в кулачки)

Кверху поднял гребешок – разжать ладони

Крылашками машет – кистями помахать в воздухе

На лужайке пляшет

Крошки хлебные клюет – указательными пальцами постучать по столу

Пестрых курочек зовет

3.Составление рассказов «Чудесный вечер»

4.Д.игра «Выставка автомашин» В.В. Гербова, 37


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной группе общеразвивающей направленности на 2018 – 2019 учебный год (по программе "Детство")

Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной группе общеразвивающей направленности  на 2018 – 2019 учебный год(по программе "Детство")...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ) на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по следующим образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Для детей 3-4 лет группы « Ягодки» на 2018 – 2019 учебный год

Пояснительная записка.Рабочая программа для детей 3 – 4  лет  II младшей группы  «Ягодки» на 2018-2019учебный год разработана на основе примерной основной образователь...

Рабочая программа подготовительной к школе группы (6-7 лет) на 2018-2019 учебный год

Рабочая Программа  содержит пояснительную записку, цели и задачи реализации Программы, характеристику детей 7-го жизни, планируемые результаты осовения воспитанниками Программы. Также в ней предс...

Рабочая программа воспитателей первой младшей группы «Лучики» общеразвивающей направленности на 2018 – 2019 учебный год

 Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение«Полтавский детский сад «Березка» Полтавского района Омской области...

Программа кружка «Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»

Программа кружка «Мнемотехника – эффективный приём развития связной речи старших дошкольников» способствует развитию умений правильно выстраивать структуру рассказа, пополнению ...