Главные вкладки

    Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию на тему: "Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине "Помощь зимующим птицам".
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

    Макарова Людмила Николаевна

    Программное содержание:

    1.  Учить составлять повествовательный рассказ по сюжетной картине, используя в
    речи простые распространенные предложения и сложные предложения;

    • учить отражать в речи содержание картины;
    • учить подбирать определение к словам «деревья», «парк», «синица», «дятел»,
      «белка»;
    • учить описывать картину, называя предметы, их признаки и действия;
    • совершенствовать умение согласовывать слова в предложении в роде, числе,
      падеже;
    • ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по теме
      «Зима», «Зимующие птицы»;
    • закрепить умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги по
      теме «Птицы», «Зима»;
    • закреплять умение правильно употреблять родительный падеж множественного
      числа имен существительных (снегирь- снегирей, воробей - воробьев);
    • учить использовать в рассказе по картине прямую речь.

    2. Воспитывать заботливое отношение к птицам, интерес, любознательность к миру
    природы.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt.doc48.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 14 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей

    Красносельского района

    Санкт-Петербурга

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

    ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

    СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

    «СОСТАВЛЕНИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА

    ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ

    «ПОМОЩЬ ЗИМУЮЩИМ ПТИЦАМ»

    Провела воспитатель ГДОУ детского сада №14

    Макарова Людмила Николаевна

    на семинаре для старших воспитателей

    Красносельского района,

    «Методические приемы организации

    работы по развитию связной речи»

    Санкт-Петербург

    2008


    Программное содержание:

    1.        Учить составлять повествовательный рассказ по сюжетной картине, используя в
    речи простые распространенные предложения и сложные предложения;

    • учить отражать в речи содержание картины;
    • учить подбирать определение к словам «деревья», «парк», «синица», «дятел»,
      «белка»;
    • учить описывать картину, называя предметы, их признаки и действия;
    • совершенствовать умение согласовывать слова в предложении в роде, числе,
      падеже;
    • ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по теме
      «Зима», «Зимующие птицы»;
    • закрепить умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги по
      теме «Птицы», «Зима»;
    • закреплять умение правильно употреблять родительный падеж множественного
      числа имен существительных (снегирь- снегирей, воробей - воробьев);
    • учить использовать в рассказе по картине прямую речь.

    2.        Воспитывать заботливое отношение к птицам, интерес, любознательность к миру
    природы.

    Предварительная работа:

    • рассматривание картин, иллюстраций, книг по теме «Птицы зимой»;
    • наблюдение за птицами на прогулке в зимнее время;
    • проведение игр (И.Чистяковой) «Прочти предложение» ( составление
      распространенных предложений с опорой на картинку-символ), «Какие бывают
      предметы», «Загадки Карлсона» (согласовывать существительное с прилагательным
      в роде, числе, падеже).

    Наглядный материал:

    • картина «Помощь зимующим птицам»;
    • самодельная кормушка;
    • схемы — алгоритмы.

    Ход занятия:

    I.        Воспитатель обращает внимание детей на кормушку, которая висит в группе.
    Спрашивает: «Что это?» «Для чего нужна?» «Почему необходимо помогать птицам
    зимой?»

    (выслушивает ответы детей, обобщает)

    «Смастерили мы кормушки

    Для голодных зимних птиц:

    - Прилетайте к нам, подружки,

    Стайки резвые синиц».

    II.        Воспитатель: «Хотите , я познакомлю вас с ребятами, которые тоже помогают
    птицам зимой?»

    Открывается картина.

    Воспитатель: - О чем эта картина?

    Дети: - Картина о том, как дети помогают птицам зимой, подкармливают их.

    Воспитатель: - Где гуляют дети и взрослые? Дети: - Дети и взрослые гуляют в парке.

    Воспитатель: - Как вы догадались? Дети: - Много деревьев, много снега, птиц. Воспитатель:- Что можно сказать о парке? Какой он? Дети: - Зимний, заснеженный, красивый ,чудесный....

    Воспитатель: - Давайте мы с вами тоже как будто бы погуляем в этом парке. Послушаем звуки, почувствуем запахи, увидим что-то интересное (звучит музыка).

    Воспитатель: - Погуляли? Что же вы услышали в парке? Дети: - Скрипит снег;

    • дятел стучит по дереву;
    • воробьи чирикают;

    - разговаривают люди

    Воспитатель: - Что вы почувствовали? Дети: - В парке зимой холодно, морозно.

    -        В парке свежий воздух, пахнет хвоей и т.д.

    Воспитатель: - Давайте посмотрим на картину. Зимой в парке много интересного.

    Что интересного дети увидели на деревьях?

    Дети: - На деревьях висят разные кормушки, на них сидят птицы.

    Воспитатель: - Что делают птицы?

    Дети: - Птицы сидят на кормушках.

    —Птицы клюют семечки, зерна, хлебные крошки.

    Воспитатель:- Каких вы узнали птиц?

    Дети: - Это желтогрудые синички, серые воробьи. Пестрый дятел стучит по дереву.


    Воспитатель: - Что делает девочка? (показать схему предложения). Дети: - Девочка в красном пальто кормит желтогрудую синичку. Воспитатель: - Как кормит? Чем?

    - Как вы думаете, что ей сказал мальчик в меховой шапке? Дети: - Вот здорово! Синичка тебя не боится!

    Воспитатель: - Каких птиц мы еще видим на картине? Что они делают? Дети: - На снегу воробьи, голуби. Они весело подлетают к корму.

    Воспитатель: - На дереве поползень. Чем эта птица интересна?

    Воспитатель: - Что делает мальчик в синем костюме?

    Дети: - Мальчик кормит белку. Он протянул руку с орешками, и к нему тут же прискакала белка.

    Воспитатель: - Какая белка?

    Дети: - Белка маленькая, пушистая, шустрая, ловкая.

    Воспитатель: - Ребята, посмотрите, а кто гуляет вдалеке парка? Как вы думаете, кого

    они увидели?

    Дети: - Вдалеке парка гуляют папа с девочкой. Они увидели...

    Воспитатель: - Кто еще нарисован на картине?

    Дети: - Папа, мама, малыш. Семья.

    Воспитатель:- Зачем они пришли в парк ?

    Дети: — Пришли погулять в парке ,покормить птиц. Фотографировать птиц, белочек.

    Полюбоваться природой        

    Воспитатель: - Куда смотрит малыш? Почему он остановился?

    Дети: - Малыш в красном комбинезоне остановился, он с удивлением смотрит на

    птиц, на то, что делают дети.

    Воспитатель: - Как вы думаете, а что сказала его мама ребятам?

    Дети: - Молодцы ребята, что заботитесь о птицах, помогаете им перенести холода.

    Воспитатель: - Какое название можно дать нашей картине? Дети: - Птицы зимой.

    • Помощь птицам.
    • Птица на кормушке.

    ( если дети затрудняются с ответом, воспитатель при помощи наводящих вопросов подводит детей к нужному ответу).

    Воспитатель: - Очень хорошее название. Помогать птицам зимой - это очень важное дело.


    III. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Один - много» ( с мячом)

    Ребенку необходимо изменить слово так (один воробей - много... воробьев)

    Воробей - воробьев

    Снегирь - снегирей

    Синица - синиц

    Голубь - голубей

    Ворона - ворон

    Свиристель - свиристелей

    Галка — галок

    Сорока — сорок.

    Воспитатель: - Устали? Давайте отдохнем

    Физкультминутка «Мы по улице гуляли...» ( речь с       движением)

    Воспитатель: - Мы с вами все рассмотрели, теперь при помощи снежинки и подсказок- символов мы сможем составить один общий рассказ. Дети, глядя на символы-подсказки, передают снежинку и по очереди составляют предложения. По плану:

    1. Сначала надо рассказать какой парк.
    2. Затем о кормушках, о птицах.
    3. Потом о том, как дети кормят птиц.
    4. И о том, кто еще гуляет в парке.

    Примерный текст рассказа:

    На картине изображен зимний парк .В парке очень красиво: кругом лежит белый ,пушистый снег, ,стоят заснеженные деревья. В парке зимой много интересного.

    Дети пришли в парк и увидели на деревьях много разных кормушек. На кормушках сидели птицы: это были желтогрудые синички и серые воробьи. Они клевали зерна и семечки. На дереве сидел дятел. Он громко стучал клювом по дереву. На другом дереве дети увидели интересную птицу. Это был поползень. Девочка в красном пальто стала кормить птиц и ей на руку села синичка. А мальчик в меховой шапке сказал: «Вот здорово! Синичка тебя не боится!» Рядом с девочкой, на снегу весело клевали зерна шустрые воробьи и голуби.

    Мальчик в синем комбинезоне принес орешки для белок. Он протянул руку с орешками, и к нему тут же прискакала пушистая белка.

    Вдалеке гуляют папа с девочкой. Они увидели красногрудого снегиря и с интересом наблюдают за ним.

    Мимо детей проходила семья. Они тоже пришли гулять в парк. Фотографировать птиц, белок.

    Даже малыш в красном комбинезоне остановился и с удивлением смотрит на птиц и на то, что делают дети.

    А его мама сказала: «Молодцы ребята! Они заботятся о птицах, помогают им пережить холода!»


    IV. Воспитатель: - Вам понравился наш рассказ?

    - Что для вас было самым сложным? Ответы детей.

    Воспитатель: - Вы молодцы... Внимательно слушали друг друга. Правильно выполняли все задания. Вы научились строить предложения и вместе составлять рассказ. А нашу кормушку мы возьмем на прогулку, повесим на дерево, насыпем угощение для птиц. И птицы будут благодарны нам.


    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    Речь с движением:

    Мы по улице гуляли,

    Дружно птичек мы считали:

    Раз, два, три, четыре, пять

    -Надо всех пересчитать.

    Сосчитать мы их хотели,

    Ну, а птицы улетели!


    дети шагают, руки на поясе

    руки над головой

    загибают пальцы правой руки загибают пальцы левой руки пожимают плечами

    машут руками, как крыльями, бегут.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательно-речевому развитию в средней группе "Путешествие с капелькой".

    Программное содержание:Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение воды  для всего живого.Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в ак...

    Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми младшей группы (развитие речи)

    Тема: «Путешествие в зимний лес». Приоритетные образовательные области: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, музыка. Используемые современные педагогические технологии: технологи...

    Совместная деятельность воспитателя с детьми по речевому развитию

    Обогощение знаний о медведях, развитие речи детей, развитие мелкой моторики....

    Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательному развитию в средней группе «В осеннем лесу»

    Задачи:Образовательные:Учить испытывать радость от возможности поделиться с друзьями, помочь другу.Знакомить детей с изменениями в природе, знать и называть признаки осени.Обобщать знан...

    Конспект совместной деятельности педагогов с детьми по «Речевому развитию» с использованием «ИКТ технологии».

    Тема: «Добро и зло в сказках Г.-Х. Андерсена».Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».Цель: показать б...