Трудности, возникающие у детей с нарушениями речи.
консультация по логопедии (старшая группа)

Трудности, возникающие у детей с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnosti_voznikayushchie_u_detey_s_narusheniyami_rechi.docx144.58 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Трудности, возникающие у детей с нарушениями речи.

В практике работы с детьми дошкольного возраста зачастую судят только по внешним характеристикам речи. Чаще всего родители и воспитатели обращают внимание на четкость произношения звукового состава слова, на четкость произношения фонем, на умения согласовывать слова в предложениях, на умения ребенка формулировать высказывания, составлять простые сообщения и рассказы, а также на наличие заикания или других «грубых» дефектов речевой деятельности. В связи с таким внешним «логопедическим» пониманием речевого развития, часто остаются за пределами внимания другие существенные характеристики речи ребенка. Такие как:

  • умение отвечать на вопросы взрослого, задавать их, высказываться;
  • налаживать совместную деятельность со сверстниками, устанавливать положительные контакты, поддерживать разговор, беседу.

    Задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Речевая патология особенно тяжелые ее формы часто влекут за собой личностные проблемы у детей: снижают их коммуникативные возможности, препятствуют формированию адекватной самооценки, задерживают развитие познавательных способностей, одним словом препятствуют своевременной социализации детей. Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

Трудности, возникающие у детей с нарушениями речи:

  • Связь речевого нарушения с другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа и синтеза), дети с нарушениями речи могут отставать в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевать мыслительными операциями.
  • В овладении словарным запасом и грамматическим строем родного языка, что задерживает процесс развития связной речи, перестройку ее форм, и, прежде всего своевременный переход от диалогической формы к контекстной.
  • В формирования познавательной деятельности, недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Общее недоразвитие речи сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.

Исследование функции внимания выявило, что дети с нарушениями речи быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны экспериментатора, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы. У ряда детей отмечается недостаточная устойчивость внимания. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, пропускают его составные части. Несовершенство речевых умений затрудняет формирование основных функций речи:

  • коммуникативной
  • познавательной
  • обобщающей
  • регулирующей.

 Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, воспитателю следует учитывать:

  • речевые недостатки
  • психологические и возрастные возможности детей данной категории (неполная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: внимание, память, словесно-логическое мышление, пальцевая моторика и игровая деятельность)
  • характерологические особенности

Осуществляя работу, воспитатель, помимо реализации основных и коррекционных задач связанных с развитием и закреплением речевых навыков, так же должен уделять внимание:

  • становлению и развитию у детей игровой деятельности в процессе взаимодействия со сверстниками;
  • развитию у детей внимания и памяти - процессов, тесно связанных с речью;
  • совершенствованию словесно-логического мышления ребенка как одной из функций речи;
  • развитию у детей мелкой моторики;
  • эмоционально-волевой сфере (следствием нарушения речи часто становится: неуверенность, легкая возбудимость, негативизм, неспособность к длительным волевым усилиям);
  • обучению расслабляющим упражнениям для мышечной и эмоциональной раскованности (умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание, снять возбуждение и т.п.)

Развитие у детей игровой деятельности

Если нормально развивающимся детям достаточно лишь создать условия для игры (зону, атрибуты, спокойную обстановку), то детей с нарушениями речи и ОНР часто приходится учить играть. Игра большинства таких детей бывает процессуальной, лишенной творчества; дети не всегда умеют договариваться со сверстниками во время игры, распределять роли, они не в состоянии длительно играть. Игра таких детей, как правило, примитивна, не отражает действительности в полной мере, не всегда является ведущей формой деятельности, как это положено в дошкольном возрасте. Поэтому воспитателю приходится обучать детей игре.

      В первую очередь следует создать базу - подготовить запас знаний и впечатлений от реальной жизни. Ни в коем случае не руководить игрой, а участвуя в ней, увлекать детей, предотвращать возможные конфликты.

 Как показывает опыт, ведущие роли, выполняемые воспитателем, неохотно поддерживаются детьми. С гораздо большей готовностью они включаются в игру, если воспитатель играет любые второстепенные роли. А диалог, который происходит между воспитателем и любым из играющих, непроизвольно вызывает у всех детей повышенный интерес. Воспитатель играет с ними на равных! Дети легко расковываются в такой игре, становятся активнее, смелее, изобретательнее! Включаясь в игру, воспитатель должен помнить, что помимо обогащения игровой деятельности детей, желательно максимально повышать их умственную и речевую активность. Так, будут полезны вопросы воспитателя во время различных ролевых игр. ("Доктор почему Вы бинтуете мне руку?)

Цели и задачи коммуникативных игр:

  • воспитание чувства единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров «Словесный ручеек», « Слепец и поводырь»;
  • умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты « Вежливые слова», « Волшебный букет цветов», « Подарок для всех»;
  • умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом « Игры- ситуации», « Коврик примирения», « Руки знакомятся, руки сорятся, руки мирятся»;
  • развитие невербальных и предметных способов взаимодействия « Изобрази предмет, животное и т.д.», « Разговор через стекло», « Телефон»;
  • создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости « Пойми меня», «Без маски», «Вмагазине».

Игра «Слепец и поводырь»

Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Дети разбиваются на пары: “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов либо ведет через препятствия к определенному предмету и обратно. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

По окончанию игры педагог просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

Игра «В магазине»

Цель: развивать коммуникативные навыки, расширение словарного запаса, обучение умению описательного рассказа.

Участвует пара игроков. Один из них остается дома – это мама/папа, а другой идет в магазин и из него звонит с просьбой помочь выбрать игрушку. Для этого ребенок из магазина описывает 2 игрушки и просит помочь в выборе. Необходимо дать максимально точное описание предмета. (цвет, форма, размер, из какого материала изготовлен, из каких частей состоит, какой на ощупь)

Игра «Вежливые слова»

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми

словами. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения

(извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи,

спокойной ночи).

Игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки

мирятся»

Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства

другого человека.

Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив

друг друга на расстоянии вытянутой руки. Педагог даёт задания: «Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь

руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки, снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки; ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки

мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

Развитие коммуникативных способностей в игровой деятельности

  1. Игры для развития коммуникативных качеств детей

      («Снежный ком»,   «Давайте  познакомимся»,   «Что изменилось?», «Найди меня»,  «Путаница», «Звери  на болоте», «Узнай, кто я», «Послушный мячик», «Подари  движение»,  «Строим дом», «Клубочек»).

  1. Игры, направленные на развитие информационно- коммуникативных умений. («Рассказ по кругу», «Волшебные водоросли», «Вежливые слова», «Диалог-шутка», «Игры-ситуации», «Подарки», «На балу у короля», «Позвони другу», «Колдун», «Изобрази пословицу», «Управляем роботом»).
  1. Игры, ориентированные на развитие регуляционно-коммуникативных умений. («Слепец и поводырь», «Магазин игрушек», «Ищем клад», «Близнецы», «Пойми меня», «Скажи по-разному», «Разговор через стекло»).
  1. Игры, ориентированные на развитие аффективно-коммуникативных умений. («Без маски», «Игра с масками», «Как ты себя чувствуешь», «Моё настроение», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Астрологи», «Оживи маску»).
  1. Игры, направленные на коррекцию эмоционально – волевой сферы и сплочение детского коллектива. («Услышь своё имя», «Крокодил в болоте», «Сороконожка», «Липучка», «Охота на тигра», «Ладонь в ладонь», «Головомяч», «Дотронься…», «Улитка», «Выразительные движения», «Конкурс хвастунов»).
  1. Игровые упражнения на формирование навыков общения. («Возьмите меня в игру», «Совет волшебников», «Тихо, громко, очень громко», «Придумываем и рисуем правила игры», «Что ты можешь предложить?», «Протяни другу руку», «Поссорились – помиримся», «Помогаю другу».
  1. Игровые ситуации на формирование навыков позитивного общения со взрослыми и сверстниками. («Кукольный театр», ролевые игры).

Дружеские отношения со сверстниками имеют большое значение в формировании человеческой психики, её развитию и становлении разумного, культурного поведения. Под воздействием воспитателей игры детей обогащаются и дают простор для развития воображения.

Речь их совершенствуется, становится ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре. В процессе игровой деятельности дети учатся социальному взаимодействию, реализуют свои способности, знания, коммуникативные навыки и учатся жить в обществе. Благодаря играм, общению и обучению происходит личностный рост и интеллектуальное развитие ребёнка, поэтому очень важно, что бы у детей была, возможность находится в коллективе.

https://www.dou75.ru/71/images/20-21/logoped/2020-12-11/image003.pnghttps://www.dou75.ru/71/images/20-21/logoped/2020-12-11/image005.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

"Трудности в формировании грамматического строя речи у детей с нарушением речи"

Каждый ребенок постигает родной язык собственным путем, но у всех детей существуют свои особенности в его усвоении. Русский язык, как и любой другой живет по своим правилам. Нам не всегда удается их с...

Консультация для родителей "Какие психологические трудности бывают у детей с нарушением речи"

Речевую недостаточность необходимо рассматривать в  тесном единстве с особенностями психического развития, т.к. у ребенка с общим недоразвитием речи наряду с патологией формирования всех ее сторо...

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")...

Трудности формирования второго языка у детей с нарушениями речи

В презентации раскрываются причины нарушений речи у детей -билингвов....

Психологические трудности у детей с нарушением речи

Речь  Речь - не врожденная способность человека, она формируется в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвое...

Диагностическая карта трудностей, возникающих у детей при освоении Программы

Диагностическая карта трудностей, возникающих у детей при освоении программы...