Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие из Иванова в Тулу» («Великая Россия»)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Туманцева Елена Владимировна

Конспект совместной деятельности  воспитателя с детьми по познавательному развитию  в подготовительной группе  «Путешествие из Иванова в Тулу» («Великая Россия»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_konspekt.docx37.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности

воспитателя с детьми по познавательному развитию

в подготовительной группе

«Путешествие из Иванова в Тулу» («Великая Россия»)

Пояснительная записка

     Работа представлена по познавательному развитию с интеграцией образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы,  художественное творчество.

     Подготовительная группа общеразвивающей направленности. Состав группы - 24 человека.  Уровень познавательного развития детей данной группы высокий.

     Конспект разработан в соответствии с  «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

     Совместная деятельность была проведена мною в рамках тематической недели «Моя малая Родина». На протяжении недели мы с ребятами уточняли, расширяли и закрепляли знания о России, о городе Иваново, беседовали о древних городах России. В результате беседы оказалось, что дети мало знакомы с городами России, а  знания о достопримечательностях и истории российских городов практически отсутствуют, но познавательный интерес к истории городов России у детей высокий. Тогда я приняла решение познакомить детей с  историей и достопримечательностями моего родного города Тула. Я старалась максимально эмоционально и выразительно составлять свой рассказ, тем самым стремясь вызвать в детях уважение и чувство гордости за нашу великую и могучую страну Россию.

     Совместная деятельность состоит из трех основных этапов, каждый из которых подчинен определенной цели:

- организационный – вовлечение детей в учебно-игровую деятельность, создание положительного настроя;

- основной – создание и решение  проблемной ситуации с помощью различных методов и приемов, самостоятельного размышления детей;

- заключительный – подведение итогов занятия, формирование у детей умения объективно оценивать свое участие в нем.

     Учебно-игровая деятельность построена с учетом возрастных особенностей детей и уровня их развития. Длительность также соответствует возрасту. Для снятия напряжения используются физкультминутки, пальчиковая гимнастика.

Тема: «Путешествие из Иванова в Тулу».

Цель: Формирование познавательного интереса к истории своей страны, к малым городам России, к их традициям и обычаям.

Задачи:

Образовательные:

- продолжить знакомить детей с Россией; закреплять знания детей о том, что наша страна большая, в ней много разных городов;

- формировать у детей первичные представления о Туле, о ее истории, о достопримечательностях города;

- совершенствовать умения работать с соленым тестом.

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес  к истории страны, в частности к городу Тула.

- воспитывать чувство гордости за Родину, чувство сопричастности к ее судьбе.

Развивающие:

- учить детей отвечать на вопросы развернутой фразой в зависимости от содержания;

- активизировать и расширить словарный запас у детей; 
- развивать познавательный интерес, логическое мышление,
 творческие способности.

Оборудование: Карта России; иллюстрации с изображением общего вида Тулы, Тульского Кремля; иллюстрации с изображением самоваров, самовар; иллюстрации с изображением пряников, тульские пряники; разрезные картинки с изображением самовара, пряника; буквы; соленое тесто.

Предварительная работа: беседы о России, чтение художественных произведений, заучивание стихотворений о родной стране; рассматривание карты России, слушание музыкальных произведений патриотического характера, посещение краеведческого музея и Музея Ситца,  беседы по темам: «Моя Родина»,  «Мой любимый город», «Достопримечательности нашего города», «Я русский Человек»; конкурс на лучший рисунок по теме “Мой город”.

Этапы

совместной

деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность

детей

Организационный этап. Продолжительность 8 мин.

Цель: введение в тему совместной деятельности, создание положительного настроя, пробуждение интереса к совместной деятельности.

Цель: принятие детьми темы совместной деятель-ности.

     Воспитатель предлагает детям рассмотреть карту России и рассказать, какая страна изображена на ней.

     Конечно, это страна Россия – наш общий дом.

Есть на карте много точек,

Много гор и много рек.

Этот маленький кружочек

Сердцу дорог больше всех.

     Воспитатель рассказывает детям о том, что у каждого человека есть свой маленький уголок, есть край, где он родился, где он живет, где его улица, родной дом. Это малая родина.  

     Воспитатель предлагает детям найти на карте родной город и сказать, как он называется.

     Воспитатель  сообщает детям о том, что он всегда с любовью вспоминает свой родной город, который расположен далеко от Иванова.  

 

     Воспитатель предлагает ребятам вспомнить названия российских городов и попробовать угадать название своего родного города.

     Воспитатель предлагает ребятам отгадать загадки, сообщая о том, что из первых букв отгадок они смогут составить слово-ответ.

Есть и водный, и воздушный,

Тот, что движется по суше,

Грузы возит и людей.

Что это? Скажи скорей!

                                        (Транспорт)

Шагаешь – впереди лежит,

Оглянешься – домой бежит.

(Улица)

Сначала дерево свалили,

Потом нутро ему долбили,

Потом лопатками снабдили

И по реке гулять пустили.

(Лодка)

Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

(Автобус)

     Воспитатель предлагает двум детям выбрать нужные буквы и выложить на столе слово.

     Какое же слово у вас получилось? Как называется мой родной город?

     Правильно, город Тула. Ребята, вы слышали про такой город?

     А вы хотели бы узнать, чем знаменит город Тула?

     Воспитатель предлагает четырем детям собрать разрезные картинки и рассказать, что у них получилось.

     Ребята, Тула действительно славится своими самоварами и пряниками.

Древнерусский город –

До сих пор он молод.

И молва давно идет

О самоварах знатных

И пряниках печатных.

     А вы хотите больше узнать о тульских самоварах и пряниках, попробовать стать пряничниками и попить чай из настоящего тульского самовара с тульскими пряниками?

     Воспитатель предлагает поразмышлять над тем, на каком же транспорте удобнее и быстрее можно доехать до города Тула, который находится далеко от Иваново.

     Воспитатель с детьми приходят к выводу, что удобнее всего ехать на поезде.

     Воспитатель проводит физкультминутку «Поезд».

Едем, едем, долго едем,

Очень длинен этот путь.

Скоро до Москвы доедем,

Там мы сможем отдохнуть.

Вот поезд наш едет,

Колеса стучать,

А в поезде нашем ребята сидят.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу!

Бежит паровоз.

Далеко-далеко ребят он повез.

     Молодцы! Воспитатель просит детей занять свои места на стульчиках.  

 

Дети рассматривают карту России, отвечают, что на карте изображена Россия.

Дети с помощью воспитателя находят  на карте город Иваново.

Дети перечисляют названия городов: Москва, Кострома, Ярославль, Нижний Новгород, Санкт-Петербург.

Транспорт.

Дорога, улица.

Корабль, лодка.

Автобус.

Дети выбирают буквы, выкладывают слово.

Тула.

Нет.

Да.

Дети собирают из разрезных картинок изображение самовара и пряника.

Хотим.

Дети предлагают ехать на автобусе, на поезде, на машине.

Дети выполняют движения за педагогом.

Дети идут друг за другом, как вагоны поезда.

Дети стучат ладошками по коленкам.

Дети сгибают руки в локтях, имитируя движение поезда.

Основной этап. Продолжительность 17 мин.

Цель:  постановка  проблемной ситуации, развитие познавательного интереса.

Цель: включение в процесс поиска решения проблемной ситуации.

     Воспитатель интересуется у детей, как же они могут познакомиться с городом-героем Тула, предлагает поразмышлять над тем, каким образом можно узнать про город, который находится за сотни километров от нас.  

     В результате рассуждений дети с воспитателем пришли к выводу, что можно рассмотреть иллюстрации с изображением видов города и послушать рассказ воспитателя.

     Воспитатель демонстрирует иллюстрации с видами города Тула и тульского Кремля.

     На каких картинках изображен Кремль? Что такое Кремль? Зачем городу нужен Кремль? из чего сделаны стены Кремля?

   

     Воспитатель выслушивает и обобщает ответы детей

     Кремль – это крепость с высокими стенами. Тульский кремль называют сердцем города, главной его достопримечательностью.

Кремль помогал людям защищаться от нападения врагов. Раньше Кремль был деревянным. Но после пожара, его построили из кирпича, чтобы он был прочнее. Кремль сегодня – это место отдыха для туляков и гостей города, он напоминает нам о предках, об их подвигах.

    Воспитатель предлагает детям отгадать загадку.

На столе стоит пузатый.

Носик – кран его горбатый.

Рядом пряники конфеты…

Загудит вдруг, как ракета,

Запыхтит, из носа – пар!

Это тульский – самовар!

     Воспитатель выносит тульский самовар и тульские пряники, показывает их детям.

Древнерусский город –

До сих пор он молод.

И молва давно идет

О самоварах знатных

И пряниках печатных.

      Ребята, пряник и самовар – самые главные атрибуты тульского чаепития, это знак тульской самобытности. Тулу называют самоварной столицей. Поэтому появилась поговорка: «В Тулу со своим самоваром не ездят».

     Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть самовар, потрогать его, заглянуть внутрь. Что такое самовар? Для чего он нужен?

     Рассказ воспитателя сопровождается показом картинок. Самовар – это высокий металлический сосуд для кипячения воды с крышкой, краником. По бокам на корпусе две ручки, чтобы можно было взять самовар и перенести его на другое место. Тульские мастера делали самовары разных форм: вазой, рюмкой, в форме чайника, шаром, сувенирные, дорожные, шарообразные, грушевидные. И краники были разные – в виде листика, змеи, сказочного дракона, в виде гирлянды цветов.

     Ребята, давайте подумаем, чем отличаются современные самовары от старинных?

     Современные самовары электрические, воду в них нагревает спираль внутри самовара. Раньше электричества не было. В самовар была вставлена металлическая труба, в которую насыпали деревянные щепки, лучины, шишки, угольки и раздували огонь. Эта труба и нагревала воду.

     А какой получается чай из самовара?

      С  чем же можно пить замечательный чай из самовара?

     Конечно, с пряниками.  Вот мы с вами добрались до самого вкусненького.  Воспитатель предлагает детям отдохнуть и проводит физкультминутку «Прогоняем усталость».


Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать.
Прочь, усталость, лень и скука,
Будем мышцы разминать!


А теперь покрутим шеей,
Это мы легко сумеем.
Как упрямые все дети,
Скажем: «Нет!» — на всё на свете.


А теперь мы приседаем
И колени разминаем.
Ноги до конца сгибать!
Раз-два-три-четыре-пять.


Напоследок пошагаем,
Выше ноги поднимаем!

     Молодцы!

     Воспитатель предлагает детям рассмотреть пряник, понюхать его.

Пряники печатные

До того нарядные.

Мы не сразу их съедим,

А сначала поглядим.

     Что же такое пряник?  Почему они называются печатными? Какой формы бывают пряники?

     Воспитатель демонстрирует картинки с изображением тульских пряников.

     Пряник – это лакомство, угощение. Туляки не без гордости говорят, что тульский печатный пряник – это восьмое чудо света. Пряничное ремесло в Туле возникло гораздо раньше самоварного.

     Тульский пряник называют печатным, потому что он формировался при помощи специальных пряничных досок. Эти деревянные формы вырезались из деревьев лиственных пород, чаще всего из груши, березы, липы. Такая деревянная форма с рисунком накладывалась на тесто, и на нем отпечатывалось изображение. Каких только затейливых узоров и рисунков не выписывали тульские умельцы на пряниках.

     А вот для малышей пекли так называемые пряники-пальчики: маленькие узкие прямоугольники, на которых красиво пропечатывались имена.

     Пряники бывают разной формы: круглой, квадратной и даже елочкой, в форме животных, сердца, самовара, гармони и т. д.

     Ребята, а как называют умельцев, которые изготавливают пряники?

     Правильно, их называют пряничники.

     Вы хотите превратиться в пряничников?

     Воспитатель просит детей закрыть глаза и представить, как они становятся пряничниками: моют руки, одевают фартук и колпак.

     Воспитатель предлагает детям размять пальчики, прежде чем начать готовить пряники. Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику  «Пряники».

Дождик, дождик, поливай,


Будет хлеба каравай.


Будут булки,


Будут сушки,


Будут пряники,


Ватрушки.

     Молодцы! А теперь, дорогие мои пряничники, предлагаю вам сделать пряники.

     Детям предлагается сделать на пряниках любой узор на выбор или написать свое имя.

Дети высказывают свои мнения.

Дети внимательно рассматривают картинки, выделяют картинки с изображением Кремля, отвечают на вопросы.

Самовар.

Дети с интересом рассматривают предметы.

Дети рассматривают, трогают, заглядывают внутрь самовара и предлагают ответы. Это прибор, где греется вода для чая

Самоварами сейчас не пользуются. Раньше самовары разжигали и ставили сапог.

Чай из самовара получается вкусный, ароматный, горячий.

Чай из самовара можно пить с конфетами, баранками, бутербродами, пряниками.

Дети повторяют движения за педагогом.

Дети ставят руки к плечам, вращение вперёд и назад.

Дети вращают головой в стороны.

Дети делают приседания.

Дети ходят на месте.

Дети рассматривают рисунки на прянике, нюхают его.

Ответы детей.

.

Людей, которые делают пряники, называют пряничники.

Да, очень.

Дети показывают, как моют руки, надевают фартук и колпак.

Дети повторяют движения за педагогом.

Дети хлопают в ладоши.

Дети разводят руки в стороны, показывая большой каравай.

Дети немного сводят руки к центру.

Дети сводят пальцы рук в кольцо.

Дети вкладывают ладонь одной руки в ладонь другой.

Дети вкладывают кулак одной руки в ладонь другой.

Дети делают пряники из соленого теста, приготовленного на кухне детского сада. Для нанесения узора дети используют стеки.

Заключительный этап. Продолжительность 5 мин.

Цель: подведение итогов, анализ познавательного и эмоционального настроя детей.

Цель: обобщение полученных знаний.

 

     Молодцы, замечательные пряники у вас получились. Но, к сожалению, наше путешествие подошло к концу.

     Воспитатель сообщает о том, что рассказывать про город-герой Тула можно долго и предлагает детям в следующий раз совершить путешествие в Тулу и продолжить знакомство с этим замечательным и древним русским городом.

     Понравилось вам путешествие? Где мы с вами были? Чем знаменит город Тула? Что вам больше всего запомнилось? Кем вы были? Какие чувства у вас вызвало наше путешествие? Хотелось бы вам еще побывать в этом прекрасном русском городе?

     Воспитатель предлагает детям попить чай из Тульского самовара с настоящими тульскими пряниками. Приятного аппетита.

Дети формулируют ответы.


Список литературы.

1. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.-М.: Мозаика-Синтез, 2011.

2. Фалькович Т.А. Сценарий занятий по культурно-нравственному воспитанию/Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина.-М.:Вако, 2006.

3. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи/О.С. Гомзяк.-М.:Издательство ГНОМ, 2011.

4. Большая книга загадок.-М.: Дрофа-Плюс, 2006.

5. М.Ю.Картушина. Физкультурные сюжетные занятия с детьми 5-6 лет. М.: Творческий центр сфера, 2012.

6. Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране.-М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

7. Ватаман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры.-Волгоград, 2007.

8. Шорыгина Т.А. Родные сказания: Нравственно-патриотическое воспитание.-М.: Прометей; Книголюб, 2005.

9. WWW.tulagorod.ru.

10. WWW.trip-guide.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей подготовительной группы :«Путешествие по России»

Программные задачи: •        Обобщить и систематизировать знание детей о России. •        Формировать уважительное отношение к г...

Конспект совместной деятельности с детьми по ИЗО в подготовительной группе "Советы путешественникам"

Конспрект совместной деятельности с детьми по ИЗО в подготовительной группе "Советы путешественникам"...

Конспект совместной деятельности с детьми по познавательному развитию Тема: «Путешествие по осеннему лесу» с использованием СОТ «Информационно-коммуникационная технология в дошкольном образовании – Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В.»

Цель: Закрепление  представлений о  характерных признаках осени.Задачи: Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью;Расширить знания детей  о ...

Совместная деятельность воспитателя с детьми по экологии в подготовительной группе "Путешествие в музей природы" (зима)

Цель: обучать способности понимать и оценивать природные явления, их влияние на эмоциональное состояние ребенка. Материалы: ноутбук, экран для слайдов, проектор. Задачи:1....

Конспект совместной деятельности с детьми и родителями I младшей группы «Путешествие с Зайчиком»

Конспект данного досуга подойдет для детей первой младшей и второй младшей группы....

Конспект НОД по познавательному развитию подготовительной группе. «Путешествие лягушонка Кермина в страну обмена»

Закрепить понятие деньги, монета, показать путь преображения денежной единицы от обмена товара до современных денег .Совершенствовать навыки счёта  на примере мотнет...

Конспект совместной деятельности с детьми по познавательному развитию

Данный материал поможет педагогам использовать в своей работе несколько технологий, т.к  Игры Воскобовича, " Дары Фребеля и технологию Смарт- тренинга. Поможет педагогам закрепить счет с дет...