Картотека дидактических словесных игр на определение происхождения веществ, материалов и предметов из них.
статья по развитию речи (средняя группа)

Рожкова Людмила Викторовна

Картотека дидактических словесных игр на определение происхождения веществ, материалов и предметов из них рекомендована для детей 3-6 лет с усложнением варианта как на занятии, так и в свободное от занятий время, а также на прогулке. Эти игры можно рекомендовать и родителям, которые принимают активное участие в развитии речи, мышления, логики мысли своего ребёнка. Она также может использоваться логопедами, как часть занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_igry.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических словесных игр на определение происхождения веществ, материалов и предметов из них.

(Рекомендована для детей 3-6 лет с усложнением варианта как на занятии, так и в свободное от занятий время, а также на прогулке).

Цель: развитие у детей логического мышления.

1. “ Чем был - чем стал” (с 4-х летнего возраста)

Правила игры:

 1 вариант: Ведущий называет материал (глина, дерево, ткань…), а дети называют предметы материального мира, в которых эти материалы присутствуют…

2 вариант: Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении.

        Ход игры:

Ознакомление с окружающим миром.

         В: Стекло.  Оно было раньше сплавом разных материалов.

       Д: Из стекла сделана посуда, окна, зеркало. В экране телевизора есть стекло, в магазине     стеклянные витрины. А я видел стеклянный стол. У моей мамы есть стеклянные бусы.

         В: Что хорошего в стеклянном столе?

         Д: Оно красивое, можно видеть, как под столом лежит кошка.

         В: А что плохого в таком столе?

         Д: Такой стол может разбиться и осколками порежутся люди…

         В: А что еще может быть из стекла?

         Д: Есть стекла в очках, бывают стеклянные люстры, а в них стеклянные лампочки, в часах тоже   есть стекло.

         В: А вы слышали выражение: ”У него стеклянное сердце.” Про кого так можно сказать?

       Д: Так можно сказать про злого, “колючего” человека. У Бабы-Яги злое сердце, оно у нее из острых осколков.

         В: Назовите сказки, в которых есть герои со стеклянным сердцем!

         Воспитатель обобщает ответы детей.

                   

                   В: Телевизор.

         Д: Он сделан из разных материалов. Корпус - из дерева или пластмассы, экран стеклянный, а внутри телевизора много железных деталей.

       Живая и неживая природа.

          В: Было семечком, а стало?

          Д: Стало ростком.

          В: Было головастиком, а стало?

          Д: Лягушонком.

          В: Был дождь, а стал?

         Д: Вода впиталась в землю, а часть воды испарилась. Жидкие человечки превратились в бегущих, стали незаметными и исчезли.

         В: Было деревом, а стало…Чем может стать дерево?

        Д: Домиком для белочки, сухим деревом, дровами, досками, мебелью, бумагой…

                             ФЭМП        

                    В: Было числом 4, а стало числом 5.

          Д: 4+1=5

          В: Сколько нужно прибавить, чтобы получилось число 5?

          В: Было   число 5, а стало3.

          В: Что нужно сделать, чтобы получилось число 3?

          Д: 5-2=3

 При ознакомлении с понятиями много-мало.

          В: Этого было много, а стало мало. Что это может быть?

          Д: Снега было много, а стало мало, потому что растаял весной.

          В: Этого было мало, а стало много. Что это может быть?

          Д: Игрушек, овощей в огороде…

 При уточнении понятия относительности размера

          В: Это было раньше маленьким, а стало большим.

         Д: Человек был маленьким ребенком, а стал взрослым и высоким.

         В: Это было раньше большим, а стало маленьким.

         Д: Конфета, когда ее едят становиться маленькой; самолет, когда рядом стоит кажется очень большим, а когда улетает - становиться все меньше и меньше.

При уточнении понятия “цена” -”стоимость”

         В: Раньше было дорогим для тебя, а стало бесценным.

        Д: Был маленьким хорошим ребенком, его все любили, он был дорог, вырос, стал нехорошим человеком, его перестали любить; игрушка подаренная, а потом надоевшая или сломавшаяся.

                                               По варианту №1.

         В: Я называю вам вещество неживой природы-песок. Это было раньше песком, а стало…

         Д: стало цементом, стеклом, посудой.

         В: Было раньше тканью, а стало…

        Д: Стало платьем, любой одеждой, занавесками, скатертью…

        В: Это раньше было акварельными красками, а стало…

        Д: Стало рисунком, картиной, кляксой, пятном…

   

2. “Раньше-позже” (с 3-х летнего возраста).

Правила игры:

Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом (моделирование действия). Для наглядности можно использовать ось времени, где будет видна пошаговая последовательность событий вперед или назад.

Ход игры:

          В: Мы сейчас с вами на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку?

            Д: Мы одевались на прогулку.

            В: А до этого?

           Д: Перед тем как одеться, мы складывали игрушки, а до этого мы играли в строителей, а еще раньше завтракали…

           В: Мы пришли с прогулки. Что будет дальше?

           Д: Мы разденемся, помоем руки, дежурные накроют столы….

           В: Я сшила платье. А что я сделала раньше? Покажите мне!

           Д: Вы пошли в магазин, купили ткань (ребенок показывает действиями), взяли   ножницы, раскроили ткань….

Ознакомление с окружающим миром.

           В: Вы подошли к перекрестку. Что будете делать дальше, чтобы перейти дорогу?

         Д: Мы посмотрим налево, дойдем до середины дороги, посмотрим направо и перейдем или дождемся зеленого сигнала светофора.

         В: Вы сегодня живете в большом многоэтажном доме. Что было раньше? Всегда ли был здесь этот дом?

         Д: Я живу на 5-м этаже, еще раньше было 4 этажа, еще раньше 3,2,1 этажей. Еще раньше был фундамент дома, еще раньше подвозили кирпич, стекла, котлован выкапывали…

                          ФЭМП          

           В: Какая часть суток сейчас?

           Д: День.

           В: А что было раньше?

           Д: Утро.

           В: А раньше?

          Д: Ночь.

          В: А еще раньше?

           При закреплении понятий “сегодня”-”завтра” -”вчера”…

          В: Какой сегодня день недели?

          Д: Вторник.

          В: А какой день недели был вчера?

          Д: Понедельник.

          В: Какой день недели будет завтра? А после завтра?…

Живая и неживая природа.

         В: Посмотрите, какое это растение?

         Д: Тыква большая.

         В: Она всегда такая была? Что было с ней раньше?

         Д: Была маленькая тыковка, а до этого растение зацвело.

         В: Правильно, а еще раньше?

         Д: Маленький росточек.

         В: А еще раньше?

         Д: Семечко.

         В: А что было до того, как семечко попало в землю?   Покажите мне это!

     

        В: Это блюдце с водой. Что будет с водой дальше?

        Д: Ее может кто-то выпить. Или вылить.

        В: А дальше?

        Д: Если ее выльют, то она впитается в землю, а если там было какое-нибудь семечко, то оно прорастет, будет дерево…

        В: Вот какую пользу приносит вода. А если она в чашке, ее никто не выливал, что будет дальше?

        Д: Она испариться, превратиться в тучку и в дождик.

      В: Конечно, от небольшого количества воды в чашке дождик не прольет, а влажность в воздухе увеличиться. Почему?

       Д: Потому, что жидкие человечки воды встретятся с бегущими человечками воздуха.

3. “Паровозик” (с 3-х летнего возраста).

Правила игры:

Ведущий готовит 5-6 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды: дерево или птица, или цветок, человек и так далее (объекты живой системы). Карточки с изображением одного объекта раздаются играющим.

Ход игры:

Ведущий - педагог, а позже ребенок-паровозик, а остальные дети -вагончики. Выстраивается “поезд времени”.

         В: Давайте отправимся на поезде времени человека. На столе вразнобой изображения младенца, маленькой девочки и мальчика, школьника, подростка, взрослого, пожилого человека.

Каждый ребенок выбирает понравившуюся ему картинку. Ведущий берет свою, встает, а за ним встает ребенок со следующей по смыслу картинкой и так далее.

Ознакомление с окружающим миром.

 (При ознакомлении с понятиями ”природа сейчас”, ”природа в прошлом”, ”природа в будущем”.)

          

Ознакомление с живой и неживой природой.

(При расширении представления о росте и развитии представителей животного мира, при наблюдениях за обитателями уголка природы, а также ознакомлении с временами года).

        В: Вот картинка с изображением зеленого листика. (Заранее подобраны картинки листика в разные временные отрезки: желтый листочек, опавший листочек, листик под снегом, маленький листик со светло-зеленой окраской и так далее).

Дети выбирают картинки и выстраиваются в паровозик.

        В: Какое сейчас время года?

        Д: Зима.

        В: Что происходит зимой?

         Д: Снег идет, мороз.

         В: Это хорошо?

         Д: На санках можно кататься.

         В: На санках кататься плохо почему?

         Д: Упасть можно и удариться.

        В: Я ставлю первый вагончик поезда времени. На картинке снег идет, на коньках катаются. Какое время года будет следующим?

Дети выбирают картинки.

Примечание: Для детей старшего дошкольного возраста можно выстраивать более сложный “поезд времени”. Берется объект из неживой системы: машина - как вид транспорта или как средство для перевоза груза.

        В: Сейчас мы будем выстраивать “поезд времени” машины. На чем раньше ездили люди?  

        Д: Телега, карета…

        В: А в будущем на чем будет ездить человечество?

Дети выбирают предложенные картинки и выстраиваются в “поезд”.

       Изобразительная деятельность.

         В: Сейчас мы рисуем в основном кистью, а чем раньше рисовали люди?

         Д: Палочками на песке, углем, мелом…

          В: Как совершенствовались орудия рисования? Выстроим  “поезд времени”.

                             ФЭМП        

           В: Чем считали раньше, когда не было счетных машинок?

                        Д: Счётами- палочками и т.д.                                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических словесных игр для средней группы

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но так же обобщает и закрепляет их. Дидактические игры как своеобразное сре...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ СЛОВЕСНЫХ ИГР ДЛЯ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ СЛОВЕСНЫХ ИГР ДЛЯ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ СЛОВЕСНЫХ ИГР

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ СЛОВЕСНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ...

«Знакомство с прямоугольником.Счёт в пределах 5, соотношение цифры с количеством. Определение признаков различия и сходства предметов. Сравнение предметов по длине и ширине. »

Познакомить с прямоугольником и его свойствами, закреплять умение распознать геометрические фигуры; счет в пределах 5, умение соотносить цифру с количеством. Развивать логическое мышление, творческие ...

Картотека дидактических игр по ОБЖ для детей старшей группы «Опасные предметы»

закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации, воспитывать чувство товарищества...

Конспект НОД во 2 мл группе Тема: Прямоугольник. Счет в пределах 5, соотношение цифры и количества. Определение признаков сходства и различия предметов. Сравнение предметов по длине и ширине

Продолжать учить детей считать в пределах 5,учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длиннее, короче, развивать представление о геометрических фигурах)....

Картотека дидактических словесных игр для второй младшей группы

Картотека дидактических словесных игр для второй младшей группы...