Конспект итогового НОД по развитию речи в старшей группе "Птицы вокруг нас"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Курченко Наталья Анатольевна

Конспект итогового НОД по развитию речи в старшей группе "Птицы вокруг нас"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект итогового НОД по речевому развитию в старшей группе

«Птицы вокруг нас»

Образовательная область: речевое развитие

Цель: систематизировать знания детей о птицах

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать умения обобщать, классифицировать;
  • Упражнять в делении слов на слоги, в подборе антонимов и синонимов;
  • Упражнять в словообразовании и употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Развивающая:

  • Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх, совершенствовать диалогическую речь.

Воспитательная:

  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, словесная.

Предварительная работа: чтение литературы, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, дидактические настольно-печатные игры, просматривание мультимедийной презентации.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие

Ход

Организационный момент

Воспитатель:

Колокольчик зазвонил, в круг собраться пригласил!

Я рада видеть вас здоровыми, веселыми! Пусть за окном пасмурно и холодно, но в нашей группе сегодня тепло и светло, от вашего хорошего настроения и улыбок. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу. Предлагаю вам взяться за руки и произнести слова: «Влево-вправо повернись и друг другу улыбнись!»

Сюрпризный момент

Воспитатель: Ребята, к нам в группу сегодня прилетела Мудрая Сова (иллюстрация на мольберте). Она работает в лесной школе, учит зверят и птиц, Она мне рассказала, что давно наблюдала за тем, как вы в учебном году хорошо занимались, много нового и познавательного узнали и приготовила для вас сюрприз, он лежит в сундуке, а сундук закрыт. Ключ к нему можно получить, выполняя задания.

Ребята, вы любите сюрпризы? (ответы детей), тогда начнем. Наша тематическая неделя посвящена птицам, и вы уже знаете много информации о птицах. Ответьте на вопрос, чем схожи птицы? (тело покрыто перьями, 2 крыла, 2 лапки, клюв, появляются из яйца). А в чем различия? (разная окраска, голоса, размер, место обитания)

Воспитатель достает первый фрагмент ключа.

Игра «Доскажи словечко»

Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей,

Целый день по пашне вскачь, а зовется птица… (грач)

Я в любую непогоду уважаю очень воду,

Я от грязи берегусь, чистоплотный серый… (гусь)

В лесу под шелест и под свист стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!» и ставит подпись… (дятел)

Окраской сероватая, повадкой вороватая,

Крикунья хрипловатая, известная персона, кто это? (ворона)

Я весь день ловлю жучков, уплетаю червячков,

В теплый край не улетаю, здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик не робей, я бывалый… (воробей)

С желтой грудкой у окошка собирает шустро крошки,
Отгадайте что за птица? Называется … (синица)

Воспитатель: Хорошо, ребята! На самом деле на свете много разных птиц, какие виды птиц вы знаете? (водоплавающие, лесные, зимующие, перелетные, домашние)

Упражнение «Обобщение»

Курица, гусь, индюк, утка - …(домашние птицы)

Цапля, чайка, лебедь, пеликан -… (водоплавающие птицы)

Скворец, грач, ласточка, журавль - … (перелетные птицы)

Дятел, сова, глухарь, тетерев - … (лесные птицы)

Воробей, голубь, синица, сорока - …(зимующие птицы)

Воспитатель достает второй фрагмент ключа.

Задание с карточками «Разложи птиц по группам» (карточки с изображением несколько водоплавающих птиц, домашних, перелетных, зимующих, лесных)

Упражнение «Делим слова на слоги»

Си-ни-ца, ле-бедь, лас-точ-ка, стриж, со-ва, тря-со-гуз-ка, сви-рис-тель.

Пальчиковая гимнастика

Тили-тели, тили-тели, с юга птицы прилетели!

 Прилетел к нам скворушка – серенькое перышко,

Жаворонок, соловей торопитесь, кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж,

Все вернулись, прилетели, песни звонкие запели!

Воспитатель вручает третий фрагмент ключа

Воспитатель: Ребята, когда птицы возвращаются с теплых краев они начинают строить гнезда, а человек им помогает и строит к их прилету скворечники. Я предлагаю вам построить скворечник для птиц.

Конструирование «Скворечник» (блоки Дьенеша)

Упражнение на словообразование.

Воспитатель: У каждой птицы свое название, но часто люди называют их по какой-то отличительной черте, например:

У сороки белый бок, значит, она…(белобокая);

У синицы желтая грудка, значит, она… (желтогрудая);

У дятла длинный нос - … (длинноносый0;

У вороны черные крылья - … (чернокрылая);

У сороки длинный хвост – (длиннохвостая);

У журавля длинные лапы – (длиннолапый).

Воспитатель: У каждой птицы свой голос, своя песня, давайте определим, кто как подает голос:

Ворона – каркает

Воробей – чирикает

Журавль – курлычет

Кукушка - кукует

Сорока – стрекочет

Голубь – воркует

Утка – крякает

Сова – ухает

Воспитатель достает четвертый фрагмент ключа.

Ребята, а как можно охарактеризовать пение птиц? (птицы поют звонко, голосисто, переливисто). А какие же заботы у птиц весной? (строят гнезда, откладывают яйца, высиживают их, заботятся о птенцах.

Д/и «Что сначала, что потом?»  

https://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/76/826/76826993_z24a.gif

Словесная игра «У кого кто?»

У грача – грачонок, много грачат

У соловья – соловьенок, много соловьят

У аиста – аистенок, много аистят

У скворца скворчонок, много скворчат

У журавля - журавленок, много журавлят

У чижа – чижонок, много чижат

У лебедя – лебеденок, много лебедят

У утки – утенок, много утят

У дрозда – дрозденок, много дроздят

У совы – совенок, много совят

Воспитатель вручает пятый фрагмент ключа.

Физминутка «Птичий базар»

Вот цапля важная шагает (ходьба с высоким подниманием ног)

Лапы высоко поднимает.

Вот воробей скачет, крошки ищет (прыжки на двух ногах),

Утка идет, с лапки на лапку переваливается (туловище слегка наклонено вперед,

                                                                              руки отведены назад),

Голубь ходит, выискивает семена (ходьба, при каждом шаге вытягивают шею вперед).

Сорока затрещала, всех распугала (убегают на стульчики).

Игра «Разрезные картинки»

https://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/126/153/126153382_2.jpg   https://i.pinimg.com/736x/ac/74/6a/ac746a5a1e5a958763e7c8f356acb403.jpg

Игра «Что лишнее и почему?»

Сорока, ворона, синица, ласточка -… (ласточка, потому что она перелетная, а остальные зимующие)

Жаворонок, воробей, грач, скворец - … (воробей, потому что он зимующая птица, а остальные перелетные)

Ворона, утка, голубь, воробей - … (утка, потому что она водоплавающая птица, а остальные нет)

Грач, синица, ласточка, кукушка - … (синица, потому что зимующая, а остальные перелетные)

Петух, гусь, сова, индюк - … (сова, потому что лесная, а остальные домашние)

Игра «Веселый счет» (посчитай от одного до пяти)

1 утка, 2 утки, 3 утки, 4 утки, 5 уток

1 гнездо, 2 гнезда, 3 гнезда, 4 гнезда, 5 гнезд

1 воробей, 2 воробья, 3 воробья, 4 воробья, 5 воробьев

Игра «Чей? Чья? Чьи»

У журавля – клюв журавлиный, голова журавлиная, лапы журавлиные

У гуся - клюв гусиный, голова гусиная, лапы гусиные

У утки – клюв утиный, голова утиная, лапы утиные

У грача – клюв грачиный, голова грачиная, лапы грачиные

Игра «Назови ласково»

Птица-птичка, дерево-деревце, гнездо-гнездышко, воробей-воробушек, стая-стайка, птенец-птенчик, крыло-крылышко, клюв-клювик, перо-перышко, соловей-соловушка

Игра «Узнай по силуэту»

https://static7.depositphotos.com/1196711/787/v/950/depositphotos_7877537-stock-illustration-shadows-of-birds.jpg

Игра «Чье перышко»

https://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/74/850/74850778_large_Scan0005.jpg

Игра «Зашумованные картинки»

http://dogmon.org/test-na-issledovanie-sluhovogo-vospriyatiya/15212_html_m1d952ecc.jpg

Заключительная часть

Птиц на земле очень много и все они разные. Есть птицы очень большие, размером с человека – это страус, а есть очень маленькая, размером с небольшую бабочку – это колибри. Есть птицы с очень красивым оперением – это павлин, а есть с неярким, скромным оперением, но умеющие красиво петь – это соловей, жаворонок. Встречаются птицы, которые не умеют летать - это пингвин, страус.

Птицы обитают и в жарких пустынях, и во влажных тропических лесах, во льдах. Птицы приспособились к жизни в разных условиях, научились добывать себе пищу, в этом им помогают особенности строения тела.

Птицы, питающиеся рыбой, имеют длинный клюв, например, пеликан или цапля.

Птицам, питающимся мелкими животными, помогают охотиться острое зрение, крепкий клюв и когти (сова, сокол).

 Все птицы откладывают яйца, из которых затем появляются птенцы. Каждая птица строит гнездо по-своему. Многие птицы строят гнезда на деревьях, для этого они используют веточки, травинки, перышки. А вот ласточка строит гнездо под крышами домов, а для строительства гнезда она использует глину. Аисты строят гнезда на крышах домов, а жаворонок прямо на земле, в траве. У пингвинов нет травы и веточек для строительства, они используют камни.

Мир птиц очень разнообразен и удивителен и если быть наблюдательным, то можно узнать много интересного даже о тех птицах, которые живут рядом с нами и о которых, казалось бы, мы уже знаем.

Ребята, посмотрите из фрагментов мы собрали ключ, давайте откроем сундук! (в сундуке настольная игра или сладкий приз).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Весенние чудеса в природе»

Данное занятие помогает расширять представление детей о характерных признаках весны, об особенностях весенней природы, жизни зверей и птиц весной. Дать знания о первоцветах (подснежник, мать-и-мачеха»...

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина «Умные непоседы»

Цель:  Показать результаты занятий детей по развитию речи.Задачи:1. Способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, память, мышл...

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе "Насекомые"

       Цель: 1. Закрепить знания о насекомых (виды, внешний вид, назначение, среда обитания, свойства)....

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе " По медвежьим следам"

Итоговое занятие в конце года для закрепления пройденного материала...

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»...

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»

Цель: расширить словарный запас детей через участие в словесно-речевых играх.Задачи:Образовательные:• Закреплять употребление в речи имён существительных множественного числа в винительном п...