Педагогический проект "Развитие речевой активности с использованием приёмов мнемотехники"
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Вотинцева Людмила Иосифовна

 Данная Программа представляет собой систему работы  по речевому развитию детей дошкольного возраста и может использоваться педагогами образовательных дошкольных учреждений на протяжении всего периода нахождения ребёнка в детском саду, что будет, по нашему представлению, наиболее эффективно в работе по развитию у детей познавательно-речевой активности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon votintseva_l.i._kachkanarppv11.doc314 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Ладушки»

Педагогический проект

Тема: РАЗВИТИЕ  РЕЧЕВОЙ   АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ

Разработчик:

Вотинцева Людмила Иосифовна

2018 г.

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................

3

I

РЕФЕРАТИВНАЯ ЧАСТЬ

1.1

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА..............................................................................................

5

1.2

МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ  РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...................

10

II

ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

2.1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА............................................................

15

2.2

ПАСПОРТ ПРОЕКТА.............................................................................

23

2.3

СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ ПРОЕКТА..............................

24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................

31

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ.............................

32

ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................................................................

34

СОДЕРЖАНИЕ

        

ВВЕДЕНИЕ

Федеральный  государственный образовательный  стандарт дошкольного образования регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и  определяет речевое  развитие дошкольников одними из главных  направлений в деятельности дошкольного образовательного учреждения [ФГОС ДО п.2.6].  Речевое направление  рассматривается  как основа для полноценного развития личности каждого ребёнка.

Речевая активность, её объем, и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, трудовой, коммуникативной и других видов деятельности. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. Ребёнок должен хорошо владеть устной речью [ФГОС ДО п.4.6]. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, при планировании и обсуждении рисунка, наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его приятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе. Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира.  

        Наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотехники, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.  Этого  же мнения придерживались  учёные С.Л. Рубейштейн, А.М. Леушина, Л.В. Эльконин.                                           Отечественные педагоги Воробьева В. К. , Ткаченко Т. А. , Глухов В. П. , Большева Т. В. , Ефименкова Л. Н  в своих работах предлагают речевое  развитие   детей  дошкольного возраста проводить с использованием различных способов работы с наглядностью: мнемотехнические таблицы, коллажи, серии открыток, тактильные дощечки, таблицы на распределение внимания, схемы и т.д.

Но в то же время мы наблюдаем, что дети живут в мощном потоке  готовой информации, где живое общение  с родителями  и со сверстниками, «добыча» информации  заменяется общением с компьютером и телевизором и данная тенденция с каждым годом растет.  В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

  • ухудшение состояния здоровья детей;
  • глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
  • существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей;
  • недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребёнка.

Исходя из  всего вышесказанного развитие речи, процесс усвоения информации, процесс речевой активности становится все более актуальной проблемой,  уже начиная с дошкольного возраста.

На основе вышесказанного мы выявили проблему: 

Развитие речевой активности  детей дошкольного возраста.

Определили тему проекта: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста с использованием  приёмов мнемотехники»

Объект: Процесс развития речевой  активности  детей дошкольного возраста.

          Предмет: Использование мнемотехники в процессе развития  речевой активности детей дошкольного возраста.

Цель: Развитие речевой активности детей дошкольного возраста с использованием приёмов мнемотехники.

 Задачи:

  1. Проанализировать  психолого-педагогическую и методологическую литературу по проблеме развития речевой активности  детей дошкольного возраста.
  2. Изучить методику использования приёмов  мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста.
  3.  Подобрать содержание для  программы по развитию речевой активности детей дошкольного возраста с использованием приёмов мнемотехники.
  4. Сделать заключение об эффективности использования приёмов мнемотехники в формировании и развитии познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста.

  1.  РЕФЕРАТИВНАЯ ЧАСТЬ

1.1. Развитие речевой активности

детей дошкольного возраста

        Проблема изучения речевой активности детей представляется очень важной, поскольку «чтобы научиться говорить, надо говорить» [10, с. 56] .Для того чтобы ребёнок успешно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он практически пользовался ею, вступал в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладал определённой речевой активностью.        

Важнейшим принципом изучения  речевой активности является принцип единства сознания и деятельности, выдвинутый С. Л. Рубинштейном и раскрытый в работах А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского, Е. В. Шороховой, Л. И. Божович, П. М. Якобсона, В. С. Мерлина и др. Важнейшей категорией рассматриваемого принципа является деятельность. Она, по выражению Б. Ф. Ломова, является специфической формой активности, свойственной человеку и обществу. «Бытие человека раскрывается этой категорией как активность, преобразующая действительность» [9, с. 87]. 

        Одной из приоритетных задач дошкольного образования на современном этапе развития общества является организация учебно-воспитательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребёнка.  В основе любой деятельности ребёнка-дошкольника лежит его собственная активность, в том числе и речевая. Важность дошкольного детства как сензитивного периода в формировании речевой  активности личности обосновывается в трудах учёных: Н.В. Абрамовских, М.И. Лисина, А.А. Люблинская и др.

         Известно, что речевая активность детей дошкольного возраста развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В старшем дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Авторы, занимавшиеся исследованием этого вопроса (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова, Т.А. Куликова, А.В. Петровский, Г.И. Щукина), считают, что речевая активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Речевая  активность – стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира; сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов, как субъективных, так и объективных.

         «В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е.И. Тихеева [15, с. 129]. Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Группы должны быть оснащены современным игровым оборудованием, которое включает ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.

        Известно, что ребёнок – существо социальное. Среда для него выступает условием и источником развития. М.И. Лисина в своём исследовании доказала, что уровень речевой  активности в детстве определяется пережитым ребёнком в первые годы жизни влиянием окружающей среды, главным фактором которой является общение ребёнка с окружающими его людьми, прежде всего со значимыми взрослыми, отношения с которыми определяют отношения ребёнка со всем остальным миром [7, с. 24].

        Отношения ребёнка с окружающим миром осуществляются через взрослого, как посредника. Под руководством взрослого дошкольник овладевает новыми видами деятельности, умениями, навыками. И здесь собственная  речевая активность детей непосредственно связана с активностью, идущей от взрослого. Поэтому педагогическая деятельность требует от современного педагога, стремящегося сформировать речевую активность ребёнка, наличия следующих личностных параметров: способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности; тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а при необходимости и защищать; умения обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение; знания особенностей психического развития детей; способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

        Формирование речевой  активности дошкольников требует от педагога проявления творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса.         Для эффективного развития речевой активности важно умение видеть и ценить в каждом ребёнке единственную, неповторимую, самоценную и свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чертами и особенностями. Все это поможет сохранить самооценку ребёнка, будет способствовать сохранению и поддержанию положительного отношения к познавательному процессу. Овладение речью происходит в процессе общения и в ходе познания ребёнком действительности.

        По мнению Л.А. Беляевой, одним из основных побудителей речевой активности детей является педагог. Взрослый организует и материальную, и языковую среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец, живой носитель тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть. Педагог – образец речевой культуры.        

        Развитие речевой  активности таких детей начинается с воздействия на органы их восприятия. В такой ситуации полезными оказываются яркие демонстрации, интересный краткий рассказ, которые сначала привлекают внимание, заинтересовывают, создают проблемную ситуацию. Возникает неустойчивая познавательная активность низкого уровня – любознательность в виде вопроса: «Что это такое было?». Мастерство педагога в этом случае постановкой умелых вопросов, воздействием на воображение и эмоции ребёнка  должно привести возникшее любопытство к любознательности. Подключение мышления к решению выдвинутой проблемы может привести к развитию речевой  активности. Весь этот процесс происходит под руководством педагога [1, с. 12.]
                 Развитие  речевой  активности детей старшего дошкольного возраста во многом будет зависеть от методов, с помощью которых педагог будет организовывать процесс познания воспитанников:  метод неожиданных решений (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребёнка);  метод предъявления заданий с неопределённым окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации; метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни; метод «преднамеренных ошибок»

(по Ш.А. Амонашвили), когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи [13, с.14].

Таким образом, педагог должен владеть всем педагогическим инструментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить речевую  активность старших дошкольников. Также значимыми являются личностные качества воспитателя такие, как стремление к саморазвитию, знания особенностей психического развития детей, творческий потенциал, тактичность и терпимость в отношениях с детьми и родителями. Только знающий и любящий детей педагог-профессионал может сформировать у старших дошкольников речевую активность.
При всем многообразии принципов дошкольной дидактики, используемых в работе, ведущим является принцип наглядности. Поскольку образные средства являются центральным звеном в обучении детей дошкольного возраста.

Идея наглядности разрабатывалась многими выдающимися педагогами. В своих работах они называли наглядность основным фактором, облегчающим процесс становления связной речи. Обращали внимание на то, что рассматривание предметов, картин помогает называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

Так И.Г.Песталоцци писал: «Я хочу, чтобы наблюдение всегда предшествовало слову».  К.Д.Ушинский показал связь наглядности и обучения с развитием речи и памяти: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным словам, и он будет напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребёнок усвоит их на лету». «Язык развивается наглядным, действенным путём. Чтобы давать названия должны быть налицо все предметы, с которыми эти названия должны быть связаны. Слово и вещь должны предлагаться человеческому уму одновременно, однако, на первое место – вещь, как предмет познания речи». Об этом говорил ещё Я.А.Коменский.

В своих работах Л.С.Выготский указывал на второй вспомогательный фактор – моделирование плана высказывания, когда все элементы на рисунке или схеме расположены в известной для развернутого высказывания последовательности.

Т.В.Большева в своем пособии «Учимся по сказке», представила цикл занятий по обучению детей пересказу сказок с использованием моделей.

В своих работах педагоги и психологи (С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин)  выделили два основных фактора развития связной речи:

1.Наглядность.

2.План высказывания.

Именно на эти факторы легли в основу современной методики, получившей название «мнемотехника».

Вывод: Педагог должен владеть всем педагогическим инструментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить речевую  активность детей дошкольного возраста.   При всем многообразии принципов дошкольной дидактики, используемых в работе, ведущим является принцип наглядности. Поскольку образные средства являются центральным звеном в обучении детей дошкольного возраста.

Рассмотрим метод мнемотехники, так как в его основе при развитии связной речи лежит наглядность.

  1. Мнемотехника, как средство развития речевой активности

        Слово «мнемотехника» - в переводе с греческого это «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, преобразованной в комбинации зрительных образов. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотехники позволяет решить такие задачи как:

 -развитие речевой активности;

-развитие основных психических процессов;

– памяти, внимания, образного мышления;

 -развитие зрительной и слуховой памяти;

-развитие зрительного и слухового внимания;

 -развитие ассоциативного мышления, воображения;

 -развитие мелкой моторики рук;

-развитие связной речи;

 -преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации)                    

        Мнемотехнику в детском саду называют по-разному:  Воробьева В. К. называет эту методику - сенсор-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. - блоками – квадратами; Большева Т. В. - коллажем; Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа. В рамках ФГОС ДО использование технологии мнемотехники в образовательном процессе в рамках инновации помогает детям дошкольного возраста овладеть основными способами деятельности [п.4.6 ], позволяет  педагогу в работе с детьми интегрировать несколько образовательных областей:

 - социально-коммуникативное развитие;

 - познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие.

         Применение мнемотехники актуально в работе с детьми с нарушением речи, так как у детей с задержкой речевого развития выражено отставание и своеобразие в познавательной деятельности. Наблюдается снижение познавательной активности.  Нарушения речи имеют системный характер и входят в структуру дефекта.

        Мнемотехнику используют для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, отгадывании загадок, заучивание стихов.

        Особенность методики – применение не только изображения предметов во время кодирования текстов, но и придуманных символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких животных – лес. Предметы легко заменить геометрическими фигурами, и простейшими пиктограммами. Но возможно использование сюжетных и предметных картинок для заучивания стихотворений. Основные приемы мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

        Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «лук», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы. Суть мнемотаблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: последовательность рассказа, уточняют лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка. Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек для детей с ЗПР и во всех возрастных группах дошкольного образовательного учреждения. Первоначально таблицы составляют педагоги, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Для заучивания стихотворений необходимо придерживается следующей последовательности.

 Этапы работы над стихотворением:

1. Педагог выразительно читает стихотворение.

 2. Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

 3. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребёнка форме.

 5. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Так же мнемотехнику можно применять и для заучивания загадок. Применение мнемотехники для заучивания загадок особенно актуально для детей, имеющих ЗПР и ОНР, т. к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка. Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать её.

         При использовании мнемотехники можно говорить о прогнозируемых результатах. В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц – расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире, заучивание стихов превращается в игру, сокращается время обучения, стимулируется познавательная активность детей. Появляется желание пересказывать - ребенок понимает, что это совсем не трудно.

Вывод: Мнемотехника может успешно использоваться в работе с детьми дошкольного возраста как педагогами в дошкольном образовательном учреждении, так и  родителями для подготовки детей к школе, т. к. связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка, помогает совершенствовать такие психические процессы, как память, воображение.

Возможность использования  приёмов мнемотехники в различных видах деятельности

Используются имеющиеся методические и дидактические средства, не требующие финансовых затрат.
Проявляется и реализуется потенциал ребёнка, исходя из его потребностей и возможностей, ребёнок не испытывает давление со стороны педагога.
Технология мнемотехники универсальна - может использоваться педагогами всех возрастных групп.
 

II ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Пояснительная записка

        Проект по развитию речевой активности составлен для  реализации на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Ладушки» комбинированного вида  города Качканар Свердловской области. Данное образовательное учреждение реализует Основную образовательную программу  МДОУ « Детский сад «Ладушки».

Цель Образовательной программы МДОУ «Детский сад «Ладушки»:  Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи:

 1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

2. Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

 3. Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

 4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

 6. Формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников.

8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья.

Обязательная часть Программы основывается на комплексном подходе, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, предполагает углублённую работу в физическом, художественно-эстетическом развитии воспитанников. Приоритет Программы - воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего своё мнение и умеющего отстаивать его.

        В области речевого развития ребёнка основными задачами образовательной деятельности является создание условий для:

 – формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребёнка;

 – приобщения детей к культуре чтения художественной литературы.

Дошкольное образовательное учреждение МДОУ «Детский сад «Ладушки» с группами для детей с нарушением речи,  выполняя  ведущую роль в воспитании и развитии детей с нарушениями речи, коррекции и компенсации речевых нарушений, в подготовке этих детей к школе. В  детском саду три группы компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Реализуется программно-методический комплекс, представленный  Образовательной программой МДОУ «Детский сад «Ладушки», программой «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М. Просвещение. 2008г. «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М. просвещение. 2008.

МДОУ «Детский сад «Ладушки» функционирует в режиме 12-часового пребывания воспитанников в период с 7-00 до 19-00 ч. при 5-дневной рабочей неделе. Программа реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в детском саду.

МДОУ «Детский сад «Ладушки» обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух лет до прекращения образовательных отношений. В дошкольной образовательной организации функционирует 18 возрастных групп (350 воспитанников) для детей раннего и дошкольного возраста:

Группы общеразвивающей направленности для детей раннего возраста(1 - 3 года). Осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования. Группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста (3 – 8 лет). Осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования. Группы компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР (5 -6 лет). Осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования с учётом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей воспитанников, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.

Воспитательно-образовательную работу с детьми ведёт квалифицированный педагогический коллектив, который состоит из воспитателей (36 чел.), музыкального руководителя (3), инструктора по физической культуре (1), логопеда (3), психолога (1), а также из административного блока: заведующий (1), заместителя заведующего по методической и воспитательной работе(2).Предметно-пространственная развивающая  среда на группах создана в соответствии с  требованиями ФГОС ДО [п. 3.3],  Примерным перечень игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений.

Материально-техническая база воспитательно-образовательного процесса МДОУ «Детский сад «Ладушки» соответствует требованиям к материально-техническим условиям реализации образовательной программы. Созданы материально-технические условия, обеспечивающие:

1. возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Программы;

2. выполнение ДОУ требований: -санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, – пожарной безопасности и электробезопасности; – охране здоровья воспитанников и охране труда работников.

В воспитательно-образовательном процессе используются технические средства обучения, современные информационно-коммуникационные технологии: ― наличие ТСО: проектор мультимедиа, телевизор, музыкальный центр, ― количество компьютеров, ноутбуков – 8 шт., ― доступ к информационным системам, информационно-телекоммуникационным сетям (подключён Интернет).  В МДОУ «Детский сад «Ладушки» приобретены четыре интерактивных доски, которые расположены в подготовительных к школе  группах.

 В дошкольном учреждении созданы условия для развития речевой активности  детей в общении со взрослыми и сверстниками:

Сотрудники

- побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

- мотивируют  детей к речевому общению между собой.

- задают детям образцы правильной литературной речи: речь сотрудников чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная; в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

- обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями: следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения); наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

-  обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учётом возрастных особенностей: обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность; помогают ребёнку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывают о них; обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов); знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

- создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи: учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;  учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

-  развивают у детей связную речь с учётом их возрастных особенностей: поощряют детей к рассказыванию, развёрнутому изложению определённого содержания; организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

- уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

-  организуют  условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями: стимулируют детей комментировать свою речь; упражняют в умении планировать свою деятельность.

-приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

- поощряют детское словотворчество.

- создают речевые центры в группе.

- проводят регулярную просветительскую работу с родителями по вопросам развития речи воспитанников группы.

Первичная диагностика уровня развития речевой активности у детей дошкольного возраста проведена на базе детского сада «Ладушки» с использованием экспресс диагностики  Фаттаховой Н.Н.  (Приложение №3).

Целью этой диагностики видеть - обеспечение развития основных сторон речи дошкольника на среднем и высоком уровне, через своевременное определение и устранение пробелов в речевом развитии ребёнка на каждом возрастном этапе.  Диагностический комплект состоит из четырёх частей: диагностические таблицы, методические рекомендации, стимульный материал, таблицы результатов речевой диагностики. Первая часть включает в себя диагностические таблицы на каждую возрастную группу детского сада, начиная с первой младшей, в которых определены критерии и показатели оценки детской речи по трём основным уровням: высокий, средний, низкий. По этим таблицам можно чётко проследить возрастные различия речевого развития ребёнка в основных разделах  - связная речь, грамматический строй, словарный запас, фонематические процессы. Методы обследования: наблюдения на занятиях и в повседневной жизни, диагностическая беседа, речевые игры. Стимульный материал включает в себя сюжетные и предметные картинки. Сюжетные картинки предназначены для обследования связной речи, уровня владения грамматическими конструкциями, состояния словаря, особенно глагольного. Предметные картинки помогут уточнить количественную и качественную сторону словарного запаса, определить уровень владения грамматическими категориями и обследовать некоторые фонематические процессы. Отслеживание  динамики развития речи детей  проходит по специальным таблицам результатов речевой диагностики, в которых отмечается  уровень выполнения заданий по каждому из четырёх разделов речи на начало и конец учебного года. Это позволит сделать общий вывод об уровне развитости речи ребёнка. Во всех возрастных группах, кроме подготовительной,  для лучшего мониторинга одна таблица предназначена на два учебных года. Заполнялась  таблица в  день обследования, отмечая, с какими показателями диагностической таблицы дети не справляются и, делая вывод об уровне развитости речи. В конце каждой таблицы делался  анализ речевого развития детей группы. В  специальной тетради «Мониторинг речевого развития детей группы №…»  заносились итоги диагностического обследования, в которой определялись  наиболее проблемные разделы для всей группы и для каждого  ребёнка отдельно для того, чтобы правильно спланировать работу на год, на квартал, на месяц.

 На подобную диагностику речи уходит от 10 до 20 минут в младшем и среднем возрасте, от 20 до 30 минут в старшем возрасте. Диагностика проведена совместно с логопедом  на всех возрастных группах дошкольного возраста от 3 до 6 лет. Диагностика проводилась  исходя из принципа от сложного к простому, от большего к меньшему, который используется в различных экспресс-диагностиках,

Соблюдался алгоритм обследования речи ребёнка:

-  Связная речь  обследуется в первую очередь. Коммуникативная сторона не

требует специального обследования  –  достаточно наблюдений воспитателя

за речевым общением детей  в группе. Уровень связных высказываний

оценивается в беседах по картинкам, пересказу знакомых сказок,

рассказыванию стихов, в старшем возрасте по самостоятельному

составлению рассказов.

-  Во время обследования связной речи воспитатель отмечает, допускает ли

ребёнок ошибки и какие именно: в падежных окончаниях, в использовании

предлогов, в согласовании слов в числе и роде, в искажении структуры

слова. То есть одновременно со связной речью исследуется её

грамматическая сторона. Для более точного установления уровня

грамматического строя предлагаются небольшие речевые упражнения.

-  На этапе обследования связной речи воспитатель внимательно

прислушивается к словам, которые использует ребёнок. В зависимости от

возраста по сюжетной картинке определяет качественную и количественную сторону  словарного запаса.  Например, в младшем возрасте предлагает ребёнку назвать предметы на картинке, их цвет, форму и размер; назвать действия людей или животных и чем они производят эти действия.

В более старшем возрасте предлагает назвать настроение и характер персонажей сюжетных картинок и придумать имена для них, где находятся предметы, просит объяснить значение некоторых слов, подобрать более точные глаголы и прилагательные. Для уточнения уровня словарного запаса ребёнка предлагается использовать словесные игры.

-  В заключении диагностики обследуется  фонематическая сторона  речи. В

младшем возрасте умение различать физические звуки и выделять голосом

заданный звук. А старшие дети определяют наличие, место, порядок звуков

в слове и сравнивают речевые звуки между собой.

Условия обследования:

-  Физическое и эмоциональное состояние ребёнка на момент обследования.

Испытуемый должен быть здоров и эмоционально настроен на беседу с

воспитателем.

-  Формулировка вопроса. Вопрос должен быть сформулирован коротко,

чётко, без лишних слов и речевых оборотов, соответствовать возрасту

ребёнка. Именно это условие является самым важным, так как часто

ребёнок не может ответить, потому что не понимает, что конкретно от него

требуется. А самая распространённая ошибка взрослого  –  это склонность

задавать длинный, много словный, непродуманный вопрос. Чтобы избежать

её, следует сформулировать вопрос заранее и записать его.

-  Наглядный материал. Материал должен соответствовать возрасту и

подбираться заранее. Комплект картинок для диагностики существует

обособленно: используемая наглядность при обучении на занятиях не

должна присутствовать при обследовании речи ребёнка. На столе

размещается только та картинка, по которой идёт разговор, а все лишние на

данный момент убираются.

Первичная диагностика осуществлялась методом наблюдения. По её результатам были сделаны выводы. У детей существуют проблемы в различных сторонах речевого развития. Наиболее типичны:

1. Речь многих детей носит ситуативный характер. Выражено неумение правильно построить предложение, однословные ответы.

2. Лексически бедная, недостаточный словарный запас.

3. Плохая дикция. Употребление в речи облегчённых слов. Речь невнятная.

4. Отсутствие культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи.

В дошкольном возрасте имели место наиболее типичные трудности, которые в разной степени проявлялись на всех возрастных этапах:

1.Недостаточно развита мыслительная деятельность (мыслительные операции, познавательные процессы и способности)

2.Уровень сформированости связной речи у многих детей не соответствует возрасту. Что проявляется в следующих трудностях:

-неспособность грамматически верно построить предложение;

-недостаточный словарный запас, бедность речи;

-слабо развитая диалогическая речь: неспособность грамотно сформулировать вопрос, выстроить лаконичный, либо развёрнутый ответ;

-при построении описания не умеют самостоятельно определить главные свойства и признаки предмета, удержать в памяти последовательность выявленных признаков;

-при пересказе не соблюдают структуру, небольшой объем текста, не используют в речи авторские средства выразительности;

-не могут самостоятельно развить сюжетную линию в творческих рассказах, испытывают затруднения в логическом обосновании собственных утверждений и выводов;

-при заучивании стихотворений не могут запомнить текст.

Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься развитием малышей. Для этого разработала перспективное планирование, цикл занятий и дидактических игр с применением технологии мнемотехники.


2.2. Паспорт проекта

База реализации проекта

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ладушки» город Качканар

Цель проекта

Теоретически обосновать и разработать Программу по развитию речевой активности детей дошкольного возраста с использованием приёмов мнемотехники.

Задачи проекта

  1. Определить условия для реализации проекта.
  2. Провести первичную диагностику  исследования по выявлению уровня развития речевой активности у детей дошкольного возраста.
  3. Составить план предстоящей деятельности по реализации проекта.
  4. Разработать методические рекомендации по использованию проекта.

Адресная направленность проекта

Для воспитателей детских садов, работающих с детьми от 3 до 8 лет.

Продолжительность проекта(сроки, этапы реализации проекта)

 Проект долгосрочный. 12  месяцев на каждой возрастной группе.

Этапы реализации:

Организационный-1месяц (июль)

Подготовительно-диагностический -1 месяц (август)

Внедренческий -9 месяцев (сентябрь-май)

Итоговый – 1 месяц, июнь

Форма педагогического проектирования

Программа по развитию речевой активности с использованием мнемотехники.


2.3. Содержание основной части проекта

Учитывая  актуальность  и  практическую значимость использования мнемотехники  в развитии речевой  активности детей дошкольного возраста, нами составлена Программа по развитию речевой активности детей дошкольного возраста с использованием  приёмов мнемотехники.

Цель: Повышение речевой  активности детей  с использованием приёмов мнемотехники.

Задачи:

1.Создать условия для развития речевых способностей у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники.

2. Систематизировать работу по  развитию речевой  активности детей дошкольного возраста  с использованием мнемотехники  на всех возрастных группах   детского сада на основе принципа последовательности, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Программа включает работу на всех возрастных группах.

Форма работы: образовательная деятельность.

Планируемый результат

С помощью мнемодорожек, мнемотаблиц,  схем — моделей достичь следующих результатов:

 -у детей появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

-появится  интерес к заучиванию стихов и потешек;

-словарный запас выйдет на более высокий уровень;

-дети преодолеют  робость, застенчивость, научатся свободно излагать свои мысли.

Проект долгосрочный. 12  месяцев на каждой возрастной группе.

Этапы реализации:

Организационный-1месяц (июль)

Подготовительно-диагностический -1 месяц (август)

Внедренческий -9 месяцев (сентябрь-май)

Итоговый – 1 месяц (июнь)

Критерием оценки его эффективности будет Мониторинг педагогической деятельности МДОУ «Детский сад «Ладушки»   на всех возрастных группах (Приложение №2).

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребёнком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

  1. балл — ребёнок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
  2. балла — ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
  3. балла — ребёнок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
  4. балла — ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
  5. баллов — ребёнок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

При определении  эффективности использования Программы   в  подготовительной к школе группе будут учитываться следующие критерии:

Образовательная область «Речевое  развитие»

- Называет некоторые жанры «детской литературы» имеет предпочтение в жанрах воспринимаемых текстов, может интонационно выразительно продекламировать небольшой текст.

- Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картине.

- Различает звук, слог, слово, предложение, определяет их последовательность.

- При необходимости обосновать свой выбор употребляет обобщающие слова, синонимы, антонимы, сложные предложения.

Содержание работы по использованию мнемотехники

в образовательной деятельности  на всех возрастных группах.

 Программа  предполагает работу на всех возрастных группах. Работа по формированию речевой  активности  с использованием приёмов  мнемотехники  ведётся  последовательно, согласно возрастным особенностям каждого ребёнка.

Основные направления работы   в образовательной деятельности:

 Для детей 3-4 лет (младшая группа) - обучение умению видеть результат в каждом процессе. Работа проводится с опорой на сказочный персонаж.

 Для детей 4-5 лет (средняя группа) - поддержание и развитие естественного интереса детей к познанию предметного мира, желание принять участие в сюжетно-ролевых играх, взяв роль сказочного персонажа на себя.

Для детей 5-7 лет (старшая и подготовительная группы) - раскрывать существенные особенности предметов, способствовать освоению вариативных способов познания и интеллектуальной деятельности, через решение проблемных ситуаций.

Детям младшего дошкольного возраста трудно уловить обучающую информацию сразу через мнемотаблицы, поэтому с ними  работа ведётся  при помощи мнемодорожек.  С детьми 3-4 лет  проводится знакомство с мнемодорожками. Чтобы выработать у детей определённые навыки и умения, вводятся  в обучающий процесс  мнемоквадраты, из которых составляем мнемодорожку для разучивания потешек. Например, «Водичка – водичка…», где на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка.  Мнемодорожка также несёт обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка. Работать с мнемодорожкой можно, используя приёмы наложения и приложения (часто используемые в работе с детьми младшего дошкольного возраста), исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки.

В работе с  детьми 4-5 лет  нами за основу взяты сказки. Структура образовательной деятельности включает в себя разнообразные виды деятельности. Обучение пересказу литературных произведений начинаю со знакомых сказок, при этом используется  приём совместного рассказа.

Схема  обучения пересказу:

1.Рассказывание  сказки с  одновременным показом  настольного театра.

2. Повторный рассказ воспитателя с детьми. Воспитатель начинает  фразу, дети продолжают. Например, Жили-были дед…(и баба) Была у них…(курочка-ряба) Дети находят на столе предметные картинки или мнемоквадраты с цветным изображением героев сказки, раскладывают их в правильной последовательности.

3.Показ  иллюстраций, воспитатель  обращает внимание на героев сказки и дети учатся описывать их внешний вид, действия. Используется  приём художественного слова: читаются  потешки, песенки на тему сказки.

4.  Привлечение детей к обыгрыванию сказки

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыплёнок – жёлтого цвета, мышка серая, ёлочка зелёная.

Старший дошкольный возраст.

Цель применения приёмов мнемотехники:

-  развитие  познавательного интереса и  связной речи;

-  преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

- развитие мелкой моторики рук;

-  развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- овладение приёмами работы с мнемотаблицами .

Предварительная  работа:

- наработка словаря (существительные, прилагательные, глаголы);

- раздаточный материал;

- обсуждение с детьми проведённых наблюдений за явлениями природы, окружающим  миром;

- выбор приёмов, с помощью которых можно заинтересовать детей.

Мнемотаблицы  используются  для:

- обогащения словарного запаса,

- при обучении составлению рассказов,

- при  пересказах художественной литературы,

-  при   заучивании стихов.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Как любая работа строится от простого к сложному.

Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого даётся    схематическая   мнемотаблица.

Стихотворения.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребёнок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Описательный рассказ.

Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребёнку очень трудно. Здесь важно научить ребёнка сначала выделять признаки предмета.

Пересказ.  

 Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание ребёнок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Творческие рассказы.

 Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трёх этапов.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов  слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

На каждую возрастную группу составлен тематический план (Приложение №1).

    С детьми 3-4 лет  разучиваем с помощью мнемодорожек  потешки:

       «Водичка – водичка»;   «Дождик, дождик, поливай»; «Зайка серенький сидит»;

«Киска, киска, киска брысь! »; «Пальчик – мальчик, где ты был?»; «Баю – баю, баю – бай»; «Как у нашего кота шубка очень хороша»; «Дубы, дубочки, пеку блиночки»; «Кисонька – мурысенька»;  «Радуга – дуга»; «Гуси вы, гуси… »; «Ай, качи – качи – качи! »; «Ласточки, ласточки»; «Иди, иди весна»; «Петушок, петушок… »; «Встань малыш ещё разок»;  «Солнышко, солнышко, красное семёнышко » «Из –за леса, из – за гор».

Мнемодорожки  составляются по содержанию текста с доступными детям к восприятию картинками

Например, потешка «Дождик, дождик, поливай»

Описание: https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=44c603bc98947f8f4f62760bb785678f&n=21

Описание: https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=da206167e8bcc818ec3196a93b3058cd&n=21

Описание: https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=849d6552ac9d372a59371fee829fc45e&n=21

Описание: https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=44f5489918e2f89446e48c27ae3f5681&n=21

Описание: https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=eda5630fc6358c4ad3b821b2c30f379b&n=21

Описание: https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=31e1d7a38efebacb620c2f47f408715c&n=21

Описание: Картинки с детьми: Дети. . Девочки под зонтом

 

С детьми 4-5 лет с помощью мнемотаблиц работаем со сказками:  «Курочка Ряба»; «Теремок»; «Репка»; «Колобок»; «Маша и медведь»; «Заюшкина избушка»; «Петушок и бобовое зёрнышко»;

Составляем таблицы, используя схематическое изображения.

Например, сказка «Курочка ряба»

Описание: мнемотаблица

С детьми 5-6 лет в работе  находятся дидактические словесные игры и стихи с использованием символов и знаков: игры «Копилка слов»; «Волшебники», «Цветик-семицветик» , «Теремок»; «Зашифруем слова»;  «Кто в домике живет?» (по И.А.Чистяковой);стихи А.Н.Плещеев «Сельская  песня»; Я. Аким  «Апрель»; С.Есенин  «Черёмуха».

Дети с использованием схем-карточек составляют изображение того или иного произведения.

Дети 6-7 лет учатся пересказу  на основе сказок, стихов, рассказов:   русская народная   сказка   «Лиса  и  козёл», сказка  Л.Толстого  «Белка  прыгала  с  ветки  на  ветку…..»;  стихотворения  Е. Трутневой  «Осень» «Первый  снег», С. Есенина  «Берёза»; рассказ   В.Бианки  «Купание  медвежат», М.Пришвина   «Ёж» , «Золотой  луг»; творческие рассказы «Как  ёжик  зайца  выручил»,  «День  рождения  зайца».

В работе с детьми старшего дошкольного возраста используем таблицы, составленные детьми с использованием символов.





          

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе работы над исследованием  развития речевой активности детей дошкольного возраста нами был проведён анализ нормативно-правовой документации и психолого-педагогической и методической литературы. Пришли к выводу, что данное направление в теории и практике наиболее актуально для деятельности педагогов в дошкольных образовательных учреждениях.

Опираясь на  возрастные, психофизиологические особенности развития детей дошкольного возраста, особенности сензитивного периода развития детей от 3 до 8 лет, пришли к выводу наиболее эффективному применению приёмов мнемотехники в работе по  развитию речевой активности  детей дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты легли в основу разработанной нами Программы по развитию речевой активности детей дошкольного возраста с использованием приёмов мнемотехники.

 Данная Программа представляет собой систему работы  по речевому развитию детей дошкольного возраста и может использоваться педагогами образовательных дошкольных учреждений на протяжении всего периода нахождения ребёнка в детском саду, что будет, по нашему представлению, наиболее эффективно в работе по развитию у детей познавательно-речевой активности.  

С помощью мнемодорожек, мнемотаблиц,  схем — моделей  педагогам удастся достичь следующих результатов:

-у детей увеличится  круг знаний об окружающем мире;

-появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

-появится  интерес к заучиванию стихов и потешек;

-словарный запас выйдет на более высокий уровень;

-дети преодолеют  робость, застенчивость, научатся свободно излагать свои мысли.

Тема развития речевой активности очень перспективна для изучения, так как уровень её сформированости является важным показателем готовности ребёнка к обучению в школе. Способствует развитию личности в целом, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей.

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Беляева, Л.А. Педагогические условия развития познавательной активности школьников в детских объединениях .Томск, 2004.
  2. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
  3. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004.
  4. Громова  О.Е., Соломатина  Г.Н., Савинова  Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 - 6 лет. Москва, 2005.
  5. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб. 2000.
  6. Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. Москва “Баласс”, 2002.
  7. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми/ Вопросы психологии. М. 1982,  № 4.
  8. Литвиненко, С.В. Развитие речевой  активности в преддошкольный период / С.В. Литвиненко // Журнал научно-педагогической информации. [Электронный ресурс].  2010. 4. Режим доступа: http://www.paedagogia.ru/2010/41-04/208-litvinenko.
  9. . Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. – М., 1984.
  10. Львов, М. Р. Основы теории речи / М. Р. Львов. – М., 2000..
  11. Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6.
  12. Новопавловская, Ю.А. Сущность познавательной активности и педагогическое руководство формированием познавательного интереса детей дошкольного возраста. М. , 2009. № 8.
  13. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4.
  14. Панько, Е.А. Воспитатель дошкольного учреждения. Минск. 2006.
  15. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 1990.
  16. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10.
  17. Широких Т.Д. Учим стихи - развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2.

ПРИЛОЖЕНИЯ

№1 Программа развития речевой активности детей дошкольного возраста с использованием приёмов мнемотехники.

№2 Мониторинг МДОУ «Детский сад «Ладушки»

№3. Экспресс диагностика Фаттаховой



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»

АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление; зрительную и слух...

Конспект открытой образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Тема: « Сочинение сказки из жизненной истории с использованием приёма мнемотехники».

В предложенной образовательной деятельности у старших дошкольников продолжаем развивать связную речь  через сочинение сказок с использованием мнемотехники.Дети вместе с воспитателем отправля...

Выступление на педагогическом часе Опыт работы Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в  дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей....

Чудо – мнемотехника. Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники

Закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу  при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п....