Значение игровых технологий в развитии речи у дошкольников.
статья по развитию речи

Екатерина Анатольевна Михайлова

Проблема речевого развития среди дошкольников особенно актуальна в наши дни, в эру информационных технологий  и компьютеризации . Процент дошкольников с нарушениями речи остаётся стабильно высоким.Из-за недостаточного внимания, в связи с нехваткой  времени , которое родители уделяют  общению  с детей , последние испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-граммматическими формами,их словарный запас очень скуден.

Применение игровых технологий в речевом развитии позволяет создавать максимально благоприятные условия для развития речи.

Игровые технологии речвого развития можно разделить на несколько групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение игровых технологий в развитии речи у дошкольников.

“Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”

 Сухомлинский В. А.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

    Требования ФГОС – для нас основные ориентиры. Полноценная реализация цели – формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения ребенка с людьми, которые его окружают. Дошкольник старшего возраста должен без затруднений разговаривать с разными по возрасту, социальному положению, полу представителями общества.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания.

        Применение игровых технологий в речевом развитии позволяет создавать максимально благоприятные условия для развития речи детей. Использование игровых технологий решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли

Игровые технологии речевого развития дошкольников условно можно разделить на следующие группы:

  1. Развитие артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика- это специальные упражнения для тренировки органов, участвующих в образовании звуков речи: языка, губ, щек, нижней челюсти. Условно все упражнения можно разделить на три группы: одни помогают улучшить подвижность и согласовать работу органов речи, другие – увеличить силу их движений и третьи – «приучить» язык, губы и нижнюю челюсть к определенному положению, которое они должны занять для правильного произношения того или иного звука. Существует огромное количество картотек с упражнениями на развитие артикуляционного аппарата.

  1. Развитие моторики

С давних времен известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук – ручной и речевой моторики. Современные исследователи подтвердили, что уровень развития речи находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Этому способствуют игры в сухом бассейне, игры с пробками, пазлы, шнуровки, пальчиковый театр, работа с шаблонами и трафаретами, графические задания в тетради, выкладывание узоров из счетных палочек, из шерстяных ниток, нанизывание бусин и макарон, рисование по песку, манке. При этом интеллект ребенка развивается самым естественным, здоровым образом. Играя пальчиками в различные игры, выполняя разные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук.

  1. Театрализованная деятельность

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

  1. Пальчиковая гимнастика. 

Пальчиковая гимнастика для дошколят играет огромную роль. Положительные моменты гимнастики — это стимуляция моторных и речевых зон мозга, способствующие более быстрому формированию речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.

  1. Дыхательная гимнастика.

Дыхание – важнейшая функция организма, от которой зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Правильное дыхание способствует правильному формированию речевой, нервной и иммунной систем. Для развития дыхания ребенка мы используем дыхательные игры: сдуваем снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки; играем с султанчиками, вертушками; используем такое игровое упражнение, как «Загони мяч в ворота», «Приведи в движение уточку». Часто используем в своих играх методические пособия, изготовленные своими руками, такие как «Хитрые звуки».

6. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Работая со сказкой, мы стараемся совершенствовать лексико-грамматические средства языка; развиваем диалогическую и монологическую речь; приобщаем детей к народному фольклору.

7.Куклотерапия.

При игре с куклой формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Также куклотерапия способствует усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса), пополнению словарного запаса, усвоению элементов речевого общения, развитию артикуляционного аппарата.

8. Мнемотехника.

Дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – игру. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.  Их используют для: обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихотворений, пословиц и поговорок.

 Использование игровых технологий помогает организовывать работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме. Таким образом, целенаправленное и систематическое использование игровой технологии позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, способствует повышению речевой активности, стремлению детей к общению, определяющего его успешность общего развития в дошкольный период детства,

Литература:

  1. Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Лукина Н.А., Учимся слушать и слышать. – СПб.: «Паритет», 2003. – 144 с.
  2. 4. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 287 с.
  3. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ / Л.П. Федоренко [и др.]. – М.: Просвещение, 2000.
  4. Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение, 2000.
  5. Иванищина О.Н. Развитие связной речи детей. – 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игровых технологий в развитии речи дошкольников

Конспект занятия по развитию мелкой моторики у детей подготовительной группыТема: «Мышиное царство»...

Статья "Игровые технологии в развитии речи младших дошкольников".

Игровые технологии в развитии речи младших дошкольников....

«Применение игровых технологий для развития речи дошкольников»

Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит и стимулирует речь детей. В обучающей игре с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они строя...

«Использование игровых технологий в развитии речи дошкольников» опыт работы СП ГБОУ НШ с. Красноармейское д/с «Солнышко», подготовила руководитель СП Махова С.В.

Требования ФГОС ДО – для нас основные ориентиры. Полноценная реализация цели – формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения ребенка с людьми, которые его окр...