Основные направления работы по развитию речи младших дошкольников
статья по развитию речи

Иванова Ирина Георгиевна

В дошкольном возрасте дети проходят период активного освоения разговорного языка. В это время происходит становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Для решения различных задач воспитания ребёнка очень важно полноценное владение и использование родного языка. В связи с этим так важно начать обучение  уже с первых шагов малыша.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные направления работы по развитию речи младших дошкольников.

И.Г. Иванова, О.В.Рубцова, воспитатели ГБДОУ №38 Петроградского района

В дошкольном возрасте дети проходят период активного освоения разговорного языка. В это время происходит становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Для решения различных задач воспитания ребёнка очень важно полноценное владение и использование родного языка. В связи с этим так важно начать обучение  уже с первых шагов малыша.

Младший дошкольник - исследователь родного языка, изобретатель новых слов. При самостоятельном речевом развитии лишь малая часть детей достигнет высокого уровня, поэтому наша задача- целенаправленное обучение речи, речевому общению, родному языку.

 В работе с детьми важно соблюдать правило комплексного подхода. Именно такой метод работы, направленный на решение поставленных целей и задач, охватывает все стороны речевого развития, а на их основе- развитие связной речи. Главной задаче такого обучения является формирование и развитие языковых обобщений, проявлений родного языка.

Для создания условий, которые будут помогать и способствовать всестороннему, и речевому в том числе, развитию ребёнка очень важно четко проработать и создать правильную, оптимальную развивающую среду. Развивающая предметно пространственная среда безусловно должна соответствовать принципам ФГОС ДО, таким как:

• принцип информативности, предусматривающий разнообразие тематики материалов и оборудования;

• принцип вариативности, определяющийся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественным традициями;

• принцип полифункциональности, предусматривающий обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно- развивающей среды;

• принцип педагогической целесообразности, позволяющий предусмотреть необходимость и достаточность пополнения предметно- развивающей среды, обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;

• принцип трансформируемости, обеспечивающий возможность изменений предметно- развивающей среды, позволяющий, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

Иными словами, для детей необходимо создать комфортную и эстетически привлекательную обстановку, специальную предметно-развивающую среду, которая будет стимулировать самостоятельность, а также неформальное игровое общение детей. Дидактические и наглядные пособия и материалы воспитатель использует во время проведения НОД, физкультурно-оздоровительных мероприятий, организации игр. В свободное время дети могут самостоятельно играть в центре речевого развития.

Сложно переоценить роль дидактической игры  и игровых методов обучения младших дошкольников: в этот период это и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и, что особенно важно, средство всестороннего развития ребёнка.

Классификация дидактических игр:

https://moluch.ru/blmcbn/51706/51706.001.png

Опыт работы помог нам установить некоторые правила использования дидактических игр, позволяющих достигнуть более успешных результатов воспитанников:

  1. Подбирать дидактические игры, опираясь на воспитательные задачи.
  2. Систематизировать дидактические игры.
  3. Особое внимание уделять организации дидактических игр

Эти несложные правила позволяют активизировать словарный запас, формировать правильное звукопроизношение и грамматически правильный строй речи, развивается связная речь, творческие и коммуникативные способности.

Примеры дидактических игр, направленных на развитие речи:
«Догадайся, что звучит», «Медвежата мед едят», «На приеме у врача» , «Кто в домике живет? », «Волшебный сундучок» и т.д.

Перед родителями и педагогами стоит нелёгкая задача - к пяти годам научить ребёнка правильному произношению всех звуков

 Для реализации этой цели необходимо ежедневно практиковать дыхательную гимнастику (5–10 минут во время физкультминутки), которая позволит добиться большей артикуляционной подвижности голосового аппарата.
В качестве дыхательной гимнастики можно использовать такие упражнения:

  • дуть на ватные шарики, снежинки, подвешенные на ниточке;
  • гонки бумажных корабликов в тазике с водой, когда игроки дуют на свои кораблики, не надувая щёк;
  • вместе надувать воздушные шарики;
  • игра в карандашные бега: чей карандаш первым скатится с поверхности стола под воздействием струи выдыхаемого воздуха;
  • прекрасными тренажёрами станут детские музыкальные игрушки (дудочки, свистульки), они позволят отработать силу и плавность выдоха;

Дополнением к дыхательной гимнастике могут стать игры, напоминающие распевку — голосовые упражнения на тренировку произношения на продолжительном выдохе гласных, постепенно можно подключать согласные. Начинать целесообразно со звуков, которые малыш произносит безошибочно.

Формирование грамматически правильной речи включает упражнения на согласованность, при этом необходимо замечать и исправлять ошибки ребёнка, тренировать и закреплять правильный ответ путём многократного повторения.

Примеры игр для тренировки и закрепления:

«Больше-меньше», «Назови ласково», «Я, ты, он, она…» (спряжения в настоящем времени: Я рисую, ты рисуешь, он рисует, они рисуют, мы рисуем.), «Продолжи предложение» и т.д.

Богатейший материал, как для развития и обогащения словаря, так и для воспитания звуковой культуры речи ребенка представляет собой чтение художественной литературы. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

Дошкольников младших групп особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, но и заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе. Ведь, как сказал В.А. Сухомлинский: «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Педагог может включить литературный материал во многие виды деятельности: НОД по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром используются стихотворения, загадки; в процессе НОД по лепке и рисованию дети вместе с воспитателем, вспоминают героев, сюжет сказки, на тему которой они собираются лепить или рисовать.

Литературному воспитанию детей также способствует проведение праздников и досугов. Дополнительные формы работы педагогам может проводить с привлечением родителей.

Ведущей задачей педагогической работы воспитателей детского сада является формирование у воспитанников высокого уровня владения родным языком. Развитая речь — необходимое условие гармоничной социализации, комфортного психического самочувствия, выстраивания полноценных отношений со сверстниками и окружающими взрослыми, достижения отличных результатов в учёбе. Овладение словом очень важно для развития мышления, обретения творческой свободы самовыражения и познания окружающего мира. Чем раньше, с учётом возрастных особенностей, мы поможем ребёнку научиться грамотно и полно выражать свои мысли, тем свободнее и увереннее он будет чувствовать себя в дальнейшем.

Библиография:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
  2. Козловская Е. С., Мурашкина Л. М., Конради Е. В., Комарова И. Ю., Никитенко Е. А., Дурнева О. В. Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников // Молодой ученый. — 2018. — №25.
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe
  4. https://cyberleninka.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления работы по развитию речи дошкольников

Речь - это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция.Речевой образец – правильная, предварительно продуманная ре...

Содержание и основные направления работы по развитию речи в детском саду

В статье рассматривается содержание и основные направления работы по развитию речи в МБДОУ "Детский сад №1" г.Энгельса...

Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ

Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ...

Основные направления работы по развитию речи младших дошкольников.

В дошкольном возрасте дети проходят период активного освоения разговорного языка. В это время происходит становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Для решения...

Статья на тему: Основные направления работы по развитию творческих способностей дошкольников

Современный педагог ставит своей целью воспитание ребенка-дошкольника - творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей...

ФГОС ДО Основные направления работы по развитию речи дошкольников

ФГОС ДО Основные направления работы по развитию речи дошкольников...

Консультация для родителей Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ

Консультация для родителейОсновные направления работы по развитию речи детей в ДОУ...