ИГРЫ СО ЗВУКАМИ И БУКВАМИ 5-7ЛЕТ. ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ
статья по развитию речи (старшая группа)

Агафонова Наталья Валерьевна

Обучение звукам и буквам – важнейшая часть дошкольной образовательной программы. Для успешного обучения в школе дети должны научиться читать по слогам. Для этого необходимо знать все буквы. Важно различать понятия «буква» и «звук». Чтобы в чтении не возникало трудностей, на начальном этапе обучения грамоте обязательно надо объяснить малышу разницу. Основы звуко-буквенного анализа в подготовительной группе помогут ребёнку избежать ошибок при письме, связанных с пропуском букв. 

Понятие звуков и букв для дошкольников

Изучение звуков и букв идёт параллельно. Нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок понимал разницу между буквами и звуками. Иногда названия букв не совпадают со звуками, которые они обозначают.

Мягкий и твёрдый знак звуков не обозначают. Они нужны для смягчения согласных.

Для облегчения понимания приводят примеры различных звуков: пение птиц, удары молотка, шум машин. Потом нужно подвести к тому, что наша речь – поток звуков.

 

Буква А обозначает звук А, но буква ЭЛ обозначает звук Л. С первого раза ребёнок может не понять. Это нормально, поскольку для дошкольников такой материал достаточно труден. При знакомстве с каждой буквой нужно пояснять разницу.

Нельзя допускать путаницы в речи взрослых, называя буквы звуками. Бывает, что родители сами допускают непроизвольные ошибки, называя букву ЭЛ буквой Л.

 

Дети должны понимать, что буква – это лишь обозначение конкретного звука. Букву можно увидеть и прочитать. Звук можно произнести и услышать.

Изучение звуков и букв должно идти параллельно с обучением чтению. Взрослым нужно сразу исправлять ошибки в чтении, когда дошкольник называет не звук, а букву. В этом случае чтение звучит так: ка-от (кот).

Важно сразу поправлять ребёнка и просить прочитать правильно, чтобы подобные ошибки не закрепились.

 

Ознакомление со звуковым строением слова дошкольников

Детей учат воспринимать слово не как отдельную единицу, а как набор определённых звуков. Важно, чтобы они умели выделять отдельные звуки в словах. Это нужно для формирования грамотной устной и письменной речи в дальнейшем.

Этапы работы со звуковым строением слова:

1. На начальном этапе звукового анализа отдельные звуки выделяют интонацией, произнося их более чётко или протяжно (ко-о-о-т, ка-а-аша, мир-р-р и т. д.). Детям в игровой форме предлагается сортировать карточки, игрушки, картинки с определённым звуком.

Дошкольники учатся сами интонационно выделять отдельные звуки.

 

2. Местонахождение звука. Сначала дети учатся выделять первый звук, затем – последний. После этого можно переходить к выделению звуков в середине слова.

Детей необходимо обучать слышать звуки, из которых состоит каждое отдельное слово.

Гласные и согласные звуки

В русском языке 10 гласных букв и 21 согласная, им соответствуют 6 гласных звуков и 36 согласных. Обучение чтению начинается с гласных. Потом к ним присоединяются согласные, с которыми дети учатся составлять слоги. Разницу между ними дошкольники обычно усваивают быстро. Им объясняют, что гласные звуки можно пропеть. Рот при этом приоткрыт – и воздух свободно выходит. Согласные пропеть нельзя. Язычок спотыкается и не даёт свободно выйти воздуху.

Лучше всего показывать детям наглядно разницу между артикуляцией согласных и гласных перед зеркалом.

Твёрдые и мягкие звуки

Тема твёрдости и мягкости подробно рассматривается в школе. Дошкольникам даётся общая ознакомительная информация. Если малыш хорошо усваивает, можно дать больше материала. Если обучение даётся трудновато, лучше потратить это время на обучение более необходимым навыкам.

Твёрдые и мягкие звуки можно объяснять тогда, когда ребёнок хорошо усвоил алфавит, различает гласные и согласные, умеет читать по слогам.

Чтобы объяснить дошкольнику понятие твёрдости и мягкости звуков, начать нужно со сравнения твёрдых и мягких предметов. Нужно сравнить стол и подушку, вату и камень и т. д. Потом взрослый сообщает, что согласные звуки тоже бывают твёрдыми и мягкими.

Предлагается изолированно произнести согласный К.

- А теперь произнеси звук К, прижав язычок к нёбу. Смотри, как изменился звук! Он стал мягким – КЬ.

Так нужно потренироваться произносить все согласные кроме Ж, Щ, Ц, Ч, Ш, Й.

Для закрепления можно сыграть в игру с мячиком. Взрослый кидает ребёнку мяч, называя твёрдый звук. Он должен сделать его мягким и вернуть мяч. Потом роли меняются.

На следующем занятии происходит знакомство с Ь и Ъ. Эти знаки нужны, чтобы обозначать мягкость и твёрдость согласных в словах. Ребёнок учится на занятии читать слова с мягким и твёрдым знаками.

Перед следующим занятием нужно рассказать дошкольнику, что Ж, Щ, Ц всегда твёрдые, а Ч, Ш, Й – всегда мягкие. Преподносить материал лучше в виде сказки.

Табличку со звуками следует повесить на видное место.

Дифференциация схожих по артикуляции звуков

Многие звуки в русском языке имеют очень похожую артикуляцию. Осваивая речь, а потом чтение, дети могут путать эти звуки.

Постановка и автоматизация звуков – это работа логопеда. Однако родители также могут выполнять с детьми несложные задания на дифференциацию звуков. Перед этим следует убедиться, что у ребёнка нет логопедических проблем. В этом случае заниматься надо после консультации с логопедом.

Примеры заданий:

1. Чередующиеся повторы слогов со схожими звуками: за-за-за-за, са-са-са-са...

2. Хлопки в ладони при заданном звуке. Более сложный вариант – слоги и слова.

3. Фонетические сказки.

Начинать нужно с различения отдельных звуков, затем – слогов с ними, а после этого – слов с трудными звуками.

Звуко-буквенный анализ слов

Анализ включает в себя определение количества звуков и букв, а также характеристики каждого звука. Принято графически обозначать согласные твёрдые синим цветом, мягкие – зелёным, а гласные – красным.

Этапы работы

1. Определение количества букв.

2. Определение количества звуков. В детском саду редко рассматриваются слова с гласными Е, Ё, Ю, Я. Они обозначают два звука: йе, йо, йу, йа. Единственный случай, когда количество звуков и букв не совпадает, – мягкий и твёрдый знаки.

3. Под словом цветными карандашами ставят точки или раскрашивают клеточки соответствующим цветом.

Звуковая линейка

Это несложное приспособление нужно для звуко-буквенного анализа слов в детском саду.

Звуковую линейку можно сделать своими руками. Потребуется лист А4 и цветная бумага синего, зелёного и красного цветов. Край листа отгибают к середине и приклеивают по бокам. Должен получиться кармашек. На нём нужно нарисовать квадраты с числами (не больше 5-6). Из цветной бумаги вырезают прямоугольники, меньшая сторона которых совпадает со стороной квадрата. Цифры – это количество звуков. Прямоугольники разных цветов – условные обозначения согласных и гласных.

https://doshkolnik.pro/publikacii/navyki-chteniya/...

https://gramoteyka.jimdo.com/уникальные-издания/музыкальные-файлы/азбука/

https://www.liveinternet.ru/users/2709653/post3435...

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon bukvy_i_zvuki_russkoy_azbuki.zip22 байта

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей.Игры со звуками и буквами.

Консультация для родителей«Игры со звуками и буквами». Родителям вполне под силу научить читать ребенка 5-6 лет, если они будут делать это правильно. Для начала нужно научить выделять звуки...

Буклет для родителей "Игры со звуками и буквами"

Рекомендации учителя-логопедаТрясковой Т. С. для родителей2013 г....

Игровой практикум для детей и родителей "Игры со звуками и буквами"

Данное мероприятие поможет родителям  понять необходимость для ребенка иметь чувственный опыт игр со звуками и буквами для успешного овладения грамотой, для подготовки к чтению в школе, поможет о...

Рабочая программа предмета «Игры со звуками и буквами» курса «Ступенька к школе» для детей 5-6 лет

Необходимость создания этого курса показали результаты психолого-педагогических обследований поступающих в школу детей. Ребёнок до обучения в школе должен достичь не только определённого физического и...

Организованная образовательная деятельность на тему: «Звук и буква Вв» в подготовительной к школе группе

Основная образовательная область: речевое развитие.Интеграция: социально-коммуникативное развитие.Задачи:Образовательные:-Познакомить детей  с буквой [В]  как письменным обозначением звука [...

Логопедический досуг «Волшебный мир звуков и букв» (Для детей подготовительной к школе группы с ОНР)

Логопедический досуг «Волшебный мир звуков и букв»(Для детей подготовительной к школе группы с ОНР)Цель: Систематизация знаний, умений, навыков по подготовке детей к школьному обучению.Зад...

Учебная Программа дополнительного образования по курсу "Учим звуки и буквы" для детей подготовительной к школе группы

Основной целью данной программы является работа над звуковой культурой речи, над развитием фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Основное содержание - обучение дошкольников...