доклад по развитию речи.
статья по развитию речи (подготовительная группа)

телицына анастасия викторовна

Доклад. Развитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_doklad.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности»

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим.

Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а что бы речь была внятна, понятна и интересна другим необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.

Игры можно классифицировать: дидактические, развивающие, подвижные, сюжетно – ролевые и прочие. Игра выполняет множество функций в развитии речи: формирование мотивации к процессу говорения, воспитание внимания к речевому оформлению мыслей , развитие звуковой культуры речи : артикуляционной моторики, речевого дыхания, правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, интонационной выразительности речи, пополнение и активация словаря; совершенствование грамматического  строя речи ; совершенствование  монологической и диалогической форм речи.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника — в игре.

Дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют играть. В качестве главной причины как я считаю недостаток времени на игру.

 По  моим наблюдениям дети, если есть время на игру дети   не могут содержательно и спокойно играть — они возятся, дерутся, толкаются — поэтому мы стремимся  заполнить свободное время детей спокойными занятиями.

 Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей другому — от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских поколений прервана (разновозрастные детские сообщества — в семье, во дворе, в квартире — встречаются лишь как исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит детство.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, при чём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие.  Поэтому игра — это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу.

А ведь произвольность — это не только действия по правилам, это осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, внутренняя свобода. Лишившись игры, дети не приобретают всего этого. В результате их поведение остаётся ситуативным, непроизвольным, зависимым от окружающих взрослых.

Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют сами организовать свою деятельность, наполнить её смыслом: они слоняются, толкаются, перебирают игрушки и пр. У большинства из них не развито воображение, отсутствует творческая инициатива и самостоятельность мышления. А поскольку дошкольный возраст является оптимальным периодом для формирования этих важнейших качеств, трудно питать иллюзии, что все эти способности возникнут сами собой потом, в более зрелом возрасте.

Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.
С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.

Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку.
Таким образом, педагогические мероприятия в организации свободной игры детей сводятся к следующему:

1. Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей.
2. Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.
3. Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.
4. Содействовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих.
5. Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.

Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по развитию речи

Описание основных форм взаимодействия педагога и воспитанника по развитию речи...

Доклад "Особенности развития речи детей дошкольного возраста"

В докладе раскрыты методы и приёмы, которые широко использовали воспитатели в своей работе с детьми среднего дошкольного возраста по развитию речи...

доклад по развитию речи

доклад по развитию речи   https://yadi.sk/i/Dupoa54iDsDY_A...

Доклад по развитию речи дошкольников.

Здесь представлен материал об особенностях развития речи дошкольников....

Доклад по Развитию речи

Особенности речевого развития детей шестого года жизни...