Конспект показательного занятия по развитию речи. Практикум для воспитателей.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Лиджиева Алена Васильевна

конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_dlya_vospitateley.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи

«Пресноводные, речные рыбы»

старшая группа.

(Практикум для воспитателей)

Выполнила и провела учитель-логопед: Лиджиева А.В.

Цели:

Образовательные: закрепить знания о речных рыбах, умение узнавать и называть пресноводных рыб; уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Пресноводные, речные рыбы», расширение представлений о строении рыбы, её размере, цвете, где живут пресноводные рыбы, чем питаются(хищная или нет); образование притяжательных прилагательных, согласование имен существительных с числительными, понимание значений глаголов с приставками, составление описательного рассказа с опорой на картинный план (мнемотаблицу), обогащение словаря словами-антонимами, развитие диалогической речи.

Развивающие: развитие связной речи, общих речевых навыков,  интереса к окружающему миру природы, мыслительную деятельность детей,  слуховое внимание, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитывать  любовь и бережное отношение к природе, их обитателям.

Оборудование и материалы: картина речные рыбы, картинный план «Рыбы» (мнемотаблица), магнитная доска, плоскостные изображения речных рыб, мяч, игра «Рыбалка».

Ход занятия

  1. Артикуляционная гимнастика: (Организую приветствие, приглашаю к выполнению упражнений)

Ребята сегодня на занятии нам будет нужно много говорить, поэтому я предлагаю вам сделать небольшую разминку для нашего ротика и язычка. Разминка не обычная, мы с вами превратимся в маленьких рыбок. И будем разговаривать как настоящие рыбы, на рыбьем языке (беззвучно). Повторяйте за мной.

Упражнения для челюсти

Беззвучно открывать – закрывать рот  5 раз.

Упражнения для губ и щек

«рыбка пускает пузыри»- губы трубочкой, смыкать и размыкать губы чтоб получался булькающий звук

Упражнения для языка

« Улитка» вылезла из домика, посмотреть вокруг(«часики», «качели»)

Молодцы! Вот мы и выполнили зарядку для нашего ротика и язычка.

  1. Организационный момент: (Создание эмоционального фона. Развитие мелкой моторики, координации движений)

Игра «Рыбалка» (согласование имён существительных с

числительными).

Ребята, подскажите мне пожалуйста, кто такой – рыбак? (это человек, который ловит рыбу) а как вы думаете, что нужно взять с собой на рыбалку, без чего не обойтись рыбаку? (без удочки, без ведра, червей) а сами вы хотите поймать рыбку? (да) Хорошо! Садитесь за столы, берите в руки удочки и начинайте ловить рыбу. Старайтесь не мешать друг другу. Улов складывайте в ведёрки (играют). Положите удочки, сосчитайте, по сколько рыбок у вас в ведерках.(у меня 2 рыбки, у меня 1 рыбка, а у меня 5 рыбок…) Молодцы! Вот как много рыбы вы поймали! Сегодня мы с вами будем говорить о рыбах, которые живут в водоемах: реках, озерах и прудах.

  1. Рассматривание картины «Пресноводные, речные рыбы», беседа по ней. (Формирование представлений о пресноводных рыбах, расширение словаря, обогащение речи словами-антонимами. Развитие диалогической речи, составление описательного рассказа по мнемотаблице).

Вот эти рыбы живут в прудах, реках и озёрах. Их называют пресноводными. Может быть, вы знаете некоторых из них? (дети по очереди называют известных им рыб, а педагог всех остальных)

Давайте рассмотрим рыб и поговорим о том, какие части тела у них есть (дети по одному подходят к доске и показывают у разных рыб туловище, голову, хвост, плавники, чешую)

Обратите внимание ребята на то, какой разной формы могут быть тело и голова рыбы, какие разные у рыб хвосты и плавники. У щуки длинная голова и длинное тело. А у леща? (у леща небольшая голова и широкое тело)

У сома огромная голова и длинное толстое тело. А у ерша? (у ерша маленькая голова и широкое тело)

У щуки хвост большой. А у сома? (а у сома хвост маленький)

 А ещё посмотрите, какой разной чешуёй покрыто тело рыб, у леща она крупная, а у судака мелкая, а у сома вообще нет чешуи, его тело покрыто толстой кожей.

А ещё у всех рыб есть жабры, как вы думаете для чего они нужны? (они нужны рыбам, для того, чтобы дышать)

 А для чего рыбам плавники? (плавники нужны для того, чтобы плавать) Верно! Молодцы!

На картинке видно какие острые зубы у щуки. Щука – хищница. Она питается другими мелкими рыбами. Хищные рыбы – это сом, форель, окунь и судак. А вот карась, ёрш и лещ – не хищники, они питаются водорослями.

А сейчас ребята я хочу послушать вас, расскажите мне опираясь на картинки-подсказки о любой рыбке, которая вам понравилась(рассказывают по одному).

  1. Пальчиковая гимнастика «Рыбка» (физминутка) Теперь ребята немного отдохнём, а потом будем играть! (предлагаю пройти на коврик, образовать круг и выполнить пальчиковую гимнастику) Молодцы! Отдохнули? Поиграем?
  2. Игра с мячом «Скажи правильно». Я задаю вопрос и кидаю мяч, кто мяч ловит – отвечает на вопрос: суп из рыбы – какой? (рыбный)

Котлета из рыбы (рыбная)

Пирожки из рыбы (рыбные)

Пирог из рыбы (рыбный)

В продолжение рыбной кулинарной темы: если жарить рыбу, то рыба какая (жареная)

Если сушить (сушеная)

Если коптить (копченая)

Если солить (соленая)

Если вялить (вяленая)

Ну молодцы! Играем дальше

  1. Игра с мячом «Повтори длинное слово».

Рыболов, рыбообработка, рыбообработчик (ца), рыболовецкий траулер, рыбоконсервный завод. Молодцы! А сейчас ребята поиграем ещё в одну игру

  1. Игра «Соберём рыбу» (образование притяжательных прилагательных). Рыба, которую я предлагаю вам собрать, называется - Щука. У щуки голова – щучья, а туловище, чьё? – щучье, а хвост, чей? – щучий, и плавник, чей? – щучий, или плавники чьи? – щучьи.

И последняя игра, в которую мы сегодня поиграем называется

  1. Игра «Выбери нужное действие» (понимание значений глаголов с приставками). Выполнять действие будет рыбка, а вам нужно будет сказать, что она сделала. Будьте внимательны!

Рыбка к камню…(отплыла, подплыла)

Рыбка от берега…(переплыла, отплыла)

Рыбка всю реку…(прошла или переплыла)

Молодцы!

  1. Окончание занятия: (оценка работы детей) По просьбе дети перечисляют задания, которые выполняли, рассказывают о том, что узнали нового и интересного.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект проведения занятия по развитию речи с элементами рисования «Осенние мелодии» Сравнительное рассматривание картин художников И.И.Левитана и И.С.Остроухова» «Золотая осень» воспитателя подготовительной группы МДОУ № 7с Кухаривка Ивченко Н.А.

Программное содержание:- Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к художественному изображению яркой осенней природы, развивать способность чувствовать и откликаться на переданное художнико...

Конспект открытого занятия по развитию речи во 2 младшей группе на тему «У меня дружная семья» Воспитатель :Мышанская Н.В.

Конспект открытого занятия по развитию речи во 2 младшей группе на тему «У меня дружная семья»Цель: Закрепить представление детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в сем...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе «В гости к сказке» Воспитатель: Мышанская Н.В

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе «В гости к сказке»Цель: развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные: Пр...