Конспект организованно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Домашние животные» («Килти черчунсем») (ознакомление с чувашским языком)
план-конспект занятия (старшая группа)

Ананьева Аня Владимировна

Тема: «Домашние животные» («Килти черчунсем»)

(ознакомление с чувашским языком)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_s_chuvashskim_yazykom.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованно образовательной деятельности  по речевому развитию

 в старшей группе.

Тема: «Домашние животные» («Килти черчунсем»)

(ознакомление с чувашским языком)

Программное содержание.

Познакомить детей с новыми лексическими единицами : кукамай, чĕрчун, вăкăр,сурăх,сысна.

Упражнять в употреблении существительных в единственном и множественном числах.

Развивать диалогическую речь.

Совершенствовать умение описывать животных, указывая наиболее существенные признаки.

Закрепить слова: кукамай, ял, ĕне, йытă, качака, кушак, вăкăр, сысна; навыки правильного

призношения звуков «ă», «ĕ».

Материал : игрушки- домашние животные, картинки, в названиях которых есть звуки «ă», «ĕ»,пластилин, картон.

Ход занятия.

     1.Игровой прием. Приход Анюк с телеграммой от бабушки.         

Воспитатель. Эту телеграмму прислала бабушка Анюк. Она живет в далекой чувашской деревне и приглашает нас к себе в гости. Ребята, мы поедем к ней на поезде.

2.Поездка в деревню на поезде. Дети встают и имитируют движение. Фонетическое упражнение с движе ниями: «Чаш-чаш».

 (Младший воспитатель с Анюк сопровождают детей, а воспитатель переодевается в национальную одежду. Воспитатель – бабушка).

3.Приветствие.

Кукамай :

- Добрый день, дети! (Ыра кун, ачасем!)

- Добрый день, бабушка! (Ыра кун, кукамай!)

4. Знакомство. Диалог между бабушкой и детьми.

Кукамай :

- Эсе мен ятла? (Как тебя зовут?)

- Эпе Дима ятла. (Меня зовут Дима)

Каждый ребенок называет свое имя.    

5. Рассказ бабушки.

Кукамай :

-Ребята, скажите мне пожалуйста ,где мы живём ,в городе или в деревне?

  ( Дети отвечают).

Кукамай :

-А кто же живёт в деревне?

  (Дети отвечают).

Кукамай :

-А как по-вашему звучит слово, бабушка на чувашском языке?

  (Дети отвечают).

Кукамай :

-Правильно ребята. Бабушка- это кукамай или асанне. (хором, индивидуально).

Ребята , уменя во дворе живет много домашних животных. Я хочу вас с ними познакомить.   А кто из вас знает, как звучит на чувашском языке слово - домашнее животное.

  (Ответы детей).

Кукамай :

-Правильно, килти чĕрчун.(хором, индивидуально).

-О некоторых домашних животных мы с вами уже говорили. Давайте вспомним их.

  (Ответы детей).

Кукамай :

-Ребята, проходите во двор и посмотрите кто у меня живет

Кукамай :

-Ку мĕн? (показывает на собаку).

-Ку йытă.Йытă -килти чĕрчун. Килти чĕрчун - домашнее животное.

- Килти чĕрчун. (хором, индивидуально).

Кукамай :

-Мĕн тĕслĕ? И т.д.

Кукамай  обращает внимание на знакомых животных : кушак, ĕне, качака, лаша, потом показывает быка:

-Ку вăкăр. Вăкăр. Ку мĕн?

-Вăкăр. (хором, индивидуально).

-Артём, ку вăкăр-и?

-Вăкăр мĕн тĕслĕ?

-Вăкăр мĕн тăвать?

-Вăкăр пысăк е пĕчĕк?

-Вăкăр ăçта?

Таким же образом вводятся слова: сурăх, сысна.

Кукамай :

-Ребята на фотографии сколько животных?(Миçĕ чĕрчун?)

  (Ответы детей).

Кукамай :

-Какие знакомые чувашские звуки вы услышите в этих словах: вăкăр, ĕне, сурăх. А в каких ещё словах живут эти звуки: йытă, чĕрчун.

 (При необходимости воспитатель использует картинки и игрушки), затем дети за воспитателем  проговаривают  чистоговорки: ăр-ăр-ăр- вăкăр, ăх-ăх-ăх-сурăх, ăр-ăр-ăр-вăкăр, ăх-ăх-ăх-сурăх.

6.Физкультминутка:

Пĕррĕ, иккĕ, виççĕ-аллисене çĕклĕр,

Тваттă,пиллĕк-аллисене сарăр,

Унтан антарăр,

Шăппăн ларăр.

7. Итог .

-Ребята, о каких животных мы с вами сегодня говорили?

  (Дети отвечают).

-Каких домашних животных вы знаете, но вы мне должны ответить только на чувашском языке.

  (Дети отвечают).

-А кто из вас мне хочет рассказать стих о домашних животных?

«Качака»

Икĕ шĕвĕр мăйрака,

Ланчашка кăна сухал.

«Мекек!»- тет качака.

Тен, пуласшăн  манн тус халь?

                                «Мăрăл- мăрăл мăрăлкка»

Мăрăл- мăрăл мăрăлкка,

Пирĕн кушак хăмăркка.

Чее унăн куçĕсем,

Çивчĕ унăн чĕрнисем.

Пĕр сасăсăр вăл утать,

Шăши курсан кап! Тытать.

-Ребята, какие вы молодцы! Маттур ачасем! А сейчас я предлагаю вам вспомнить чувашские узоры, обозначающие животных ( рассматривание узора и называние животного).

А теперь мы попробуем любой из узоров вылепить из пластилина и выложить его на картон.

Самостоятельная работа детей.

Сывă пулăр, ачасем!

8. Отъезд детей в детский сад на поезде. Фонетическое упражнение «Чаш-чаш-чаш».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы тема: «Поможем коту Василию» образовательная область «Познание» (формирование элементарных математических представлений)

Задачи:Образовательная область «Познание».Ø Продолжать учить делить круг на две равные части, называть ча­сти и сравнивать целое и часть.Ø Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с по...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Домашние животные «Как щенок узнал, кто всех важнее»

Цель: Актуализация словаря по теме «Домашние животные».Задачи: ·        Совершенствование грамматической строя речи (образование форм винительного и творительного па...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема: «Домашние животные»

Цели: Актуализация словаря по теме «Домашние животные». Развитие связной речи. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие фонематического слуха. Воспитание любви к домашним животным....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Домашние животные» для детей младшего дошкольного возраста.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Домашние животные» для детей младшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Домашние животные»

Развитие связной речи детей - одна из главных образовательных задач в детском саду.  В занятии использованы различные дидактические игры, элементы ТРИЗ, направленные на творческой речевой деятель...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Домашние животные и их детёныши»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Домашние животные и их детёныши»...

Конспект ООД по составлению синквейна в старшей группе.Тема Домашние животные

Развить связную речь и закрепить лексическую тему «Домание животные» через составление синквейнов....