Конспект интегрированной НОД по развитию речи в старшей группе для детей с ТНР». Тема: «Хлеб – всему голова. Народные традиции хлебосольства».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Галина Витальевна Шестакова

Образовательная область: познавательное, коммуникативное  развитие.

Цель: закрепление и расширение представлений детей о труде хлеборобов и важности их труда.  

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Хлеб».
  • Познакомить детей с традициями хлебосольства на Руси.
  • Закрепить представления детей о пословицах и поговорках русского народа о хлебе.
  • Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными).
  • Продолжать формировать слоговую структуру слова.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие связной речи (составление рассказа по серии последовательных картинок).
  • Развивать умение детей анализировать, сравнивать.
  • Развивать воображение, зрительное внимание восприятие и мышление.
  • Развивать мелкую и общую моторику.
  • Развивать межполушарные связи.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к народной культуре, обычаям, любовь и уважение к русскому народу.
  • Воспитывать бережное отношение к хлебу, как одному из главных богатств России.
  • Воспитывать уважение к труду взрослых.
  • Воспитывать навыки сотрудничества, отзывчивости, инициативности, ответственности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа детский сад № 8

Красногвардейского района

Санкт Петербурга

Конспект интегрированной НОД по развитию речи  в старшей   группе для детей с ТНР».

Тема: «Хлеб – всему голова. Народные традиции хлебосольства».

             с использованием современных образовательных технологий.

(игровые технологии, ИКТ, личностно-ориентированная технология, технология сотрудничества).

                                                 

 Подготовила: воспитатель

Шестакова Г.В.

Санкт –Петербург

2017

Образовательная область: познавательное, коммуникативное  развитие.

Цель: закрепление и расширение представлений детей о труде хлеборобов и важности их труда.  

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Хлеб».
  • Познакомить детей с традициями хлебосольства на Руси.
  • Закрепить представления детей о пословицах и поговорках русского народа о хлебе.
  • Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными).
  • Продолжать формировать слоговую структуру слова.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие связной речи (составление рассказа по серии последовательных картинок).
  • Развивать умение детей анализировать, сравнивать.
  • Развивать воображение, зрительное внимание восприятие и мышление.
  • Развивать мелкую и общую моторику.
  • Развивать межполушарные связи.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к народной культуре, обычаям, любовь и уважение к русскому народу.
  • Воспитывать бережное отношение к хлебу, как одному из главных богатств России.
  • Воспитывать уважение к труду взрослых.
  • Воспитывать навыки сотрудничества, отзывчивости, инициативности, ответственности.

          Словарная работа: 

                     обогащать словарный запас детей по теме «Хлеб»

Форма организации: коллективная деятельность

Методы и приемы: 

  • Игровой.
  • Наглядный.
  • Практическая деятельность детей.
  • Беседа.
  • Поощрение, рефлексия.

Оборудование:

Презентация «Как хлеб на стол пришел», каравай хлеба с солью на подносе, мука ржаная и пшеничная, хлеб ржаной и пшеничный.

 Раздаточный материал:

Последовательные карточки для составления рассказа «Как выращивали хлеб наши предки», тесто, изюминки, салфетки.

Интеграция образовательных областей: речевое, социально-коммуникативное, познавательное,  художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Предварительная работа: беседы с детьми о выращивании хлеба, разучивание чистоговорки и физкультминутки.

Ход НОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

  1. Организационый момент.

Слайд № 2 (фоном звучит русская народная мелодия)

(Воспитатель вместе с детьми встречает гостей в народном костюме с хлебом и солью)

Здравствуйте, гости дорогие, гости званные да желанные.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим-

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб - соль из рук!

В: дети, а вы любите путешествовать?

Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в прошлое и узнаем много интересного. А для начала отгадайте мою загадку.

Слайд №3

(Воспитатель вместе с детьми встречает гостей в народном костюме с хлебом и солью)

ответы детей.

2. Основная часть.

В: Есть в русском языке слово, которое трудно найти в других языках. Это слово «хлебосольство».

В: Как вы думаете, что обозначает это слово? 

В: Оно обозначает радушие при угощении, гостеприимство.

В старину самыми ценными продуктами, для простого человека, были хлеб, да соль. О хлебосольстве хозяина говорили«Дом, как полная чаша – хлеб-соль со стола не сходят». Эта поговорка родилась от обычая покрывать после обеда стол чистой скатертью и ставить в центре хлеб с солью.

В: Когда в дом приходил гость, то он приветствовал хозяев словами

«Хлеб да соль».

«Хлеб кушать милости просим» - отвечали хозяева.

Наши предки очень бережно относились к хлебу. Они считали, что человек, уронивший кусочек хлеба, должен поднять его, попросить у него прощенья и обязательно поцеловать.

В: Ребята, как вы думаете, почему к хлебу так бережно относились раньше и почему он так ценится теперь? 

В: Такое уважение к хлебу потому, что он является основным продуктом питания, мы его употребляем в пищу несколько раз в день, а также хлеб всегда являлся символом нелёгкого труда.

-В: Ребята, а сейчас мы с вами узнаем, как наши предки выращивали хлеб.

  Слайд№4 (вспахивание земли сохой)

В: Ранней весной крестьяне пахали землю с помощью специального инструмента, который называется соха, а чтоб земля была более рыхлой ее боронили с помощью бороны. А чтоб облегчить труд крестьянина эти два инструмента тянула лошадь.

В: Дети, как можно назвать человека, который пашет землю?

В: Давайте прохлопаем это слово и определим сколько в нем слогов. Тоже самое сделаем со словом соха (ответы детей).

Слайд №5

В: А вот как сеяли зерно наши предки (человек ходили по полю, разбрасывая зерно, а другой с помощью бороны засыпал зерно в землю)

В: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Закончи предложение» по теме пословицы и поговорки о хлебе  (подсказка для вас будет картинка).

Слайд № 6

Посеешь в пору – соберешь зерна гору (зерно и гора).

На чужой (каравай) рот не разевай.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи (печь).

(Хлеб) – батюшка, а водица матушка.

 Слайд № 7 (всходы зерна, зерновые созрели)

В: И наконец появляются первые всходы. Они нежные, зелёные. А затем наливается колос, спеет.

Физкультминутка «Колоски».

По весне вспахали поле 

Зерном поле засевали 

Солнце припекает 

Землю согревает 

Высоко поднялись колоски

К солнышку тянутся они 

Ветер налетает, колосок качает ,

Вот какая нива!

До чего ж красива!

Слайд№8
В: А когда зерно готово, приходит время сбора урожая. Этот процесс называется жатва. Убирали пшеницу косами и серпами. Скошенные растения увязывали в снопы. - На поле выходили целыми семьями. Мужчины скашивали зерно, женщины вязали его в снопы, затем везли его домой, там зерно из колосков выколачивали.

Слайд № 9(старинные мельницы)

В: Что делают с зерном после его уборки? 

Это старинная водяная мельница, её крутит вода.

(Воспитатель предлагает детям подойти к столу на котором в тарелочках пшеничная мука и ржаная. Пшеничный и ржаной хлеб)

В: В старину и сейчас выращивают как рож, так и пшеницу. Из ржи какая мука получается?

В: А как хлеб называется из ржаной муки?

В: Из пшеницы какая мука получается?

В: А как хлеб называется из пшеничной муки?

В: Теперь мука готова, можно печь хлеб.

Слайд 10   (приготовление хлеба в печи)

В: Где выпекали хлеб в старину

В: Пока печь печет хлеб, женщины пряли пряжу и скатывали ее в клубочки, а дети играли с клубочками. Вот и мы сейчас  с вами поиграем с клубочками.

 (выполнение 1-4 упражнений на развитие межполушарных связей с проговариванием чистоговорки).

Ча, Ча, Ча

Печка очень горяча

Чи, чи, чи

Печет печка калачи

Чу, чу, чу

Будет всем по калачу

Чо, чо, чо

Осторожно горячо.

рассуждения детей.

Варианты ответов детей

Пахарь.

Варианты ответов детей

ответы детей.

(трут ладошки друг о друга),

(складывают ладошки в шепотки).

(перекрещивают руки, раздвигают пальцы)

(поднимают руки вверх.)

сгибают руки в локтях, разворачивают ладони друг к другу и медленно поднимают руки).

(качают руками над головой)

ответы детей

Ржаная (дети показывают тарелочку с ржаной мукой).

Ржаной.

Пшеничная.

Пшеничный.

ответы детей.

перекладывание клубочка из одной руки в другую

передаем клубок напротив сидящему

передаем себе, другому

передаем клубочки по диагонали

3. Заключительный этап.

В: Молодцы, хорошо поиграли. А теперь помогите мне правильно разложить вот эти картинки и составьте рассказ «Как же хлеб на стол пришел?» .

В: Молодцы, у вас получились замечательные рассказы.

В: В старину ранней весной было принято печь птичек, которые называются жаворонки-веснянки. Они были символом прихода весны. Вот и мы с вами сейчас слепим таких птичек. 

Фоном звучит русская народная мелодия

В: Я вас всех хвалю, какие красивые у вас получились птички-веснянки.

дети получают набор картинок, один на двоих, отображающих процесс выращивания хлеба. Рассказывают свой  рассказ

Дети вместе с воспитателем лепят из теста птичек

4. Рефлексия

А сейчас мы улыбнемся, крепко за руки возьмемся, и друг другу на прощанье мы подарим пожеланье.

В: Не напрасно народ с давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет самой первой святыней

Золотые слова забывать мы не вправе:

Хлеб всему голова! В поле, в доме, в державе!

В: Вот и подошло наше путешествие к концу. Дети, а о чем мы сегодня говорили, что вы нового и интересного узнали. Что вам сегодня запомнилось.

А что понравилось 

-брать для еды столько хлеба, сколько можно съесть.

-если остается хлеб, не бросать его, а засушить или доесть в другой раз, или отдать птичкам.

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности «Хлеб всему голова. Народные традиции хлебосольства»

Цель: Познакомить детей с традицией хлебосольства на Руси.Задачи: Учить детей различать злаковые культуры (рожь, пшеница).Закреплять знания детей о труде хлеборобов.Воспитывать бережное отношение к хл...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и лепке для детей раннего возраста Тема: «Русские народные сказки» Воспитатель: Койносова Е. С.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи и лепке для детей раннего возраста Тема: «Русские народные сказки»Воспитатель: Койносова Е. С....

Конспект образовательной деятельности по теме: «Хлеб - всему голова. Народные традиции хлебосольства»

Цель:  Расширить знания детей о хлебе.Задачи:-Познакомить детей с традицией хлебосольства на Руси. Дать представление детям, что хлеб является ежедневным продуктом питания-Учить де...

Дифференциация звонких- глухих согласных [Г]-[К]. Развитие навыка звукового анализа и синтеза слов. Лексическая тема: «Хлеб - всему голова».

Открытое комплексное логопедическое занятие по коррекции общего недоразвития речи в старшей группе компенсирующей направленности....