Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Зимний лес»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Григорьева Елена Николаевна

 Вот повеял ветерок, холодом пахнуло,

Это Зимушка – Зима рукавом махнула.

Полетели с высоты белые пушинки.

На деревья и кусты сыплются снежинки!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimniy_les.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад №31

г. Яровое Алтайского края

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе

«Зимний лес»

Воспитатель: Григорьева Е.Н.

2015 г.

Цель: Закрепить произношение звука «Ш», упражнять детей в определении наличия звука «Ш» в словах.

Задачи

Образовательные задачи:

  • Расширить словарь по теме «Зима», упражнять детей в подборе прилагательных к существительному.
  • Побуждать детей к речевой активности.
  • Формировать языковые способности детей.
  • Продолжать побуждать детей отвечать на вопросы.

Развивающие задачи:

  • Развивать координацию речи с движением.
  • Развивать речевую активность, слуховое внимание, память.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать умение слушать воспитателя и товарищей.

Предварительная работа:

  • Беседы о зиме, чтение литературных произведений о зиме
  • Загадки о зиме.
  • Наблюдение, заучивание стихотворений.

Оборудование и материалы:

  • Вырезанные из бумаги снежинки
  • Аудиозапись П.И. Чайковского «Времена года»
  • Картинки: шара, медведя, мышки, кошки, конверты с заданиями.

Ход работы

( Дети под музыку входят в группу, их встречает педагог  в костюме

Зимушки – Зимы)

Вводная часть

Зимушка – Зима: Я Зимушка – Зима хожу по полям, по лесам в мягких снежных валенках. Ступаю тихо, неслышно, где пройду, там мороз трещит, снег падает. Все дороги я замела, деревья запорошила. Ребята, я рада вас видеть!

(Дети здороваются с воспитателем)

Зимушка – Зима: Ребята, я хочу спросить у вас, что вы обо мне знаете? Какая чя бываю?

Дети: Холодная, мягкая и тд.

Зимушка – Зима: Молодцы, ребята! Стихи знаете о зиме?

( Дети стоят полукругом)

Дети. 1 – й ребёнок.

 Вот повеял ветерок, холодом пахнуло,

Это Зимушка – Зима рукавом махнула.

Полетели с высоты белые пушинки.

На деревья и кусты сыплются снежинки!

2 – й ребёнок.

Зимушка – Зима,

Ты дорожки снегом замела,

И сугробы набрала!

По полям, лесам ходила,

Белой шубой всех накрыла!

Зимушка – Зима: Молодцы, какие замечательные стихи вы обо мне знаете.

(Дети садятся на стулья)

Ребята, у меня случилась беда, я так торопилась, что по дороге случайно обронила свой ларец, в котором находятся сюрпризы для вас. Что же делать?

Стук в дверь. Почтальон приносит конверт.

Зимушка – Зима: (читает письмо) « Ваш ларец у мен, если хотите его обратно, то пройдите все препятствия. Отправляйтесь в лес, двигайтесь в направлении снежной тропинке, никуда не сворачивайте, справитесь со всеми заданиями и в конце снежной тропинке ждёт вас ледяной ларец. Снежная королева»

Зимушка – Зима: Ребята, нам придётся отправиться в зимний лес, нас ждут интересные игры и задания, упражнения. Вы готовы отправиться в путь? Но в лесу очень холодно, какая одежда нам понадобится?

Дети: Нам понадобится шапка, шуба, шарф и тд.

Зимушка – Зима: Давайте ещё раз все хором произнесём эти слова. Чётко не торопясь проговаривая каждый звук.

(воспитатель выделяет звук в слове Ш –ша –пка, ш – шу – ба, ш – ша – рф, ш – шта – ны

Попросить индивидуально несколько детей произнесли слова, воспитатель может помочь если ребёнок затрудняется).

Зимушка – Зима: Какой первый звук вы слышали в этих словах?

Дети: «Ш»

Зимушка – Зима: Правильно! Нам уже знаком звук «Ш», сегодня мы будем учиться чётко произносить этот звук и различать слова с со звуком «Ш». Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы?

Дети: звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим, пишем и читаем.

Зимушка – Зима:

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать.

А ещё его сказать.

На какие две группы делятся все звуки?

Дети: Звуки делятся  на гласные и согласные.

Зимушка – Зима: Чем отличаются гласные звуки  от согласных?

(Дети называют отличия)

Характеристика звука

Артикуляция звука – губы округлены, язык чашечкой, горло молчит.

(Моторчик не работает можно сказать)

Произносим звук Ш –Ш-Ш.

Звук «Ш» какой? Гласный или согласный?

Дети: Согласный

Зимушка – Зима: Согласный, потому что во рту образовалась воздушная струя, преграда. Звук глухой, потому что  горлышко молчит, звук «Ш» всегда твёрдый. Угадайте какую букву я напишу в воздухе?

Дети: Букву «Ш»

Зимушка – Зима: Давайте все вместе пропечатаем  букву «Ш», а теперь у товарища на спине. Встаньте все в круг и указательным пальцем правой руки мы будем печатать на спине товарища букву «Ш». Молодцы! Замечательная  буква  у вас получилась. Но нам пора отправляться в зимний лес. ( имитация) Оденем штаны, шубу, шапку, шарф, скажем волшебные слова и очутимся в лесу.

Вокруг себя обернись,

В зимнем лесу ( Тихо звучит   музыкальное произведение Чайковского)

Посмотрите, сколько здесь снежинок. Давайте возьмём по одной снежинке, положим её на ладошку. Сделайте глубокий вдох носом и выдох через рот, подув при этом на снежинку. Щёки не раздуваем, губы трубочкой.

Дети выполняют дыхательную гимнастику по д музыку П. И. Чайковского

«Времена года».

Зимушка – Зима: Я кажется вижу снежную тропинку и конверт с первым заданием от Снежной королевы.

Игра «Поймай звук»

Вам необходимо хлопнуть в ладоши, когда услышишь звук «Ш». Будьте внимательны!

С,Ш,З,Ш,Ш,Ж,Ц,Б,Ш.

Зимушка – Зима: Молодцы! Внимательно слушали и правильно выполнили задание.

Посмотрите! Вот ещё конверт, а в нём второе задание от Снежной королевы

(Дети стоят)

Игра «Сигнальщики»

Зимушка – Зима: Я раздам вам синие кружочки, если вы услышите  в словах звук «Ш», поднимите сигнал.

Малаши, муха, игрушки, шар, зима, кошка, сом, мышка, Чебурашка, шалаш, ваза, носки, шалун.

Зимушка – Зима: Молодцы! А теперь давайте отдохнём!

Динамическая пауза « А на улице мороз»

Зимушка – Зима: Отдохнули пора продолжать наше путешествие по зимнему лесу, Вот ещё конверт с интересным заданием.

(Дети садятся, а воспитатель зачитывает письмо)

Зимушка – Зима: снежная королева написала такие странные истории, послушайте их , пожалуйста, и помогите исправить ошибки.

Небылицы

Мушка ловит кошку

Шапка носит Наташу.

Машина едет на дедушке.

Вешалка висит на рубашке.

Зимушка – Зима: Молодцы! Правильно построили предложения. А сейчас мы поиграем в игру которая называется «Один – много»

Я буду называть одни предмет, а вы много.

Шар – шары, кошка – кошки, мышка – мышки, шашка – шашки, рубашка – рубашки.

Молодцы!

- Что это?

Дети: Шар

Зимушка – Зима: Где находится звук «Ш» в слове шар?

Дети отвечают на заданный вопрос

Зимушка – Зима: Шар (какой?)…., Кошка  - ( какая?)…, Мышка – (какая?)… и т.д. Молодцы, продолжаем наше путешествие по зимнему  лесу и Снежная королева приготовила для нас последнее задание.

(Дети с воспитателем идут по тропинке и находят конверт с заданием).

Зимушка – Зима: Здесь написаны стихи, но вот последние слова пропущены. Нам нужно их досказать.

 Носит яркий гребешок

Наш весёлый …( петушок)

Вот бежит малышка

Серенькая …( мышка)

Мышка моется под душем

Моет хвостик, моет…(уши)

Зашуршали тихо шины

Это едет к нам… (машина)

Зимушка – Зима: Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями, которые приготовила для нас Снежная королева. Значит в конце тропинке находится мой ларец с сюрпризами!

( Дети находят ларец, открывают его, в нём находятся угощения)

Заключительная часть

Зимушка – Зима: А  теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте произнесём волшебные слова:

« Вокруг себя обернись, в детском саду очутись!»

Зимушка – Зима: Дети, скажите, где мы свами побывали?

- Давайте вспомним, какой звук учились правильно произносить?

- Назовите слова со звуком «Ш»? Какое у вас настроение?

А хорошее настроение всегда бывает у тех, кто отлично поработал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимние забавы»

1. Организационный моментРебята давайте возьмемся за руки и поприветствуем, друг друга и тех, кто у нас находится в гостях.В этот чудный зимний день Нам здороваться не лень Шлем привет мы вс...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимние забавы»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимние забавы»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Зимние забавы-составление описательного рассказа"

Прием использования мнемотаблиц /мнемосхем помогает детям логически мыслить (анализировать и систематизировать), логически строить свои высказывания,  развивает умение образно и выразительно пере...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Зимние забавы"

закрепить знания детей о временах года, признаках зимы, зимних забавах;упражнять в умении составлять рассказ по картинам, отвечать на вопросы полным предложением;развивать лексико-грамматиче...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...