Конспект открытой образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Тема: « Сочинение сказки из жизненной истории с использованием приёма мнемотехники».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Дубоносова Наталья Анатольевна

В предложенной образовательной деятельности у старших дошкольников продолжаем развивать связную речь  через сочинение сказок с использованием мнемотехники.

Дети вместе с воспитателем отправляются на волшебном поезде  в чудесную сказку, которую придумают сами. Чтобы занять места в поезде, ребята должны назвать птицу или животное с заданным звуком ( птицы звук п, животные  звук б).  Путешествуя на поезде, закрепляют гласные звуки, пропевая их. Приехав на сказочную поляну, отгадывают кто в каких домиках живет, делят слова на слоги. Расшифровывают загадку о собаке, опираясь на мнемотаблицу.. Вместе с щенком играют в весёлую игру, изображая различные эмоции.

Далее ребята превращаются в сказочников и сочиняют сказку "Друг остался без крыши над головой", используя картинки подсказки.Сочиняя сказку, используют все составляющии сказку- зачин, волшебство, концовка.

НОД прошла очень интересно, все ребята принимали участие , вовлекала даже плохо говорящих детей. Сказка получилась калоритной, интересной.

Советую педагогам старших групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 14 пгт Шахтерск

Углегорского городского округа Сахалинской области

ул Мира 18а, тел/факс 33-005, эл.адрес mbdou14shakhtersk@mail.ru

Конспект открытой образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе.

Тема: « Сочинение сказки из жизненной истории с использованием приёма мнемотехники».
Воспитатель: Дубоносова Наталья Анатольевна.

Первая  квалификационная категория

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе.

Тема: «Сочиняем сказку из жизненной истории с использованием мнемотехники»

Цель: развивать связную речь детей через сочинение сказок с использованием мнемотехники.

Задачи:

Учить: сочинять сказку по заданному сюжету с опорой на схему; связно, последовательно излагать ход сказки, используя распространенные предложения.

Закреплять знание согласных и гласных звуков.

Продолжать учить детей дифференцировать в словах звуки [б] и [п].

Развивать воображение, речевую активность, творческое мышление, фонематический слух.

Воспитывать: умение слушать других детей, взаимодействовать со сверстниками, работать в команде

Предварительная работа: чтение сказок, самостоятельное сочинение сказок,

Оборудование: картинки: поезд, павлин, попугай, пингвин, петух, пеликан, воробей, ворона,  бегемот, барсук, белка, баран, зебра, лиса, волк.  

Мнемотаблица к загадке «Собака», три домика, лошадь, кошка, собака.

Картинки к сказке «Друг остался без крыши над головой»: будка с щенком, огонь, лес, белка и мох, волк с косточкой, заяц в норе, щенок в норе.

Мультимедийная физминутка «Собачий вальс»

Интеграция образовательных областей: физическое, познавательное, художественно-эстетическое развитие.

Ход НОД

Звучит волшебная музыка, дети входят в группу. 

Воспитатель: Игра «Здравствуйте»

Воспитатель: Здравствуйте ножки!

Дети: Здрав-твуй-те! (Руки на поясе, марш на месте, высоко поднимая колени и вытягивая носок на каждый слог)

Воспитатель: Здравствуйте ладошки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (Хлопки в ладоши на каждый слог, одновременно со словами).

Воспитатель: Здравствуйте щёчки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (повороты головы в право влево)

Воспитатель: Здравствуйте губки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (Воздушные поцелуи друг другу)

Воспитатель: Мы с вами поздоровались.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое чудеса? (ответы детей). 

Правильно, чудеса это волшебство, загадочность.

Где можешь ты увидеть чудеса?

Везде! Ты в лес войди, взгляни на небеса.

Природа дарит тайны нам свои.

Лишь внимательно вокруг ты посмотри.

А где животные, как люди, говорят?

И добрые волшебники там чудеса творят?

Ты ответишь без подсказки.

Ну, конечно, это … (Сказки)

Игра «Сказка, какая?»

Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);

- есть волшебство, то. (волшебная);

- есть добро, то… (добрая);

- есть радость, то… (радостная);

- есть загадки, то. (загадочная);

- есть мудрость, то… (мудрая) и т. д.

Воспитатель: Хотите вместе со мной отправиться в путешествие.

А путешествовать отправимся  в чудесную сказку, которую мы вместе с вами сейчас и придумаем?

Собирайтесь в путь.  Чтобы проверить вашу готовность отправиться в дорогу, давайте проведем небольшую разминку, которая позволит нам определить, хорошо ли вы справляетесь с различными заданиями.

Приём «Мозговой штурм»

  1. Какими словами начинается сказка?

Дети: Жили - были.

В некотором царстве, в некотором государстве.

За горами, за лесами.

 «Не далеко» (не близко)

 «В далекие» (старые времена)

 «Есть» (на свете…)

«На лесной» (опушке)

  1. Какими словами она заканчивается?

Дети:  Был там пир на весь мир.

 Я на том пиру был, мёд и пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

3. Какие сказочные герои, которых на самом деле не бывает, встречаются в сказках? (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Русалочка, Кикимора, Леший).

4. Какие волшебные предметы бывают в сказках? (волшебная палочка, клубок, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы).

Воспитатель: Молодцы!  Первое испытание прошли. Но чтобы попасть в сказку, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса!

А с собой в дорогу мы возьмем хорошее настроение, улыбки и фантазию. 

Вы знаете, что на обычном транспорте вы в сказку не попадете.

Предлагаю отправиться на волшебном поезде. Для этого нужно справиться с заданием.

Воспитатель: Перед вами картинки. Это билеты на поезд.  Кто на них изображен?

Дети: Животные, птицы.

Воспитатель: В первом вагоне поедут те птицы в названии которых

слышится звук [п], во втором вагоне животные  в названии которых

слышится звук [б].

«Слово называйте,

Звук выделяйте,

Место в вагоне занимайте».

(Дети выполняют задание).

Воспитатель: Когда поезд едет по рельсам, что вы слышите?

Дети: Звуки

Воспитатель: Какие звуки бывают?

Дети: Гласные и согласные.

Воспитатель: Чем они отличаются?

Дети: Ответы

Воспитатель: «Наш поезд едет далеко
                           Ох, дети будет нелегко.
                           Друг другу не мешайте
                          Только гласные звуки за мной повторяйте».

Воспитатель: Прибыли мы с вами на сказочную поляну.

Воспитатель: Посмотрите, сколько, много домов. Сколько слогов в слове дом? (ответы детей).

 Если из дома слышен лай собаки, чей это дом?

Дети: Собачий.

Воспитатель: Как назвать по - другому собачий дом?

Дети: Конура.

Воспитатель: Сколько слогов в слове конура? (ответы детей).

Воспитатель: Если из дома слышно, как мяукает кошка. Чей это дом?

Дети: Кошачий

Воспитатель: Если слышно ржание лошади. Чей это дом?

Дети: Лошадиный.

Воспитатель: Как можно его назвать по - другому?

Дети: Конюшня.

Воспитатель: Сколько слогов в слове конюшня?

Воспитатель: Назовите этих животных одним словом.

Дети: Домашние.

Воспитатель: Ребята перед вами таблица, в ней зашифрована загадка о животном. Вы должны вспомнить и рассказать загадку. которая подходит к этой таблице. 

Дети рассматривают мнемотаблицу к загадке  «Собака»

«С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком»

Воспитатель: Молодцы! Расшифровали таблицу. Это собака

Сейчас я предлагаю вам вспомнить стихотворение и поиграть.

Пёс весёлый лает громко (Дети произносят слова громко                                                   и весело,  с радостным выражением лица).

 «Гав, гав, гав» всем говорит.  (Громко произносят слова).

Без хозяина скучает  (Делают грустное выражение лица,                   произносят тихо, грустным голосом,  опустив голову и плечи).

И тихонечко скулит: 

«У-у-у, у-у-у, у-у-у, ууу!» (Произносят интонационно окрашенным голосом, поворачивая голову то в правую, то в левую сторону).

Вот хозяин пса вернулся - Поднимают голову и расправляют плечи.

Пес как будто улыбнулся. Улыбаются.

Он хвостом виляет, 

Хозяина встречает!  Показывают движением руки вправо-влево, как пес виляет хвостом.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно сказать, что собака - друг человека? Почему? (ответы детей)

Вы хотите быть сказочниками? Но чтобы стать сказочником и начать придумывать сказку надо одеть вам вот это колпак сказочника.

 Чтобы вам было легче придумывать сказку на столах лежат герои из сказок, вот с их участием мы будем придумывать сказку.

Давайте я вам помогу придумать начало, для этого я надену колпак сказочника

Сейчас я предлагаю вам самим сочинить сказку.  «Друг остался без крыши над головой». Не забывайте соблюдать структуру сказки: начало, волшебная вещь, или сказочные звери и конец.

Начало сказки (зачин) « Жил-был пёс. У него был большой, просторный, светлый дом. Но вот однажды……..» .  

Что могло случиться с щенком? Кого он  мог встретить? Кто ему поможет? Как он найдёт новый дом?

Вы можете немного подумать,  пока играет музыка, выбрать героев и поделиться новой сказкой.

Дети рассказывают сказку по цепочке.

Интересная сказка получилась у нас. Чему учит ваша сказка? (наша сказка учит: всегда приходить на помощь друг к другу, помогать в беде, быть щедрыми).

Щенку очень понравилась ваша сказка, он столько много нашёл друзей. Приглашает вас на вальс.

Физминутка «Собачий вальс»

Вот и закончилось наше путешествие в сказку. Как она называлась? .

 И  мы с вами как  всегда говорим: «Вот и сказке конец. А кто слушал молодец».

- А не пора ли нам в свою группу, в свой детский сад возвращаться?

Садимся на поезд и отправляемся.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Desktop\Новая папка\будка с щенком.jpg

C:\Users\user\Desktop\Новая папка\огонь.jpg

C:\Users\user\Desktop\Новая папка\лес.jpg

C:\Users\user\Desktop\Новая папка\белка.jpg

C:\Users\user\Desktop\Новая папка\волк .jpg

C:\Users\user\Desktop\Новая папка\tw2d2GoBMAk.jpg

C:\Users\user\Desktop\Новая папка\ggfbkek.jpg

              Конец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Речевому развитию» в старшей группе детского сада на тему: «Русская народная сказка «Сивка-бурка» (рассказывание). А.Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…» (заучивание)».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе детского сада на тему: "Русская народная сказка "Сивка-бурка" (рассказывание ). А. Пушкин "У Лукоморья дуб з...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию детей старшей группы. Тема «Домашние животные»

Задачи:1) Совершенствовать лексико-грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных; падежное согласование существительных; употребление творительного падежа имен существительных; ...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе тема : «Составление рассказа о собаках» с использованием ИКТ

Сценарий  непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Тема. Составление описательного рассказа о собаке при помощи схемы.Задачи.1.Закреплять знания детей ...

Конспект открытой образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие на остров с использованием ИКТ»

Цель: развитие всех компонентов устной речи детей.Задачи:Воспитательные:- воспитывать чувство сопереживания и эмоциональную отзывчивость.- воспитывать умение добиваться поставленных цел...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке» с использованием технологии ТРИЗ.

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо речевому развитию в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке» с использованием технологии ТРИЗ. Задачи:Воспитательные.- В...