Значение пантомимы в устном народном творчестве
презентация к уроку по развитию речи (средняя группа)

Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии. Цель: использовать произведения русского народного фольклора через пантониму, как возможность развития речи детей, сделать жизнь детей интересной и содержательной, развивать активность и инициативность, наполнить ее яркими впечатлениями, радостью, способностью познать себя, окружающий мир. В качестве задач были определены следующие: 1) Формировать активный и пассивный словарь 2) Научить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты какого-либо персонажа. 3) Совершенствовать монологическую речь 4) Совершенствовать интонационную выразительность речи: умение пользоваться паузами, силой голоса, темпом. 5) Содействовать развитию произвольных познавательных процессов: внимание, восприятие, памяти. В настоящее время, мы применяем методы: наглядные, словесные игровые и применяем их в чтении, обсуждении, разучивание. Каждый метод представляет собой совокупность приемов, слушающих для решения определенных задач. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность малых форм фольклора (потешки, приговорки, попевки, поговорки) привлекают детей, вызывают желание повторять их, заучивать, что, в свою очередь, способствует формированию разговорной речи, оказывает влияние на развитие словесного творчества. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность. К тому же маленькие фольклорные шедевры помогают наладить эмоциональный контакт между ребёнком и взрослым. Так, потешка способна корректировать поведение детей, создать у них хорошее настроение. В работе по развитию речи детей, будет уделено внимание и театральной деятельности, в частности, драматизации потешек, сказок, пестушек, через пантомиму. Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки. Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет бездуховности. Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогащение детей знаниями о национальной культуре. Пантомима. Пантомима – это одно из самых древнейших видов художественного творчества человека. Греческое pantomimus означало "тот, кто изображает все". Пантомиму называли живописью в движении, рукам приписывался дар пения. Считалось, что жест способен передать неуловимые, почти неосознанные мысли и чувства. Театральное представление без слов, в котором смысл и содержание происходящего передается при помощи жестов, пластики и мимики. Как и любое искусство, пантомима мыслит художественными образами и воспроизводит жизнь не буквально, а с помощью своих специфических средств выражения – жестов. Случайных или ничего не значащих жестов в пантомиме быть не может. Жест должен быть сделан точно и вовремя, он должен быть скуп, но обладать драматической силой. Пантомима имеет свои особенности, она требует действия, согретого правдой жизни и логикой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение устного народного творчества в развитии речи и познавательных способностей дошкольника.

Материал обращает внимание родителей и педагогов на актуальность духовно-нравственного воспитания в наши дни, роль устного народного творчества в развитии речи и познавательных способностей ребёнка....

Консультация для родителей «ЗНАЧЕНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Устное народное творчество нужно нам для развития просодической стороны речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь до­статочное дыхание, нормальный темп...

Методическое сопровождение к проекту: "Значение устного народного творчества в развитии речи старших дошкольников"

Методическое сопровождение к проекту:  "Значение устного народного творчества в развитии речи старших дошкольников"....

"Значение устного народного творчества в воспитании дошкольника"

Значение устного народного творчества в воспитании дошкольника.Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очер...

Устное народное творчество. Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание дошкольников

Описание проекта Вид проекта: познавательно-игровой Тип проекта: информационно-творческий Продолжительность: краткосрочный (срок реализации проекта 14 дней) Участники проекта: группа детей среднего до...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...

Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми».

Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми»....