НОД по развитию речи, средняя группа. Тема: «Звуковая культура речи: звуки Щ-Ч».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Карелина Елена Николаевна

Упражнение  детей в правильном произношении звука Щ и дифференциации звуков Щ-Ч.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                НОД по развитию речи, средняя группа.

Тема: «Звуковая культура речи: звуки Щ-Ч».

Цель:

Упражнение  детей в правильном произношении звука Щ и дифференциации звуков Щ-Ч.

Ход:

Воспитатель встречает детей на входе в группу и проговаривает с ними чистоговорку:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

(дети повторяют вместе с воспитателем слова)

      Мы будем разговаривать

      И будем выговаривать

      Все правильно и внятно,

      Чтоб было всем понятно.

Сегодня мы отправимся в весенний лес. Поедем мы туда на поезде. А теперь представьте, идёт поезд. Колёса  стучат коротко, быстро: ч-ч-ч-ч. Повторите…

Дети повторяют за воспитателем звук  [Ч],  затем произносят сами.

Какой звук слышим? Расскажем об этом звуке всё.

-Когда мы произносим звук [Ч] – губы округлены и слегка выдвинуты,  вперёд,  зубы  на расстоянии  друг от друга, голоса нет, звук  согласный, глухой, всегда мягкий.

-Молодцы. Вот  приехали  мы в  лес. Солнышко пригрело  и  проснулись  от  зимней  спячки  его  обитатели. Кто это  ползёт и протяжно, мягко шипит: щ-щ-щ?

(показ иллюстрации «Змея»).

Конечно, змея. Изобразим змею, согните руку в локте,  а кисть направьте вперёд.  Все пальцы прижаты  друг к другу, двигаем кистью в стороны и шипим: щ-щ-щ-.

Дети выполняют упражнения, повторяя звук     [Щ]

Какой звук слышим? Расскажем и о нём всё,  что знаем.

-Когда мы произносим звук  [Щ] – губы округлены слегка выдвинуты вперёд, зубы сближены, звук  согласный, мягкий,  всегда глухой.

Но в лесу, как  и везде, есть хозяин- это лесовичок. Он не пустит нас в свои владения,   пока мы не выполним все его задания, сейчас внимательно  меня слушайте

(игра малой подвижности на внимание),

если  услышите звук [Ч]- изобразите движение паровоза,

если звук [Щ]- показать, как пилят дрова:

ч, щ, ча-ча-ча, ооо ,щу-щу-щу, ла-ла-ла, ччч, щщщ.

-Молодцы, лесовичок доволен вашей работой и предлагает войти  в лес.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом

Чудеса увидишь в. нём.

Вошли мы в лес и что  же услышали и увидели в весеннем лесу?

-А увидели мы волшебный мячик, который нам поможет в превращении слов.

Д\и «Назови ласково» (с мячом)

 - Это задание мы будете выполнять с помощью мячика .

 щенок - щука - чашка -

 ящик – птица - утка -

 щётка – ложка - собака -

 щека - белка - шапка -

А вот перед нами новое препятствие:

Игра «Четвертый лишний».

Звук Ч
(Детям предлагаются картинки с изображением четырех предметов со звуком Ч, а один предмет лишний, нужно найти лишнее изображение).

Звук Щ.

(Детям предлагаются картинки с изображением четырех предметов со звуком Щ, а один предмет лишний, нужно найти лишнее изображение).

-Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями старичка-лесовичка.

-Славно с вами поиграли, а наш паровозик уже отправляется в обратный путь!!!
Тогда собираемся в дорогу…

Физминутка «Паровозик» (элемент логоритмики)

- Вставайте в паровозик.                       Дети встают друг за другом

«Чух-чух-чух» -                                     Двигаются вперед,

Мчится поезд во весь дух                     Двигаются быстрее

Паровоз пыхтит, -                                 «Пыхтят»

«Тороплюсь» - кричит

Как кричит паровоз?                             Останавливаются и повторяют хором.

- «У-У-У…».

Вот мы и приехали в нашу группу, но чтобы выйти из паровозика, необходимо выполнить последнее задание, оно на внимание ( воспитатель говорит предложение, а дети его преобразуют в словосочетание из прилагательного и существительного).

 Мальчик, который плавает. (Плавающий мальчик.)

 Девочка, которая встречает подругу. (Встречающая девочка.)

 Девочка, которая улыбается. (Улыбающаяся девочка.)

 Мальчик, который танцует. (Танцующий мальчик.)

 Девочка, которая кружится. (Кружащаяся девочка.)

 Девочка, которая смеется. (Смеющаяся девочка.)

 Девочка, которая плачет. (Плачущая девочка.)

Вот подошло к концу наше путешествие. Возвратились мы домой.  

С какими звуками мы путешествовали сегодня?

Какие испытания встретились нам на пути?

Вам понравилось наше путешествие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе. Тема: "Звуковая культура речи: звуки р, рь"

ЦЕЛЬ: упражнять детей в четком и правильном произнесении звука Р  изолированно, в чистоговорках, в словах и предложениях.ЗАДАЧИ:- подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуля...

Конспект средней группы Тема: «Звуковая культура речи: звук «ш»

                 Конспект  средней группы Тема: «Звуковая культура речи: звук «ш»...

НОД Развитие речи (средняя группа) Тема: «Звуковая культура речи: звуки Р, РЬ »

Цель: Познакомить со звуком Р.Задачи:Образовательные:1.учить правильно произносить звук изолированно и в словах.2. дать представление о многозначных словах. Развивающие:1. развивать фонематически...

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»

Конспект занятия по речевому развитию в средней группеТема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»...

План-конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»

Программное содержание:  развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения....

План-конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»

Программное содержание:  развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения....