Главные вкладки

    Конспект открытой образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Тема: « Сочинение сказки из жизненной истории с использованием приёма мнемотехники».
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

    Дубоносова Наталья Анатольевна

    В предложенной образовательной деятельности у старших дошкольников продолжаем развивать связную речь  через сочинение сказок с использованием мнемотехники.

    Дети вместе с воспитателем отправляются на волшебном поезде  в чудесную сказку, которую придумают сами. Чтобы занять места в поезде, ребята должны назвать птицу или животное с заданным звуком ( птицы звук п, животные  звук б).  Путешествуя на поезде, закрепляют гласные звуки, пропевая их. Приехав на сказочную поляну, отгадывают кто в каких домиках живет, делят слова на слоги. Расшифровывают загадку о собаке, опираясь на мнемотаблицу.. Вместе с щенком играют в весёлую игру, изображая различные эмоции.

    Далее ребята превращаются в сказочников и сочиняют сказку "Друг остался без крыши над головой", используя картинки подсказки.Сочиняя сказку, используют все составляющии сказку- зачин, волшебство, концовка.

    НОД прошла очень интересно, все ребята принимали участие , вовлекала даже плохо говорящих детей. Сказка получилась калоритной, интересной.

    Советую педагогам старших групп.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 14 пгт Шахтерск

    Углегорского городского округа Сахалинской области

    ул Мира 18а, тел/факс 33-005, эл.адрес mbdou14shakhtersk@mail.ru

    Конспект открытой образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе.

    Тема: « Сочинение сказки из жизненной истории с использованием приёма мнемотехники».
    Воспитатель: Дубоносова Наталья Анатольевна.

    Первая  квалификационная категория

    Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе.

    Тема: «Сочиняем сказку из жизненной истории с использованием мнемотехники»

    Цель: развивать связную речь детей через сочинение сказок с использованием мнемотехники.

    Задачи:

    Учить: сочинять сказку по заданному сюжету с опорой на схему; связно, последовательно излагать ход сказки, используя распространенные предложения.

    Закреплять знание согласных и гласных звуков.

    Продолжать учить детей дифференцировать в словах звуки [б] и [п].

    Развивать воображение, речевую активность, творческое мышление, фонематический слух.

    Воспитывать: умение слушать других детей, взаимодействовать со сверстниками, работать в команде

    Предварительная работа: чтение сказок, самостоятельное сочинение сказок,

    Оборудование: картинки: поезд, павлин, попугай, пингвин, петух, пеликан, воробей, ворона,  бегемот, барсук, белка, баран, зебра, лиса, волк.  

    Мнемотаблица к загадке «Собака», три домика, лошадь, кошка, собака.

    Картинки к сказке «Друг остался без крыши над головой»: будка с щенком, огонь, лес, белка и мох, волк с косточкой, заяц в норе, щенок в норе.

    Мультимедийная физминутка «Собачий вальс»

    Интеграция образовательных областей: физическое, познавательное, художественно-эстетическое развитие.

    Ход НОД

    Звучит волшебная музыка, дети входят в группу. 

    Воспитатель: Игра «Здравствуйте»

    Воспитатель: Здравствуйте ножки!

    Дети: Здрав-твуй-те! (Руки на поясе, марш на месте, высоко поднимая колени и вытягивая носок на каждый слог)

    Воспитатель: Здравствуйте ладошки!

    Дети: Здрав-ствуй-те! (Хлопки в ладоши на каждый слог, одновременно со словами).

    Воспитатель: Здравствуйте щёчки!

    Дети: Здрав-ствуй-те! (повороты головы в право влево)

    Воспитатель: Здравствуйте губки!

    Дети: Здрав-ствуй-те! (Воздушные поцелуи друг другу)

    Воспитатель: Мы с вами поздоровались.

    Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое чудеса? (ответы детей). 

    Правильно, чудеса это волшебство, загадочность.

    Где можешь ты увидеть чудеса?

    Везде! Ты в лес войди, взгляни на небеса.

    Природа дарит тайны нам свои.

    Лишь внимательно вокруг ты посмотри.

    А где животные, как люди, говорят?

    И добрые волшебники там чудеса творят?

    Ты ответишь без подсказки.

    Ну, конечно, это … (Сказки)

    Игра «Сказка, какая?»

    Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);

    - есть волшебство, то. (волшебная);

    - есть добро, то… (добрая);

    - есть радость, то… (радостная);

    - есть загадки, то. (загадочная);

    - есть мудрость, то… (мудрая) и т. д.

    Воспитатель: Хотите вместе со мной отправиться в путешествие.

    А путешествовать отправимся  в чудесную сказку, которую мы вместе с вами сейчас и придумаем?

    Собирайтесь в путь.  Чтобы проверить вашу готовность отправиться в дорогу, давайте проведем небольшую разминку, которая позволит нам определить, хорошо ли вы справляетесь с различными заданиями.

    Приём «Мозговой штурм»

    1. Какими словами начинается сказка?

    Дети: Жили - были.

    В некотором царстве, в некотором государстве.

    За горами, за лесами.

     «Не далеко» (не близко)

     «В далекие» (старые времена)

     «Есть» (на свете…)

    «На лесной» (опушке)

    1. Какими словами она заканчивается?

    Дети:  Был там пир на весь мир.

     Я на том пиру был, мёд и пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

    Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

    3. Какие сказочные герои, которых на самом деле не бывает, встречаются в сказках? (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Русалочка, Кикимора, Леший).

    4. Какие волшебные предметы бывают в сказках? (волшебная палочка, клубок, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы).

    Воспитатель: Молодцы!  Первое испытание прошли. Но чтобы попасть в сказку, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса!

    А с собой в дорогу мы возьмем хорошее настроение, улыбки и фантазию. 

    Вы знаете, что на обычном транспорте вы в сказку не попадете.

    Предлагаю отправиться на волшебном поезде. Для этого нужно справиться с заданием.

    Воспитатель: Перед вами картинки. Это билеты на поезд.  Кто на них изображен?

    Дети: Животные, птицы.

    Воспитатель: В первом вагоне поедут те птицы в названии которых

    слышится звук [п], во втором вагоне животные  в названии которых

    слышится звук [б].

    «Слово называйте,

    Звук выделяйте,

    Место в вагоне занимайте».

    (Дети выполняют задание).

    Воспитатель: Когда поезд едет по рельсам, что вы слышите?

    Дети: Звуки

    Воспитатель: Какие звуки бывают?

    Дети: Гласные и согласные.

    Воспитатель: Чем они отличаются?

    Дети: Ответы

    Воспитатель: «Наш поезд едет далеко
                               Ох, дети будет нелегко.
                               Друг другу не мешайте
                              Только гласные звуки за мной повторяйте».

    Воспитатель: Прибыли мы с вами на сказочную поляну.

    Воспитатель: Посмотрите, сколько, много домов. Сколько слогов в слове дом? (ответы детей).

     Если из дома слышен лай собаки, чей это дом?

    Дети: Собачий.

    Воспитатель: Как назвать по - другому собачий дом?

    Дети: Конура.

    Воспитатель: Сколько слогов в слове конура? (ответы детей).

    Воспитатель: Если из дома слышно, как мяукает кошка. Чей это дом?

    Дети: Кошачий

    Воспитатель: Если слышно ржание лошади. Чей это дом?

    Дети: Лошадиный.

    Воспитатель: Как можно его назвать по - другому?

    Дети: Конюшня.

    Воспитатель: Сколько слогов в слове конюшня?

    Воспитатель: Назовите этих животных одним словом.

    Дети: Домашние.

    Воспитатель: Ребята перед вами таблица, в ней зашифрована загадка о животном. Вы должны вспомнить и рассказать загадку. которая подходит к этой таблице. 

    Дети рассматривают мнемотаблицу к загадке  «Собака»

    «С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком»

    Воспитатель: Молодцы! Расшифровали таблицу. Это собака

    Сейчас я предлагаю вам вспомнить стихотворение и поиграть.

    Пёс весёлый лает громко (Дети произносят слова громко                                                   и весело,  с радостным выражением лица).

     «Гав, гав, гав» всем говорит.  (Громко произносят слова).

    Без хозяина скучает  (Делают грустное выражение лица,                   произносят тихо, грустным голосом,  опустив голову и плечи).

    И тихонечко скулит: 

    «У-у-у, у-у-у, у-у-у, ууу!» (Произносят интонационно окрашенным голосом, поворачивая голову то в правую, то в левую сторону).

    Вот хозяин пса вернулся - Поднимают голову и расправляют плечи.

    Пес как будто улыбнулся. Улыбаются.

    Он хвостом виляет, 

    Хозяина встречает!  Показывают движением руки вправо-влево, как пес виляет хвостом.

    Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно сказать, что собака - друг человека? Почему? (ответы детей)

    Вы хотите быть сказочниками? Но чтобы стать сказочником и начать придумывать сказку надо одеть вам вот это колпак сказочника.

     Чтобы вам было легче придумывать сказку на столах лежат герои из сказок, вот с их участием мы будем придумывать сказку.

    Давайте я вам помогу придумать начало, для этого я надену колпак сказочника

    Сейчас я предлагаю вам самим сочинить сказку.  «Друг остался без крыши над головой». Не забывайте соблюдать структуру сказки: начало, волшебная вещь, или сказочные звери и конец.

    Начало сказки (зачин) « Жил-был пёс. У него был большой, просторный, светлый дом. Но вот однажды……..» .  

    Что могло случиться с щенком? Кого он  мог встретить? Кто ему поможет? Как он найдёт новый дом?

    Вы можете немного подумать,  пока играет музыка, выбрать героев и поделиться новой сказкой.

    Дети рассказывают сказку по цепочке.

    Интересная сказка получилась у нас. Чему учит ваша сказка? (наша сказка учит: всегда приходить на помощь друг к другу, помогать в беде, быть щедрыми).

    Щенку очень понравилась ваша сказка, он столько много нашёл друзей. Приглашает вас на вальс.

    Физминутка «Собачий вальс»

    Вот и закончилось наше путешествие в сказку. Как она называлась? .

     И  мы с вами как  всегда говорим: «Вот и сказке конец. А кто слушал молодец».

    - А не пора ли нам в свою группу, в свой детский сад возвращаться?

    Садимся на поезд и отправляемся.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    C:\Users\user\Desktop\Новая папка\будка с щенком.jpg

    C:\Users\user\Desktop\Новая папка\огонь.jpg

    C:\Users\user\Desktop\Новая папка\лес.jpg

    C:\Users\user\Desktop\Новая папка\белка.jpg

    C:\Users\user\Desktop\Новая папка\волк .jpg

    C:\Users\user\Desktop\Новая папка\tw2d2GoBMAk.jpg

    C:\Users\user\Desktop\Новая папка\ggfbkek.jpg

                  Конец!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Речевому развитию» в старшей группе детского сада на тему: «Русская народная сказка «Сивка-бурка» (рассказывание). А.Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…» (заучивание)».

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе детского сада на тему: "Русская народная сказка "Сивка-бурка" (рассказывание ). А. Пушкин "У Лукоморья дуб з...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе по теме "Мы - юные пожарные!"

    С помощью данного занятия мы закрепляем знания о профессии пожарного, понятии безопасность, причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре; активизируем употребление в речи названий пре...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию детей старшей группы. Тема «Домашние животные»

    Задачи:1) Совершенствовать лексико-грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных; падежное согласование существительных; употребление творительного падежа имен существительных; ...

    Сценарий непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе тема : «Составление рассказа о собаках» с использованием ИКТ

    Сценарий  непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Тема. Составление описательного рассказа о собаке при помощи схемы.Задачи.1.Закреплять знания детей ...

    КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе (5-6 лет) «Составление описательных рассказов о диких животных нашего края с использованием схем».

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 12 «Березка»города Стародуба Брянской области   КОНСПЕКТнепосредств...