доклад по развитию речи
материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Готовцова Елена Анатольевна

доклад по развитию речи   https://yadi.sk/i/Dupoa54iDsDY_A

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_rechevomu_razvitiyu.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Речевое развитие дошкольников   в соответствии

с требованиями ФГОС»

подготовили воспитатели:

                                                                               Готовцова Е. А., Штин И. И. 

       Слайд 2. Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.

        Задачи:

 1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития   речи у детей;

2) развивать умения проектировать, конструировать процессы развития речи дошкольников;

3) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми.

       Речевое развитие – главный показатель умственного развития ребёнка.  Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так и в партнёрской и самостоятельной деятельности.

        Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека.  Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

        С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений  и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

Проблема развития речи является одной из актуальных.

      Слайд 3. В нашей работе мы используем непринужденные формы организации детей, способствующие созданию доверительной атмосферы общения, при которых дети видят лица друг друга, находятся на близком расстоянии от воспитателя.

    Слайд 4.  Для выработки прочных навыков и умений используем закрепление и повторение материала на других занятиях, в играх, труде, в общении в быту.

При планировании занятия  определяем приемы работы с детьми.

Они могут быть разными по степени сложности:

- восприятие и описание натуральных объектов и их моделей (игрушки);

 - использование наглядных пособий, воспринимаемых зрительно (картины, иллюстрации, презентации, мультфильмы);

- словесные приемы - образцы речи воспитателя, художественные тексты, вопросы-задания, указания, пояснения, аудиозаписи, словесные дидактические игры, игра-драматизация, сюжетно-ролевые игры.

       Выбор приемов работы обусловлен содержанием речевой задачи, которую предстоит решать с детьми.

       Особое внимание на всех речевых занятиях уделяем воспитанию звуковой  культуры речи.

       Прежде всего ребенок должен овладеть звуковым строем языка, правильным звукопроизношением. Работа над звуковой стороной речи основывается на данных русской фонетики. Ребенок, подражая и учась, усваивает систему ударений в словах, интонационный строй родного языка, произношение слов.

Планируя образовательную деятельность по развитию речи в своей работе, мы опираемся не только на методы и приемы работы, но и на возраст, восприятие, память, воображение, мышление детей.

Обучая придумыванию рассказов, мы вначале демонстрируем свой рассказ-образец. Затем, напомнив детям его структуру, план (где было, когда, с чего начиналось, что было потом, чем закончился рассказ?), предлагаем придумать свои рассказы. Дети, составляя рассказ по образцу, с трудом преодолевают тягу к прямому копированию содержания. Каждый воспитатель должен это учитывать, подводить их мысль к «своему» содержанию.

В своей работе используем такие методы, как:

Слайд 5. Метод разговора- беседы целесообразен при активизации речевого запаса детей, побуждает их уместно пользоваться словами, конструкциями предложений. Используем прием опоры на натуральные объекты и их модели (игрушки), на картинки, на словесные дидактические игры.

Слайд  6. Метод пересказа широко используем в своей работе с детьми. С помощью этого метода обогащаются все компоненты языка (лексика, грамматика, интонации). Дети практически осваивают связную диалогическую и монологическую речи на лучших образцах художественной литературы.

Слайд 7. Метод сочинения также предполагает использование разных приемов обучения детей творческому рассказыванию: по восприятию (наблюдению) воображению.

Особое место в нашей группе занимает текстовый дидактический материал - сказки, песенки, стихотворения, рассказы, загадки, пословицы, чистоговорки. Этот материал по тематике должен соответствовать содержанию занятия, его образовательной цели, дидактической задаче, должен обеспечивать возможность упражнять детей в звуковом анализе или произнесении звуков либо в морфологическом анализе слова с целью определения средств выразительности, и т.д. Этот материал должен быть художественным, образным и доступным для понимания детьми нашей разно возрастной группы.

Основой учета должно быть не общее впечатление от занятия, а объем и уровень выполнения детьми речевых задач.

В своей работе мы используем такие рекомендации

по развития речи детей.

  1. Слайд 8. Развивать произносительную сторону речи:
  • подготавливать артикуляционный аппарат для правильного произношения звуков;
  • вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
  1. Слайд 9. Развивать и совершенствовать словарь:
  • знакомить со словами, обозначающими качества, свойства предметов;
  • учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи.
  1. Развивать грамматические навыки устной речи:
  • упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих различные пространственные отношения (на, в, за, из, с, над, между, перед и т.п.);
  • упражнять в употреблении имен существительных во множественном числе (по принципу «один – много») и образовании род. Падежа множественного числа существительных (при ответе на вопрос «Чего нет?»;
  • обучать составлению и распространению простых предложений за счёт однородных членов; подлежащих, определений, сказуемых.
  1. Слайд 10. Способствовать развитию связной речи. Развивать диалогическую речь:
  • создавать условия, способствующие активному использованию диалогической речи (игровые и проблемные ситуации, экскурсии, театрально – игровую деятельность);
  • учить осмысленно, пользоваться языковыми материалами в зависимости от ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощение);
  • демонстрировать детям культуру ведения диалога;
  • готовить к обучению связной монологической речи;
  • посредством игровых упражнений и разных форм пересказа учить составлять характеристики предметов и объектов (для описания); восстанавливать последовательность событий в повествовании.
  1. Слайд 11. Не забывать развивать мелкую моторику рук.
  2. Создавать условия, способствующие активизации речи:
  • рассматривая с детьми их работы по изобразительной деятельности, побуждать к рассказу о созданных образах, предметах окружающего мира;
  • создавать для ребенка культурную богатую речевую среду.

Слайд 12 – 23. А сейчас вашему вниманию мы хотим показать, как устроен речевой уголок в нашей старшей разновозрастной группе.

Слайд 24. Речь — важнейший механизм интеллектуальной деятельности человека, который оказывает огромное влияние на все стороны жизни маленького человека. И к моменту поступления в школу малыш должен полностью владеть этим инструментом общения. Вот почему так много внимания уделяется проблемам развития речи в детском саду, в частности, в старшей группе. Работа в этом направлении ведётся в рамках требований, разработанных ФГОС.
      Обучение ребёнка должно быть непринуждённым и организовано на более высоком уровне, с учётом интеллектуальных и речевых возможностей детей. Важно больше внимания уделять формированию у детей общей ориентировке в звуковой системе языка, обучению их звуковому анализу слова. С помощью дидактических игр закреплять у детей умение выделить звук в слове, определить его качественные характеристики, пополнять словарный запас, совершенствовать культуру речи. В результате игровой деятельности у детей развиваются творческие способности, приобретаются новые знания, умения и навыки, что обеспечивает развитие собственной активности ребёнка и саморазвития.

      Наш уголок систематически пополняется играми по речевому развитию детей, которые изготавливаем самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по развитию речи

Описание основных форм взаимодействия педагога и воспитанника по развитию речи...

Доклад "Особенности развития речи детей дошкольного возраста"

В докладе раскрыты методы и приёмы, которые широко использовали воспитатели в своей работе с детьми среднего дошкольного возраста по развитию речи...

доклад по развитию речи.

Доклад. Развитие речи....

Доклад по развитию речи дошкольников.

Здесь представлен материал об особенностях развития речи дошкольников....

Доклад по Развитию речи

Особенности речевого развития детей шестого года жизни...