Презентация на тему :"НАРУШЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СТЁРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ"
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Лаврова Анастасия Юрьевна

Презентация на тему "Нарушения формирования грамматического строя у детей со стертой дизартрией"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нарушения формирования грамматического строя речи у детей со стертой дизартрией. Подготовила: учитель-логопед Лаврова Анастасия Юрьевна МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №153»

Слайд 2

Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В. Лопатина). Нарушение грамматического строя речи у детей со стертой дизартрией характеризуется неоднородностью, вариативностью симптоматики: от незначительной недостаточности формирования морфологической и синтаксической системы языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной речи. Основным механизмом несформированности грамматического строя речи у детей со стертой дизартрией является нарушение дифференциации фонем, что вызывает трудности различения грамматических форм слов из-за нечеткости слухового и кинестетического образа слова и особенно окончаний. В связи с этим преимущественно страдает морфологическая система языка, формирование которой тесно связано с противопоставлением окончаний по их звуковому составу.

Слайд 3

Морфологическая система языка при стертой дизартрии Для овладения морфологической системой языка необходима многообразная интеллектуальная деятельность ребенка. Ребенок должен научиться сравнивать слова по значению и звучанию, определять их различие, осознавать изменения в значении, выделять элементы, за счет которых происходит изменение значения, устанавливать связь между оттенком значения или различными грамматическими значениями и элементами слов (морфемами). Нарушение формирования грамматических операций приводит к большому числу морфологических аграмматизмов в речи детей со стертой дизартрией. Сам механизм морфологических аграмматизмов заключается в трудностях выделения морфемы, соотнесения значения морфемы с ее звуковым образом. Выделяются следующие неправильные формы сочетания слов в предложении у детей с ОHP и при стертой дизартрии: - неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных («копает лопата», «красный шары», «много ложков»); - неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных («нет два пуговиц»); - неправильное согласование глагола с существительными и местоимениями («дети рисует», «она упал»); - неправильное употребление родовых и числовых окончании глаголов в прошедшем времени («дерево упала»); - неправильное употребление предложно-падежных конструкций («под стола», «в дому», «из стакан»).

Слайд 4

Общие окказиональные формы при нормальном и нарушенном речевом развитии. В процессе овладения практической грамматикой у детей наблюдаются разнообразные аграмматизмы , так называемые окказиональные формы. Основным речевым механизмом окказионализмов является « гипергенерализация », т.к. излишнее обобщение наиболее частотных форм приводит к формообразованию по аналогии с продуктивными формами. С.Н. Цейтлин выделяет следующие виды окказионализмов при формообразовании : - унификация места ударного слога, т.е. закрепление ударения за определенным слогом в слове. Так, в различных формах существительных сохраняется ударение исходного слова («стола нет», «много поездов»); - устранение беглости гласных, т.е. чередования гласного с нулем звука («левы», «пени», « молотоком »); - игнорирование чередований конечных согласных («ухи», « текет », « соседы »); - устранение нарушения при изменении суффиксов («друг - други », «ком - комы», 2 чудо - чуды »); - отсутствие супплетивизма при формообразовании («человек - человеки», «ребенок - ребенки »).

Слайд 5

Специфические аграмматизмы В процессе словоизменения у детей со стертой дизартрией недостаточно функционируют процессы «генерализации », т.е. выявление правил и закономерностей морфологической системы языка и их обобщение в процессе порождения речи. Для процессов формообразования при стертой дизартрии характерна языковая асимметрия, т.е. отступление от регулярности в строении и функционировании языковых знаков. У дошкольников со стертой дизартрией наблюдается частое смешение морфем, т.е. морфемных парафазий, не только семантически близких, но и семантически далеких, не входящих в парадигму морфем одного и того же значения.

Слайд 6

Характерной особенностью речи детей со стертой дизартрией является одновременное существование двух направлений усвоения грамматического строя речи: - усвоение слов в их нерасчлененном, целостном виде (на основе механизмов имитации); - овладение процессом расчленения слов на составляющие его морфемы (на основе механизмов анализа и синтеза), которое осуществляется у детей со стертой дизартрией более замедленными темпами.

Слайд 7

Синтаксическая структура предложения у детей со стертой дизартрией Нарушение синтаксической структуры предложения обычно выражается в пропуске членов предложения, чаще всего предикатов, в необычном порядке слов, что проявляется даже при повторении предложений. Нарушения синтаксиса проявляются как на уровне глубинного, так и на уровне поверхностного синтаксиса . -На глубинном уровне нарушения синтаксиса проявляются в трудностях овладения семантическими компонентами (объектными, атрибутивными), в трудностях организации семантической структуры высказывания. -На поверхностном уровне - в нарушении грамматических связей между словами, в неправильной последовательности слов в предложении.

Слайд 8

В результате анализа данных обследования грамматического строя речи детей со стертой дизартрией можно делать следующие обобщающие выводы: При задании на повторение предложений дети допускают пропуски слов и целых частей предложения, искажали смысл предложения, допускают перестановки слов и замену слов в предложениях. Задание на верификацию предложений вызывает значительные трудности. Особые трудности представляет задание на составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме. В числе ошибок при данном задании - нарушения порядка слов в предложении, пропуски слов, искажение смысла предложения, морфемные аграмматизмы . Задание на добавление предлога в предложении выявляет несостоятельность детей в использовании предлогов и составлении предложенной конструкции. Задания на образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах также демонстрируют большой процент ошибок у детей со стертой дизартрией. Задание на завершение предложения является достаточно сложным. Задание на составление предложений по картине воспринимается детьми активно и эмоционально. Самые простые конструкции предложений: подлежащее + сказуемое + простое дополнение (Девочка режет хлеб) всеми детьми составляются верно. Задание на составление предложений большей сложности, требующих использования предлогов как простых (в, по), так и сложных (из-за, из-под), провоцируют не только грамматические, но и многочисленные лексические ошибки, а также выявляют трудности смыслового программирования. Задания на составление предложений самых трудных, предусматривающих построение сложных предложений с прямым и косвенным дополнением, однородными членами и т.п., часто не выполняются совсем.

Слайд 9

По мнению Е.Ф. Соботович , многие аграмматизмы в речи детей со стертой дизартрией связаны не только с нарушением произносительной дифференциации фонем, но и с «потерей звукового образа слова». Несформированность звукового образа слова связана прежде всего с нечеткостью кинестетического и слухового образа слова, особенно его окончания (флексии). Анализ фразовой речи выявляет картину выраженных аграмматизмов : - ошибки при изменении окончаний существительных по числам и падежам; - ошибки в употреблении простых предлогов: пропуски, замены; - ошибки при употреблении в речи более сложных предлогов; - ошибки при употреблении приставок глаголов; - ошибки при согласовании числительных с существительными; - нарушение структуры предложения: пропуск членов и неправильный порядок слов; - ошибки при согласовании прилагательных с существительными в роде и числе.

Слайд 10

При детальном анализе ошибок словосочетаний имен прилагательных с именами существительными определяются разнообразные грамматические ошибки : - Искажение родового окончания имени прилагательного выражается в нечетком, аморфном произношении окончания при правильном употреблении суффиксов прилагательных и сохранной звуковой и слоговой структуры слов, входящих в словосочетание. - Замена родовых окончаний имен прилагательных при правильном употреблении суффиксов прилагательных и сохранной звуковой и слоговой структуре слов, входящих в словосочетание. - Искажение числовых окончаний имен прилагательных при правильном употреблении суффиксов прилагательных и сохранной звуковой и слоговой структуре слов, входящих в словосочетание. - Замена числовых окончаний имен прилагательных при правильном употреблении суффиксов прилагательных и сохранной звуковой и слоговой структуре слов, входящих в словосочетание. - Искажение суффиксов имен прилагательных при правильном согласовании их с именами существительными в роде и числе. - Комбинированные ошибки , выражающиеся в сочетании грамматических ошибок с лексическими ошибками и ошибками, связанными с нарушением звуковой и слоговой структуры слов, входящих в словосочетание. Среди выделенных групп грамматических ошибок наиболее распространенными являются ошибки, связанные с заменой родовых окончаний, искажением родовых окончаний.

Слайд 11

Выводы Таким образом, несформированность грамматического строя речи у детей со стертой дизартрией характеризуется вариативностью симптоматики от незначительного отставания формирования морфологической и синтаксической системы языка до выраженного аграмматизма в экспрессивной речи. Основным механизмом несформированности грамматического строя речи у детей со стертой дизартрией является нарушение дифференциации фонем, что вызывает трудности различения форм слова из-за нечеткого кинестетического образа слова и особенно окончаний. Поэтому страдает морфологическая система языка, формирование которой тесно связано с противопоставлением окончаний по их звуковому составу. Следовательно, отклонения в развитии грамматического строя речи оказываются производными и носят характер вторичных нарушений у детей со стертой дизартрией.

Слайд 12

Литературные источники Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. - Москва: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. - 319 с. Лалаева , Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - Санкт-Петербург: СОЮЗ, 1999. — 160 с. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. – Санкт-Петербург.: Издательство «Союз», 2005. - 192 с.

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование грамматического строя речи у детей с нарушением зрения и речи.

Формирование грамматического строя речи у детей с нарушением зрения и речи....

"Трудности в формировании грамматического строя речи у детей с нарушением речи"

Каждый ребенок постигает родной язык собственным путем, но у всех детей существуют свои особенности в его усвоении. Русский язык, как и любой другой живет по своим правилам. Нам не всегда удается их с...

Презентация на тему "Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР"

Презентация для консультации воспитателей и родителей не тему:"Развитие лексико-грамотического строя речи у детей с ОНР"...

Консультация на тему: «Этапы формирования грамматического строя речи у детей с ОНР»

Систематическая работа по формированию грамматического строя речи является важнейшим источником и резервом успешного речевого и познавательного развития дошкольника, в результате которого ребенок полу...

КАРТОТЕКА ИГР ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КАРТОТЕКА ИГР ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ ПО  ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышле...