Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми младшей группы (развитие речи)
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) по теме

Вязкова Елена Викторовна

Тема: «Путешествие в зимний лес». Приоритетные образовательные области: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, музыка. Используемые современные педагогические технологии: технология развивающего обучения, технология развивающих игр, мнемотехника, технологии сохранения и стимулирования здоровья, личностно-ориентированные, коммуникативные, технологии развития музыкально-эстетической культуры детей, сотрудничество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi.docx162.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

совместной деятельности детей и воспитателя младшей группы «Путешествие в зимний лес»

Тема: «Путешествие в зимний  лес».

Приоритетные образовательные области: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, музыка.

Используемые современные педагогические технологии: технология развивающего обучения, технология развивающих игр, мнемотехника, технологии сохранения и стимулирования здоровья,  личностно-ориентированные, коммуникативные, технологии развития музыкально-эстетической культуры детей, сотрудничество.

Участники: дети  в возрасте  3,7 – 4 лет

Количество участников: 11 человек

Длительность: 20 минут.

Цель: Закрепить у детей обобщенное представление о признаках зимы в природе.

Педагогический замысел по образовательным областям:

Познание:

- обогащать и закреплять  знания о характерных признаках зимы, сезонных изменениях в  природе;

- воспитывать любовь к природе, чувство сопереживания и отзывчивости к животным;

- развивать любознательность и наблюдательность, интерес к окружающему; развивать мышление детей, внимание, речь.

Социализация:

- развивать игровой опыт ребенка;

- развивать стремление к совместным играм, развивать навык свободного общения со взрослыми и детьми;

- приучение к культуре поведения и доброжелательному отношению к окружающим;

- пробуждать эмоциональную отзывчивость детей на состояние близких людей, животных.

Коммуникация:

- развивать интерес к общению со взрослыми людьми и сверстниками;

- расширять и активизировать словарь;

- формировать и развивать грамматический строй речи;

- продолжать учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- учить детей составлять предложения о зиме, используя мнемотаблицы;

- продолжать учить связности, развернутости, непрерывности высказывания; - формировать умение соотносить знаковые символы с образами;

- продолжать учить правильно употреблять в речи предлоги  на, под, за, над, перед;

- учить детей составлять короткие описательные рассказы о времени года (зима) с использованием наглядных пособий;

- стимулировать развитие разных видов детского восприятия (зрительного, слухового);

- развивать умение воспроизводить ритм речи, звуковой образ слова, правильно пользоваться речевым дыханием и интонацией.

Физическая культура:

- содействовать гармоничному физическому развитию детей;

- продолжать учить соотносить движения  с текстом, развивать общую и мелкую моторику, координацию движений;

- способствовать становлению и обогащению двигательного опыта.

Музыка:

- воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку;

- активизировать слуховую восприимчивость детей;

- способствовать развитию умений выражать свои впечатления от прослушанной музыки в словах.

Предварительная работа:

Беседы  о зиме, о зимних явлениях природы, о том, как изменяется жизнь животных и растений с приходом зимы: «Зимушка-зима», «Зимние забавы», «Зима в лесу» и др.

Наблюдение: наблюдения за погодными изменениями зимой, за снегом (снегопадом) и ветром, за солнцем и за изменением продолжительности светового дня, за температурой на улице, за деревьями зимой, за изменениями в одежде людей, произошедшими с наступлением зимы;  наблюдение за поведением птиц, за трудом дворника на участке, рассматривание иллюстраций и картин о зиме.

Художественная литература: чтение стихов, потешек, рассказов  о зиме и зимних явлениях природы, чтение зимних сказок, отгадывание загадок.

Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?», «Кто в лесу живет?».

Работа с мнемотаблицами:  рассматривание и обсуждение символов по мнемотаблице «Зима».

Заучивание физкультминутки «Зимняя прогулка»

Оборудование:

- елки искусственные для создания атмосферы леса;

- ноутбук, запись видеопослания, музыка Е. Железновой «Паровозик», презентация «Зима»;

- «Волшебный сундучок», мнемотаблицы для составления предложений;

- Игрушка – сова;

- загадки о зиме, книга загадок с вложенными иллюстрациями отгадок, зайчик;

- мнемотаблица «Зима», игрушка – слоненок;

- рисунки-подарки детей для Зимы.

Примерный ход совместной деятельности:

  1. Приветствие (коммуникативные технологии).

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся и пожелаем всем доброго утра!

  1. Проблемная ситуация. Ведение в тему, создание дружеского настроя, чувства заинтересованности (игровые и коммуникативные технологии).

Воспитатель: Прислушайтесь, кажется, кто-то стучится к нам в дверь?

В группу приходит почтальон и приносит ноутбук: Ребята, это детский сад? Младшая группа №2? Значит, я правильно пришел. Вам электронное письмо. (Ставит на стол ноутбук, дети подходят к нему и вместе с воспитателем слушают послание)

В ноутбуке видеозапись с посланием от лесных зверей,  которые жалуются на то, что Зима злится: пришел ей конец, а она не хочет уходить из леса. Зима не впускает в лес Весну. Звери просят помощи у ребят. Надо выполнить задания, которые приготовила Зима. Тогда она снова станет доброй и отступит, в лес придет долгожданная Весна.

Воспитатель: Ребята, поможем лесным обитателям? Постараемся выполнить все задания, которые приготовила Зима? Тогда надо отправляться в лес! На чем мы поедем? (на поезде)

  1. Поездка в лес. Игра «Назови  ласково» (технология развивающего обучения, коммуникативные технологии)

Цель: продолжать учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Воспитатель: Ребята, мы едем в зимний лес. Я буду паровозом, а вы вагоны. Встанет за мной тот, кто назовет слово, которое я скажу, ласково.

Зима – зимушка, снег – снежок, мороз – морозик, снеговик – снеговичок, елка – елочка, вагон – вагончик, паровоз – паровозик, сугроб – сугробик, санки – саночки, ветер – ветерок, сосулька – сосулечка.

Дети встают  друг за другом, играет музыка (Е. Железнова «Паровозик»). Дети идут по группе за воспитателем.

  1. Остановка у «Волшебного сундучка». (технология развивающего обучения, коммуникативные технологии, мнемотехника, личностно-ориентированные технологии)

Составление предложений с опорой на мнемотаблицы. Цель: учить детей составлять предложения о зиме, используя мнемотаблицы. Продолжать учить связности, развернутости, непрерывности высказывания; формировать умение соотносить знаковые символы с образами.

Дети  подходят к елке, под которой  стоит «Волшебный сундучок».

Воспитатель: Посмотрите, что это там под елкой, кажется это первое задание Зимы:

Вот чудесный сундучок,
Всем ребятам он дружок.
Очень хочется всем нам,
Посмотреть, ну что же там.

Воспитатель предлагает ребёнку посмотреть, что в сундучке.

Воспитатель: Это зашифрованные таблички, нам надо расшифровать их. Надо составить предложения к этим табличкам.

Каждый   ребенок  составляет предложение к своей табличке. Воспитатель при необходимости помогает, задавая наводящие вопросы.

( Мнемотаблицы к предложениям смотри в приложении)  

Молодцы! Поедем  дальше, садитесь снова на поезд.

  1. «Сова на елке» (технология развивающего обучения, коммуникативные технологии)

Цель: продолжать учить правильно употреблять в речи предлоги  на, под, за, над, перед.

Дети подходят к елке и замечают на ней сову. Воспитатель предлагает поиграть с совой. Сова прячется, а дети называют, где она: за елкой, под елкой, перед елкой и т.д.

  1. Физкультминутка  «Зимняя прогулка» (технологии сохранения и стимулирования здоровья)

Цель: продолжать учить соотносить движения  с текстом, развивать общую и мелкую моторику, координацию движений.

Воспитатель предлагает детям рассказать сове, как мы проводим время зимой. Дети выполняют  физкультминутку.

Зимняя прогулка

Раз, два, три, четыре, пять

Загибают пальчики, начиная с большого.

Мы во двор пошли гулять.

Идут, высоко поднимая колени.

Бабу снежную слепили,

«Лепят снежок» двумя ладошками.

Птичек крошками кормили,

«Крошат хлебушек» всеми пальчиками.

С горки мы потом катались,

Ладошкой правой руки проводят по левой под наклоном.

А еще в снегу валялись.

Показывают ладошками, как они валялись.

Все в снегу домой пришли,

Отряхивают ладони.

Съели суп и спать пошли.

«Едят ложкой»; руки – под щеку.

Воспитатель от имени совы благодарит детей, и они отправляются дальше под музыку.

  1. Загадки  о  зиме (игровые технологии).                                                                                 

Цель: закрепить знания детей о зимних явлениях природы; развивать любознательность, интерес к окружающему; развивать мышление детей, внимание, речь.

Дети  встречают под елкой зайчика, у которого находят следующее задание Зимы. Это книга с загадками о зиме. Воспитатель читает загадки, если дети отгадают правильно, из книжки достается рисунок-отгадка.

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал

В бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Зимой)

Все его зимой боятся

- Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице ...  (Мороз)

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (Снег)

Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь - вода в руке? (Снежинки)

Меня не растили

- Из снега слепили.

Вместо носа

Ловко вставили морковку.

Глаза - угольки,

Руки - сучки.

Холодная, большая,

Кто я такая? (Снежная баба)

Свяжет бабушка их внучке,

Чтоб зимой не мерзли ручки.

Сохранят тепло сестрички —

Шерстяные... (рукавички)

Воспитатель: Молодцы! Справились и с этим заданием! Скажем зайчику до свидания и поедем дальше!

  1. Рассказ о зиме с опорой на мнемотаблицу.(смотри в приложении)  (мнемотехника)                                                  

Цель: учить детей составлять короткие описательные рассказы о времени года (зима) с использованием наглядных пособий; продолжать учить связности, развернутости, непрерывности высказывания.

Дети встречают в лесу слоненка.

Воспитатель: Ребята, откуда же в лесу слоненок, как вы думаете? Он приехал в гости к лесным жителям, а тут зима. Вот он и спрятался здесь под елкой, холодно ему. Ребята, слоненок совсем ничего не знает о зиме, давайте расскажем ему? Помогут нам вот эти карточки. Мы уже умеем их «расшифровывать».

Воспитатель подводит детей к доске с мнемотаблицей. Дети составляют рассказ о зиме. Воспитатель при необходимости помогает, задавая наводящие вопросы.

  1. Итог занятия. Презентация «Зима» (технологии развития музыкально-эстетической культуры детей, личностно-ориентированные)

В ноутбуке начинает играть музыка. Воспитатель подводит детей к нему. Воспитатель: Ребята, кажется, у нас получилось разгадать все задания Зимы. Она больше не сердится, посмотрите сюда.

Презентация «Зима» (под песню на стихи Андрея Усачева «Зимняя сказка»

идет показ слайдов зимних пейзажей)

Воспитатель: Вот какой красивой бывает зима! Вам понравилось? Зима больше не сердится. Она поняла,  что вы ее очень полюбили, и теперь смело может уступить свое место Весне. Скажите еще раз, что вам запомнилось и понравилось зимой? (ответы детей) Зима обязательно придет к нам на следующий год, а мы будем ее ждать и готовить санки и лыжи.

Планируемые результаты

Полученная информация:

  • Стимулирует детей к дальнейшей познавательной деятельности.
  • Расширяет активный и пассивный словарь детей.
  • Формирует и развивает грамматический строй речи детей.
  • Обогащает игровой опыт детей.
  • Создает  радостной и доброжелательной атмосферы при общении детей с воспитателем и сверстниками.

Дальнейшая работа

  • Рисование картин в подарок Зиме на тему: «Наша Зимушка-зима»
  • Чтение стихов о приходе весны, обсуждение прочитанного.
  • Беседа о том, как в старину провожали зиму и встречали весну, рассказ о Масленице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры -занятия "Построим для Маши высокую башню "-совместная деятельность воспитателя с детьми младшей группы

Игра-занятие: "Построим для Маши высокую башню"помогает  развивать сенсорные представления и мелкую моторику  детей раннего возраста.Знакомит с геометрической фигурой "квадрат и учит различа...

Конспект игры-занятия "Соберем бусы для куклы на нитку"- совместная деятельность воспитателя с детьми младшей группы.

Соберем бусы для куклы на нитку.Программное содержание: Развивать сенсорное восприятие детей. Закрепить знания о геометрической фигуре – круг. Познакомить с красным цветом. Закрепить понятие «од...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми младшей группы по формированию элементарных математических представлений "Один- много"

Развивать умение действовать со сборно-разборными игрушками трех размеров: большой, поменьше, маленькой. Закрепить знание цвета (красный, желтый) через дидактическую игру «Подбери матрешек по цвету».З...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ЧТЕНИЕ РАССКАЗА Л. ВОРОНКОВОЙ «СНЕГ ИДЕТ».

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ  ГРУППЫ   ЧТЕНИЕ РАССКАЗА Л. ВОРОНКОВОЙ «СНЕГ ИДЕТ»....