Перспективное планирование по развитию речи в разновозрастной группе
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Хвастунова Татьяна Вячеславовна

Постоянное развитие и совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевое развитие

Месяц

Младшая группа

Старшая группа

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

№ 1. Звуковая культура речи. Звук [У].

Цель: упражнять в четкой артикуляции звука [У]; отрабатывать полный выдох; побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью.

№ 1. Знакомство с отрывком из поэмы А.С.Пушкина «Евгений Онегин»», «Уж небо осенью дышало…»

Цель: познакомить с творчеством А.С.Пушкина; учить читать наизусть стихотворения.

№ 2. «Скоро в школу».

Цель: развивать умение составлять по памяти рассказ на тему «Что я видел в школе?»; учить подбирать обобщающие слова для группы предметов.

№ 2. Звуковая культура речи. Звуки [У] и [А]. Цель: упражнять в правильном произношении звуков [У] и [А] (изолированных, в звукосочетаниях, в словах).

№ 3. Чтение и пересказ нанайской народной сказки «Айога».

Цель: развивать умение слушать художественное произведение, понимать образное содержание сказки, оценивать характеры персонажей; закреплять понятия о жанровых особенностях литературных произведениях.

№ 4. Рассказ по картине «Дети идут в школу».

Цель: развивать умение составлять рассказ по картине; закреплять понятие «речь», «слово», «предложение»; развивать умение составлять предложения, используя вводные слова и слова в переносном значении, членить слова на слоги.

№ 3. Рассматривание иллюстраций к русской народной сказке "Колобок".

Цель: развивать умение внимательно рассматривать рисунки в книгах, объясняя содержание иллюстраций.

№ 5. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк».

Цель: развивать образное мышление, умение понимать содержание произведения, главную мысль русской народной сказки; совершенствовать умение связно передавать содержание произведения.

№ 6. Рассказ К.Ушинского «Четыре желания».

Цель: продолжать развивать умение пересказывать текс точно, последовательно, выразительно; развивать связную речь детей; дать понятия «буква», «звук», «гласный», «согласный»; производить звуковой анализ слова, дифференцировать гласные и согласные звуки, придумывать предложения.

№ 4. Звуковая культура речи. Звук [О].

Цель: отрабатывать четкое произношение звука [О]; побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью.

№ 7. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Цель: знакомить детей с жанровыми особенностями литературных произведений; формировать представление о главной мысли былины.

№ 8. Рассказ по предметным картинкам «Явления природы».

Цель: формировать умение составлять коллективный рассказ по предметным картинкам; развивать умение сравнивать явления природы по признакам различия и сходства; подбирать синонимы и антонимы, выделяя существенные признаки предмета; дать понятие об ударном слоге; закреплять умение определять место ударения в словах.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

№ 5. Рассматривание сюжетных картинок к сказке «Три медведя».

Цель: упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными; помочь понять сюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами.

№ 9. Рассказ Г.Паустовского «Тёплый хлеб».

Цель: развивать умение осмысливать содержание небольшого литературного произведения, оценивать поступки и характер героев рассказа, способствовать развитию связной речи.

№ 10. Рассказ по картине «Летом в парке».

Цель: развивать умение составлять рассказ на осеннюю тематику, узнавать реальные признаки осени в их поэтическом выражении, понимать и использовать слова в переносном значении; различать и называть гласные звуки, придумывать слова с заданным звуком, делить слова на слоги, определять род предмета; развивать речевое дыхание, умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.

№ 6. Звуковая культура речи. Звук [И].

Цель: упражнять в правильном произношении звука [И] (изолированных, в звукосочетаниях, в словах).

№ 11. Заучивание стихотворения Н.Рубцова «Про зайца».

Цель: выяснить, какие стихи дети помнят, как их читают; заучить наизусть стихотворение.

№ 12. Коллективный рассказ «Наша поездка в зоопарк».

Цель: развивать речевые умения; активизировать словарь по теме «Зоопарк»; развивать умение дифференцировать понятия «буква», «звук», «гласные и согласные звуки», составлять предложение из двух слов.

№ 7. Рассматривании картинки «Коза с козлятами».

Цель: развивать умение внимательно рассматривать картинку, отвечать на вопросы воспитателя.

№ 13. Чтение рассказа А.Куприна «Слон».

Цель: познакомить с произведением; учить оценивать поступки литературных героев с нравственной точки зрения; развивать умение с помощью мимики, жестов, интонации создавать выразительные образы.

№ 14. Рассказывание по картине – пейзажу А.Саврасова «Поздняя осень».

Цель: познакомить с репродукцией картины А.Саврасова «Поздняя осень»; развивать умение описывать предметы изображенные на картине, выделяя их характерные признаки; развивать умение дифференцировать гласные звуки на слух; развивать эстетические чувства.

№ 8. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Цель: упражнять в умении употреблять существительные, обозначающие детенышей животных, правильно и четко употреблять слова.

№ 15. Беседа о сказках.

Цель: уточнить и обогатить представление о сказках А.Пушкина; формировать интерес к рассматриванию иллюстраций в книге.

№ 16. Чтение рассказа В.Бианки «Купание медвежат».

Цель: развивать умение последовательно и выразительно передавать небольшой по объёму литературный текст; развивать умение объяснять непонятные слова, встречающиеся в тексте; подбирать слова используя рифму, различать простейшие случаи много значимости слов.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

№ 9. Игра-инсценировка «У матрешки новоселье».

Цель: формировать диалогическую речь.

№ 17. Знакомство с произведением Д.Мамина-Сибиряка «Медведко».

Цель: познакомить с творчеством Д.Мамина-Сибиряка; помочь вспомнить название и содержание знакомых произведений писателя;  развивать умение определять к какому жанру относится каждое произведение; развивать интерес и любовь к книге.

№ 18. Беседа «Моя семья».

Цель: развивать умение отвечать на вопросы; развивать навыки правильного грамматического строя речи.

№ 10. Дидактические игры: «Эхо», «Чудесный мешочек». Звук [Э].

Цель: упражнять в произношении слов со звуком [Э], в определении качеств предметов на ощупь; развивать слуховое восприятие.

№ 19. Сказка Ш.Перро «Кот в сапогах».

Цель: развивать умение различать жанровые особенности сказки; осмысливать содержание прочитанного; совершенствовать умение связно передавать содержание прочитанного средствами игры; формировать оценочное отношение к героям сказки.

№ 20. Составление рассказа «Мой первый день в детском саду».

Цель: развивать умение составлять рассказ из личного опыта на заданную тему; учить формулировать высказывание с личной оценкой героев, воспринимать смысл пословиц; упражнять в придумывании слов на заданный звук, назывании слов с противоположным значением (антонимы); познакомить с твёрдыми и мягкими согласными звуками; совершенствовать умение делить слова на слоги.

№ 11. Звуковая культура речи.

Цель: упражнять в отчетливом и правильном звукопроизношении; побуждать вступать в диалог в игровой ситуации.

№ 21. Рассказ М.Зощенко «Великие путешественники».

Цель: познакомить с литературным произведением М.Зощенко; развивать умение определять характер персонажей, связно пересказывать литературный текст; развивать умение полно и точно отвечать на поставленные вопросы.

№ 22. Сюжетный рассказ по картине «Лиса с лисятами».

Цель: учить составлять рассказ по картине, отвечать на вопросы; выделять согласные звуки, различать их по звонкости; развивать умение самостоятельно придумывать событие, предшествующее изображаемому, а также последующее; закреплять умение выполнять звуковой анализ слов.

№ 12. Звуковая культура речи. Звуки [М] и [М'].

Цель: упражнять в отчетливом и правильном звукопроизношении в словах, фразовой речи; способствовать воспитанию выразительности речи; развивать умение вставлять слова по смыслу.

№ 23. Былина «Садко».

Цель: Уточнить понятие о жанровых особенностях сказки; помочь понять мотивы поступков героев.

№ 24. Чтение сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка».

Цель: развивать умение придумывать сказку на определенную тему, описывать внешний вид персонажей, их действия, переживания; развивать речевые умения по подбору однокоренных слов синонимов и антонимов; упражнять в проведении звукового анализа, подборе слов с разной длительностью звучания.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

№ 13. Звуковая культура речи. Звуки [Б] и [Д].

Цель: упражнять в четком произношении согласных звуков в словах; развивать умение заучивать стихотворение; отрабатывать выразительность речи.

№ 25. Сказка К. Ушинского «Лиса и козёл».

Цель: подвести к пониманию смысла сказки; учить оценивать поступки героев.

№ 26. Речевая игра «Из чего что сделано?».

Цель: закреплять умение рассматривать, описывать и сравнивать предметы, выделяя существенные признаки; подбирать существительные и прилагательные, синонимы, однокоренные слова; развивать творческую деятельность способом морфологического анализа; дать понятие о предлогах; упражнять в умении выделять предлоги в речи, придумывать предложения с заданными предлогами.

№ 14. Стихотворение А.Босева «Трое».

Цель: познакомить со стихотворением, оживит в памяти детей их собственные впечатления от катания на санках; формировать диалогическую речь; помочь запомнить стихотворение.

№ 27. Знакомство с произведением И.Сурикова «Зима».

Цель: помочь почувствовать красоту природы в стихотворении, выучить его наизусть; закрепить знание о различии стихотворного и прозаического жанров; развивать умение внимательно слушать, высказывать своё отношение к содержанию.

№ 28. Рассказ Е.Пермяка «Первая рыбка».

Цель: развивать умение пересказывать текст, используя авторские выразительные средства; совершенствовать умение составлять сложные предложения, производить звуковой анализ слов, определять род предмета; развивать звуковую культуру речи и грамматическую правильность; упражнять в подборе синонимов; расширять знания о предложениях.

№ 15. Звуковая культура речи. Загадки.

Цель: упражнять детей в различении слов, похожих по звучанию; учить отчетливо проговаривать слова, отгадывать загадки.

№ 29. Знакомство с произведением Ю.Коваля «Стожок».

Цель: познакомить с новым художественным произведением; развивать умение определять характер персонажей, передавать при пересказе отдельные эпизоды в лицах; помочь понять мотивы поступков героев.

№ 30. Рассказвание по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер».

Цель: продолжить работу по составлению описательного рассказа по картине; развивать умение придумывать самостоятельно сюжет, использовать выразительные средства при описании зимы; разделять предметы на одушевлённые и неодушевлённые.

№ 16. Звуковая культура речи.

Цель: упражнять в правильном произношении звуков (в звукосочетаниях, словах, фразах); учить вести диалог в сюжетно-ролевой игре, петь песенку, четко проговаривая звуки и слова.

№ 31. Сказка по народным сюжетам «Снегурочка».

Цель: учить понимать образное содержание сказки, характеры героев, оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку; воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

№ 32. Сравнительно-описательный рассказ «Зимний вечер».

Цель: активизировать словарь; учить сравнивать явления природы, подбирать синонимы и антонимы, отгадывать загадки, выделяя существенные признаки предметов, правильно задавать вопрос, дифференцировать собственные и нарицательные существительные; упражнять в звуковом анализе слов.

Я

Н

В

А

Р

Ь

№ 17. Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди».

Цели: развивать умение рассматривать сюжетные картинки, отвечать на вопросы, делать простейшие выводы, высказывать предположения.

№ 33. Знакомство с произведением П.Ершова «Конёк-горбунок».

Цель: развивать умение различать жанровые особенности сказки; формировать оценочное отношение к героям; осмысливать содержание прочитанного, связно передавать содержание средствами игры.

№ 34. Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок и жерновцы».

Цель: продолжать знакомить с русскими народными сказками, их жанровыми особенности, элементами композиции сказки (зачин, концовка); развивать умение осмысливать характеры персонажей сказки, составлять описательный рассказ; развивать умение пересказывать сказку по плану; формировать образность речи, понимание образных выражений.

№ 18. Рассматривание сюжетных картин.

Цель: развивать умение рассматривать сюжетную картинку, давать ей название, конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей; отрабатывать правильное и четкое произношение слов и звука [В].

№ 35. развивать умение Рассматривание картины «Путаница».

Цель: анализировать юмористические картинки, рисунки, задавать вопросы, выделять в тексте слова – признаки предмета.

№ 36. Пересказ произведения Е.Чарушина «Медведь».

Цель: развивать умение пересказывать последовательно, полно, передавая образные словосочетания и обороты, используя выразительные интонации.

№ 19. Звуковая культура речи. Звук [Т].

Цель: закреплять произношение звука [Т] в словах и фразовой речи; учить отчётливо произносить звукоподражание со звуком [Т]; отчётливо произносить звукоподражание с разной скоростью и громкостью.

№ 37. Стихотворение С.Есенина «Берёза».

Цель: развивать умение чувствовать ритм стихотворения, понимать замысел произведения.

№ 38. Пересказ сказки «У страха глаза велики».

Цель: развивать умение пересказывать сказку; развивать речевые умения в образовании однокоренных слов; составлять загадки о предметах, выделяя их существенные признаки; подбирать обобщающие слова для групп однородных предметов; активизировать употребление прилагательных.

№ 20. Звуковая культура речи. Звук [К].

Цель: развивать умение отчетливо произносить слова и звукоподражания со звуком [К] в словах и фразовой речи; отчётливо произносить звукоподражание со звуком [К] с разной скоростью и громкостью.

№ 39. Чтение сказки Х-К.Андерсена «Гадкий утёнок».

Цель: помочь вспомнить знакомые сказки Х-К.Андерсена, познакомить с новой; упражнять в пересказе простых коротких произведений; развивать интонационную выразительность речи.

№ 40. Беседа «Моя любимая игрушка».

Цель: развивать умение составлять небольшой рассказ из своего личного опыта, выразительно, последовательно; познакомить с многозначными словами, омонимами и словами употребляемыми только во множественном числе.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

№ 21. Звуковая культура речи. Звук [П].

Цель: тренировать отчетливо и правильно произносить изолированно звук [П] и звукоподражательные слова с этим звуком.

№ 41. Рассказ В.Бианки «Приспособился»

Цель: способствовать эмоциональному восприятию содержания рассказа, придумывать продолжение и окончание рассказа; закреплять знания об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров.

№ 42. Рассказы Н.Сладкова из книги «Воробьишкина весна».

Цель: развивать умение воспринимать короткие литературные произведения, объяснять непонятные слова; продолжать учить составлять разные виды предложений с заданными словами; закреплять умение придумывать слова с заданным звуком и слогом.

№ 22. Звуковая культура речи. Звук [Ф].

Цель: развивать умение отчетливо и правильно произносить изолированно звук [Ф] и звукоподражательные слова с этим звуком.

№ 43. Русская народная сказка «Василиса Прекрасная».

Цель: продолжать знакомить с русской народной сказкой; учить осмысливать характеры персонажей; формировать образность речи, понимание образных выражений.

№ 44. Беседа «Как мы заботимся о малышах».

Цель: развивать умение участвовать в коллективном составлении рассказа по опорным вопросам, формировать личную оценку поступков героев; развивать речевые умения в подборе определений, синонимов и антонимов.

№ 23. Звуковая культура речи. Звук [С].

Цель: отрабатывать четкое произношение звука [С]; упражнять в умении вести диалог.

№ 45. Рассказ В.Даля «Старик –Годовик»

Цель: продолжать развивать умение понимать жанровые особенности сказки; выделять главную мысль, её мораль; совершенствовать умение использовать образные выражения, народные пословицы для формулирования идеи сказки.

№ 46. Составление рассказа «Моя мама».

Цель: Обучать составлению рассказа из личного опыта; учить придумывать рассказ без опоры на наглядный материал; рассказывать последовательно, грамматически правильно, подбирать прилагательные к существительному, на слух определять количество слов в предложении.

№ 24. Заучивание стихотворения В.Берестова «Петушки».

Цель: помочь запомнить стихотворение; учить выразительно рассказывать стихи наизусть; развивать чувство ритма.

№ 47. Стихотворение Ф.Тютчева «Зима недаром злится…»

Цель: развивать интонационную выразительность речи, восприятие ритма стихотворения.

№ 48. Беседа «Хорошие поступки».

Цель: упражнять в выполнении звукового анализа слова.

М

А

Р

Т

№ 25. Чтение стихотворения И.Косякова «Всё она».

Цель: познакомить с новым стихотворением; совершенствовать диалогическую речь.

№ 49. Сказка Х-К. Андерсена «Дюймовочка».

Цель: продолжать развивать умение различать жанровые особенности сказки; формировать оценочное отношение к персонажам сказки; учить осмысливать содержание сказки.

№ 50. Рассказ по картине В.М.Васнецова «Богатыри».

Цель: закреплять умение рассматривать картину, слушать рассказывание; развивать умение составлять рассказ по картине.

№ 26. Звуковая культура речи. Звук [З].

Цель: упражнять в произношении звука [З]; развивать умение отчетливо и правильно произносить изолированно звук [З] и звукоподражательные слова с этим звуком.

№ 51. Рассказ И.Чарушина «Кабан».

Цель: закреплять знание о жанровых особенностях литературных произведениях; обратить внимание на нравственные качества героев сказки.

№ 52. Рассказ М.Пришвина «Золотой луг».

Цель: развивать умение пересказывать литературный текст, подбирать определение и сравнение; закреплять знание специфики жанра рассказа, умение ставить ударение в ловах, определяя ударный и безударный слоги, делить слова на слоги; дать представление о понятии «приставка».

№ 27. Звуковая культура речи. Звук [Ц].

Цель: развивать умение изменять темп речи; отрабатывать четкое произношение звука [Ц], параллельно в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний.

№ 53. Стихотворение Эдварда Лира «Лимерики».

Цель: дать понятие о жанровых особенностях рассказа, отличии его от сказки, басни; развивать навыки пересказа литературного текста; развивать умение применять в тексте образные выражения, сравнения.

№ 54. Описательный рассказ по картине И.Левитана «Весна. Большая вода».

Цель: познакомить с содержанием картины; развивать умение составлять рассказ по картине, правильно подбирать местоимения и предлоги в речи.

№ 27. Звуковая культура речи. Звук [Ч'].

Цель: упражнять в произношении звука [Ч']; учить отчетливо и правильно проговаривать слова с этим звуком.

№ 55. Стихи о весне.

Цель: развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в стихотворении выразительные средства.

№ 56. Сочинение сказок.

Цель: развивать умение сочинять сказки об игрушках; активизировать в речи употребление сложных предложений.

А

П

Р

Е

Л

Ь

№ 28. Звуковая культура речи.

Цель: отрабатывать четкое произношение слов; упражнять в умении вести диалог.

№ 57. Рассказ В.Бианки «Лесные домишки.

Цель: познакомить с творчеством В.Бианки; продолжать работу по развитию знаний о жанровых особенностях сказки и рассказа.

№ 58. Составление рассказа «Мой щенок».

Цель: закреплять умение составлять рассказ на заданную тему, придумывать концовку, формулировать личность персонажей; воспринимать смысл пословиц, выраженных образно.

№ 29. Заучивание стихотворения С.И.Белоусова «Весенняя гостья».

Цель: помочь детям вспомнить стихи, которые они разучивали в течении года, запомнить стихотворение.

№ 59. Сказка Братьев Гримм «Горшок каши».

Цель: продолжать работу по развитию знаний о жанровых особенностях сказки и рассказа; обратить внимание на нравственные качества героев сказки.

№ 60. Сочинение сказки.

Цель: закреплять навыки составления сказки на заданную тему; совершенствовать умение производить звуковой анализ слова; активизировать в речи употребление существительных и прилагательных женского, среднего и мужского рода.

№ 30. Звуковая культура речи. Звуки [С] и [С'].

Цель: отрабатывать четкое произношение звуков [С] и [С']; упражнять в умении вести диалог.

№ 61. Рассказ С.Алексеева «Первый ночной таран».

Цель: развивать память, творческое воображение и устную речь детей.

№ 62. Весна в пословицах и поговорках.

Цель: закреплять умение правильно, выразительно и с соответствующей интонацией использовать в своей речи малые формы фольклора; воспитывать интерес к скороговоркам, пословицам, считалкам.

№ 31. Звуковая культура речи. Звуки [С] и [С'], [З] и [З'], [Ц].

Цель: упражнять в правильном произношении звуков [С] и [С'], [З] и [З'], [Ц] в словах.

№ 63. Стихотворение А.Блока «На лугу».

развивать умение выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение; побуждать к размышлениям над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть.

№ 64. Сказки А.Пушкина.

Цель: закреплять умение рассказывать о своих любимых книгах, инсценировать фрагменты произведений; воспитывать любовь к художественной литературе.

М

А

Й

№ 32. Звуковая культура речи. Звук [Ш].

Цель: развивать умение в правильном произношении звука [Ш] в словах.

№ 65. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Цель: продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки; формировать образность речи; развивать творческие способности, умение разыгрывать фрагменты сказки.

№ 66. Беседа по картинам на тему «Весна».

Цель: развивать умение детей внимательно рассматривать картины, рассказывать об их содержании, видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник, чувствовать красоту произведений искусства.

№ 33. Рассматривание сюжетных картин.

Цель: развивать умение рассматривать сюжетную картинку и рассказывать о том, что на ней изображено.

№ 67. Загадки, скороговорки, считалки.

Цель: повторить известные произведения малых форм фольклора; познакомить с новыми произведения.

№ 68. Игры со словами.

Цель: развивать фонематический слух.

№ 34. Заучивание стихотворения В.Берестова «Котёнок».

Цель: помочь запомнить стихотворение, выразительно читать.

№ 35. «Что такое хорош, что такое плохо?».

Цель: совершенствовать диалогическую речь (умение вступать в разговор, высказывать суждение так, чтобы оно было понятно другим); грамматически правильно отражать в речи свои впечатления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по развитию речи в средней группе

Калндарно-тематическое планирование работы по развитию речи с детьми-логопатами средней группы детского сада...

Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе

Перспективное планирование по развитию речи...

Перспективное планирование по развитию речи в подготовительной группе

Перспективное планирование по развитию речи в подготовительной группе, проводится 1 раз в неделю по лексическим темам....

Перспективное планирование по развитию речи второй младшей группы.

Перспективное планирование по развитию речи второй младшей группы....

Перспективное планирование по Развитию Речи во второй группе раннего развития по программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ"

Перспективное планирование по Развитию Речи во второй группе раннего развития по программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ"...