Мастерская речевого творчества
статья по развитию речи (старшая группа)

Лариса Владимировна Шилова010157

Одной из задач, стоящих перед воспитателем, является духовно – нравственное развитие детей. Всем известно, что большую  ценность для духовно-нравственного воспитания человека представляет собой творчество. Я хочу остановиться на речевом творчестве дошкольников. Развитие речевого творчества детей – одно из направлений моей работы, на который  я делаю особенный  акцент. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya_rechevogo_tvorchestva.docx15.45 КБ

Предварительный просмотр:

Мастерская речевого творчества

           Одной из задач, стоящих перед воспитателем, является духовно – нравственное развитие детей. Всем известно, что большую  ценность для духовно-нравственного воспитания человека представляет собой творчество. Я хочу остановиться на речевом творчестве дошкольников. Развитие речевого творчества детей – одно из направлений моей работы, на который  я делаю особенный  акцент.

 Дети дошкольного возраста – большие « словотворцы», в чём я постоянно убеждаюсь на практике.

«Это не твоя игрушка, она всехлюдная!" (т. е. общая), - объясняет Лерочка.

« А у меня на колготках –  рваность» - показывая дыру, говорит другая девочка.

О том, что дети необыкновенно одарены в речевом творчестве, говорили ещё Л.Н. Толстой и В.А. Сухомлинский.  «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских детей» - писал Л. Н Толстой.

Но нельзя путать понятия «словотворчество» и  речевое творчество. Для словотворчества у ребёнка в пассивном словаре обязательно есть образец, по которому и построено его новое слово. Речевое же творчество – это самостоятельная речевая деятельность детей по построению связных высказываний, создание собственных речевых конструкций и здесь нужна целенаправленная, поэтапная работа, соответствующая возрастным особенностям ребёнка.  Наблюдения, беседы, использование возможностей словарной работы. Неоценима роль произведений русского народного творчества: скороговорок, потешек, пословиц, поговорок. Очевидно, что речевое  творчество  находится в зависимости от богатства и разнообразия представлений ребёнка и его жизненного опыта.

Первые « творения» появляются уже у детей среднего дошкольного возраста к середине – концу учебного года. Конечно, это ещё первые робкие шаги в творчество; но дети уже могут сочинить загадку, описать предмет или явление , составить небольшое повествование ( правда,  по наводящим вопросам воспитателя). В старшем дошкольном возрасте у детей появляются более содержательные рассказы уже из личного опыта, дети могут пофантазировать, продолжив, например, начатую мною сказку. В подготовительной группе творческий процесс, как говорится, « идёт полным ходом». Дети придумывают сказки, сочиняют загадки, повествуют о пережитых событиях из личного опыта. О разнообразии детских творческих работ говорят названия созданных совместно с детьми альбомов: « Вот какая мама», « Загадки от Алёнки», «Небылицы в лицах»,  «Наши любимые питомцы», « Прогулка по…», « День Победы», « Мой друг», « Мой выходной день»  и много других.

Большую помощь в составлении таких альбомов оказывают родители наших воспитанников.

Свою статью хочу закончить словами Джанни  Родари:  «Если Вы хотите научить детей думать, научите их сначала придумывать».

                  

                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая мастерская . Речевые формулы для конструктивного общения с родителями.

Познакомить педагогов ДОУ с вербальными средствами общения для более эффективного взаимодействия с родителями, формировать умение осознанно относится к особенностям коммуникативно-речевых ситуаций, ха...

Тренинг для педагогов "Мастерская речевого творчества"

Материал предназначен для старших воспитателей ДОО. Полезен при подготовке педагогических советов , семинаров для воспитателей по развитию речевого творчества дошкольников....

"Педагогическая мастерская: Секреты творчества"

Развитие художественно-творческих способностей.- Раскрытие творческого потенциала и личностных качеств, используя различные техники и жанры изобразительного искусства....

Мастерская «художественного творчества» "Символ года - Тигрёнок")

Эскиз модели деятельности педагога по выявлению одаренности у детей 6-8 лет в условиях художественно-творческого процесса....

Мастерская для творчества в домашних условиях для детей

Советы, как создать ребенку собственнную творческую мастерскую....

План творческой мастерской "Радуга творчества" с детьми дошкольного возраста

Вашему вниманию представлен примерный план творческой мастерской с детьми старшего дошкольного возраста на месяц...

Мастер-класс «Творческая мастерская речевого развития»

Мастер – класс для педагогов по речевому развитию «Использование творческих мастерских в развитии связной речи детей дошкольного возраста» Речь сопровождает практически каждую деятел...