Главные вкладки

    "Трудности в формировании грамматического строя речи у детей с нарушением речи"
    статья по логопедии на тему

    Копайгора Елена Евгеньевна

    Каждый ребенок постигает родной язык собственным путем, но у всех детей существуют свои особенности в его усвоении. Русский язык, как и любой другой живет по своим правилам. Нам не всегда удается их сформулировать, а порой даже и осознать.

    Тем не менее, по мере своего речевого и интеллектуального развития, ребенок постепенно усваивает все эти правила. Помощь взрослого заключается преимущественно в том, чтобы давать ребенку образец той правильной речи, из которой он сможет «добывать» необходимую для него языковую информацию. Однако не все дети могут самостоятельно справиться с этой проблемой. Детям с нарушением речи  требуется помощь педагогов и родителей. Она заключается в том, чтобы привлечь внимание ребенка к тем скрытым процессам, которые протекают в языке и находят свое выражение в речи, на практическом уровне показать ему действие этих правил.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл trudnosti_v_formirovanii_grammaticheskogo_stroya_rechi.docx23.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Трудности в формировании грамматического строя речи у детей с нарушением речи»

    Учитель-логопед: Копайгора Е.Е.

    Каждый ребенок постигает родной язык собственным путем, но у всех детей существуют свои особенности в его усвоении. Русский язык, как и любой другой живет по своим правилам. Нам не всегда удается их сформулировать, а порой даже и осознать. Будучи взрослым, мы уже не задумываемся над тем, почему детеныш оленя называется оленёнок, льва-львенок, а детеныш коровы-теленок, а не коровенок. Однако для ребенка , только начинающего осваивать родной язык, часто бывает непонятным. Почему можно сказать утенок, но нельзя сказать курёнок.

    Тем не менее, по мере своего речевого и интеллектуального развития, ребенок постепенно усваивает все эти правила. Помощь взрослого заключается преимущественно в том, чтобы давать ребенку образец той правильной речи, из которой он сможет «добывать» необходимую для него языковую информацию. Однако не все дети могут самостоятельно справиться с этой проблемой. Детям с нарушением речи  требуется помощь педагогов и родителей. Она заключается в том, чтобы привлечь внимание ребенка к тем скрытым процессам, которые протекают в языке и находят свое выражение в речи, на практическом уровне показать ему действие этих правил.

    Известно, что ребенок усваивает систему языка гораздо раньше, чем существующие в ней ограничения. Именно этим объясняется появление в речи 4-5 летних детей большого количества слов, свидетельствующих о том, что ранее усвоенные ими общие языковые правила распространяются и на частные случаи: ушов (ушей), лошадёнок (жеребёнок) и т.д

    Основным источником развития грамматической стороны речи детей является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними.

    Уже на третьем году жизни ребенок при полноценном развитии речи начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях. При этом он пользуется как однословными предложениями, так и предложениями из нескольких слов. У детей в этот период отрабатывается правильное произношение фонем, усваиваются первые грамматические формы, появляются многословные фразы, придаточные предложения, а к концу третьего года жизни – соединительные союзы и местоимения. Это свидетельствует об овладении речедвигательными алгоритмами родного языка. Основное формирование функциональной речевой системы заканчивается, однако совершенствование ее продолжается на 4-м и 5-м году жизни.

    Первые словосочетания либо заимствованы из речи окружающих, либо являются творчеством ребенка, на, что указывает их оригинальный характер. Слова, употребляются детьми в первоначальных словесных комбинациях, используются ими в той форме, в которой они были заимствованы из речи окружающих.

    Последовательность усвоения ребенком грамматических форм слова определяются семантической (смысловой) функцией и частотностью использования в речи окружающих. В течение определенного времени дети используют толь одно, наиболее продуктивное окончание.

    К  старшему дошкольному возрасту овладение словосочетаниями практически завершается, однако могут наблюдаться ошибки, например:

    -в процессе построения предложений могут использовать неправильный порядок слов при образовании словосочетаний.

    -единичные ошибки в словосочетании.

    -трудности  примыкания, согласования и управления.

    Почти традиционным можно считать неверное употребление детьми несклоныемых имен существительных :, пальто, кофе, какао.

    Таким образом, при нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

    Остановимся подробнее на характеристике структурных компонентов речи детей пяти лет.

    1. Фразовая речь. Простые распространённые предложения, употребляют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения объемом до 10 слов.
    2. Понимание речи. Осознают смысл обращенной речи, есть устойчивость внимания к речи окружающих, способны выслушать ответы, указания взрослых, понимают смысл учебных и практических задач.
    3. Словарный запас. Объем до 3000 слов, появление обобщающих понятий (посуда, одежда, мебель и т.д). Ярко проявляется словотворчество.
    4. Грамматический строй речи. Согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, существительные с числительными, изменяют слова по числам, родам, лицам. Правильно употребляют предлоги в речи.

    У детей увеличивается количество грамматических ошибок, таких как неправильное образование формы родительного падежа множественного числа существительных- ягодов, пчелов: неправильное согласовываются глаголы с существительными, нарушаются структура предложения.

    Грамматический строй речи детей с ОНР.

    У детей с нарушением речи формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями. Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтактической системы языка, семантических формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.

    Еще в прошлом столетии профессор Левина Р.Е . ,изучая наиболее тяжелые речевые расстройства, выделила и подробно описала такую категорию детей, у которых наблюдается недостаточная форсированность всех языковых структур. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, и следовательно плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный запас отстаёт от нормы по количественным, так и по качественным показателям, страдает связная речь.

    Третий уровень ОНР характеризуется тем, что у детей имеется четкое и хорошо осознанное различение некоторых грамматических форм; наряду с этим имеются грамматические формы, различение которых нестойко. Различение прилагательных по роду у большинства детей вообще отсутствует ( красный конфета).

    Аграмматизмы являются чуть ли не самым устойчивым и основным проявлением общего недоразвития речи. Кроме того, сформированность грамматического строя речи у детей с ОНР зависит от уровня их речевого развития.

    Недостаточное понимание грамматических форм является следствием недоразвития активной речи, речевого опыта в целом, отсутствие которого препятствует выработке так называемого чувства языка, благодаря которому нормальный ребенок эмпирически овладевает всей сложной системой грамматики русского языка.

    Отечетественные иследователи (Жукова Н.С., Шаховская С.Н., Спирова Л.Ф…) выделяют следующие неправильные формы сочетания слов в предложении при ОНР:

    1. Неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных ( много стулов, желтый лопата)
    2. Неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных ( нет два пуговиц)
    3. Неправильное согласование глагола с существительными и местоимениями ( он упала, дети рисует)
    4. Неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (дерево упала)
    5. Неправильное употребление предложно-падежных конструкций (в дому, из стакан, под стола)

    При этом у детей выявляются как общие, так и специфические аграмматизмы. Они характерны как для нормального, так и для нарушенного речевого развития.

    Несформированность грамматического строя речи проявляется в неправильном употреблении предложно-падежных конструкций: Родительного падежа в обозначении места (предлогииз, около, возле, из-за, из-под); Винительного падежа для обозначения преодолеваемого пространства (Предлог через); Дательного падежа для обозначения лица, к которому направлено движение, и места движения (предлоги к, по); Предложного падежа для обозначения места (предлоги в, на). При этом дети либо совсем не употребляют предлогов, либо употребляют только простые предлоги /в,на,за,с,к/, в активном запасе в основном 4-5 предлогов, редко встречаются: под,над. Сложные предлоги не употребляются.

    Почти у всех детей наблюдаются отклонения при использовании  в речи форм именительного и родительного падежей множественного числа некоторых существительных (окна-окны, дом-домы)

    Часто допускаются ошибки в употреблении словосочетаний, включающих количественные числительные )пять стула). Реже наблюдается неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

    У детей с ОНР III уровня обнаруживается несформированность навков практического словообразования: относительные прилагательные от существительных (морковный-морковенный, сливовый-сливочный, клюквенный-клюконый), уменьшительно-ласкательная форма (столик-стольчик, ведерко-ведрочко).

    Многие дети допускают ошибки в употреблении числа существительного при преобразовании существительных единственного числа в множественное допускают ошибки (ребенок-ребёнки).

    Конструирование предложений также заслуживает определенного внимания. Дети конструируют, в основном, нераспространенные, несогласованные предложения.

    В согласовании различных частей речи дети с нарушением речи испытывают трудности преимущественно при согласовании числительных с существительными, меньшее количество ошибок встречается при согласовании глаголов или прилагательных с существительными.

    Таким образом, у детей с нормальным речевым развитием и при ОНР формирование грамматического строя речи происходит в той же последовательности, однако у последних этот процесс наиболее затруднен, часто в речи наблюдаются неправильные формы сочетания слов в предложении, что выражается в неправильном употреблении различных окончаний в частности, формирование связей согласования, управления и примыкания в словосочетании протекает в затрудненной форме. С накоплением словаря у детей с ОНР увеличивается и количество ошибок, связанных с грамматически правильным оформлением высказывания.

    Следует отметить, что только в результате целенаправленной коррекционной работы по развитию речи в целом возможно устранение аграмматизма у детей с нарушением речи.

    В связи с тем, что происходит увеличение числа дошкольников с подобным системным нарушением проблема формирования лексико-грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.            В дошкольном учреждении о...

    Формирование грамматического строя речи у детей с нарушением зрения и речи.

    Формирование грамматического строя речи у детей с нарушением зрения и речи....

    Дидактические игры и упражнения по формированию словарного запаса и лексико-грамматического строя речи у детей с нарушениями интеллекта

    Дидактические игры и упражнения по формированию словарного запаса и лексико-грамматического строя речи у детей с нарушениями интеллекта....