Основные направления работы по развитию речи младших дошкольников.
статья по развитию речи (младшая, средняя группа)

Рубцова Ольга Владимировна
В дошкольном возрасте дети проходят период активного освоения разговорного языка. В это время происходит становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Для решения различных задач воспитания ребёнка очень важно полноценное владение и использование родного языка. В связи с этим так важно начать обучение уже с первых шагов малыша. Младший дошкольник - исследователь родного языка, изобретатель новых слов. При самостоятельном, стихийном речевом развитии лишь малая часть детей достигнет высокого уровня, поэтому наша задача - целенаправленное обучение речи, речевому общению, родному языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные направления работы по развитию речи младших дошкольников.

О.В.Рубцова, воспитатели ГБДОУ

детский сад  №38 Петроградского района

В дошкольном возрасте дети проходят период активного освоения разговорного языка. В это время происходит становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Для решения различных задач воспитания ребёнка очень важно полноценное владение и использование родного языка. В связи с этим так важно начать обучение  уже с первых шагов малыша.
Младший дошкольник - исследователь родного языка, изобретатель новых слов. При самостоятельном, стихийном речевом развитии лишь малая часть детей достигнет высокого уровня, поэтому наша задача - целенаправленное обучение речи, речевому общению, родному языку.
Сложно переоценить роль дидактической игры и игровых методов обучения младших дошкольников: в этот период это и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и, что особенно важно, средство всестороннего развития ребёнка.

Классификация дидактических игр:

Дидактическая игра

Разновидность игры

Игры с предметами

Настольно-печатные игры

Словесные игры

Образовательные задачи

Формируют умения сравнивать сходство и различия, знакомиться со свойствами предметов, величиной, цветом

Знакомятся с миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы

Описывают предметы, выявляя их характерные признаки; дети отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы

Опыт работы помог нам установить некоторые правила использования дидактических игр, позволяющих достигнуть более успешных результатов воспитанников:

  1. Подбирать дидактические игры, опираясь на воспитательные задачи.
  2. Систематизировать дидактические игры.
  3. Особое внимание уделять организации дидактических игр

Эти несложные правила позволяют активизировать словарный запас, формировать правильное звукопроизношение и грамматически правильный строй речи, развивается связная речь, творческие и коммуникативные способности.

Формирование грамматически правильной речи включает упражнения на согласованность: «Было - стало» (был листик зелёный, а стал желтый). «Рыбалка»: по количеству рыбок на карточке, дети прикрепляют столько же прищепок, помимо согласования числительного и существительного развиваем навыки счёта и тренируем мышцы пальчиков.
При этом необходимо замечать и исправлять ошибки ребёнка, тренировать и закреплять правильный ответ путём многократного повторения.
Обогащая знания детей о сезонных изменениях, умении называть отличительные особенности времён года мы используем игру «Времена года» и игровые упражнения:
«Что осенью бывает?»: дети подбирают основные признаки осени (листья желтеют и опадают; хмурое небо, много туч, часто идёт дождь).
«Найди ошибку»: дети ищут логическую ошибку (летом не катаются на лыжах, зимой не ходят в шортах по улице).
Учим детей подбирать родственные слова с помощью игры “Цветочек”: каждый цветочек - тематический (для младшего возраста цветочек составляется из бросового материала: крупных крышек с изображениями, лепестки и сердцевинка одинакового цвета), в сердцевинке - главное слово, от которого будут образовываться родственные, а не лепестках изображение этих слов (гриб – грибок – грибник - грибной дождик)
Знакомясь с деревьями (плодами, семенами) развиваем связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь, обогащаем и активизируем словарь с помощью дидактических игр «С какой ветки детка?», «Чьё семечко?», а также проводим дидактические упражнения, такие как «Слова-действия»: дети подбирают глаголы к существительным (лист (что делает?) желтеет, вянет, опадает, летит, кружится, сохнет (жухнет)).
С помощью упражнения «Скажи наоборот» тренируемся в подборе антонимов: деревья высокие, а кустики низкие.
Запоминаем названия фруктов и овощей, учимся находить и называть их сходства и отличия (по вкусу, запаху, внешнему виду, на ощупь)- упражнение «Сварим борщ»: дети выбирают овощи проговаривая:
-Я положу в борщ капусту, её срезают на грядке.
-Я положу в борщ морковь, её дёргают на грядке.
-Я положу в борщ картошку, её выкапывают на грядке.
Дидактические игры «Какой сок?», «Какое варенье?»- помогают соотносить существительные с прилагательным в роде, числе, падеже: яблочный сок, яблочное варенье (из слив - сливовое варенье и сливовый сок и т.д.)

Нашей собственной разработкой является макет «Сказочный домик». В нём живут сказочные жители, которые растут, учат друг друга и наших детей. Одевалкин-учит ребят правильно одеваться после сна, на прогулку; Умывалкин-как правильно мыть руки и лицо; Обжоркин-правилам поведения за столом. Он следит, чтобы дети всё доедали и т.д. Рисовалкин показывает, как правильно держать кисточку, набирать на неё краску и т.д. Прачкин стирает и развешивает бельё, используя бельевые прищепки (для укрепления мышц пальчиков).
В домике есть кладовая слов (в картинках), которая служит копилкой наглядного материала, с изображениями для решения разных речевых задач.
Для обогащения сенсорного опыта макет изготовлен из разных видов материалов: мех, атлас, бархат,  и вельвет и т.д. Для развития мелкой моторики элементы домика (окна, двери, крыша, труба) скреплены между собой на кнопки, крупные пуговицы, молнии, крючки, липучки…
У сказочного жителя Игралкина всегда найдётся интересная настольно-печатная игра, соответствующая лексической теме. Например, осень: деревья, овощи, фрукты.
Когда малыши подрастут в «Сказочный домик» заселятся новые жильцы: Читалкин, Лейкин, Всезнайкин, Самоделкин и другие герои (
В зависимости от образовательной ситуации (по усмотрению воспитателей) и с учётом интереса детей.   В работе над звукопроизношением и развитием речевого аппарата нельзя забывать о дыхательной гимнастике, которая позволит добиться большей артикуляционной подвижности голосового аппарата.
Развивая речевое дыхание, мы используем игры-поддувалки, одна из них игра «Подуй на листик», а также в качестве дыхательной гимнастики используем такие упражнения:

  • дуть на ватные шарики, снежинки, подвешенные на ниточке;
  • гонки бумажных корабликов в тазике с водой, когда игроки дуют на свои кораблики, не надувая щёк;
  • вместе надувать воздушные шарики;
  • игра в карандашные бега: чей карандаш первым скатится с поверхности стола под воздействием струи выдыхаемого воздуха;
  • прекрасными тренажёрами станут детские музыкальные игрушки (дудочки, свистульки), они позволят отработать силу и плавность выдоха;

Дополнением к дыхательной гимнастике могут стать игры, напоминающие распевку — голосовые упражнения на тренировку произношения на продолжительном выдохе гласных, постепенно можно подключать согласные.
В своей работе мы применяем элементы логоритмики: используя наглядно-зрительные приёмы, такие как показ движения педагогом, подражание образам, использование наглядных пособий и зрительных ориентиров, формируем правильную артикуляцию, развиваем силу голоса, выразительность речи, речевое и слуховое внимание, а также развиваем мелкую моторику, точность движения, сенсорные и двигательные способности.
Всем известно, что обширнейший материал для развития и обогащения словаря, для воспитания звуковой культуры речи ребенка является чтение художественной литературы. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается со знакомства с народным творчеством – с потешками, песнями. Затем он знакомится с народными сказками, авторскими сказками, стихотворениями и рассказами, подходящими по возрасту и уровню восприятия.

Младших дошкольников в большей степени привлекают стихотворные произведения: их рифма, ритмичность, музыкальность. Постепенно речь малышей обогащается запомнившимися ему словами, словосочетаниями и простыми предложениями.  

Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, но и заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе. Ведь, как сказал В.А. Сухомлинский: «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Педагог может включить литературный материал во многие виды деятельности: НОД по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром используются стихотворения, загадки; в процессе НОД по лепке и рисованию дети вместе с воспитателем, вспоминают героев, сюжет сказки, на тему которой они собираются лепить или рисовать.

Литературному воспитанию детей также способствует проведение праздников и досугов. Дополнительные формы работы педагогам может проводить с привлечением родителей.

Ведущей задачей педагогической работы воспитателей детского сада является формирование у воспитанников высокого уровня владения родным языком. Развитая речь — необходимое условие гармоничной социализации, комфортного психического самочувствия, выстраивания полноценных отношений со сверстниками и окружающими взрослыми, достижения отличных результатов в учёбе. Овладение словом очень важно для развития мышления, обретения творческой свободы самовыражения и познания окружающего мира. Чем раньше, с учётом возрастных особенностей, мы поможем ребёнку научиться грамотно и полно выражать свои мысли, тем свободнее и увереннее он будет чувствовать себя в дальнейшем.

Библиография:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
  2. Козловская Е. С., Мурашкина Л. М., Конради Е. В., Комарова И. Ю., Никитенко Е. А., Дурнева О. В. Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников // Молодой ученый. - 2018 - №25.
  3. Содержание и организация образовательного процесса в детском саду в условиях ФГОС ДО: сборник статей по итогам третьей всероссийской научно0практической конференции. //Северная столица.-СПб-2016.
  4. https://cyberleninka.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления работы по развитию речи дошкольников

Речь - это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция.Речевой образец – правильная, предварительно продуманная ре...

Содержание и основные направления работы по развитию речи в детском саду

В статье рассматривается содержание и основные направления работы по развитию речи в МБДОУ "Детский сад №1" г.Энгельса...

Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ

Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ...

Основные направления работы по развитию речи младших дошкольников

В дошкольном возрасте дети проходят период активного освоения разговорного языка. В это время происходит становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Для решения...

Статья на тему: Основные направления работы по развитию творческих способностей дошкольников

Современный педагог ставит своей целью воспитание ребенка-дошкольника - творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей...

ФГОС ДО Основные направления работы по развитию речи дошкольников

ФГОС ДО Основные направления работы по развитию речи дошкольников...

Консультация для родителей Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ

Консультация для родителейОсновные направления работы по развитию речи детей в ДОУ...