Методическая разработка НОД по образовательной области « Речевое развитие» для детей младшего дошкольного возраста по теме: «Сердитая Тучка»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Ермоленко Мария Игоревна

Интерактивное чтение сказки Елены Серебрянной "Сердитая Тучка"  для детей 3-4 лет

 

 Во время чтения сказки дети  играют в игры для развития  речи,  дыхания,  воображения, а  также на проявление творческой  и эмоциональной активность детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №38 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому  развитию детей Красногвардейского района  Санкт - Петербурга

Методическая разработка НОД

по образовательной области « Речевое развитие»

для детей младшего дошкольного возраста

по теме: «Сердитая Тучка»

Воспитатель:

Ермоленко Мария Игоревна

Санкт-Петербург

2019

Речевое развитие «Сердитая Тучка»

Методический паспорт НОД

1

Возрастная группа

3-4 года

2

Тема

Сердитая Тучка

3

Образовательная область

Речевое развитие;

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

4

Цель

Создание условий для развития речевой активности детей и восприятия содержания текста.

5

Задачи

Образовательные:

-обогащать представления детей о явлениях окружающего мира;

-обогащать активный и пассивный словарь детей;

- стимулировать детей отвечать на вопросы;

Развивающие:

- развивать умение употреблять в речи простые предлоги;

-развивать умение выполнять дыхательные упражнения;

-развивать мелкую моторику рук детей;

-развивать воображение, творческую активность детей;

Воспитательные:

-формировать умение сопереживать героям сказки;

-воспитывать интерес к театральной игровой деятельности;

6

Методические приемы, технологии

Игровые, практические, словесные, наглядные, создание проблемной ситуации.

7

Форма организации

Интерактивное чтение сказки

8

Прогнозируемый результат

Дети не пассивные слушатели, а активные ее участники

9

Оборудование

Интерактивная доска, ноутбук, проектор, дидактическая игра «Ветерок», «Тучки», кукла БИ-БА-БО

10

Предварительная работа

Чтение сказок Елены Серебрянной


Примерный ход совместной непрерывной образовательной деятельности:

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примечание

Мотивационный этап

Организационный момент

Свободное подключение детей

- Дорогие мои друзья! Когда я сегодня шла к вам в детский сад, со мной произошло удивительное событие!

Посмотрите, кого я встретила.

- Вот эта книга, как вы думаете, про что эта сказка?

- Ну что прочитаем? И узнаем.

Дети эмоционально откликаются на сказанное воспитателем. Проявляют интерес.

Высказывают предположения, о чем эта сказка.

 Просят прочитать сказку, для того чтобы узнать правильно ли они догадались.

Слайд 1

На экране появляется облако и говорит: «Книгу вам я посылаю, сказку с ней я отправляю, сказку эту прочитайте и со мною поиграйте»

Основная часть

Чтение сказки

Оценка и рефлексия

Планирование будущей деятельности

Воспитатель читает

- Жило, было, белое, пушистое Облачко. Любило Облачко весело плыть по небу, как её сестры-облака, и постоянно меняться. То барашком кучерявым обернется, то зайкой  лопоухим,  то лошадкой длинногривой.

Воспитатель обращается к детям:

-Посмотрите, сколько еще облаков проплывает, скорее, доставайте свои волшебные «бинокли» и посмотрите в кого еще Облако превращалось.

Продолжает чтение сказки:  А еще дружило Облако с Ветром. И любило затевать с ним разные игры. Как в тот раз,- играло Облако с Ветерком в догонялки. Только Ветер разве догонишь?

- Как вы ребята думаете, можно Ветер догнать?

Сейчас он рядом летит – а через мгновение со смехом вперёд вырвется и вдаль унесётся.

Посмотрите, что прислало нам Облако.

( достаёт маленькие тучки с дождинками). Может быть, Облако хочет, чтобы вы тоже поиграли с ветром?  Хотите? Вы будете в роли «ветерка».

Воспитатель предлагает взять каждому ребенку тучку.

-Подул сильный ветер. Дуем как?

А теперь подуем как  лёгкий, нежный  ветерок.  Дуем как?

А теперь подуйте, кто  каким ветерком  захочет.

Воспитатель спрашивает у детей, кто каким «ветерком» дул.

А что же дальше с облачком случилось,- прочитаем?

Воспитатель читает:

-Играло облачко с ветром  играло, повернулось, а ветра уже и нет. Улетел ветер. Удивилось облачко. Посмотрело вокруг. Нет ветра. Ах так?! Сказало облачко, я больше так не играю! Надулось, рассердилось и не смотрит ни на кого

БУ-БУ-БУ

БУ-БУ-БУ

Я надулось и лечу.

Плывет по небу, на весь белый свет сердится. Чем дальше, тем больше. И все мрачнее и мрачнее становится. И вот уже по небу вовсе не Облачко белое и пушистое плывет, а маленькая сердитая Тучка. А как превратилась -  даже не заметила. Плывет, погромыхивает, ворчит недовольно.

Ребята, а вы хотите тоже в облачко превратиться?

Воспитатель организует пальчиковую гимнастику «Облако».

- Ой! А вы тоже в сердитых тучек превратились?

А вспомните, как наше  облако ворчало, когда превратилось в сердитую тучку.  Повторите?

Пантомимический этюд «Удивилось, рассердилось»

Очень похоже, у вас получилось, я на вас подую, а вы улетите на свои места.

 

А  что же дальше с нашим облачком было?

Воспитатель читает:

Летит  наша Тучка, ворчит.

-  Вот я вам покажу!
А кому, и сама не знает. Плыла-плыла Тучка, надоело ей дуться, захотела она поиграть с кем-нибудь. Смотрит, а вокруг не видно никого:  ни лисят, ни зайчат. Все от нее попрятались. Никто не хочет с Тучкой играть.  Все Тучку боятся!

Посмотрите ребята у меня в книге эти звери.  Просят, чтобы вы их спрятали в домики от Тучки.
Дидактическая игра: Спрячь зверей в домики.

Ребята мы всех зверей спрятали?

Давайте проверим. Куда мы белочку спрятали? А зайчика? А ёжика?

А что же  случилось дальше?

Воспитатель читает:

Загрустила Тучка присела на берег речки, голову грустно опустила.  Сидит,  плачет потихоньку, а слезы в речку капают:  кап-кап.

Вынырнул тут из реки Сом и спрашивает недовольно:
- Кто это тут воду волнует, спать мне мешает?  

- А почему же облачко  плачет? 

- Хм… - говорит мудрый Сом. – Так  вы говорите, что это белое Облачко?.. Посмотри-ка  на себя.

Взглянула на свое отражение в реке. Смотрит, а из воды на нее не Облачко белое глядит, а Тучка!
- Ой! – говорит Тучка. – Кто это? Это какая-то маленькая сердитая Тучка!
- Ох-ох-ох!... – вздыхает мудрый Сом. – Это ведь ты и есть. Наверняка, ты с кем-то поссорилась,  вот и стала из Облачка Тучкой. Так всегда бывает, когда долго сердишься: был ты белый и пушистый, а потом – раз! – и все от тебя разбегаются, боятся.  Верно, - грустно кивает Тучка.  – Всё так и было…  А что же мне теперь делать?

Дедушка Сом и говорит – ОХ, ОХ, ОХ, что делать? Ребята, а вы как думаете?

Почему все от тучки убегают? Почему её все бояться?

Воспитатель предлагает детям вспомнить, о том, что в сказке дядюшка Сом не простой, а какой?

Воспитатель манипулирует куклой БИ-БА-БО, и отвечает от имени Сома:
- Эх ты! Вспомни, когда ты была Облаком, ты была какая?  Ребята помогите Тучке.

- А когда превратилось в Тучу, какой стало? Тебя же потому боятся, что ты Тучка сердитая, дождевая  и  с молнией в кулачке.

- Ну не расстраивайся, сможешь обратно в Облако превратиться, если
дождём прольёшься.  

- Но для начала нужно Тучке помочь посмотрите, сколько тучка наплакала, давайте соберём её капельки.

 К сердитой Тучке сердитые  капельки,  а к  весёлой весёлые.

 « Ну – ка детки поспешите, слёзы

тучке соберите».

Воспитатель организует   Игру  «Каждой тучке свои капельки».

Дедушка   сом  посмотри, правильно ли ребята собрали капельки?

Сом: Молодцы ребята.  Пора мне до свиданья.

 Воспитатель: А что же наша Тучка ребята?

Ой! – смутилась Тучка. – Про молнию я совсем и забыла. Надо ее поскорее вернуть! Может, тогда я снова Облачком стану, и меня бояться перестанут? Спасибо вам, дядюшка сом! Спасибо вам ребята! Полечу  я!

А между тем, пока Тучки дома не было, захватил ее родной лес Жара.  Листья на деревьях от зноя пожухли, цветы головы опустили, трава завяла, а ручеек, что через лес бежал, почти совсем пересох. И зверям плохо: под кустами лежат, еле дышат. 
А жаре хоть бы что, разлеглась и уходить не собирается.

Увидела Тучка, что беда с её лесом случилась, и решила всем  помочь и Жару прогнать.

Ну нет! – закричала Тучка. – Не позволю тебе в моем родном лесу хозяйничать!  Молнию из кулачка достала, погрозила: 
-Уходи  из нашего леса!

Ребята поможем Тучке прогнать Жару!

А Туча совсем рассердилась и давай Жару дождем поливать!
 Испугалась  Жара  дождя да молнии, подхватился – да наутек. Еле-еле ноги от сердитой Тучки унесла.

И сразу в лесу дышать легче стало. Листья на деревьях расправились, заблестели, ручеек весело зажурчал, запрыгал по камешкам. Цветы и трава вдоволь воды напились, позеленели.

- Слышите, ребята как дождь звучит?

- Попробуйте глубоко подышать как звери в лесу.
Звери рады, выбежали, скачут, пляшут под дождем. Не боятся  больше Тучки.
- Спасибо! – кричат.
Посмотрела она на свое отражение в речке и увидела, что снова стала белым пушистым Облачком.

Воспитатель обсуждает с детьми:

-Понравилась ли им сказка?

-А что случилось с Облачком?

-Каким Облачко было в начале сказки?

-В кого превратилось и каким, потом стало?

-Кого встретило?

-Кому мы сегодня помогли?

А кто вам больше понравился и почему?

Воспитатель:

- Ой!  Посмотрите, в книге Облачко передало каждому из вас  по Облачку. Только не понятно Облачко это или Тучка. Как мы можем помочь картинкам в Облака и Тучки превратиться?

А какое оно будет, вы решите сами!

Дети слушают сказку.

Складывают из рук воображаемые «бинокли» и рассматривают облака разных форм. Воображают, на кого похожи эти облака.

Высказывают предположения можно ли догнать ветер.

Выражают желание поиграть.

Дети выполняют упражнение на речевое дыхание.

Дуют на капельки, то сильно, то слабо, как им больше нравиться,  рассказывают каким «ветерком» они дули.

Дети выражают согласие превратиться в Облако.

Дети по показу повторяют движения.

Дети вспоминают слова Облака, когда она рассердилась, и превратилось в Тучу, и с помощью жестов, мимики и  слов предают настроение Тучки.

Дети  кружатся  медленно как тучки   и возвращаются на  свои места.

Дети продолжают слушать сказку.

 Дети проявляют интерес к новой деятельности работе  с фланелиграфом.

Прячут зверей.

Проговаривают:

-зайчика под куст

-белочку в дупло

- ёжика на пенёк.

 

Дети отвечают на вопросы Сома, рассказывают ему про Облачко.

Дети обсуждают: почему от Тучи все убегают.

Предлагают свои варианты решения проблемы.

Дети вспоминают, что в сказке Сом – мудрый, и возможно он знает, что делать Тучки.

Просят дядюшку мудрого Сома помочь Тучке, рассказать, что ей делать.

Дети вспоминают, каким было Облако: белым, пушистым.

Дети описывают, каким стало Облако, когда в Тучу превратилось.

Проявляют заинтересованность к новому виду деятельности.

Дети распределяют капельки  под весёлой и сердитой тучкой.

Дети эмоционально откликаются:

топают, хлопают.

 Дети слушают звуки дождя, делают глубокие вздохи.

Высказывают свои предположения, пользуясь ранее приобретенными знаниями.

Дети отвечают на вопросы, рассуждают.

Дети обсуждают итоги своей деятельности.

Каждый ребенок описывает свои эмоции.

Дети предлагают раскрасить картинки, берут карандаши и раскрашивают как им больше нравиться.

Слайд 2

Картинка с изображением весёлого облака

Слайд 3

Облака разных форм.

Слайд 4

Картинка с изображением ветра.

Упражнение на речевое дыхание «Ветерок».

Слайд 5 Удивлённое облачко

Слайд 6

Сердитая тучка.

Пальчиковая гимнастика.  «Облако»

Беленькое облако  (округлённые руки перед собой в замок)

Поднялось  над крышей  ( не расцепляя рук.)

Устремилось облако         (выпрямить руки)

Выше, выше, выше,  ( потянуться руками вверх)

Ветер это облако.   (Плавные покачивания)

Зацепил за кручу  ( сцепить руки за головой)

Превратилось  облако ( руками описать  круг.)

В дождевую тучу.

Пантомимический этюд «Удивилось, рассердилось»

 Цель: Развивать способность у детей понимать эмоциональное состояние и передавать его с помощью мимики и жестов.

Удивились – руки в стороны

БУ-БУ-БУ –руки на пояс

БУ-БУ-БУ

Я надулось и лечу. (2 раза)

Дидактическая игра: Спрячь зверей в домики.

Цель:  Уточнение и закрепление правильного употребления предлогов (в, на, под)

На фланелиграфе закреплены картинки (дерево с дуплом, куст и пенёк).

Слайд 7

 Тучка плачет

Слайд 8

Картинка  сома

Появляется кукла БИ-БА-БО - Сом

Слайд 9

Тучка с молнией.

Игра:  Каждой тучке свои капельки (злая и добрая тучка).

Цель: Формирование  умения понимать ситуацию и подбирать соответствующую персонажу эмоцию.

На фланелиграфе прикреплены две тучки одна сердитая, а другая весёлая. Рядом лежат перемешанные капельки весёлые и сердитые. Надо найти тучку и капельки с одинаковым настроением.

Слайд  №10

Картинка  засухи

Слайд№ 11

Аудиозапись дождя.

Раскраски Облаков по количеству детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый просмотр НОД образовательной области "Речевое развитие" с детьми младшего дошкольного возраста на тему: "В гости к сказкам".

Вызвать желание детей с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.Способствовать развитию всех компонентов устной речи детей, свободного общения с взросл...

Конспект непосредсвенно – образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» (для детей младшего дошкольного возраста) по теме:«Как лисичка с бычком поссорились»

Конспект непосредсвенно – образовательной  деятельности  по образовательной области  «Речевое развитие»  (для детей младшего дошкольного возраста)...

Конспект НОД по реализации образовательной области «Речевое развитие» с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Чтение и драматизация русской народной песни «Курочка-Рябушечка»»

Конспект непосредственно образовательной  деятельности на тему «Чтение и драматизация русской народной песни «Курочка-Рябушечка»»...

Конспект НОД по области "Речевое развитие" для детей младшего дошкольного возраста на тему «В гости капелька пришла».

Данная игра занятие поможет детям младшего дошкольного возраста узнать о свойствах  и назначении воды....

Методическая разработка конспекта НОД по образовательной области « Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Космические приключения »

Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира, создание условий для закрепления первичных представлений о космосе и применение речевых умений для решения проблемных ситуаций.....