«Синквейн –инновация в совместной деятельности педагога и детей в речевом развитии»
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Гебель Ольга Александровна

«Синквейн –инновация в совместной деятельности

педагога и детей в речевом развитии»

 

Что же прописано в целевых ориентирах о речевом развитии ребенка

Целевые ориентиры речевого развития дошкольников (согласно ФГОС ДО):

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;

 - активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, строит речевое высказывание в ситуации общения;

- творческие способности ребенка проявляются в придумывании сказок, он может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

 - может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- способен к принятию собственных решений.

Из практики работы мы видим, что часто у детей имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказы по картинке, пересказывать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение, поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

Одним из эффективных, интересных способов частичного решения этих проблем является технология - синквейн.

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять»

и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Синквейн –инновация в совместной деятельности

педагога и детей в речевом развитии»

Что же прописано в целевых ориентирах о речевом развитии ребенка

Целевые ориентиры речевого развития дошкольников (согласно ФГОС ДО):

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;

 - активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, строит речевое высказывание в ситуации общения;

- творческие способности ребенка проявляются в придумывании сказок, он может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

 - может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- способен к принятию собственных решений.

Из практики работы мы видим, что часто у детей имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказы по картинке, пересказывать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение, поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

Одним из эффективных, интересных способов частичного решения этих проблем является технология - синквейн.

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять»

и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.        

 К основным правилам составления синквейна относятся следующие:

1-я строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);

2-я строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства). Слова можно соединять союзами и предлогами.

3-я строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.

4-я строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5-я строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, , выражает личное отношение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно

Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Когда же начинать знакомство с этим приемом? С детьми старшего возраста, но подготовка начинается с младшего возраста. Умение узнавать предмет, подбирать прилагательные и глаголы, уметь разбираться в своих ощущениях, высказывать свое мнение очень важно для дальнейшего использования.

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:

I этап – подготовительный (сентябрь – декабрь первого года обучения). Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами- понятиями: «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие», «слово- ассоциация», «предложение», введение символов этих слов. Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет (живой, неживой) и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над нераспространенным предложением и его схемой. Начинать надо с простых понятий, знакомой темы.

Например: Игра «Что делает кошка» –передавая любой предмет дети называют

- Что изображено на картинке: кошка лежит, чайник кипит.

- «Что чем делают?» - рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой)

Знакомя детей со словом, обозначающим признак предмета, мы учим дошкольников составлять распространенное предложение.

Например: Игра «Назови несколько признаков к одному предмету – жёлтый, кислый, сочный, ароматный (лимон)

Можно поиграть в словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Найди пару», «Слова с противоположным значением» и др.  Игры малой подвижности («У Маланьи, у старушки», «Что мы делаем – не скажем», «Живые слова» и другие). Завершается работа формированием умения строить нераспространенные и распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д., а также знакомством детей с символами-обозначениями: «слов-предметов», «слов-признаков», «слов - действий», «слов-ассоциаций», схемой предложения.

Вот так выглядят символы слов, которые на II этапе составят алгоритм дидактического синквейна.

II этап – основной (январь – май первого года обучения).

Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога). Существует алгоритм синквейна для детей-дошкольников, которые пока не умеют читать. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему.

III этап практический (до конца второго года обучения).

Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам. О чем можно составить синквейн? - о природе; - о картине и литературном герое; - о маме и папе; - о настроении; - по всем лексическим темам. Простота синквейна дает возможность его составления каждым ребенком. Это интересное занятие, способствующее самовыражению детей.

Задания для детей на составление синквейна могут быть различными:

- Составление нового синквейна к одному слову-предмету по лексической теме

Синквейн может нести определенную эмоциональную окраску автора, можно сравнить: Осень
Солнечная, тёплая.
Дарит, Светится, Радует.
В парке осыпаются листья.
Золото!
Осень
Ветреная, холодная.
Дождит, Шуршит, Хмурится.
Люди смотрят в окна.
Грусть!

- Составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна. Используя слова из синквейна, придумать рассказ.

1. Белка.

2. Пушистая. Рыжая.

3. Прыгает, Скачет, Заготавливает.

4. Белка живет в дупле.

5. Дикое животное.

В лесу живет рыжий, пушистый зверек. Это белка. Жизнь у белки хлопотливая, она заготавливает себе пищу на зиму. Ловко прыгает и скачет по веткам. На большом дереве у нее дупло. Зимой диким животным жить трудно. Мы подкармливаем белку орешками, семечками.

- Составление синквейна по прослушанному рассказу

- Коррекция и совершенствование готового синквейна

Сейчас вы будете слушать готовый синквейн и попробуете разобраться, всё ли здесь правильно?
Волк
Серый, косолапый
Бегает, скачет, воет.
Волка ноги кормят
Домашнее животное

Данный вид работы активизирует словарный запас детей. Учит детей быть внимательными и формирует лексическую готовность в подборе слов.

- Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить). 

Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн, который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. Родители могут сделать с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

В чем же эффективность и значимость синквейна:

Его простота. Синквейн могут составить все.

В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Синквейн помогает пополнить словарный запас.

Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн помогает развить речь и мышление.

Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Можно научить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности педагога и детей по познавательному развитию. Тема:"Звуки весны"

В данном конспекте представлен вариант экологической игры.Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили объекты природы. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цвет...

Конспект совместной деятельности педагога и детей. «Художественно-эстетическое развитие». Лепка из соленого теста по мотивам русской народной сказки «Три медведя»

Конспект образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие». Лепка из соленого теста на тему: «Три медведя»...

Конспект совместной деятельности педагога и детей по познавательному развитию "На Олимпе"

Олимпийские игры. Конспект составлен с использованием мнемотехники....

Конспект совместной деятельности педагога и детей по познавательному развитию для детей старшей группы "Каменный цветок"

Дать детям представление о том, что камни  в природе есть в земле, в реке, море, поэтому их называют речными и морскими, познакомить с использованием камней человеком; развивать у детей интерес...

Конспект совместной деятельности педагога и детей по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Измерение длины».

Упражнять в измерение с помощью условной мерки. Учить сопоставлять и упорядочивать предметы по одному измерению. Формировать умение устанавливать и отражать в речи закономерности между величиной, усло...

Конспект совместной деятельности педагога и детей по познавательному развитию для детей старшей группы «Рыбка зовет на помощь!»

Обобщение представления детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоём). Развивитие умения самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении каких – либо живых организмов в сост...

Конспект совместной деятельности педагогов с детьми по «Речевому развитию» с использованием «ИКТ технологии».

Тема: «Добро и зло в сказках Г.-Х. Андерсена».Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».Цель: показать б...