Отчет по саморазвитию на тему "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста" за 2018-2019 год
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Околелова Татьяна Геннадьевна

В 2018-2019 году я работала над темой саморазвития "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста".

Цель моей работы: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа

Задачи работы:

-владение речью как средством общения и культуры;

-обогащение активного словаря;

-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samorazvitiyu_okolelova.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

В 2018-2019 году я работала над темой саморазвития «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель работы: формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа

Задачи работы:        

- владение речью как средством общения и культуры;

-обогащение активного словаря;

-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

-развитие речевого творчества;

-формирование звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

-знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

-формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте.

Актуальность:

В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

Развития устной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой.

Над данной темой работаю только один год.

Речевое общение является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

Основные вопросы, намеченные для изучения:

-развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими;

-развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи- диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи

-практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Работу я начала по следующим направлениям:

-изучение литературы,

-работа над созданием развивающей среды,

-занятия с детьми,

- взаимодействие с родителями.

Изучила соответствующую литературу по данной теме:

Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.

Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах /Под ред. М.Е. Верховкиной. – СПб: КАРО, 2014.

Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2003. - с.27-43.

Ершова Е.Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников // Уроки логопеда. – Астрель, 2011. – 64 с.

 Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12.

Шукейло В.А. 90 упражнений для развития речи дошкольников // Готовимся к школе. – Литера, 2009. – 96 с.

Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.

В течение года познакомилась с новыми инновационными технологиями через предметные издания и интернет.

Размещала свои работы на сайтах, посетила открытые занятия коллег.

В течение года изготовила и внесла:

- дидактические игры по речевому развитию: «Буква пропала», «Найди слово», «Слово-пазл», «Составь сказку», «Предлоги»;

-дидактические пособия: «Пересказ по схеме», «Пословицы и поговорки», «Скороговорки, потешки, заклички»;

- сюжетные картинки «Времена года», «Птицы», «Насекомые» и т.д.;

книги:

- 1001 загадки;

-«Снежная королева» и т.д.;

Также проводилась работа с родителями : «Памятки для родителей по обучению устной речи»

Много времени я уделяла составлению рассказов по сюжетным картинкам с фабульным развитием действий: «В детском саду», «На огороде»

Педагогическая копилка пополняется следующими материалами, которые способствуют развитию речи детей:

  1. Пальчиковая гимнастика(развитие речи через мелкую моторику рук)
  2. Артикуляционная гимнастика.
  3. Словесные игры
  4. Логические загадки.
  5. Театрализованные игры
  6. Квест «В мире сказок»
  7. Игра-путешествие «Экскурсия в Санкт-Петербург»
  8. Литературная викторина по сказкам.

 Сказка, с её живым, выразительным, красочным языком является эффективным средством развития образности речи старших дошкольников. В течение года пересказывали, сочиняли сказки, используя мнемосхемы. Также после прочтения сказки детям очень нравиться её иллюстрировать.

В 2018 году мой воспитанник Григорьев Александр участвовал в районном конкурсе чтецов «Раскрасим мир стихами»

Анализируя свою работу в этом году, я увидела, что некоторым детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы я изучаю нужную литературу, сотрудничаю со специалистами детского сада.

 И вот какие требования нужно выделить для дальнейшего руководства в работе:

-знание особенностей развития детей, их специфику,

-умение поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка,

-способствовать овладению необходимыми навыками.

  Поскольку вышеуказанные методы принесли положительный результат в развитии  речи старших дошкольников, то планирую и в следующем учебном году продолжать работу в этой области.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа саморазвития педагога 2014-2015 год в межаттестационный период по теме «Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров».

Пояснительная записка Программа предназначена для систематизации работы по самообучению, повышению квалификации и профессиональной компетнции педагога в вопросах воспитания и обучения дошкольников с у...

ОТЧЕТ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».Цель: «Определить содержание, разработать и апробировать методы и приёмы работы по развитию...

Отчет по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Известно, что главное содержание памяти дошкольника это представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. ...

Перспективный план развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказки 2018- 2019 учебный год

В материале указаны задачи работы на год, совместная деятельность с детьми, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями....

"Дидактическая игра как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста", 2018/2019 г.

Ниже представлена работа по самообразованию за период 2018-2019 г. Возможно, будет полезна коллегам или родителям воспитанников....

Программа саморазвития «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством мнемотехники»

Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться, но, если свяжите двадцать таких слов с картинками, их он усвоит на лету.       ...