Доклад "Особенности развития речи детей дошкольного возраста"
материал по логопедии (средняя группа) на тему

Воробьёва Светлана Николаевна

В докладе раскрыты методы и приёмы, которые широко использовали воспитатели в своей работе с детьми среднего дошкольного возраста по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №47» «Ладушки»

Доклад

на тему: «Особенности  работы по развитию речи

   дошкольников в средней группе».

Выполнила: воспитатель

С. Н. Воробьева

г. Заволжье

2017г.

 В средней группе при обучении детей связной речи работа ведется также по трем направлениям: рассказывание с использованием игрушек, предметов, природного материала; рассказывание по картине; пересказ. По каждому из направлений вводится определенное усложнение, о которых и пойдет речь.

В средней группе детей учат описывать игрушки, предметы, используя распространенные предложения или высказывания, состоящие из двух-трех предложений. На пятом году жизни ребенок уже начинает употреблять в своей речи сложные синтаксические конструкции из двух простых предложений, связанных между собой сочинительной или подчинительной связью. Высказывания его приобретают характер рассказа.

У детей этого возраста совершенствует зрительное, слуховое и осязательное восприятия. В процессе речевого общения ребенок осваивает особенности словообразования и словоизменения.

К 4-5 годам у дошкольников начинают формироваться предпосылки учебной деятельности: они могут отвечать по вызову, слушать ответы своих товарищей, понимать указания воспитателя и следовать им.

Вопросы, речевой образец, указания – ведущие приему обучения рассказыванию в средней группе. Задача воспитателя – подготовить детей к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов. В ОД по развитию связной речи дети рассматривают игрушки, с помощью вопросов педагога вычленяют их основные признаки и качества. Вопросы педагога пробуждают в ребенке пытливость мысли, внимание к тому порядку, которого надо придерживаться при описании. Отвечая на них, он как бы строит сюжет будущего рассказа, употребляя при этом точные слова-обозначения, которые затем использует в своем рассказе.

Педагог не только выслушивает ответы детей на заданные вопросы, но и сам показывает, как надо точнее, интереснее, выразительнее сказать об игрушке или предмете.

Речевой образец является в данном случае наиболее эффективным приемом обучения. Он непосредственно влияет на качество детских рассказов, описаний. Чтобы дети не копировали целиком образец воспитателя, педагог ведет рассказ не о той именно игрушке, о которой будут говорить дети, а об однотипной. Тогда дети, подражая образцу, смогут проявить самостоятельность и инициативу.

В нашей группе мы проводим такие игры-занятия: «Какие машины проезжают по дороге?», «Поможем куклам собраться на прогулку», «А что в коробке?», «Цветные кубики», «Кто вместе с Мишкой играл в кубики?». Интерес детей к рассказыванию повышается, если используются игрушечные звери, матрешки, куклы, машины.

В средней группе, помимо описания игрушек и предметов, дети занимаются описание цветов овощей и фруктов и др. Прежде чем побуждать ребенка к самостоятельному описанию, мы заботимся о том, чтобы он научился сосредоточенно слушать рассказы о природе. Эту работу мы проводим на прогулках: зазеленевшие березки, поспевающие оранжевые гроздья рябины, прилетевшие к кормушке синички – на все окружающее дети смотрят пытливее, зорче, когда их восприятие сопровождается речью взрослого. Воспитатель зарисовкой, словом, как бы высвечивает в природном окружении то, что ребенку обязательно надо получше увидеть, услышать, понять, запомнить. Наблюдая природу и слушая рассказы о ней, дошкольники начинают сами говорить точнее, обстоятельнее, заинтересованнее, у них появляется желание самим рассказывать о траве, деревьях, птицах, о снеге и солнце.

В средней группе в ОД по развитию речи широко используются картины. Цель обучения остается прежней – учить детей описывать изображенное на картине. Однако, к четырем-пяти годам у ребенка возрастает мыслительная и речевая активность, совершенствуются речевые навыки, в связи с этим несколько расширяется объем связанных высказываний. Увеличивается самостоятельность в построении сообщений. Все это дает возможность готовить детей к составлению небольших  связанных повествований.

По-прежнему одним из основных методических приемов являются вопросы педагога. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связанные высказывания, а не ограничивался одним-двумя словами. Нечетко поставленные вопросы так же тормозят развитие у детей речевых навыков. В обучении детей рассказыванию по картине мы используем серию «Домашние животные», например картина «Кошка с котятами» и др. Очень близка эмоционально и понятна по содержанию серия картин В. В. Гербовой. Такие картины как «Кукла плачет», «Новенькая», «Мне пора в детский сад» и др. вызывают у детей желание высказаться, выразить свое мнение.

В ОД по рассматриванию картин дети упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких предложений, объединенных одним содержанием. Они также учатся сосредоточенно выслушивать рассказы педагог по картинам, так, что их опыт восприятия описательных рассказов постепенно обогащается.

Начиная со средней группы программы детского сада, предусмотрено систематическое проведение занятий по пересказу. В течение года дети пересказывают 8-10 литературных текстов. Выбор литературно-художественных произведений – важнейший вопрос методики.

В своей работе мы используем следующие произведения: русские народные сказки «Репка», «Козлятки и волк»; рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого и др. Пересказ является для детей новым видом речевой деятельности. Важно умело подвести их к этому этапу, вызвать живой интерес к пересказыванию, поддерживать проявление активности и самостоятельности. Необходимо учитывать и особенности внешнего восприятия литературно-художественных произведений, а также особенности процессов мышления и речи, памяти, воображения, уровень развития внимания и т.д. На самых первых занятиях мы предлагаем детям пересказывать сказки, хорошо знакомые ранее, а на последующих – новые, только что прослушанные тексты. Такие условия выполнения задания требуют от ребенка несколько усложненной мыслительно-речевой деятельности, в связи с чем процесс овладения художественным материалом проходит интенсивнее.

Дети 4-5 лет способны в условиях педагогического руководства осмысленно-эмоционально понимать художественное слово; относительно полно и конкретизированно воссоздавать в пересказе образы персонажей, ситуаций; передавать события в нужной последовательности, выражать личное отношение к герою и его поступкам.

Для того, чтобы подготовить детей к пересказу, мы читаем текст, затем беседуем о прочитанном, показываем иллюстрации, даем указания. Средствами выразительного чтения, вопросами, уточняющими пояснениями стремимся сосредоточить внимание детей на каждой части повествования, подчеркиваем ее связь с другими частями. Мы добиваемся того, чтобы дети поняли прочитанное и эмоционально отнеслись к описанным событиям и поступкам героев.

Поскольку речевая практика детей на занятиях по пересказу строится в основном на языковом материале прочитанного произведения, мы различными приемами привлекаем внимание детей к словосочетаниям, оборотам, точным словам-обозначениям, ритмическим особенностям текста. Учитывая, что в пересказе дети пользуются простыми грамматическими конструкциями, мы побуждаем их повторять то или иное сложное предложение, то есть следовать языковому образцу.

Ставя задачу пересказать рассказ или сказку, мы помогаем детям постепенно овладевать доступными им средствами выразительной речи, элементарными формами исполнительского творчества. Дети учатся использовать различные интонации, силу голоса, темп речи и т.д. Они начинают приобретать первоначальный опыт передачи, переживание действующих лиц и своего отношения к описанным персонажам, событиям, действиям.

Обучение пересказу бывает наиболее эффективно, если оно связано с другими видами занятий по развитию речи: с наблюдениями, играми детей, с их повседневным речевым общением в режимных моментах.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста в НОД - развитие речи. Программа педагога.

Развитие речи детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности - развитие речи. Данна программа направлена на реализацию задач по образовательной области "Коммуникация" в соо...

Консультация по развитию речи на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста" (памятка для родителей).

Речь как  исторически сложившая форма общения развивается в дошкольном возрасте. Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка....

Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.

Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте   всегда спокойным то...

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст)

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст) с презентацией...

Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...

Статья: «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности» (развитие речи, младшая группа)

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, та...

Конспект педагогического совета по развитию речи - «Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста»

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу детского сада, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подх...