"Космос"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Якобенко Ольга Николаевна

Развитие речи детей подготовительного возроста по теме "Космос"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по «Развитию речи» в подготовительной группе на тему «Космос».

Цель: Развивать у детей познавательный интерес, интеллектуальную и речевую активность.

Задачи:

Вызвать интерес к космосу.

Активизировать словарь дошкольников, расширять их кругозор.

Сформировать первоначальное представление о планетах (их размерах, расположении к Солнцу, некоторых особенностях);

Развивать фонематический слух, логическое мышление, память. Воспитать патриотические чувства, гордость за свою Родину.

Оборудование: портреты космонавтов, предметные картинки: космонавт в невесомости, скафандр, космический корабль, луна

Предварительная работа: Чтение художественной литературы по теме «Космос», планетах, беседы по данной теме.

Литература: О. А. Скоролупова. Занятие  с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Покорение космоса», 2006 год.

 Ход занятия.

В. Наше сегодняшнее занятие не совсем обычное. Чтоб вы поняли, о чём мы сегодня будем говорить, отгадайте ключевое слово нашего занятия. Мы будем отгадывать его по буквам и запишем в этих клеточках.

1        1

2        2

3        3

4        4

5        5

6        6

В третей клетке запишем букву, которая спряталась в слове «слон», эта буква стоит на первом месте. В шестой клетке запишем букву, которая спряталась в слове «астронавт», нужная буква стоит на втором месте. В первой клеточке запишем букву, которая спряталась в слове «сказка», пятая по счёту буква. В пятой клеточке запишем букву, которая стоит на третьем месте в слове «крот». В четвёртой клетке запишем букву, которая стоит на последнем месте в слове «костюм». Во второй клетке запишем букву, которая стоит на четвертом месте в слове «салон».

В. Послушайте стихотворение.

В космосе так здорово!

В космосе так здорово!

Звёзды и планеты

В чёрной невесомости

Медленно плывут!

 Космосе так здорово!

Острые ракеты

На огромной скорости

Мчаться там и тут!

Так чудесно в космосе!

Так волшебно в космосе!

В настоящем космосе

Побывал однажды!

В настоящем космосе!

В том, котором видел сквозь,

В том, котором видел сквозь

Телескоп бумажный! 

Вспомните, как звали первого космонавта полетевшего в космос? (показать портрет).

Воспитатель: Да действительно, 12 апреля 1961 года первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на космическом корабле «Восток» - это было важным событием для ученых всего мира.

Алексей Архипович Леонов – первый космонавт, вышедший в открытый космос» (показать портрет)

- Среди российских космонавтов были и женщины-космонавты. Валентина Владимировна Терешкова – первая женщина-космонавт» (Показать  портрет).

- Светлана Евгеньевна Савицкая – первая женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос» (Показать портрет). Кто и на чем впервые облетел вокруг Земли? (Собаки Белка и Стрелка на космическом  спутнике).

— Какими, на ваш взгляд, должны быть космонавты? (выносливыми, находчивыми, смелыми, трудолюбивыми, сообразительными)
— Какое путешествие совершают космонавты? (космическое)
— На чём летают космонавты в космос? (космических кораблях или ракетах) Показ слайдов.
— Откуда стартуют космические корабли? (с космодрома)
Физминутка: «Космодром»

Всё готово для полёта (Руки вперёд, затем в верх.)

Ждут ракеты всех ребят (соединяют пальцы над головой изображая ракету)

Мало времени для взлета (маршируют на месте)

Космонавты встали в ряд (встали прыжком- ноги врозь, руки на поясе)

Поклонились вправо, влево (делают наклоны в сторону)

Отдадим земной поклон (делают наклоны вперед)

Вот ракета полетела (прыжки на двух ногах)

Опустел наш космодром (приседают на корточки, затем поднимаются).

В. Ребята , вы знаете кто строит ракеты ( строители)

В.  Но для того, чтобы начать работу, строителям нужны чертежи.

В.  Кто чертит чертежи? (конструкторы)

В. Как звали главного конструктора космических кораблей (Сергей Павлович Королёв)

В. Предлогаю вам построить ракеты из счётных палочек.

В.  Ракеты мы с вами построили, а что же еще необходимо для того, чтобы отправиться в космос? (Скафандр)

В. А зачем нужно обязательно надеть скафандр? ( В открытом космосе нет воздуха, а в скафандре находиться необходимый запас воздуха.

 И что же Космонавты там увидели в космосе?

В пространстве космическом воздуха нет.

И кружат там девять различных планет,

И солнце – звезда в самом центре системы

И притяжением связаны все мы.

Воспита: Вокруг солнца вращаются 9 планет. Солнце излучает свет и тепло как электрическая лампочка.

- Все планеты вращаются вокруг Солнца. Планеты и Солнце напоминают дружную семью, которая называется Солнечной системой.

- Планеты все одинаковые? (они маленькие и большие, разного цвета). Чем они походят друг на друга? (круглые). Планеты все круглые, но, тем не менее, они не похожи друг на друга и находятся на разном расстоянии от Солнца. Каждая планета вращается по своей собственной орбите.

- Первая, самая близкая к Солнцу планет – Меркурий. На этой планете очень жарко, потому что он находится ближе всех к Солнцу.

В честь богини красоты,

Названа Венера– ты.

В темных небесах сияешь,

Красотой нас озаряешь.

- Эти слова не случайны, ведь Венеру называют утренней или вечерней звездой, потому что она видна на небе то утром, то вечером.

- Вы узнали третью планету?

- Почему вы решили, что это Земля?

- Земля - это единственная планета в Солнечной системе, на которой есть все условия для жизни животных и людей.

- Что это за условия? (воздух, вода). Земля средняя по размеру планета, она находится не слишком близко к Солнцу. Посмотрите, Земля как будто окутана голубоватой дымкой, которая защищает Земля от перегрева или охлаждения, от ударов метеоритов.

-Какая   планета красного цвета? Раньше люди думали, что на этой планете есть живые существа, но ученые доказали, что жизни на Марсе нет. Четыре самые близкие к Солнцу планеты, помните их названия по порядку?

- Они являются твердыми и каменистыми.

- Молодцы поиграли, а следующая пятая планета от Солнца называется Юпитер. Она похожа на огромный шар, который в одиннадцать раз больше Земли. Состоит самая большая планета Солнечной системы из жидкости и газа. Эта планета совсем необитаема, потому – что на ней лютый холод.

- Мы видим Сатурн – шестую планету на ней очень холодно. Почему? Вы заметили, что она желто-оранжевого цвета? Чем она отличается от других планет? (кольцо). Эти удивительные кольца состоят изо льда и камней.

- Планета следующая называется Уран. Посчитайте, какая она по счету?

- Восьмая планета - Нептун, а девятая – Плутон это самые холодные планеты Солнечной системы. Как вы думаете, почему? 

Пальчиковая  гимнастика

На Луне жил звездочет (смотрят в телескоп)

Он планетам вел учет (показ пальцем в небо)

Меркурий – раз, (сгибают по очереди пальцы)

Венера – два,

Три – Земля, четыре – Марс,

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Семь – Уран, восемь – Нептун,

Девять – дальше всех, - Плутон

Вопросы для детей:

- Сколько планет в Солнечной системе? (9).

- Как звали первую женщину-космонавта? (Валентина Терешкова).

- Как называется площадка для взлета космических ракет? (Космодром).

- Как называется костюм  космонавта? (Скафандр).

- Как называется окно в ракете? (Иллюминатор).

- В какой день отмечается день Космонавтики? (12 апреля).

- Как называется третья планета от Солнца? (Земля).

Как называется транспорт на котором летают космонавты?

Как называется костюм в котором летает космонавт?

Как называется состояние космонавта в космосе?

 Как называется маленькая модель Земли, уменьшенная во много раз? (Глобус)

Воспит: Почему на Земле всё такое тяжёлое, а в космосе лёгкое и невесомое? Дети: Земное притяжение

Восипит: Какими должны быть космонавты?

Воспит: Космонавтам нужно хорошо питаться. Как вы думаете, мы можем взять кастрюли с борщом, котлетами, компотом?

Дети: Нет нельзя. Ведь в космосе невесомость и вся еда будет летать по ракете.

Воспита: Я хочу показать вам, что и как едят космонавты. Так как в космосе невесомость, еда находится в тюбиках, похожих на тюбики зубной пасты (показать).

Воспитат: Ребята, а какие продукты питания могут быть в тюбиках?

Дети: – Борщ, суп, каша, компот, какао и дрВоспит: В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано тысячами звезд. Они нам кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. У многих есть свои названия: Полярная звезда, Сириус, Вега. Большие звезды соединяются в созвездия, у которых есть свои имена: Большая и Малая Медведица, Овен, Телец, Рак, Лев.

Космос всегда интересовал человека. Ведь это важно знать – есть ли жизнь где-нибудь еще? Есть ли воздух на других планетах?

(В том случае, если осталось время педагог предлагает поиграть в игру «Волшебная палочка»)

В: Палочка идёт по кругу, тот кто взял палочку говорит слово связанное с космосом. Запомните, важно чтобы слова не повторялись, иначе волшебная палочка остановится. Не перейдёт к другому игроку.

В конце просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты», Белка и Стрелка.

В подарок детям раскраски на тему «Космос».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи "Космос, космос - это интересно"

Эти конспекты занятий по развитию речи адресованы воспитателям дошкольных образовательных учреждений, которые работают с детьми старшего дошкольного возраста. Материалы, представленные вашему вн...

Космос - Вселенная. Загадочный мир космоса

интегрированное занятие по окружающему миру...

Познавательная беседа о космосе "Первооткрыватели космоса"

Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосо...

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата» Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос» Тема: Путешествие в космос. 20.10.2021 г.

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата»Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос»Тема: Путешествие в космос.Цель: сфо...