Главные вкладки

    Консультация для родителей "Какие психологические трудности бывают у детей с нарушением речи"
    консультация по развитию речи

    Воробьёва Ольга Анатольевна

    Речевую недостаточность необходимо рассматривать в  тесном единстве с особенностями психического развития, т.к. у ребенка с общим недоразвитием речи наряду с патологией формирования всех ее сторон могут отмечаться отклонения в психическом развитии (темп его психического развития может замедлиться). Развитие гностических и мыслительных процессов, эмоционально-волевой сферы, характера, а иногда и личности в целом может происходить аномально.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Что надо знать о развитии речи дошкольников.

    Речь – не врожденная способность человека, она формируется в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.

    При недоразвитии речи восприятие ребенка обедняется, слабо развиваются представления о себе и окружающем мире. Формирование регулирующей функции речи тесно связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения.

    При недоразвитии регулирующей функции действия ребенка отличаются импульсивностью, речь взрослого мало корректирует его деятельность, он затрудняется в последовательном выполнении интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, теряет конечную задачу, легко переключается на несущественные раздражители, не может тормозить побочные ассоциации.

    Какие психологические трудности бывают у детей с нарушением речи.

    Речевую недостаточность необходимо рассматривать в тесном единстве с особенностями психического развития, т.к. у ребенка с общим недоразвитием речи наряду с патологией формирования всех ее сторон могут отмечаться отклонения в психическом развитии (темп его психического развития может замедлиться). Развитие гностических и мыслительных процессов, эмоционально - волевой сферы, характера, а иногда и личности в целом может происходить аномально.

    Учителям-логопедам известно, как трудно выполнять, например, артикуляционную гимнастику с возбудимым, двигательно расторможенным ребенком. Если бы у него был непослушным язык, но ведь он постоянно отвлекается, суетится, задает вопросы, пытается о чем-то рассказывать. Его сосредоточенности хватает на минуту.

    Вялые, ослабленные, с высокой истощаемостью нервной системы дети не нарушают дисциплину и порой незаметны в группе, но учителю- логопеду приходится испытывать с ними немалые трудности. Всего после нескольких минут работы этот ребенок слабым и безжизненным голосом объявляет, что он устал и больше ничего не может. У таких детей, как правило, трудно ставятся звуки, требующие активного выдоха, медленно происходит их автоматизация.

    Дети, страдающие так называемым синдромом гиперответственности, настолько тщательно стараются выполнять все задания, стремятся к совершенству и правильности речи, что тем самым закрепощают мышцы тела, в том числе и языка. Их напряженное состояние затрудняет постановку звуков и их автоматизацию.

    Очень нелегко автоматизируются звуки у детей с крепкой нервной системой, малочувствительных, не проявляющих особенного интереса к тому, что их окружает. Им как бы безразлично, какое у них произношение. Отсутствие желания- отсутствие сознательного контроля. У таких детей может и не быть сложностей с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтанную речь порой является проблемой как для учителя-логопеда, так и для самого ребенка.

    Также среди трудностей детей с нарушением речи:

    • неумение слушать и слышать звуки окружающего мира, воспринимать тонкие различия в произношении тех или иных речевых звуков;
    • недостаточное чувство ритма и неумение согласовывать свои действия с действиями других;
    • проблемы с дыханием - когда оно не свободное и плавное, а зажатое или прерывистое.

    Речь - не отдельная обособленная функция развития ребенка. Ее правильность и выразительность зависят от многих факторов. Улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом.

    Как говорить с детьми о смерти,

    разводе родителей и рождении ребенка.

    Когда в семье происходят изменения, ребенок становится их невольным участником. Он ощущает, что все вокруг него поменялось, но не понимает, что конкретно, и это вызывает у него тревогу. Если взрослые в этот момент не разговаривают с ребенком, не пытаются объяснить, что происходит или произошло, у дошкольника могут появиться психосоматические симптомы: энурез, навязчивые движения, пищевые расстройства, проблемы со сном. Расскажите родителям, как доступно донести ребенку информацию об изменениях в семье, помочь ему справиться с тревогой и адаптироваться к новым условиям жизни.

    Беседы о смерти.

    Тема смерти вызывает не только тревогу, печаль, но и интерес у детей, как к части жизни. Как реагировать на детское любопытство, как можно объяснить, что такое смерть, нужно ли скрывать от ребенка утрату близкого человека и что делать с детскими чувствами?

    Отвечайте на любопытство о смерти. Говорите с детьми о смерти не только тогда, когда кто-то умирает, но и когда у них возникает об этом вопрос. Ребенок может обращать внимание на символы смерти, будучи незнаком с самим понятием: «Почему завял цветок?», «Почему птичка лежит на асфальте и не двигается?», «Что это за странное место мы проехали, где так много крестов?». Отнеситесь к любым вопросам ребенка, как к попытке узнать больше о мире, в котором он живет. Не отвечайте сразу. Предварительно уточните, правильно ли вы понимаете, о чем именно он спрашивает. Беспокоится он о чем-то конкретном или просто интересуется всем подряд? Даже ответ «умер» не всегда потребует последующего объяснения. Не всегда вопросы ребенка требуют развития темы.

    Постарайтесь объяснить, что такое смерть. Расскажите о самой сути жизни и смерти- все когда-то начинается и заканчивается: солнышко встает утром- вечером уходит за горизонт; день начинается и заканчивается, уступая место следующему дню. Ребенку необходимо учиться переживать завершения как этап развития. Тогда идея смерти не станет предметом паники, с которой он не сможет справиться. Не сравнивайте смерть со сном- маленькие дети воспринимают информацию буквально. Такой ответ может вызвать сильную тревогу и пробудить страх смерти, к которому склонны дети в стрессовых ситуациях. Можно сказать, ребенку, что умерший человек подобен увядшему растению, которое больше никогда не распустится: оно не дышит, не двигается, не думает и ничего не чувствует. Когда же мы спим, мы продолжаем жить и чувствовать, а наше тело- функционировать. Говоря о смерти, внесите понятие «продолжительность жизни». Перед тем как умереть, человек проживает длинную жизнь, в которой с ним происходит много разных и интересных событий. Расскажите, что у вас с малышом впереди много планов- перечислите, сколько всего вам предстоит сделать.

    Не скрывайте, что в семье произошло горе. Если умер кто-то из близких людей, не скрывайте от ребенка, что в семье произошло несчастье. Когда у детей есть вопросы, отвечайте на них честно, но не вдавайтесь во «взрослые» подробности того, как это было. Если ваш ребенок видит, как вы плачете, не скрывайте слезы- говорите, что вспоминаете и грустите об умершем человек. Это поможет ребенку лучше опознать свою грусть. Храните фотографии, рассказывайте, какой был ушедший человек. Тогда ребенок поймет, что об этом человеке помнят.

    Примите переживания ребенка. Дошкольники еще не могут выразить свои переживания словами. Не у всех в этом возрасте в полной мере развита речь, поэтому ребенок не сможет объяснить, что чувствует. Плач в таком случае естественный и доступный ребенку способ выражения эмоций, который помогает пережить горечь утраты. Если его чувства в этот момент находят адресата, он быстрее приспосабливается к новой ситуации.

    Беседы о разводе. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов "Роль логоритмических занятий для детей с нарушением речи".

           Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопедической ритмики как одного из звеньев логопедической коррекции, является формирование и развитие у детей с ре...

    Консультация для родителей "Создание домашней игротеки для детей с нарушением речи"

    В этой консультации даны рекомендации родителям о подборе игр для развития психических процессов у ребёнка....

    Консультация для родителей «Развитие речевого дыхания у детей с нарушением речи»

    Консультация для родителей на тему:                   «Развитие речевого дыхания у детей с нарушением ре...

    консультация для воспитателей ДО "Особые образовательные потребности детей с нарушением речи"

    Вашему вниманию предлагается презентация, которая является  консультацией для воспитателей ДО. Данное мероприятие востребавано перед проведением планого обследования воспитанников ОО и набором де...

    Особенности психологической готовности к школе детей с нарушениями речи

    Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, которое предполагает достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отста...