Педагогический совет Учреждения "Воспитание и развитие звуковой культуры речи"
методическая разработка по развитию речи

Мельник Анастасия Константиновна

Материал будет полезен старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет Учреждения № 3

«Формирование звуковой культуры речи дошкольников в процессе совместной деятельности детей и взрослых»

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.

 Задачи:

    1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития  звуковой культуры речи у детей;

       2) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;

План  проведения  Педсовета:

1.   Анализ выполнения решений, принятых на предыдущем педсовете.

2. Формирование звуковой культуры речи в разных возрастных группах. Профилактика речевых нарушений.

3.  Деловая игра «Вспомнить всё!»

4. Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Воспитание звуковой культуры речи у детей разных возрастных групп»

5.  Профилактика ОРВИ и ОРЗ, ДТТ, пожарной безопасности.

6.  Решения Педагогического совета Учреждения.

 Предварительная работа:

1. Анализ проделанной работы по выполнению решений, принятых на педагогическом совете № 2 от 30.11.2018г. Подбор и изучение педагогической и методической литературы старшим воспитателем и воспитателями всех групп по вопросам формирования звуковой культуры речи, профилактики речевых нарушений у дошкольников, для подготовки к выступлению на педсовете и участию в деловой игре по данной теме.

2. Планирование и проведение мероприятий (консультаций, занятий, досугов, праздников, развлечений консультаций), направленных на  речевое развитие дошкольников, формирование ЗКР, повышения профессиональной компетентности у педагогов и знаний, необходимых  родителям воспитанников по данному вопросу.

3. Подготовка и проведение тематического контроля по теме «Воспитание звуковой культуры речи у детей разных возрастных групп»

4.  Профилактика гриппа, ОРВИ, ДТТ, пожарной безопасности

              Ход педсовета:               

    1.    Старший  воспитатель   А.К. Мельник сообщила присутствующим  о  выполнении решений,  принятых на  Педагогическом   совете     учреждения    № 2.     Воспитателями разработаны музыкально – дидактические игры для детей своей возрастной группы. Воспитателем 1-ой младшей группы Никифоровой Т.А. – «Угадай, кто поёт?» (имитация голосов животных). Воспитателем младше – средней группы  Турабаевой А.А. – «Угадай, на чём играю?», «Угадай песенку». Воспитателем старше – подготовительной группы  Калиевой Д.К. -  мини-альбом «Композиторы»,  игра «Угадай пеню», «Угадай, на чём играю?».

   Воспитатели  планируют  индивидуальную работу с детьми по развитию музыкальных способностей дошкольников.

   Воспитатели ведут работу с родителями по вопросам музыкального развития детей.

   Педагоги продолжают использовать проектную деятельность в своей работе. Старшим воспитателем и музыкальным руководителем Мельник А.К. и воспитателем старше – подготовительной группы Калиевой Д.К. был разработан и реализован проект «День защитника Отечества», итогом которого стали детские работы (рисунки, поделки) и проведение праздника и чаепития с участием пап, дедушек, братьев воспитанников старше – подготовительной группы.

   Также, все сотрудники детского сада и родители воспитанников  продолжают соблюдать  меры профилактики гриппа, ОРЗ и ОРВИ.

2. Теоретическая часть

     Формирование звуковой культуры речи в разных возрастных группах. Профилактика речевых нарушений.

     Все вы знаете, что ребенок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить – правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли. Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.

    В общении с окружающими малыш на первоначальных этапах речевого развития подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, т.е. «подгоняет» свое умение к их произношению. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить также, как и взрослые.

   В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное  чувство языка. Точное воспроизведение звука возможно лишь в том случае, если произносительные органы ребенка (и прежде всего артикуляционный аппарат) в состоянии принять соответствующее положение, имеют достаточную подвижность мыщц, принимающих участие в образовании звука.

   Для произнесения одних звуков требуется простая артикуляция, для произнесения других – более сложная. Поэтому малыш и усваивает, сначала те звуки, которые легки для произношения, а более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее.

    В развитии речи ребенка наблюдаются определенные закономерности, которые выражаются, прежде всего, в постепенности процесса.

    Сегодня тема нашего педсовета посвящена звуковой культуре речи. Давайте немного вспомним теорию.

     Понятие звуковой культуры речи

   Звуковая культура речи— понятие достаточно широкое, это составная часть общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Т.Е.оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность и четкую дикцию.(Максаков А.И. «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд.- М.: Мозаика-Синтез, 2005.  

   Средства звуковой культуры речи (предметные и сюжетные картинки, произведения художественного слова, жанры малого фольклора) способствуют решению задач по воспитанию правильного произношения, выразительности речи.

Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.

    Воспитание звуковой культуры предполагает:

- формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

- воспитание орфоэпически правильной речи — умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т. е. специфическое явление устной речи.

- формирование выразительности речи — владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.

- выработка дикции — отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

- воспитание культуры речевого общения как части этикета.

     Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребёнка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, и как следствие – неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук – основа обучения грамоте, правильной письменной

речи. Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время, а также и в нашем детском саду.

      Выступление  педагогов

«Формирование ЗКР в разных возрастных группах. Профилактика речевых нарушений. Артикуляционная гимнастика»

 

Практическая часть

3.  Деловая игра «Вспомнить все!»

Конкурс «Развитие артикуляции и мелкой моторики рук»

1-е задание — «Зарядка для языка»

 - показать комплекс артикуляционных упражнений (для произношения свистящих звуков)

 - показать комплекс артикуляционных упражнений (звук [p]).

2-е задание — Знание органов артикуляции и основных понятий.

Ведущий поочерёдно задаёт вопросы командам.

*Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык.)

*Какие части языка вы можете назвать? (Кончик, спинка, корень, боковые края.)

*Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (Язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твёрдое нёбо, голосовые связки, носовая полость.)

*Как образуется голос? (Воздух проходит через голосовые связки, которые то смыкаются, то размыкаются.)

*Способность выражать мысль словами, умение говорить. Один из признаков, отличающих человека от животных. (речь.)

*Одно из пяти внешних чувств, дающее возможность воспринимать звуки. (слух.)

3-е задание – Подобрать соответствующие карточки, что относится к звуку, что относится к букве ( звук – ухо, губы и язык; буква – глаз, книга, ручка)

Конкурс «Развитие фонематического слуха и восприятия»

1-е задание — «Придумайте рифму к слову».

   На мольберте выставлены перевёрнутые обратной стороной предметные картинки. Представитель каждой команды выходит к мольберту, поочерёдно переворачивает картинки и называет предметы. Члены его команды подбирают рифмы к этим словам. (Кошка - окошко, улитка — калитка, корзина — картина, жучок — паучок и т.п.)

2-е задание «Подберите слово к схеме».

   На мольберте выставлены варианты схем слов, состоящих из трёх звуков: гласные обозначены красным цветом, твёрдые согласные — синим, мягкие согласные — зелёным. Команды должны подобрать к этим схемам как можно больше слов — названий растений и животных. (Сад, дуб, мак, тис, бук, лук, луг, рак, сом, вол, бык, кот, мул, жук, мышь, вошь, мох; лес, рис, лён, вяз, пёс, лис, кит, лев, чиж, ёж, як; рысь, лось, сыч, гусь; пень, чай, лещ, язь; оса; тля.) 

3-е задание «Подберите слово с наибольшим количеством букв».

    Командам раздают чистые листы бумаги и маркеры. Нужно вспомнить самое длинное слово, написать его и подсчитать количество букв. (Самоуничтожение, газонокосилка и т.п.) 

Конкурс «Формы, методы и приемы формирования звуковой культуры речи»

Называть формы работы по формированию звуковой культуры речи:

занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные);

игры-драматизации;

праздники и развлечения;

артикуляционная гимнастика;

дидактические игры;

шутки-скороговорки.

Называть методы работы с детьми по формированию звуковой культуры речи:

игры (дидактические, подвижные, хороводные игры с текстом);

упражнения;

Приемы:

образец педагога;

объяснение;

образное называние звука или звукосочетания (з-з-з— песенка комара);

хоровые и индивидуальные повторения;

совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя;

оценка, исправление;

образная физкультурная пауза.

 

4. Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Воспитание звуковой культуры речи у детей разных возрастных групп»

Выводы по тематическому контролю

   Проведенный тематический контроль показал, что проблема воспитания звуковой культуры речи, развития речи  и коммуникации дошкольников актуальна, и она в нашем детском саду решается: через занятия, свободную деятельность детей, через режимные моменты, во время проведения прогулок.
  В группах созданы условия для речевой деятельности детей: организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, групповые и индивидуальные беседы. Накоплен иллюстративный наглядный материал.

      5. Старший воспитатель Мельник А.К.   рассказала о мерах профилактики ОРЗ, ОРВИ и гриппа и действиях при их возникновении. Во всех группах младшие воспитатели расставили блюдца с нарезанным луком, все дети носят медальоны с чесноком. Заболевающих детей отслеживают, сообщают родителям.

     Для профилактики ДДТТ и пожарной безопасности с детьми проводятся беседы, воспитатели читают им детскую литературу  по этой теме, устраивают просмотры мультфильмов.

6.  Решения Педагогического совета Учреждения.

                  

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая площадка воспитателей дошкольных отделений по обмену опытом: представление авторских разработок дидактических игр и пособий по развитию звуковой культуры речи у дошкольников

Мероприятие носит конкурсный характер, проводится согласно "Положению о конкурсе на лучшую разработку дидактической игры, пособия по развитию звуковой культура речи дошкольников"...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Консультация для воспитателей "Развитие звуковой культуры речи у детей 4-5 лет в педагогической практике"

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой куль...

Тематическая Программа по формированию функциональной грамотности посредством развития звуковой культуры речи с детьми  «Наши друзья - Звуковички»

Тематическая Программапо формированию функциональной грамотности посредством   развития звуковой культуры речи с детьми «Наши друзья - Звуковички»...

Индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения по развитию звуковой культуры речи для воспитанника старшей группы имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы.

Индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения по развитию звуковой культуры речи для воспитанника старшей группы имеющего затруднения в освоении осн...

Развитие звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в педагогической практике

Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми ср...