Конспект НОД по развитию речи. Рассмаривание картины М. Пишвановой "ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Григорьева Вера Алексеевна

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи детей старшего и дошкольного возраста/компенсирующей направленности. Рассматривание картины М.Пишвановой "Поздняя осень". Коллективное составление рассказа по ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_3.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

детей старшего дошкольного возраста/компенсирующей направленности

 Рассматривание картины М. Пишвановой «Поздняя осень»,

 коллективное составление рассказа по ней.

Воспитатель: Пашкова Алефтина Владимировна /1 кв. к/

Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения

Детского сада №133 комбинированного вида

Невского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2018 год.

Конспект

Непрерывной образовательной деятельности

детей старшего дошкольного возраста/компенсирующей направленности

Рассматривание картины М. Пишвановой «Поздняя осень»,

коллективное составление рассказа по ней.

Цель: обучение составлению рассказа по картине.

Длитель-

ность

НОД

Основная образовательная область

Задачи НОД

Интеграция образовательных областей

Предварительная работа

Формы организации детей

30 минут

1. обучение составлению рассказа по картине.

2. Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Поздняя осень. Тренировать в подборе определений и сравнений синонимов и антонимов; звуковая культура речи: учить придумывать предложения и произносить их с различной интонационной окраской, передавая голосом чувства радости и огорчения.

.

3. Развитие логического мышления, зрительного внимания, творческого воображения, активности и самостоятельности.

4. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Здоровье сберегающие:

-создание психологического комфорта путем рационального сочетания разных видов детской деятельности, снятие физического напряжения посредством двигательной активности.

«Социально-коммуникативное развитие»

-развивать связную речь детей;

-развивать словарный запас;

-воспитывать самостоятельность, умение понимать, поставленную задачу воспитателем и выполнять ее самостоятельно;

- воспитывать умение слушать ответ товарища;

«Познавательное и речевое развитие»

-создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимание.

-развивать фонематический слух и внимание;

-способствовать развитию речи, умению аргументировать свои высказывания формированию мыслительных операций.

-усвоить интерес к интеллектуальной деятельности.

Целевые прогулки, ежедневные наблюдения за изменениями в природе поздней осенью, рассматривание иллюстраций о осени, разучивание стихов и песен, пальчиковые гимнастики, чтение произведений, художественно-творческая деятельность (лепка, аппликация, конструирование из природного материала) о осени. Конкурс с участием родителей «Осенняя фантазия».

Игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская.

Оборудование к НОД:

 Мольберт, репродукция картины « Поздняя осень» М.Г Пишванова , контейнер с сухими листьями, «Чудесный мешочек» с мхом, желудями, каштанами, грибами, ягодами, колосьями, листьями; мнемотаблицы с загадкой и описанием картины; контейнеры с водой.

Планируемые результваты

Эмоциональный отклик на изображенное на картине, инициативность, самостоятельность, творческая активность, бережное отношения к природе.

Содержание организованной деятельности

Этапы

Действия воспитателя

Действие детей

Организационный момент:

3 мин.

1.объявление темы занятия.

-Сегодня мы с вами рассмотрим картину «Поздняя осень» и составим рассказ по ней.

Эмоционально откликнутся.

 Включится в действие.

Основной

30 мин.

2.Предварительная беседа.

-Давайте посмотрим в окно и попробуем рассказать о том, что мы увидим: о природе, о сегодняшней погоде. Какое настроение вызывает такая погода?

Загадывание загадки: Если на деревьях - листья пожелтели,

Если в край далекий - птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся

Это время года ОСЕНЬЮ зовется!

   Давайте вспомним  наши осенние прогулки и выясним что хорошего или плохого в этом времени года.

Дидактическая игра «Хорошо - плохо»

    Все таки в этом прекрасном времени года больше хорошего, ведь осень принесла нам много подарков. Я предлагаю вам поиграть  в игру , которая так и называется « Подарки Осени».

Игра «Чудесный мешочек Осени»

  На ощупь  надо отгадать и описать подарки осени -  желудь, каштан, лист, мох, гриб, фрукт, овощ, ягоду, колос.)

(приглашаю всех за столы перед доской, где висят картина М. Пишвановой «Поздняя осень»)

3. Рассматривание картины М. Пишвановой «Поздняя осень», коллективное составление рассказа по ней.

-Повнимательнее рассмотрите картину. Опишите природу, изображенную на ней. Расскажите, какое настроение вызывает картина.

-На картине-поздняя осень. Небо затянуто тучами. Моросит холодный дождь. Листья с деревьев уже облетели. Лес стоит голый. Трава засохла. Вода в реке темная. В такой день бывает очень грустно.

-Расскажите о детях, которых вы видите на картине.

-Дети пришли в лес. Они хотят повесить кормушки для птиц на зиму. Мальчик в красном комбинезоне поставил кормушку на пенек. Мальчик в голубом комбинезоне держит кормушку в руке и предлагает повесить ее на дерево. Одна девочка набрала букет из последних листьев, а другая с грустью смотрит на хмурое небо.

-Каких животных вы видите на картине?

-Над детьми летают синички. Наверное, они хотят попробовать угощение в кормушках.

4. Упражнение «Осенний ветерок».  Воспитание направленной воздушной струи. Развитие силы выдоха.

5. Физкультурная пауза.

-А теперь давайте немного отдохнем и сделаем упражнение «Осень». В нем тоже говорится о последних листьях.

ОСЕНЬ

Ветер по лесу летал, (дети бегут по кругу на носочках)

Ветер листики считал:

(Останавливаются, поворачиваются лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших)

Вот дубовый,  

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

6. Подготовка детей к рассказу по картине.

Воспитатель предлагает детям еще раз посмотреть на картину и, если это необходимо, напоминает план рассказа.

6. Рассказ детей по картине.

Можно послушать несколько рассказов и предложить детям выбрать лучший из них.

Поздняя осень.

         На картине-поздняя. Небо затянуто тучами. Моросит холодный дождь. Почти все листья с деревьев уже облетели. Лес стоит голый. Трава засохла. Вода в реке темная. В такой день бывает очень грустно.

          В лес пришли дети. Они в комбинезонах и в резиновых сапогах, потому что в лесу сыро и холодно. Дети хотят повесить кормушки для птиц на зиму. Мальчик в красном комбинезоне поставил кормушку на пенек.

(Дети описывают состояние природы и погоду, рассказывают о настроении, которое они вызывают. Воспитатель уточняет, конкретизирует их ответы, уделяет особое внимание образности речи детей, помогает подбирать точные слова, образные определения. Эта работа поможет детям при составлении рассказа по картине.)

Выполнение упражнения «Осенний ветерок»

Выполнение физкультурной паузы.

Дети составляют рассказ по картине.

Активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом.

Заключительный

3 мин.

Итог занятия

Воспитатель:

  • Понравилось ли вам занятие?
  • Какие задания вам понравились, а какие вызвали затруднение?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи . Рассматривание картины "Зимой на прогулке ".

Картина не только расширяет и углубляет детское представление об общественных и природных явлениях ,но и развивает связную речь детей....

Конспект ННОД по развитию речи : РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ И.И. ШИШКИНА «УТРО В СОСНОВОМ БОРУ».

Программное содержание: Познакомить детей с таким жанром живописи, как пейзаж, учить их воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник, учить выд...

Конспект ООД по развитию речи рассматривание картины "Ежи"

Конспект ООД по развитию речи  Рассматривание картины "Ежи"...

Конспект НОД по развитию речи «Рассматривание картины И. Шишкина «Зима»

Дети составляют описательный рассказ по картине....

Конспект занятия по развитию речи «Рассматривание картины «Поздняя осень»

Развивать знание об осени обогощать словарный запас....

Конспект занятия по развитию речи — рассматривание картины «Коза с козлятами» (Рассматривание картины художника В. Д. Калганова «Коза с козлятами»)

Конспект занятия по развитию речи — рассматривание картины «Коза с козлятами» (Рассматривание картины художника В. Д. Калганова «Коза с козлятами»)...