Главные вкладки

    Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми младшей группы (развитие речи)
    учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) по теме

    Вязкова Елена Викторовна

    Тема: «Путешествие в зимний лес». Приоритетные образовательные области: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, музыка. Используемые современные педагогические технологии: технология развивающего обучения, технология развивающих игр, мнемотехника, технологии сохранения и стимулирования здоровья, личностно-ориентированные, коммуникативные, технологии развития музыкально-эстетической культуры детей, сотрудничество.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi.docx162.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект

    совместной деятельности детей и воспитателя младшей группы «Путешествие в зимний лес»

    Тема: «Путешествие в зимний  лес».

    Приоритетные образовательные области: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, музыка.

    Используемые современные педагогические технологии: технология развивающего обучения, технология развивающих игр, мнемотехника, технологии сохранения и стимулирования здоровья,  личностно-ориентированные, коммуникативные, технологии развития музыкально-эстетической культуры детей, сотрудничество.

    Участники: дети  в возрасте  3,7 – 4 лет

    Количество участников: 11 человек

    Длительность: 20 минут.

    Цель: Закрепить у детей обобщенное представление о признаках зимы в природе.

    Педагогический замысел по образовательным областям:

    Познание:

    - обогащать и закреплять  знания о характерных признаках зимы, сезонных изменениях в  природе;

    - воспитывать любовь к природе, чувство сопереживания и отзывчивости к животным;

    - развивать любознательность и наблюдательность, интерес к окружающему; развивать мышление детей, внимание, речь.

    Социализация:

    - развивать игровой опыт ребенка;

    - развивать стремление к совместным играм, развивать навык свободного общения со взрослыми и детьми;

    - приучение к культуре поведения и доброжелательному отношению к окружающим;

    - пробуждать эмоциональную отзывчивость детей на состояние близких людей, животных.

    Коммуникация:

    - развивать интерес к общению со взрослыми людьми и сверстниками;

    - расширять и активизировать словарь;

    - формировать и развивать грамматический строй речи;

    - продолжать учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

    - учить детей составлять предложения о зиме, используя мнемотаблицы;

    - продолжать учить связности, развернутости, непрерывности высказывания; - формировать умение соотносить знаковые символы с образами;

    - продолжать учить правильно употреблять в речи предлоги  на, под, за, над, перед;

    - учить детей составлять короткие описательные рассказы о времени года (зима) с использованием наглядных пособий;

    - стимулировать развитие разных видов детского восприятия (зрительного, слухового);

    - развивать умение воспроизводить ритм речи, звуковой образ слова, правильно пользоваться речевым дыханием и интонацией.

    Физическая культура:

    - содействовать гармоничному физическому развитию детей;

    - продолжать учить соотносить движения  с текстом, развивать общую и мелкую моторику, координацию движений;

    - способствовать становлению и обогащению двигательного опыта.

    Музыка:

    - воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку;

    - активизировать слуховую восприимчивость детей;

    - способствовать развитию умений выражать свои впечатления от прослушанной музыки в словах.

    Предварительная работа:

    Беседы  о зиме, о зимних явлениях природы, о том, как изменяется жизнь животных и растений с приходом зимы: «Зимушка-зима», «Зимние забавы», «Зима в лесу» и др.

    Наблюдение: наблюдения за погодными изменениями зимой, за снегом (снегопадом) и ветром, за солнцем и за изменением продолжительности светового дня, за температурой на улице, за деревьями зимой, за изменениями в одежде людей, произошедшими с наступлением зимы;  наблюдение за поведением птиц, за трудом дворника на участке, рассматривание иллюстраций и картин о зиме.

    Художественная литература: чтение стихов, потешек, рассказов  о зиме и зимних явлениях природы, чтение зимних сказок, отгадывание загадок.

    Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?», «Кто в лесу живет?».

    Работа с мнемотаблицами:  рассматривание и обсуждение символов по мнемотаблице «Зима».

    Заучивание физкультминутки «Зимняя прогулка»

    Оборудование:

    - елки искусственные для создания атмосферы леса;

    - ноутбук, запись видеопослания, музыка Е. Железновой «Паровозик», презентация «Зима»;

    - «Волшебный сундучок», мнемотаблицы для составления предложений;

    - Игрушка – сова;

    - загадки о зиме, книга загадок с вложенными иллюстрациями отгадок, зайчик;

    - мнемотаблица «Зима», игрушка – слоненок;

    - рисунки-подарки детей для Зимы.

    Примерный ход совместной деятельности:

    1. Приветствие (коммуникативные технологии).

    Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся и пожелаем всем доброго утра!

    1. Проблемная ситуация. Ведение в тему, создание дружеского настроя, чувства заинтересованности (игровые и коммуникативные технологии).

    Воспитатель: Прислушайтесь, кажется, кто-то стучится к нам в дверь?

    В группу приходит почтальон и приносит ноутбук: Ребята, это детский сад? Младшая группа №2? Значит, я правильно пришел. Вам электронное письмо. (Ставит на стол ноутбук, дети подходят к нему и вместе с воспитателем слушают послание)

    В ноутбуке видеозапись с посланием от лесных зверей,  которые жалуются на то, что Зима злится: пришел ей конец, а она не хочет уходить из леса. Зима не впускает в лес Весну. Звери просят помощи у ребят. Надо выполнить задания, которые приготовила Зима. Тогда она снова станет доброй и отступит, в лес придет долгожданная Весна.

    Воспитатель: Ребята, поможем лесным обитателям? Постараемся выполнить все задания, которые приготовила Зима? Тогда надо отправляться в лес! На чем мы поедем? (на поезде)

    1. Поездка в лес. Игра «Назови  ласково» (технология развивающего обучения, коммуникативные технологии)

    Цель: продолжать учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    Воспитатель: Ребята, мы едем в зимний лес. Я буду паровозом, а вы вагоны. Встанет за мной тот, кто назовет слово, которое я скажу, ласково.

    Зима – зимушка, снег – снежок, мороз – морозик, снеговик – снеговичок, елка – елочка, вагон – вагончик, паровоз – паровозик, сугроб – сугробик, санки – саночки, ветер – ветерок, сосулька – сосулечка.

    Дети встают  друг за другом, играет музыка (Е. Железнова «Паровозик»). Дети идут по группе за воспитателем.

    1. Остановка у «Волшебного сундучка». (технология развивающего обучения, коммуникативные технологии, мнемотехника, личностно-ориентированные технологии)

    Составление предложений с опорой на мнемотаблицы. Цель: учить детей составлять предложения о зиме, используя мнемотаблицы. Продолжать учить связности, развернутости, непрерывности высказывания; формировать умение соотносить знаковые символы с образами.

    Дети  подходят к елке, под которой  стоит «Волшебный сундучок».

    Воспитатель: Посмотрите, что это там под елкой, кажется это первое задание Зимы:

    Вот чудесный сундучок,
    Всем ребятам он дружок.
    Очень хочется всем нам,
    Посмотреть, ну что же там.

    Воспитатель предлагает ребёнку посмотреть, что в сундучке.

    Воспитатель: Это зашифрованные таблички, нам надо расшифровать их. Надо составить предложения к этим табличкам.

    Каждый   ребенок  составляет предложение к своей табличке. Воспитатель при необходимости помогает, задавая наводящие вопросы.

    ( Мнемотаблицы к предложениям смотри в приложении)  

    Молодцы! Поедем  дальше, садитесь снова на поезд.

    1. «Сова на елке» (технология развивающего обучения, коммуникативные технологии)

    Цель: продолжать учить правильно употреблять в речи предлоги  на, под, за, над, перед.

    Дети подходят к елке и замечают на ней сову. Воспитатель предлагает поиграть с совой. Сова прячется, а дети называют, где она: за елкой, под елкой, перед елкой и т.д.

    1. Физкультминутка  «Зимняя прогулка» (технологии сохранения и стимулирования здоровья)

    Цель: продолжать учить соотносить движения  с текстом, развивать общую и мелкую моторику, координацию движений.

    Воспитатель предлагает детям рассказать сове, как мы проводим время зимой. Дети выполняют  физкультминутку.

    Зимняя прогулка

    Раз, два, три, четыре, пять

    Загибают пальчики, начиная с большого.

    Мы во двор пошли гулять.

    Идут, высоко поднимая колени.

    Бабу снежную слепили,

    «Лепят снежок» двумя ладошками.

    Птичек крошками кормили,

    «Крошат хлебушек» всеми пальчиками.

    С горки мы потом катались,

    Ладошкой правой руки проводят по левой под наклоном.

    А еще в снегу валялись.

    Показывают ладошками, как они валялись.

    Все в снегу домой пришли,

    Отряхивают ладони.

    Съели суп и спать пошли.

    «Едят ложкой»; руки – под щеку.

    Воспитатель от имени совы благодарит детей, и они отправляются дальше под музыку.

    1. Загадки  о  зиме (игровые технологии).                                                                                 

    Цель: закрепить знания детей о зимних явлениях природы; развивать любознательность, интерес к окружающему; развивать мышление детей, внимание, речь.

    Дети  встречают под елкой зайчика, у которого находят следующее задание Зимы. Это книга с загадками о зиме. Воспитатель читает загадки, если дети отгадают правильно, из книжки достается рисунок-отгадка.

    Наступили холода.

    Обернулась в лед вода.

    Длинноухий зайка серый

    Обернулся зайкой белым.

    Перестал медведь реветь:

    В спячку впал

    В бору медведь.

    Кто скажет, кто знает,

    Когда это бывает? (Зимой)

    Все его зимой боятся

    - Больно может он кусаться.

    Прячьте уши, щёки, нос,

    Ведь на улице ...  (Мороз)

    Он пушистый, серебристый,

    Но рукой его не тронь:

    Станет капелькою чистой,

    Как поймаешь на ладонь. (Снег)

    Что за звёздочки сквозные

    На пальто и на платке,

    Все сквозные, вырезные,

    А возьмёшь - вода в руке? (Снежинки)

    Меня не растили

    - Из снега слепили.

    Вместо носа

    Ловко вставили морковку.

    Глаза - угольки,

    Руки - сучки.

    Холодная, большая,

    Кто я такая? (Снежная баба)

    Свяжет бабушка их внучке,

    Чтоб зимой не мерзли ручки.

    Сохранят тепло сестрички —

    Шерстяные... (рукавички)

    Воспитатель: Молодцы! Справились и с этим заданием! Скажем зайчику до свидания и поедем дальше!

    1. Рассказ о зиме с опорой на мнемотаблицу.(смотри в приложении)  (мнемотехника)                                                  

    Цель: учить детей составлять короткие описательные рассказы о времени года (зима) с использованием наглядных пособий; продолжать учить связности, развернутости, непрерывности высказывания.

    Дети встречают в лесу слоненка.

    Воспитатель: Ребята, откуда же в лесу слоненок, как вы думаете? Он приехал в гости к лесным жителям, а тут зима. Вот он и спрятался здесь под елкой, холодно ему. Ребята, слоненок совсем ничего не знает о зиме, давайте расскажем ему? Помогут нам вот эти карточки. Мы уже умеем их «расшифровывать».

    Воспитатель подводит детей к доске с мнемотаблицей. Дети составляют рассказ о зиме. Воспитатель при необходимости помогает, задавая наводящие вопросы.

    1. Итог занятия. Презентация «Зима» (технологии развития музыкально-эстетической культуры детей, личностно-ориентированные)

    В ноутбуке начинает играть музыка. Воспитатель подводит детей к нему. Воспитатель: Ребята, кажется, у нас получилось разгадать все задания Зимы. Она больше не сердится, посмотрите сюда.

    Презентация «Зима» (под песню на стихи Андрея Усачева «Зимняя сказка»

    идет показ слайдов зимних пейзажей)

    Воспитатель: Вот какой красивой бывает зима! Вам понравилось? Зима больше не сердится. Она поняла,  что вы ее очень полюбили, и теперь смело может уступить свое место Весне. Скажите еще раз, что вам запомнилось и понравилось зимой? (ответы детей) Зима обязательно придет к нам на следующий год, а мы будем ее ждать и готовить санки и лыжи.

    Планируемые результаты

    Полученная информация:

    • Стимулирует детей к дальнейшей познавательной деятельности.
    • Расширяет активный и пассивный словарь детей.
    • Формирует и развивает грамматический строй речи детей.
    • Обогащает игровой опыт детей.
    • Создает  радостной и доброжелательной атмосферы при общении детей с воспитателем и сверстниками.

    Дальнейшая работа

    • Рисование картин в подарок Зиме на тему: «Наша Зимушка-зима»
    • Чтение стихов о приходе весны, обсуждение прочитанного.
    • Беседа о том, как в старину провожали зиму и встречали весну, рассказ о Масленице.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект игры -занятия "Построим для Маши высокую башню "-совместная деятельность воспитателя с детьми младшей группы

    Игра-занятие: "Построим для Маши высокую башню"помогает  развивать сенсорные представления и мелкую моторику  детей раннего возраста.Знакомит с геометрической фигурой "квадрат и учит различа...

    Конспект игры-занятия "Соберем бусы для куклы на нитку"- совместная деятельность воспитателя с детьми младшей группы.

    Соберем бусы для куклы на нитку.Программное содержание: Развивать сенсорное восприятие детей. Закрепить знания о геометрической фигуре – круг. Познакомить с красным цветом. Закрепить понятие «од...

    Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми младшей группы по формированию элементарных математических представлений "Один- много"

    Развивать умение действовать со сборно-разборными игрушками трех размеров: большой, поменьше, маленькой. Закрепить знание цвета (красный, желтый) через дидактическую игру «Подбери матрешек по цвету».З...

    КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ЧТЕНИЕ РАССКАЗА Л. ВОРОНКОВОЙ «СНЕГ ИДЕТ».

    КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ  ГРУППЫ   ЧТЕНИЕ РАССКАЗА Л. ВОРОНКОВОЙ «СНЕГ ИДЕТ»....