Использование приёмов мнемотехники в развитии речи дошкольников
консультация по развитию речи (старшая группа)

Шаихова Галина Трофимовна

 Педагогическое воздействие при развитии речи дошольников - очень сложное дело, но очень важне. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Эффективным приёмом в взаимодействии воспитателя с детьми при заучивании и запоминании текстов был выбран метод мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-praktikum_mnemotehnika_r.r.docx40.59 КБ

Предварительный просмотр:

МУ «Управление образования» администрации МОГО «Ухта»                           Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                                                          «Детский сад № 65 общеразвивающего вида»

Семинар-практикум для родителей                                                                                   « Использование  приёмов мнемотехники                                                                          в развитии речи дошкольников»

Воспитатель: 1 кв.категории

Г.Т. Шаихова

г.Ухта, 2017г.

Цель: Познакомить родителей с системой методов и  приемов, обеспечивающих эффективное      запоминание, сохранение и воспроизведение информации (методом мнемотехники)

Задачи:

- повышение педагогической культуры родителей;

- познакомить родителей с  приёмом мнемотехники при  заучивании стихотворений с детьми;

- вовлечь родителей в процесс формирования у детей интереса к заучиванию стихотворений, расширению словарного запаса,  развитию связной речи дошкольников.

Оборудование

Презентация,   ноутбук, экран, проектор, листы бумаги, карандаши,

Участники: Воспитатель, воспитанники старшей группы, родители.

                                         

   Основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитию и коррекции речи.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем:

  • односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
  • неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
  • бедность речи и недостаточный словарный запас;
  • употребление нелитературных слов и выражений;
  • бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
  • неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
  • отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
  • отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.

   Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело, но очень важное.  Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

   Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным и развивающим.

   Поиски эффективных приемов, методов развития всех компонентов речи, коммуникативных навыков, становятся все более актуальными при планировании и организации работы с нашими воспитанниками.

   В результате пришли к выводу о целесообразности внедрения в практику метода мнемотехники как одного из эффективных приемов взаимодействия воспитателя с детьми при заучивании и запоминании текстов.

Добрый вечер, уважаемые родители! Хорошо, что вы нашли время и пришли на наш семинар-практикум « Использование  приёмов мнемотехники                                                                          в развитии речи дошкольников»

1 часть:

Приятно, когда ребенок с удовольствием учит и потом декламирует стихи, близко к тексту пересказывает рассказ, сказку, может загадывать и разгадывать загадки, знает поговорки и пословицы, точно запоминает текст песни. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это?  Не запоминает текст произведения, песен. Ребенок может отказываться под разными предлогами: «я не смогу», «я не хочу», «болит голова». При этом причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг маленького человечка просто пытается защититься от информационной перегрузки. Выскажите свое мнение, как правильно поступить в этом случае? (Ответы родителей)

 В первую очередь, если ребёнку трудно запомнить текст, надо его успокоить (усыпить его бдительность). «Хорошо, - соглашаемся мы, - учить стихотворение мы не будем. Давай, просто стихотворение нарисуем». Чтобы помочь детям в заучивании стихотворений и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.  

     Мнемотехника очень древняя наука, которая имеет свою историю.                                                                

Самые простые примеры мнемотехники, которые показаны на слайде,  отлично помогают, чтобы запомнить любую информацию.  У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления близкие к жизненному опыту ребёнка, с которыми он активно вступает во взаимодействие. Этому-то и способствует мнемотехника.

Слова К.Д.Ушинского, которые Вы видите на слайде,  подтверждают, что наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию.

И так, Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

   В процессе работы с детьми мы пришли к выводу о целесообразности внедрения в практику метода мнемотехники как одного из эффективных приемов взаимодействия воспитателя с детьми при заучивании и запоминании текстов.

Мнемотаблицы  в своей работе  используем:

• для обогащения словарного запаса;
• при обучении составлению описательных рассказов;
• при пересказах художественной литературы
• при отгадывании и загадывании загадок;
• при заучивании стихов и т.д.

Кратко расскажу о Методике использования мнемотехники:

Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово , его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам.                                  

Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка. Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы.

Для изготовления необходимых картинок-схем не требуются художественные способности, любой  из Вас в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному стихотворению, тексту сказки и т.д.

Важно,  чтобы нарисованное было понятно детям.

Этапы работы над произведением

- Взрослый  выразительно читает произведение:  стихотворение, рассказ, сказку, текст песни;                                                                                                                                        - сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть, затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу;                                                                                                                  - задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль;                                                                                                                                                               - выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме;                                                                                                                                                     - читает отдельно каждую строчку стихотворения, а ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу;                                                                                                                                                      - ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

На слайде приведён пример мнемотаблицы для заучивания стихотворения.  Как Вы уже успели заметить,  на каждую строчку стихотворения создана своя мнемодорожка,  и,  дети,  имея перед глазами такую карточку-символ,  быстро запоминают стихотворения и любые тексты.

И так:                                                                                                          Запоминание мнемотаблиц  развивает зрительную память,  внимание.                заучивание стихов, потешек -  развивает слуховую память                                    обыгрывание сказки – память и мышление

2. Практическая часть.

А сейчас, уважаемые родители,  мы с Вами попробуем поработать практически с мнемотаблицами

1 задание  «Рисуем слова» (родители рисуют схематично называемые воспитателем слова): (листы, карандаши прост)
- ВОДА ЯБЛОКО ЯЩИК ШОКОЛАД СЛОН КУРИЦА ОВЦА ЛУК ЗВЕЗДА ТАБЛИЧКА ПОЛОТЕНЦЕ                                                                                                                                                       - сидит, светит, снегопад, листопад, бежит,

2 задание «Отгадай-ка!»                                                                                                            Вы видите перед собой мнемотаблицу. Необходимо отгадать, какое  стихотворение , сказка - закодирована, и объяснить, почему Вы так решили. (приготовить 4 мнемотаб. )

3 задание : Каждая из команд получит  текст стихотворения, загадки, сказки . Необходимо составить мнемодорожку или мнемотаблицу.  2 команда постарается отгадать и «рассказать текст, к какому жанру относится произведение.                                                                                                            Загадка:                                                                                                                                      1 команде – Сидит девица в темнице, а коса на улице.                                                              2 команде – Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает.

3. Подведение итогов.

Давайте сделаем с вами вывод и примем решения по теме нашего семинара. (Высказывания родителей).

Итак,  использование приёмов мнемотехники делает разучивание стихов, пересказ сказки, рассказа -  весёлым, эмоциональным, и при этом  позволяет параллельно решать ряд задач: развитие мелкой моторики рук, совершенствование навыков ориентировки на плоскости листа, расширение словарного запаса,  развитие связной речи детей.

Считаю, чем раньше  развить умение  детей пользоваться методом мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

4. Рефлексия.

Нам, педагогам, важно знать ваше мнение по поводу состоявшегося разговора. Поэтому я попрошу вас заполнить анкеты.

Анкета   

- Интересна ли была тема семинара-практикума? 

- Что полезного для себя Вы узнали? 

- Что можно запомнить с помощью мнемотехники?

- Ответы на какие вопросы Вы бы хотели получить при следующей нашей встрече? 

Уважаемые родители, желаем вам творческих успехов в нашей интересной и увлекательной деятельности!  Благодарим вас за активное участие в проведении семинара практикума и желаем успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотаблица – один из видов мнемотехники в развитии речи дошкольников

Обзорная консультация для педагогов и спользованием ИКТ, знакомящая с одним из видов МНЕМОТЕХНИКИ - мнемотаблицами. Ссылка для скачивания: http://files.mail.ru/TKT6SW...

«Развитие речи дошкольника с использованием мнемотехники.»

«Развитие речи дошкольника с использованием мнемотехники.»...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ МНЕМОТЕХНИКИ

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста -явление довольно редкое. В речи детей существует множество проблем. У детей скудн...

Консультация и презентация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Консультация и презентация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»...

Использование инновационной технологии "мнемотехника" для развития речи дошкольников

Использование инновационной технологии «мнемотехника» для развития речи дошкольников.Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Г...

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников.

Материал полезен для педагогов дошкольных учреждений для развития речи, памяти, мыслительных процессов старших дошкольников.Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — сис...

Доклад на педагогическом совете №2 "Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи дошкольников" на тему "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей " 01.12.2016 г.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно - лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является од...