Главные вкладки

    Мастерская речевого творчества
    статья по развитию речи (старшая группа)

    Лариса Владимировна Шилова010157

    Одной из задач, стоящих перед воспитателем, является духовно – нравственное развитие детей. Всем известно, что большую  ценность для духовно-нравственного воспитания человека представляет собой творчество. Я хочу остановиться на речевом творчестве дошкольников. Развитие речевого творчества детей – одно из направлений моей работы, на который  я делаю особенный  акцент. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл masterskaya_rechevogo_tvorchestva.docx15.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастерская речевого творчества

               Одной из задач, стоящих перед воспитателем, является духовно – нравственное развитие детей. Всем известно, что большую  ценность для духовно-нравственного воспитания человека представляет собой творчество. Я хочу остановиться на речевом творчестве дошкольников. Развитие речевого творчества детей – одно из направлений моей работы, на который  я делаю особенный  акцент.

     Дети дошкольного возраста – большие « словотворцы», в чём я постоянно убеждаюсь на практике.

    «Это не твоя игрушка, она всехлюдная!" (т. е. общая), - объясняет Лерочка.

    « А у меня на колготках –  рваность» - показывая дыру, говорит другая девочка.

    О том, что дети необыкновенно одарены в речевом творчестве, говорили ещё Л.Н. Толстой и В.А. Сухомлинский.  «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских детей» - писал Л. Н Толстой.

    Но нельзя путать понятия «словотворчество» и  речевое творчество. Для словотворчества у ребёнка в пассивном словаре обязательно есть образец, по которому и построено его новое слово. Речевое же творчество – это самостоятельная речевая деятельность детей по построению связных высказываний, создание собственных речевых конструкций и здесь нужна целенаправленная, поэтапная работа, соответствующая возрастным особенностям ребёнка.  Наблюдения, беседы, использование возможностей словарной работы. Неоценима роль произведений русского народного творчества: скороговорок, потешек, пословиц, поговорок. Очевидно, что речевое  творчество  находится в зависимости от богатства и разнообразия представлений ребёнка и его жизненного опыта.

    Первые « творения» появляются уже у детей среднего дошкольного возраста к середине – концу учебного года. Конечно, это ещё первые робкие шаги в творчество; но дети уже могут сочинить загадку, описать предмет или явление , составить небольшое повествование ( правда,  по наводящим вопросам воспитателя). В старшем дошкольном возрасте у детей появляются более содержательные рассказы уже из личного опыта, дети могут пофантазировать, продолжив, например, начатую мною сказку. В подготовительной группе творческий процесс, как говорится, « идёт полным ходом». Дети придумывают сказки, сочиняют загадки, повествуют о пережитых событиях из личного опыта. О разнообразии детских творческих работ говорят названия созданных совместно с детьми альбомов: « Вот какая мама», « Загадки от Алёнки», «Небылицы в лицах»,  «Наши любимые питомцы», « Прогулка по…», « День Победы», « Мой друг», « Мой выходной день»  и много других.

    Большую помощь в составлении таких альбомов оказывают родители наших воспитанников.

    Свою статью хочу закончить словами Джанни  Родари:  «Если Вы хотите научить детей думать, научите их сначала придумывать».

                      

                                                                                                       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспекты занятий по речевому творчеству для старших дошкольников

    В данных конспектах разработан материал по развитию у детей речевого творчества. Приведены примеры речевых игр с иллюстрациями, художественным словом. В приложении имеются стихи - малютки, придуманные...

    Консультация: детское речевое творчество, как условие полноценного общения.

    Данная консультация предназначена для развития у детей индивидуальных способностей в творческой речевой деятельности....

    Речевое творчество детей с тяжёлыми нарушениями речи, как средство развития речевой активности.

    Как помочь ребёнку понять, что с помощью родного языка можно творить чудеса? Формирование связой монологической речи - одна из важнейших задач логопедической работы с воспитанниками, имеющими тяжёлое ...

    Психолого-педагогическая мастерская . Речевые формулы для конструктивного общения с родителями.

    Познакомить педагогов ДОУ с вербальными средствами общения для более эффективного взаимодействия с родителями, формировать умение осознанно относится к особенностям коммуникативно-речевых ситуаций, ха...

    Речевое творчество старших дошкольников, словотворчество, речевое развитие

    В разработке приведен практический материал по развитию речевого творчества детей в рамках современных технологий...

    Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)

    Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)...

    Тренинг для педагогов "Мастерская речевого творчества"

    Материал предназначен для старших воспитателей ДОО. Полезен при подготовке педагогических советов , семинаров для воспитателей по развитию речевого творчества дошкольников....