Трудности формирования второго языка у детей с нарушениями речи
презентация к уроку (подготовительная группа)
В презентации раскрываются причины нарушений речи у детей -билингвов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
раскрываются причины нарушений речи у детей-билингвов | 182.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Известно, что билингвизм (двуязычие) - способность тех или иных групп населения объясняться на двух языках. Людей, владеющих двумя языками, называют билингвами, более двух— полилингвами , более шести— полиглотами. Так как язык является функцией социальных группировок, то быть билингвом — значит принадлежать одновременно к двум различным социальным группам
Быть билингвом – это не значит просто владеть вторым языком, это также значит быть носителем другой культуры, уметь понимать другую ментальность, ощущать свою принадлежность к людям, использующим и этот, и другой языки.
Многие авторы выделяют следующие положительные моменты раннего двуязычия: 1. Чем раньше ребенок начнет усваивать второй язык, тем у него больше шансов овладеть языком в полной объеме и с естественным произношением. 2. Двуязычие положительно сказывается на развитии памяти, умении анализировать явления языка . 3. У двуязычного ребенка больше шансов получить качественное образование как на родине, так и за рубежом.
Другие авторы, рассматривая отрицательное влияние билингвизма в раннем возрасте, отмечают следующее: 1. Билингвизм является фактором риска возникновения нарушений речи. При усвоении сразу двух языков одна (доминирующая) языковая система влияет на вторую, в результате чего происходит их смешение, которое приводит к ряду речевых и языковых трудностей у ребенка. Самыми частыми проблемами в таких случаях являются нарушения звукопроизношения на обоих языках, появление акцента, неправильное использование грамматических конструкций и, как следствие, трудности при овладении письмом и чтением. 2. Овладение двумя языками одновременно или последовательно в раннем возрасте часто становится причиной переутомления малыша и может привести к различным срывам в работе центральной нервной системы, в частности к заиканию или даже мутизму . В таких случаях ребенок вообще перестает пользоваться какой‑либо языковой системой или прибегает к вербальному общению крайне редко. 3. Если речь полноценно не сформирована ни на одном из языков, то разрушается структура речевого мышления, что может привести к психологическим стрессам. Ребенок начинает замыкаться в себе, возникают трудности с социальной адаптацией, а в дальнейшем может появиться ощущение ущербности
Сопоставительный анализ систем русского и татарского языков показал, что в плане грамматики основные трудности в овладении русским языком детьми-татарами связаны с принадлежностью сравниваемых языков к разным типологическим группам. Русский язык принадлежит к флективному языковому типу, а татарский — к агглютинативному.
Агглютинативный тип характеризуется стандартностью и однозначностью аффиксов, которые «приклеиваются» к основе, практически не влияя на нее. Например, показателем множественного числа в татарском служит всегда суффикс - лар . Языки флективного типа, напротив, характеризуются тем, что их аффиксы не стандартны, многозначны, присоединяясь к основе, они оказывают на нее влияние, что делает не очевидным границы морфем.
Отметим также в качестве «факторов риска» отсутствие в родном языке предлогов, приставок, наличием в русском и отсутствием в родном языке категории грамматического рода, отсутствие четкого выражения категории вида в татарском языке, фиксированное конечное место сказуемого в предложении в татарском и свободный порядок слов в русском языках.
Обратим внимание и на основные правила практической фонетики татарского языка, в корне отличающиеся от русских. Обычно говорят о трех основных: законе сингармонизма, законе открытого слога, законе ударного конечного слога. Согласно закону сингармонизма, в татарском языке в одном слове могут сочетаться только звуки однородные с точки зрения переднего или заднего образования, т.е. или исключительно гласные переднего ряда и мягкие согласные, или исключительно гласные заднего ряда и твердые согласные. Для русского языка сингармонизм не характерен
Гласные звуки в русском языке Гласные звуки в татарском языке [а] — гласный звук, нижнего подъема, среднего ряда, нелабиализованный. [а]-гласный звук заднего ряда, от русского а отличается тем, что имеет более глубокую заднеязычную артикуляцию. о] — гласный звук, среднего подъема, заднего ряда, лабиализованный [о]-гласный звук заднего ряда, по качеству представляет нечто среднее между русскими [о] и [у].( бораубурав , тоз-соль .) [ э] [е] — гласный звук, среднего подъема, переднего ряда, нелабиализованный. [ ә ]-гласный звук переднего ряда более открытый звук, чем русский э.(в русских словах, заимствованных из татарского языка, этот звук передается посредством я [у]-это гласный верхнего подъема, заднего ряда, лабиализованный. [у]-гласный звук заднего ряда ,произносится как русский у.( булбудь,тула-сукно ) В русском языке такого звука нет. [ү ]-гласный переднего ряда, произносится примерно как немецкий ü .( сүз-слово , күл-озеро , бүл-дели ) В русском языке такого звука нет [ы]-это гласный звук верхнего подъема, заднего ряда, лабиализованный. [ы]-это краткий гласный звук заднего ряда. [ ы ]-это гласный звук верхнего подъема, заднего ряда, лабиализованный. [ ы ]-это краткий гласный звук заднего ряда. Произносится глуше русского ы и приближается к русским неударяемым а или о(сын- изваяние, кыр - поле) [ э] [е] — гласный звук, среднего подъема,
В русском языке, как известно, письмо регулируется тремя основными принципами: морфологическим (единообразное написание морфем), историческим (традиционным) и фонетическим (в отдельных случаях). Важным законом татарского языка является фонетический принцип правописания, т.е. «как слышим, так и пишем». И хотя из этого закона достаточно много исключений, в первую, этот принцип является основным правилом, что неизбежно приведет к ошибкам в письменной речи, так как именно фонетический принцип противоречит морфологическому, являющемуся в русском языке ведущим.
Билингвизм является фактором риска возникновения речевых нарушений (например, часто именно усвоение двух языков одновременно становится причиной возникновения заикания или задержки развития речи), с другой стороны, наличие патологических нарушений речи затрудняет восприятие и использование как родного, так и иностранного языка. Только внимательное отношение семьи и педагогов к данной проблеме поможет вырастить гармоничную культурную толерантную личность и, как следствие, избежать многих конфликтов, возникающих на национальной почве.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционая программа " Формирование графических навыков у детей с нарушением речи"
Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста имеющими нарушение речи. Она поможет подготовить к письму руку ребенка, сформировать у него базовые графические н...
особенности формирования математических представлений у детей с нарушениями речи
В этой статье мной обобщён опыт работы по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития. К статье прила...
Успешное формирование математических способностей у детей с нарушением речи посредством дидактических игр
"Обучение состоит не в том, чтобы поместить нечто в другого человека, а в том чтобы извлечь уже имеющееся.."СократПонятие "развитие математических способностей" является довольно сложным, комплексным ...
Формирование временных представлений у детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста.
теория, практика...
Формирование фонематических функций у детей с нарушениями речи посредством использования компьютерных игр
Формирование фонематических функций у детей с нарушениями речи посредством использования компьютерных игрЧисло дошкольников с отклонениями в речевом развитии постоянно растет. Среди них большую ...
Формирование временных представлений у детей с нарушениями речи.
Презентация "Формирование временных представлений у детей с нарушениями речи"...
Формирование временных представлений у детей с нарушениями речи
Логопедические сказки, загадки, физ минутки, игры в стихах собственного сочинения...