Конспект совместной деятельности педагогов с детьми по «Речевому развитию» с использованием «ИКТ технологии».
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Андреева Елена Владимировна

Тема: «Добро и зло в сказках Г.-Х. Андерсена».

Интеграция образовательных областей:

 «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: показать борьбу добра и зла на примере сказок Андерсена, торжество добра над злом, показать,  что все эти сказки объединяет тема доброты и милосердия.

Программные задачи:

 «Речевое развитие» - расширять и обобщать имеющиеся у детей знания о сказках;  уточнять и расширять словарь по теме "Сказки"; развивать монологическую  форму речи; вызвать  интерес у детей  к рассказыванию.

«Социально-коммуникативное развитие» - привлечь внимание детей к сказкам Г. Х.Андерсена, доказать, что на примере этих произведений можно научиться быть добрыми и милосердным; научить выделять главное в произведении, оценивать поступки главных героев, обобщать, делать выводы; воспитывать уважение и верность к дружбе, любви, состраданию, учить ценить и беречь эти чувства.

«Физическое развитие» - совершенствовать координацию движений, формировать ловкость у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности педагогов с детьми по «Речевому развитию» с использованием «ИКТ технологии».

Воспитатели: Андреева Елена Владимировна и Труль Татьяна Анатольевна.

Дата: 17.06.2020г.

Возрастная группа: Старший дошкольный возраст.

Тема: «Добро и зло в сказках Г.-Х. Андерсена».

Интеграция образовательных областей:

 «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: показать борьбу добра и зла на примере сказок Андерсена, торжество добра над злом, показать,  что все эти сказки объединяет тема доброты и милосердия.

Программные задачи:

 «Речевое развитие» - расширять и обобщать имеющиеся у детей знания о сказках;  уточнять и расширять словарь по теме "Сказки"; развивать монологическую  форму речи; вызвать  интерес у детей  к рассказыванию.

«Социально-коммуникативное развитие» - привлечь внимание детей к сказкам Г. Х.Андерсена, доказать, что на примере этих произведений можно научиться быть добрыми и милосердным; научить выделять главное в произведении, оценивать поступки главных героев, обобщать, делать выводы; воспитывать уважение и верность к дружбе, любви, состраданию, учить ценить и беречь эти чувства.

«Физическое развитие» - совершенствовать координацию движений, формировать ловкость у детей.

Используемые элементы технологий:

«ИКТ», «Здоровьесберегающая технология», «Игровая технология».

Оборудование:

- Портрет Г.Х.Андерсена;

- книги и иллюстрации сказок Г.Х.Андерсена;

- компьютер;

- презентация;

- раздаточный материал.

Предварительная работа:

- Знакомство со сказками «Дюймовочка», «Принцесса на горошине», «Снежная королева»,  «Дикие лебеди», «Гадкий утенок», «Стойкий оловянный солдатик», «Соловей», «Русалочка».

- Рисование иллюстраций к совместной книге «Добро и зло в сказках Г.-Х. Андерсена.

Ход мероприятия:

Дети входят под песню «Доброта» группа «Барбарики» и присаживаются.

Воспитатель – В мире много сказок грустных и смешных.

                           И прожить на свете нам нельзя без них.

                           Пусть герои сказок дарят нам тепло.

                           Пусть добро на веки побеждает зло!

Воспитатель – Сегодня, мы с вами отправимся в путешествовать в красивую страну Данию, там мы встретимся с героями известного сказочника Г.-Х. Андерсена.

Ганс - Христиан  Андерсен родился в бедной семье. Когда он был маленький, он очень любил сидеть у камина, смотреть на огонь и слушать сказки, которые рассказывала ему мама.

Потом Ганс – Христиан стал придумывать забавные истории, и рассказывал их своим друзьям. А когда он вырос, то стал знаменитым на весь мир сказочником.

Воспитатель – А поможет нам сегодня путешествовать – Фея сказок.

Фея сказок - Со сказками все дружат,

И сказки дружат с каждым.

Они необходимы,

Как солнышка привет.

Кто любит слушать сказки,

Тому они расскажут

О том, что, может, было,

А может быть, и нет.

Фея сказок – Ребята, я взяла сегодня с собой волшебный сундучок, там лежат разные предметы. Мы должны с вами определить из какой сказки предмет.

Игра «Волшебный сундучок».

А) зеркало – («Снежная королева»)

Б) крапива – («Дикие лебеди»)

В) скорлупа грецкого ореха – («Дюймовочка»)

Г) бумажный кораблик – («Стойкий оловянный солдатик»)

Д) горошина – («Принцесса на горошине»)

Фея сказок – Молодцы, ребята! Всё угадали.

Фея сказок – Ещё у меня в сундучке есть волшебная книга. Я вам прочитаю отрывки из сказок, а вы угадайте из каких это сказок:

А) «А толстый слепой крот приходил каждый вечер в гости и болтал о том, что скоро лету будет конец, солнце перестанет палить землю, и она снова станет мягкой и рыхлой. Вот тогда они сыграют свадьбу…» («Дюймовочка»).

Б) "Она рвала злую, жгучую крапиву, и нежные руки ее покрывались крупными волдырями; но девушка мужественно переносила боль, думая об одном: "Только бы удалось ей спасти милых братьев!" (Элиза "Дикие лебеди")

В) «Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и всё-таки живая! Глаза её сверкали как звёзды, но в них не было - ни теплоты, ни красоты…» («Снежная королева).

Фея сказок – Какие вы, молодцы! Всё ответили правильно! Все сказки угадали!

Воспитатель – А сейчас, ребята, объявляю физкультминутку «Герои сказок Андерсена».

 

Физкультминутка «Герои сказок Андерсена».

Я девочка, Дюймовочка, на праздник к вам пришла,
(Пружинка с поочередным разведением рук в сторону)

От милой доброй ласточки привет вам принесла.
(Повороты туловища влево-вправо с разведением рук в стороны)

Русалка странное создание,
(Пожимания плечами вверх-вниз)

Она прекрасно сложена,
И в синем море-океане.

С волной и пеною дружна.
(Дети поднимают руки вверх и резко опускают их вниз, будто «выныривают»)

Солдатик, сказочный герой
Знаком с игрушечной войной.
(Дети маршируют на месте, попеременно разворачиваясь в разные стороны)

Как все – в коробочке лежал,
Как все – ружьё в руках держал.
(Складывают руки на груди, а затем опускают их «по швам»)

Воспитатель – Итак, ребята, Фея сказки, нам помогла вспомнить сказки Андерсена. А наша задача сегодня определить, что же побеждает в этих сказках: добро или зло?

Воспитатель – А скажите мне, ребята, пожалуйста, что такое добро?

Ответы детей ………

Воспитатель – Добро – это всё положительное, хорошее, добрые поступки, дела, хорошее отношение ко всему живому.

Стих о доброте

                     Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые — щедро больным помогают,
Добрые — дарят тепло и уют,
Добрые — в ногу со слабым шагают,
И никакого спа-си-бо не ждут.

Воспитатель – Но, к сожалению, в  мире есть зло. Оно имеет много разных лиц, оно может быть большим и маленьким, а иногда совершенно неузнаваемым.

Я сейчас вам загадаю загадку, а вы должны отгадать название сказки, с которой мы начнём.

«Девочка спит, и пока что не знает,

Что в этой сказке её ожидает

Жаба под утро её украдёт, в нору упрячет бессовестный крот.

Впрочем, довольно, нужна ли подсказка?

Кто эта девочка? Чья это сказка? (слайд 7)

Правильно «Дюймовочка»

Давайте, вспомним героев, и разделим их на: положительных и отрицательных.

Положительные: Дюймовочка, ласточка, мышь, эльфы

Слайд 8

Отрицательные: жаба, жук, крот.

Слайд 9

Как попала девочка в дом к полевой мыши?

Чем она там занималась? (убирала и рассказывала сказки)

А,  какая  по характеру была полевая мышь? (добрая, она любила сказки и пожалела девочку?

А крот? (он не любил солнце, тепло, свет, был равнодушен к птицам,  его не волновала замёрзшая ласточка).

Слайд 10

На компьютере вы видите пословицы.

Воспитатель читает пословицы.

«Доброе сердце без награды не остаётся»

«Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу».

К какому герою сказки подходят эти пословицы? (Дюймовочке)

Как вы их понимаете?

О какой доброте идёт речь в сказке?

(Дюймовочка спасла ласточку, несмотря на то, что она была вдвое больше, чем девочка)

Какими душевными качествами обладала Дюймовочка?

Доброта, лень, отзывчивость, милосердие, хвастливость, жадность, трудолюбие.

А к кроту? (лень, жадность)

Как ласточка отплатила Дюймовочке за её доброту?

Улетели с ней в тёплые края.

Что побеждает в сказке?

Добро.

Слайд 11

Воспитатель - А теперь новая загадка и новая сказка.

«Хоть и жгла крапива руки,

Но она терпела муки, обет молчания храня,

Шила рубашки под светом огня».

Кто эта девочка,  и из какой она сказки?

«Дикие лебеди» девочку звали Элиза.

Вам нужно будет посмотреть на эпизоды из сказки,

которые вы видите на доске кратко передать её содержание.

Пересказ. Слайд 12

В одном королевстве жил король со своими детьми, жена у него умерла, а злая королева невзлюбила детей.

Слайд 13

Мальчиков-принцев в какого мачеха  превратила?

Также она рассердилась на Элизу и решила сделать её лицо безобразным.

Что она сделала для этого?

Приказала жабам, чтобы они прыгнули ей на голову, грудь и сердце, но девочка была так добра и невинна, что злые чары оказались бессильны, а по воде поплыли алые маки.

У меня в руках предмет, грецкий орех.

Как он связан с Элизой? (королева натёрла Элизу соком гр.ореха, чтобы её не узнал даже родной отец.)

Девушка ушла из дома.

Зло торжествует? Нет.

 Ночью ей приснился сон, в котором добрая фея рассказывает Элизе о том, как спасти братьев.

Слайд 14.

Чем жертвует девушка ради спасения братьев?

Своей жизнью.

Что хотели с ней сделать жители королевства?

Сжечь на костре, они считали её ведьмой. Чем закончилась сказка? Что победило в ней?

Слайд 15.

Вывод.

Без любви спасти человека нельзя, зло и колдовство оказываются бессильны перед,  добрыми поступками людей.

Воспитатель - Переходим к последней сказке, но чтобы её угадать вы должны собрать 2 картинки.

Собирают разрезные картинки под фоновую музыку – зеркало и роза.

Какие картинки у вас получились? К какой сказке они относятся?

Чтобы вам легче было угадать, послушайте загадку:

Владея снегом, льдом и стужей,
Она надменно холодна,
И снежной вьюгой злою кружит
Зимой у тёплого окна,
И вышивание морозом
Узоров чудных на стекле,
Она предпочитает розам,
Взращённым в комнате, в тепле.
Холодной льдинки злой осколок -
Вонзит в сердечко малыша.
Её правленья век не долог,
Когда есть добрая душа.
(Снежная королева)

Слайд 16

Воспитатель - Чьи это предметы?

Зеркало-тролля, роза – Герды.

Что изобрёл тролль и как этот предмет повлиял на людей?

Слайд 17

Воспитатель – Давайте, ребята, посмотрим на компьютер и решим какие герои сказки изображены?

Положительные добрые герои сказки: Герда, старушка волшебница,

Ворон и ворона, принц и принцесса, маленькая разбойница, северный олень.

Слайд 18

Воспитатель – Давайте, посмотрим, а здесь какие герои сказки?

Злые герои сказки: тролль и его ученики. Снежная королева.

Как вы, думаете, почему маленькая хрупкая Герда оказалась сильнее Снежной королевы?

Для того чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам сравнить Герду и Снежную королеву.

Давайте начнём с внешности героинь вспомним их глаза.

Какие они были у Снежной королевы?

Холодные, пустынные, сияли, как звёзды.

А Герда? У неё было тёплое, приветливое личико.

Как вы, думаете, зачем автор противопоставляет двух главных героинь друг другу?

Чтобы показать насколько они разные.

Холод и тепло, добро и зло.

Как вы думаете, любила ли кого-нибудь Снежная королева? Нет, в её чертогах было холодно и пустынно.

Мир Снежной королевы - зло, холод, жестокость

А Герда? Какая была она?

Какую свою драгоценность хотела отдать Герда в обмен - на Кая? (новые башмачки)

Применимо ли, к - Герде слово любовь?

Давайте вспомним, через какие испытания ей пришлось пройти, чтобы отыскать Кая?

У вас на столах картинки, посмотрите, и кратко опишите путь Герды в поисках Кая.

А все ли герои в сказке были лишь только добрыми , или только злыми?

Почему маленькая разбойница в конце сказки становится доброй?

Как она проявляет заботу о Герде?

Герда своим рассказом и слезами растопила сердце маленькой разбойницы, она поняла, что в мире, кроме зла существуют ещё любовь, верность, самопожертвование.

Какие же качества помогли – Герде,  спасти Кая от Снежной королевы?

Любовь, верность, преданность, храбрость, добро.

Сила любви скрыта в её сердце! Слезами любви девочка растопила холодное сердце Кая.

Чему научила сказка? Дружбе, любви терпению.

Лишь сто преград преодолев, поверишь до конца,

Сильнее Снежных королев горячие сердца!

Что побеждает в сказке? Конечно, же, добро!

Ещё одно красное сердце.

Давайте подведём итог. Чем похожи в сказках главные героини? Дюймовочка, Элиза, Герда?

Душевными качествами: добротой, милосердием, стойкостью, любви к ближнему.

Сможем ли мы теперь ответить на вопрос, кто сильнее в сказках добро или зло?

Добро всегда побеждает и в жизни.

Если в жизни по отношению к вам совершили плохой поступок, не отвечайте злом, оно всегда будет наказано. Не обижайтесь на людей и их злые шутки, будьте добрее, умнее, выше этих людей.

В заключение,  нашего путешествия мне хотелось бы дать вам небольшой совет.

Слайд 19

Не бойся сказки, бойся лжи,

А сказка, сказка не обманет,

Тихонько сказку расскажи,

На свете, добрых,  больше станет!

«Человек только тогда Человек, когда он добрый» - гласит русская пословица. Сказки великого датского писателя Ганса Христиана Андерсена учат нас доброте и милосердию, а значит, учат оставаться людьми. Я думаю, если каждый из нас будет чаще перечитывать сказки Андерсена и задумываться над их содержанием, то мир, в котором мы живем, станет чуточку добрее!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию на тему: "Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине "Помощь зимующим птицам".

Программное содержание:1.  Учить составлять повествовательный рассказ по сюжетной картине, используя вречи простые распространенные предложения и сложные предложения;учить отражать в речи содержа...

Конспект образовательной деятельности детей средней группы по речевому развитию с использованием развивающих технологий на тему «Волшебница зима»

Конспект образовательной деятельности детей средней группы по речевому развитию с использованием развивающих технологий на тему «Волшебница зима»...

Конспект образовательной деятельности детей средней группы по речевому развитию с использованием исследовательской технологии на тему «Волшебница зима»

Конспект образовательной деятельности детей средней группы по речевому развитию с использованием исследовательской технологии на тему «Волшебница зима»...

Конспект совместной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий (презентация) «Скелет—главная опора нашего организма».

Дать детям представление о том, что у каждого человека внутри есть кости, которые составляют подвижную конструкцию-скелет нашего организма....

Конспект Совместной деятельности педагога с детьми по познавательному развитию в средней группе по теме: «Угроза исчезновения животных.Создание красной книги» с использованием кейс-технологии

Познакомить учащихся с редкими животными, занесёнными в Красную книгу; рассмотреть экологические взаимосвязи в природе; повторить правила поведения в природе; развивать наблюдательность, познавательны...

Конспект Совместной деятельности педагога с детьми по физическому развитию во второй младшей группе по теме: «Хвастливый заяц»

Цель: создать условия к развитию у детей умения к творческому воплощению образа в движение, любви к сказкам и сказочным героям....

Конспект совместной деятельности педагогов с детьми по образовательной области «Речевое развитие» с элементами «Игровой технологии».

Воспитатели: Андреева Елена Владимировна и Федорова Надежда Геннадьевна.Дата: 29.04.2022Тема: «Наши любимые сказки во временах года».Возрастная группа: Вторая младшая группа.Интеграция обр...