Конспект интегрированной НОД по развитию речи в старшей группе для детей с ТНР». Тема: «Хлеб – всему голова. Народные традиции хлебосольства».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Образовательная область: познавательное, коммуникативное развитие.
Цель: закрепление и расширение представлений детей о труде хлеборобов и важности их труда.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Хлеб».
- Познакомить детей с традициями хлебосольства на Руси.
- Закрепить представления детей о пословицах и поговорках русского народа о хлебе.
- Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными).
- Продолжать формировать слоговую структуру слова.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие связной речи (составление рассказа по серии последовательных картинок).
- Развивать умение детей анализировать, сравнивать.
- Развивать воображение, зрительное внимание восприятие и мышление.
- Развивать мелкую и общую моторику.
- Развивать межполушарные связи.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к народной культуре, обычаям, любовь и уважение к русскому народу.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу, как одному из главных богатств России.
- Воспитывать уважение к труду взрослых.
- Воспитывать навыки сотрудничества, отзывчивости, инициативности, ответственности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа детский сад № 8
Красногвардейского района
Санкт Петербурга
Конспект интегрированной НОД по развитию речи в старшей группе для детей с ТНР».
Тема: «Хлеб – всему голова. Народные традиции хлебосольства».
с использованием современных образовательных технологий.
(игровые технологии, ИКТ, личностно-ориентированная технология, технология сотрудничества).
Подготовила: воспитатель
Шестакова Г.В.
Санкт –Петербург
2017
Образовательная область: познавательное, коммуникативное развитие.
Цель: закрепление и расширение представлений детей о труде хлеборобов и важности их труда.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Хлеб».
- Познакомить детей с традициями хлебосольства на Руси.
- Закрепить представления детей о пословицах и поговорках русского народа о хлебе.
- Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными).
- Продолжать формировать слоговую структуру слова.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие связной речи (составление рассказа по серии последовательных картинок).
- Развивать умение детей анализировать, сравнивать.
- Развивать воображение, зрительное внимание восприятие и мышление.
- Развивать мелкую и общую моторику.
- Развивать межполушарные связи.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к народной культуре, обычаям, любовь и уважение к русскому народу.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу, как одному из главных богатств России.
- Воспитывать уважение к труду взрослых.
- Воспитывать навыки сотрудничества, отзывчивости, инициативности, ответственности.
Словарная работа:
обогащать словарный запас детей по теме «Хлеб»
Форма организации: коллективная деятельность
Методы и приемы:
- Игровой.
- Наглядный.
- Практическая деятельность детей.
- Беседа.
- Поощрение, рефлексия.
Оборудование:
Презентация «Как хлеб на стол пришел», каравай хлеба с солью на подносе, мука ржаная и пшеничная, хлеб ржаной и пшеничный.
Раздаточный материал:
Последовательные карточки для составления рассказа «Как выращивали хлеб наши предки», тесто, изюминки, салфетки.
Интеграция образовательных областей: речевое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Предварительная работа: беседы с детьми о выращивании хлеба, разучивание чистоговорки и физкультминутки.
Ход НОД
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Слайд № 2 (фоном звучит русская народная мелодия) (Воспитатель вместе с детьми встречает гостей в народном костюме с хлебом и солью) Здравствуйте, гости дорогие, гости званные да желанные. С караваем соль подносим, Поклонясь, отведать просим- Дорогой наш гость и друг, Принимай хлеб - соль из рук! В: дети, а вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в прошлое и узнаем много интересного. А для начала отгадайте мою загадку. Слайд №3 | (Воспитатель вместе с детьми встречает гостей в народном костюме с хлебом и солью) ответы детей. |
2. Основная часть. В: Есть в русском языке слово, которое трудно найти в других языках. Это слово «хлебосольство». В: Как вы думаете, что обозначает это слово? В: Оно обозначает радушие при угощении, гостеприимство. В старину самыми ценными продуктами, для простого человека, были хлеб, да соль. О хлебосольстве хозяина говорили: «Дом, как полная чаша – хлеб-соль со стола не сходят». Эта поговорка родилась от обычая покрывать после обеда стол чистой скатертью и ставить в центре хлеб с солью. В: Когда в дом приходил гость, то он приветствовал хозяев словами: «Хлеб да соль». «Хлеб кушать милости просим» - отвечали хозяева. Наши предки очень бережно относились к хлебу. Они считали, что человек, уронивший кусочек хлеба, должен поднять его, попросить у него прощенья и обязательно поцеловать. В: Ребята, как вы думаете, почему к хлебу так бережно относились раньше и почему он так ценится теперь? В: Такое уважение к хлебу потому, что он является основным продуктом питания, мы его употребляем в пищу несколько раз в день, а также хлеб всегда являлся символом нелёгкого труда. -В: Ребята, а сейчас мы с вами узнаем, как наши предки выращивали хлеб. Слайд№4 (вспахивание земли сохой) В: Ранней весной крестьяне пахали землю с помощью специального инструмента, который называется соха, а чтоб земля была более рыхлой ее боронили с помощью бороны. А чтоб облегчить труд крестьянина эти два инструмента тянула лошадь. В: Дети, как можно назвать человека, который пашет землю? В: Давайте прохлопаем это слово и определим сколько в нем слогов. Тоже самое сделаем со словом соха (ответы детей). Слайд №5 В: А вот как сеяли зерно наши предки (человек ходили по полю, разбрасывая зерно, а другой с помощью бороны засыпал зерно в землю) В: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Закончи предложение» по теме пословицы и поговорки о хлебе (подсказка для вас будет картинка). Слайд № 6 Посеешь в пору – соберешь зерна гору (зерно и гора). На чужой (каравай) рот не разевай. Хочешь есть калачи – не сиди на печи (печь). (Хлеб) – батюшка, а водица матушка. Слайд № 7 (всходы зерна, зерновые созрели) В: И наконец появляются первые всходы. Они нежные, зелёные. А затем наливается колос, спеет. Физкультминутка «Колоски». По весне вспахали поле Зерном поле засевали Солнце припекает Землю согревает Высоко поднялись колоски К солнышку тянутся они Ветер налетает, колосок качает , Вот какая нива! До чего ж красива! Слайд№8 Слайд № 9(старинные мельницы) В: Что делают с зерном после его уборки? Это старинная водяная мельница, её крутит вода. (Воспитатель предлагает детям подойти к столу на котором в тарелочках пшеничная мука и ржаная. Пшеничный и ржаной хлеб) В: В старину и сейчас выращивают как рож, так и пшеницу. Из ржи какая мука получается? В: А как хлеб называется из ржаной муки? В: Из пшеницы какая мука получается? В: А как хлеб называется из пшеничной муки? В: Теперь мука готова, можно печь хлеб. Слайд 10 (приготовление хлеба в печи) В: Где выпекали хлеб в старину? В: Пока печь печет хлеб, женщины пряли пряжу и скатывали ее в клубочки, а дети играли с клубочками. Вот и мы сейчас с вами поиграем с клубочками. (выполнение 1-4 упражнений на развитие межполушарных связей с проговариванием чистоговорки). Ча, Ча, Ча Печка очень горяча Чи, чи, чи Печет печка калачи Чу, чу, чу Будет всем по калачу Чо, чо, чо Осторожно горячо. | рассуждения детей. Варианты ответов детей Пахарь. Варианты ответов детей ответы детей. (трут ладошки друг о друга), (складывают ладошки в шепотки). (перекрещивают руки, раздвигают пальцы) (поднимают руки вверх.) сгибают руки в локтях, разворачивают ладони друг к другу и медленно поднимают руки). (качают руками над головой) ответы детей Ржаная (дети показывают тарелочку с ржаной мукой). Ржаной. Пшеничная. Пшеничный. ответы детей. перекладывание клубочка из одной руки в другую передаем клубок напротив сидящему передаем себе, другому передаем клубочки по диагонали |
3. Заключительный этап. В: Молодцы, хорошо поиграли. А теперь помогите мне правильно разложить вот эти картинки и составьте рассказ «Как же хлеб на стол пришел?» . В: Молодцы, у вас получились замечательные рассказы. В: В старину ранней весной было принято печь птичек, которые называются жаворонки-веснянки. Они были символом прихода весны. Вот и мы с вами сейчас слепим таких птичек. Фоном звучит русская народная мелодия В: Я вас всех хвалю, какие красивые у вас получились птички-веснянки. | дети получают набор картинок, один на двоих, отображающих процесс выращивания хлеба. Рассказывают свой рассказ Дети вместе с воспитателем лепят из теста птичек |
4. Рефлексия А сейчас мы улыбнемся, крепко за руки возьмемся, и друг другу на прощанье мы подарим пожеланье. В: Не напрасно народ с давних пор и поныне Хлеб насущный зовет самой первой святыней Золотые слова забывать мы не вправе: Хлеб всему голова! В поле, в доме, в державе! В: Вот и подошло наше путешествие к концу. Дети, а о чем мы сегодня говорили, что вы нового и интересного узнали. Что вам сегодня запомнилось. А что понравилось | -брать для еды столько хлеба, сколько можно съесть. -если остается хлеб, не бросать его, а засушить или доесть в другой раз, или отдать птичкам. Ответы детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и лепке для детей раннего возраста Тема: «Русские народные сказки» Воспитатель МАДОУ ЦРР детский сад №14 Койносова Елена Станиславовна город Кропоткин
Конспект интегрированного занятияпо развитию речи и лепке для детей раннего возрастаТема: «Русские народные сказки»...
Конспект образовательной деятельности «Хлеб всему голова. Народные традиции хлебосольства»
Цель: Познакомить детей с традицией хлебосольства на Руси.Задачи: Учить детей различать злаковые культуры (рожь, пшеница).Закреплять знания детей о труде хлеборобов.Воспитывать бережное отношение к хл...
Конспект интегрированного НОД по развитию речи в старшей группе для детей с ТНР. Тема: "Хлеб - всему голова. Народные традиции хлебосольства".
Конспект НОД "Хлеб - всему голова. Народные традиции хлебосольства"....
Конспект интегрированного занятия по лепке в старшей группе для детей с ОНР тема «Волшебные превращения листочков»
данный материал будет полезен воспитателям старших групп...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и лепке для детей раннего возраста Тема: «Русские народные сказки» Воспитатель: Койносова Е. С.
Конспект образовательной деятельности по развитию речи и лепке для детей раннего возраста Тема: «Русские народные сказки»Воспитатель: Койносова Е. С....
Конспект образовательной деятельности по теме: «Хлеб - всему голова. Народные традиции хлебосольства»
Цель: Расширить знания детей о хлебе.Задачи:-Познакомить детей с традицией хлебосольства на Руси. Дать представление детям, что хлеб является ежедневным продуктом питания-Учить де...
Дифференциация звонких- глухих согласных [Г]-[К]. Развитие навыка звукового анализа и синтеза слов. Лексическая тема: «Хлеб - всему голова».
Открытое комплексное логопедическое занятие по коррекции общего недоразвития речи в старшей группе компенсирующей направленности....