Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники
методическая разработка по развитию речи по теме

Марченко Оксана Юрьевна

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление; зрительную и слуховую память; зрительное и слуховое внимание; воображение.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования

 приёмов мнемотехники

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями – явление редкое. Чтобы на этапе завершения дошкольного образования ребёнок достаточно хорошо владел устной речью, мог выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, педагог в своей работе ставит задачи по формированию словаря у дошкольников, связной речи, звуковой культуры, грамматического строя. При этом большая роль отводится заучиванию стихотворений.

При заучивании с детьми стихотворений в дошкольном учреждении, педагоги зачастую сталкиваются с такими трудностями, как:

  • Потеря,  искажение смысла стихотворения.
  • Изменение порядка слов, что нарушает художественную форму.
  • Длительность процесса заучивания (запоминания).
  • Припоминание текста, при котором теряется интонационная выразительность.

В дошкольной педагогике существуют методы и приёмы, которые используются воспитателями при заучивании стихотворений с детьми: образец выразительного чтения; подсказ нужной интонации; досказывание детьми рифмующегося слова; частичное воспроизведение текста всей группой и прочие.

Однако, учитывая разные возможности детей, их индивидуальные особенности, мне, как педагогу, хотелось процесс запоминания стихотворений сделать более простым, интересным, творческим, привлекательным и эффективным для детей.

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника помогает развивать:

-ассоциативное мышление;

-зрительную и слуховую память;

-зрительное и слуховое внимание;

- воображение.

С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:

-развитие связной речи и диалогической речи у дошкольников;

-развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки,стихи;

-развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать;

- развитие у детей психических процессов: мышления, памяти, воображения.

Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.

Так,  авторы методики Ткаченко Т. А., Полянская Т. Б., определяют следующие этапы:

I этап: Копилка слов. Развитие и активизация словаря при помощи мнемоквадратов. На данном этапе дети «собирают» новые слова в «копилку», т.е. рисуют или обозначают при помощи символов, новые, придуманные, принесённые из дома, услышанные слова. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ.  

II этап: Чтение и далее самостоятельное составление мнемодорожек, мнемотаблиц.

Суть данного этапа заключается в том, что при чтении художественного произведения на каждое слово, маленькое словосочетание или предложение  придумывается (или даётся готовая) картинка-схема; таким образом, весь текст зарисовывается схематически. По мере обучения ребёнок активно включается в процесс создания своей собственной схемы. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста используются цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

III этап: Эмоциональное, выразительное воспроизведение текста.

С этой целью можно проводить разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, речевое дыхание, упражнения на развитие интонационной выразительности. После проделанной работы детям предоставляется  возможность  выразительно воспроизвести текст  с опорой на рисунки.

IV этап: Детское проектно-творческое моделирование.

На данном этапе дети могут применять мнемотаблицы, мнемодорожки и мнемоквадраты в самостоятельной деятельности.

Для детей среднего возраста используюся цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, ёлочка - зелёная. Для детей старшего возраста можно использовать схемы в одном цвете, но детям нравится работать больше с цветными картинками.

Приёмы мнемотехники можно эффективно использовать при ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов. Вместе с детьми беседовать по тексту, рассматривать иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. В более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения. 

Постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даются готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.

Таким образом, используя приёмы мнемотехники, мы учим детей:

1.добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

2.формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

3.применение приёмов мнемотехники оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Отсюда следует что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимать  план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности всей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный подход в речевом развитии детей дошкольного возраста посредством тестопластики.

Инновационный подход в речевом развитии детей дошкольного возраста посредством тестопластики. ...

Семинар для воспитателей. Тема: "Инновационный подход в речевом развитии детей дошкольного возраста посредством тестопластики".

Семинар для воспитателей. Тема: "Инновационный подход в речевом развитии детей дошкольного возраста посредством тестопластики. ...

Статья «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитан...

Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»

АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Я считаю, что речевое развитие детей дошкольного возраста имеет огромное значение для позитивной социализации и адаптации каждого ребенка в окружающем мире. Основная функция речи – коммуникативн...

Консультация для родителей на тему: "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Внимание к развитию речи ребенка в дошкольном возрасте особенно важно, потому что в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции цент...

Чудо – мнемотехника. Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники

Закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу  при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п....