Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Языком не спеши, а делами не смеши»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Языком не спеши, а делами не смеши» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp_razvitie_rechi_yazykom_ne_speshi.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД №1 «РЯБИНКА»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

«Языком не спеши, а делами не смеши»

Автор: воспитатель

Дебирова Минара Такабудиновна

2019г.

Задачи: Вовлекать детей в диалог, побуждать к рассуждениям. Учить передавать содержание текста своими словами. Анализировать смысл многозначных слов. Подбирать синонимии. Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат детей. Воспитывать интерес к письменной речи.

Материалы и оборудование. Карточки с изображением и словами НОЧЬ, ДЕНЬ, СОЛНЦЕ, ЛУНА; животных: петух, кузнечик, лягушка, соловей.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель: Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты - мой друг. Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

О чем будем говорить сегодня на занятии, вы узнаете, когда поможете разобраться в пословице. Садитесь на стульчики (дети садятся на стульчики).

Послушайте внимательно пословицу:

Поспешишь – людей насмешишь

Как вы понимаете эту пословицу? Почему вы так думаете? (ответы детей: Я думаю, если быстро что-то делать, то можно насмешить людей, потому что не получится выполнить работу хорошо, если торопиться, не стараться) Верно, работа не любит спешки.

Подберите к слову спешить похожее слово (торопиться). Если человек быстро все делает, то он быстрый, а если сказать что он торопится, то он какой? (торопливый)

Подберите противоположное слово к слову торопливый  (медленный).

Послушайте еще две пословицы и скажите, какая из них больше подходит к нашей пословице:

Языком не спеши, а делами не смеши.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Ответы детей: Первая пословица подходит, потому что в ней тоже говорится, что нужно хорошо стараться, подумать прежде чем начать работу.  Ребята, расскажите, как вы выполняете работу? (ответы детей) Молодцы! Правильно, прежде чем начать что-то делать, надо сначала подумать, что и как ты это будешь делать. Это называется придумать план работы.

Воспитатель: Вам пословицы подсказали о чем будем сегодня говорить? (ответы детей) Правильно, о времени.

Для второй пословицы: Скучен день до вечера, коли делать нечего, у меня есть сказка. Называется она «Когда можно плакать». Давайте послушаем ее:

Утром заплакала Маша. Заглянул в окно Петушок и говорит:

- Не плачь, Маша! Утром я пою "ку-ка-ре-ку", а ты плачешь, мне петь мешаешь.

Заплакала Маша днем. Вылез из травы Кузнечик и говорит:

- Не плачь, Маша! Весь день я в траве стрекочу, а ты плачешь - и никто меня не слышит.

Заплакала Маша вечером.

Прискакали из пруда лягушки.

- Не плачь. Маша! - говорят лягушки. - Мы любим вечером квакать, а ты нам мешаешь.

Заплакала Маша ночью. Прилетел из сада Соловей и сел на окно.

- Не плачь, Маша! Ночью я пою красивые песни, а ты мне мешаешь.

- А когда же мне плакать? - спросила Маша.

- А ты никогда не плачь, - сказала мама. - Ведь ты уже большая девочка.

Воспитатель: Вам понравилась сказка? (ответы детей)

Кому мешала Маша своим плачем? (Маша мешала своим плачем петушку, кузнечику, лягушкам, соловью.

При каждом ответе воспитатель вывешивает картинки с изображением животных.

Воспитатель указывает поочередно на картинки с животными с задает вопросы:

Что сказал ей петушок? (Петушок сказал: Не плачь, Маша! Утром я пою "ку-ка-ре-ку", а ты плачешь, мне петь мешаешь).

Что сказал ей кузнечик? (Кузнечик сказал: Не плачь, Маша! Весь-день я в траве стрекочу, а ты плачешь - и никто меня не слышит)

Что сказали ей лягушки? (Не плачь. Маша! - говорят лягушки. - Мы любим вечером квакать, а ты нам мешаешь).

Что сказал ей соловей? (Соловей сказал: Не плачь, Маша! Ночью я пою красивые песни, а ты мне мешаешь)

Что спросила Маша? (Маша спросила: А когда же мне плакать?)

Что ответила ей мама? (Мама ей сказала: А ты никогда не плачь. Ведь ты уже большая девочка).

Воспитатель: Как вы думаете, почему Маша плакала? (дети высказывают свои  предположения)

Можно ли сказать о Маше словами поговорки: «Скучен день до вечера, коли делать нечего?» (ответы детей: Я думаю …) Почему вы так думаете? (Потому что, …)

Воспитатель: Сейчас я предлагаю еще раз послушать эту сказку, а потом пересказать ее. А чтоб вам легче было пересказывать, мы с вами составим схему.  

Воспитатель, прочитав сказку, читает первый абзац:

Утром заплакала Маша. Заглянул в окно Петушок и говорит:

- Не плачь, Маша! Утром я пою "ку-ка-ре-ку", а ты плачешь, мне петь мешаешь.

Воспитатель: Как можно изобразить эту часть сказки? (дети могут предложить изобразить на листке восходящее солнце, девочку и петушка)

Воспитатель читает второй абзац:

Заплакала Маша днем. Вылез из травы Кузнечик и говорит:

- Не плачь, Маша! Весь-день я в траве стрекочу, а ты плачешь - и никто меня не слышит.

Воспитатель: Как можно изобразить эту часть сказки? (дети могут предложить изобразить яркое солнышко, девочку и траву либо кузнечика)

Воспитатель читает третий абзац:

Заплакала Маша вечером.

Прискакали из пруда лягушки.

- Не плачь. Маша! - говорят лягушки. - Мы любим вечером квакать, а ты нам мешаешь.

Воспитатель: Как можно изобразить эту часть сказки? (дети могут предложить изобразить красное солнышко, девочку, лягушку (голову)

Воспитатель читает четвертый абзац:

Заплакала Маша ночью. Прилетел из сада Соловей и сел на окно.

- Не плачь, Маша! Ночью я пою красивые песни, а ты мне мешаешь.

Воспитатель: Как можно изобразить эту часть сказки? (дети могут предложить изобразить месяц со звездами, девочку, птичку на окне).

Воспитатель читает последний абзац:

- А когда же мне плакать? - спросила Маша.

- А ты никогда не плачь, - сказала мама. - Ведь ты уже большая девочка.

Воспитатель: Как можно изобразить эту часть сказки? (дети могут предложить изобразить девочку и маму)

Вот мы с вами и составили схему.

Воспитатель: Я предлагаю ее не просто рассказать, но и разыграть, для этого разделитесь на пары (дети делятся на пары и садятся рядышком) Первой паре надо будет рассказать первую часть сказки, а второй – вторую часть (воспитатель при этом указывает на часть схемы и раздает парам животных из сказки), третья пара – третью часть (и так все пять пар взяли часть сказки и по одной картинке с животным) и т.д.

Я буду Машей. Вам необходимо договориться между собой, кто будет рассказчиком, а кто будет говорить за другого героя сказки.

Дети, работая в паре должны договориться о ролях и словах которые они должны будут сказать, затем поэтапно рассказывают и разыгрывают сказку.

Воспитатель: Молодцы! Хорошо у вас получилось! А сейчас встаньте в круг. Сейчас мы с вами будем учить скороговорку. Ходим по кругу и повторяем за мной. А теперь ходим быстрее и повторяем быстрее.

Повторяют 3-4 раза.

Воспитатель:  Ребята, как вы понимаете выражение «места себе не находит»? Когда так говорят? (ответы детей: Так говорят, когда человек не может найти себе занятие, скучает) Верно. А у вас такие дни бывают, когда вы не можете найти себе места? А что нужно сделать, чтоб не было скучно? (дети: найти себе занятие - поиграть, почитать, помочь сестре, брату, маме, папе, сделать зарядку, нарисовать,  слепить и т.д.)

  • В детском саду нам некогда скучать почему? (Потому что мы все время заняты делом: занимаемся, играем, общаемся, рисуем, лепим, конструируем и т.д)
  • Расскажите, как вы проводите свой выходной день? (рассказы  3-4 детей из личного опыта)
  • Как интересно вы проводите свой выходной!

Воспитатель выложил карточки: ночь, день, солнце и луна на доску: Посмотрите на картинки. Что вы видите? (дети называют картинки)

Ребята, сочините предложения об этих картинках (дети: Ночью светит луна. Днем светит солнце. – дети могут придумать другие предложения из этих картинок).

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? А что больше всего понравилось? О чем оно было? Как вы будете свое время проводить? Спасибо за ваши ответы! Мне очень приятно, что вы станете выбирать интересные и полезные для себя занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи...

План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебная страна сказок» (развитие речи с элементами сказкотерапии)

Разработка будет полезна воспитателям , работающим в старших группах. Целью данной разработки является: развитие связной речи детей через соприкосновение со сказками при взаимодействии со сверстниками...

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе «Жизнь дана на добрые дела»

Развивать речь, способствовать формированию понятия «доброта»; «добрые поступки»; формировать эмоциональное отношение к действительности, как к основе развития нравственных чув...