Главные вкладки

    Конспект интегрированного НОД по развитию речи в старшей группе для детей с ТНР. Тема: "Хлеб - всему голова. Народные традиции хлебосольства".
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Руколеева Юлия Александровна

    Конспект НОД  "Хлеб - всему голова. Народные традиции хлебосольства".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл hleb_vsemu_golova.docx29.71 КБ
    Office presentation icon khleb.ppt2.93 МБ

    Предварительный просмотр:

     МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 4 «СЕМИЦВЕТИК»

    (МБДОУ № 4)

    ул. Новая, д.9, г.Отрадное                                                                                                  тел.8(81362)33-060

    Кировский район, Ленинградская                                                                                    mbdou-04@yandex.ru

    область,  187330

    Конспект интегрированной НОД по развитию речи  в старшей   группе для детей с ТНР».

    Тема: «Хлеб – всему голова. Народные традиции хлебосольства».

                                                                    Подготовила: воспитатель

    логопедической группы Руколеева Ю.А.

    г. Отрадное

    Кировский район

    2019 г.

    Программное содержание:

    Образовательная область: познавательное, коммуникативное  развитие.

    Цель: закрепление и расширение представлений детей о труде хлеборобов и важности их труда.  

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные:

    • Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Хлеб».
    • Познакомить детей с традициями хлебосольства на Руси.
    • Закрепить представления детей о пословицах и поговорках русского народа о хлебе.
    • Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными).
    • Продолжать формировать слоговую структуру слова.

    Коррекционно-развивающие:

    • Развитие связной речи (составление рассказа по серии последовательных картинок).
    • Развивать умение детей анализировать, сравнивать.
    • Развивать воображение, зрительное внимание восприятие и мышление.
    • Развивать мелкую и общую моторику.
    • Развивать межполушарные связи.

    Воспитательные:

    • Воспитывать интерес к народной культуре, обычаям, любовь и уважение к русскому народу.
    • Воспитывать бережное отношение к хлебу, как одному из главных богатств России.
    • Воспитывать уважение к труду взрослых.
    • Воспитывать навыки сотрудничества, отзывчивости, инициативности, ответственности.

              Словарная работа: 

                         обогащать словарный запас детей по теме «Хлеб»

    Форма организации: коллективная деятельность

    Методы и приемы: 

    • Игровой.
    • Наглядный.
    • Практическая деятельность детей.
    • Беседа.
    • Поощрение, рефлексия.

    Оборудование:

    Презентация «Как хлеб на стол пришел», каравай хлеба с солью на подносе, мука ржаная и пшеничная, хлеб ржаной и пшеничный.

     Раздаточный материал:

    Последовательные карточки для составления рассказа «Как выращивали хлеб наши предки», тесто, изюминки, салфетки.

    Интеграция образовательных областей: речевое, социально-коммуникативное, познавательное,  художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

    Предварительная работа: беседы с детьми о выращивании хлеба, разучивание чистоговорки и физкультминутки.

    Ход  НОД.

    I Организационный момент.

    Слайд № 2 (фоном звучит русская народная мелодия)

    (Воспитатель вместе с детьми встречает гостей в народном костюме с хлебом и солью)

    Здравствуйте, гости дорогие, гости званные да желанные.

    С караваем соль подносим,

    Поклонясь, отведать просим-

    Дорогой наш гость и друг,

    Принимай хлеб - соль из рук!

    В: дети, а вы любите путешествовать? (ответы детей).

    Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в прошлое и узнаем много интересного. А для начала отгадайте мою загадку.

    Слайд №3

    II Основная часть

    В: Есть в русском языке слово, которое трудно найти в других языках. Это слово «хлебосольство».

    В: Как вы думаете, что обозначает это слово? (рассуждения детей).

    В: Оно обозначает радушие при угощении, гостеприимство.

    В старину самыми ценными продуктами, для простого человека, были хлеб, да соль. О хлебосольстве хозяина говорили«Дом, как полная чаша – хлеб-соль со стола не сходят». Эта поговорка родилась от обычая покрывать после обеда стол чистой скатертью и ставить в центре хлеб с солью.

    В: Когда в дом приходил гость, то он приветствовал хозяев словами«Хлеб да соль».

    «Хлеб кушать милости просим» - отвечали хозяева.

    Наши предки очень бережно относились к хлебу. Они считали, что человек, уронивший кусочек хлеба, должен поднять его, попросить у него прощенья и обязательно поцеловать.

    В: Ребята, как вы думаете, почему к хлебу так бережно относились раньше и почему он так ценится теперь? (ответы детей)

    В: Такое уважение к хлебу потому, что он является основным продуктом питания, мы его употребляем в пищу несколько раз в день, а также хлеб всегда являлся символом нелёгкого труда.

    -В: Ребята, а сейчас мы с вами узнаем, как наши предки выращивали хлеб.

      Слайд№4 (вспахивание земли сохой)

    В: Ранней весной крестьяне пахали землю с помощью специального инструмента, который называется соха, а чтоб земля была более рыхлой ее боронили с помощью бороны. А чтоб облегчить труд крестьянина эти два инструмента тянула лошадь.

    В: Дети, как можно назвать человека, который пашет землю?

    Д: пахарь.

    В: Давайте прохлопаем это слово и определим сколько в нем слогов. Тоже самое сделаем со словом соха (ответы детей).

    Слайд №5

    В: А вот как сеяли зерно наши предки (человек ходили по полю, разбрасывая зерно, а другой с помощью бороны засыпал зерно в землю)

    В: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Закончи предложение» по теме пословицы и поговорки о хлебе  (подсказка для вас будет картинка).

    Слайд № 6

    Посеешь в пору – соберешь зерна гору (зерно и гора).

    На чужой (каравай) рот не разевай.

    Хочешь есть калачи – не сиди на печи (печь).

    (Хлеб) – батюшка, а водица матушка.

     Слайд № 7 (всходы зерна, зерновые созрели)

    В: И наконец появляются первые всходы. Они нежные, зелёные. А затем наливается колос, спеет.

    Физкультминутка «Колоски».

    По весне вспахали поле (трут ладошки друг о друга),

    Зерном поле засевали (складывают ладошки в шепотки).

    Солнце припекает (перекрещивают руки, раздвигают пальцы)

    Землю согревает (поднимают руки вверх.)

    Высоко поднялись колоски

    К солнышку тянутся они (сгибают руки в локтях, разворачивают ладони друг к другу и медленно поднимают руки).

    Ветер налетает, колосок качает (качают руками над головой),

    Вот какая нива!

    До чего ж красива!

    Слайд№8
    В: А когда зерно готово, приходит время сбора урожая. Этот процесс называется жатва. Убирали пшеницу косами и серпами. Скошенные растения увязывали в снопы. - На поле выходили целыми семьями. Мужчины скашивали зерно, женщины вязали его в снопы, затем везли его домой, там зерно из колосков выколачивали.

    Слайд № 9(старинные мельницы)

    В: Что делают с зерном после его уборки? (ответы детей)

    Это старинная водяная мельница, её крутит вода.

    (Воспитатель предлагает детям подойти к столу на котором в тарелочках пшеничная мука и ржаная. Пшеничный и ржаной хлеб)

    В: В старину и сейчас выращивают как рож, так и пшеницу. Из ржи какая мука получается?

    Д: Ржаная (дети показывают тарелочку с ржаной мукой).

    В: А как хлеб называется из ржаной муки?

    Д: Ржаной.

    В: Из пшеницы какая мука получается?

    Д: Пшеничная.

    В: А как хлеб называется из пшеничной муки?

    Д: Пшеничный.

    В: Теперь мука готова, можно печь хлеб.

    Слайд 10   (приготовление хлеба в печи)

    В: Где выпекали хлеб в старину(ответы детей).

    В: Пока печь печет хлеб, женщины пряли пряжу и скатывали ее в клубочки, а дети играли с клубочками. Вот и мы сейчас  с вами поиграем с клубочками.

     (выполнение 1-4 упражнений на развитие межполушарных связей с проговариванием чистоговорки).

    Ча, Ча, Ча (перекладывание клубочка из одной руки в другую)

    Печка очень горяча

    Чи, чи, чи (передаем клубок напротив сидящему)

    Печет печка калачи

    Чу, чу, чу (передаем себе, другому)

    Будет всем по калачу

    Чо, чо, чо (передаем клубочки по диагонали)

    Осторожно горячо.

    В: Молодцы, хорошо поиграли. А теперь помогите мне правильно разложить вот эти картинки и составьте рассказ «Как же хлеб на стол пришел?» (дети получают набор картинок, один на двоих, отображающих процесс выращивания хлеба. Рассказывают свой  рассказ).

    В: Молодцы, у вас получились замечательные рассказы.

    В: В старину ранней весной было принято печь птичек, которые называются жаворонки-веснянки. Они были символом прихода весны. Вот и мы с вами сейчас слепим таких птичек. (Дети вместе с воспитателем лепят из теста птичек) Фоном звучит русская народная мелодия.

    В: Я вас всех хвалю, какие красивые у вас получились птички-веснянки.

     Рефлексия: 

    А сейчас мы улыбнемся, крепко за руки возьмемся, и друг другу на прощанье мы подарим пожеланье.

    Дети:

    -брать для еды столько хлеба, сколько можно съесть.

    -если остается хлеб, не бросать его, а засушить или доесть в другой раз, или отдать птичкам.

    В:

    Не напрасно народ с давних пор и поныне

    Хлеб насущный зовет самой первой святыней

    Золотые слова забывать мы не вправе:

    Хлеб всему голова! В поле, в доме, в державе!

    В: Вот и подошло наше путешествие к концу. Дети, а о чем мы сегодня говорили, что вы нового и интересного узнали. Что вам сегодня запомнилось. А что понравилось (ответы детей).

    А сейчас мы улыбнемся, крепко за руки возьмемся,

     и друг другу на прощанье мы подарим пожеланье.

    Дети:

    -брать для еды столько хлеба, сколько можно съесть.

    -если остается хлеб, не бросать его,

    а засушить или доесть в другой раз, или отдать птичкам.

    В:

    Не напрасно народ с давних пор и поныне

    Хлеб насущный зовет самой первой святыней

    Золотые слова забывать мы не вправе:

    Хлеб всему голова! В поле, в доме, в державе!

    Физкультминутка «Колоски».

    По весне вспахали поле (трут ладошки друг о друга),

    Зерном поле засевали (складывают ладошки в шепотки).

    Солнце припекает (перекрещивают руки, раздвигают пальцы)

    Землю согревает (поднимают руки вверх.)

    Высоко поднялись колоски

    К солнышку тянутся они (сгибают руки в локтях, разворачивают ладони друг к другу и медленно поднимают руки).

    Ветер налетает, колосок качает (качают руками над головой),

    Вот какая нива!

    До чего ж красива!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 4 «СЕМИЦВЕТИК» (МБДОУ № 4) ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА. НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ ХЛЕБОСОЛЬСТВА. Подготовила воспитатель старшей логопедической группы Руколеева Ю.А.

    Слайд 2

    ОБЫЧАЙ ВСТРЕЧАТЬ ГОСТЕЙ ХЛЕБОМ СОЛЬЮ

    Слайд 3

    РОС СПЕРВА НА ВОЛЕ В ПОЛЕ, ЛЕТОМ ЦВЕЛ И КОЛОСИЛСЯ, ИЗ ЗЕРНА – В МУКУ И ТЕСТО. В МАГАЗИНЕ ПРЕВРАТИЛСЯ. ВЫРОС ОН ПОД СИНИМ НЕБОМ А ПРИШЕЛ К НАМ ВКУСНЫМ?

    Слайд 6

    Посеешь в пору – соберешь На чужой рот не разевай Хочешь есть калачи – не сиди на Батюшка, а водица матушка

    Слайд 9

    ЗЕРНО ОТВОЗИЛИ НА МЕЛЬНИЦУ ЖЕРНОВА ПЕРЕМАЛЫВАЛИ ЗЕРНО В МУКУ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе с ЗПР.

    Перечень мероприятий с детьми старшей группы по развитию речи на тему "Мир природы"....

    Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе

    Цели:Уточнять и расширять представление детей о живой природе родного края: об обитателях вод – речных и озерных рыбах.Развивать речь, активизировать словарь, умение наблюдать и анализировать, учить д...

    Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе: "Рассказывание русской народной сказки "Заяц - хваста"

    Цель: Познакомить с новой сказкой. Закреплять умение рассказывать сказку близко к тексту с помощью схемы.На занятии воспитатель вместе с детьми вспоминают знакомые сказки. Затем воспитатель вместе с д...

    Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»

    Цель:- расширять словарный запас через участие в словестно-речевых играх.Задачи:      - формировать умение классифицировать предметы;    - упражнять в делении с...

    Конспект интегрированной НОД по развитию речи в старшей группе для детей с ТНР». Тема: «Хлеб – всему голова. Народные традиции хлебосольства».

    Образовательная область: познавательное, коммуникативное  развитие.Цель: закрепление и расширение представлений детей о труде хлеборобов и важности их труда.  Задачи:Коррекционно-о...